Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

В данной работе ставится достаточно узкая задача – рассмотреть только один аспект применения диалога и монолога – лекционные и семинарские занятия.
Хотелось бы проанализировать возможности, которые открывают для учителя и учеников такие уроки и подытожить некоторый практический опыт использования лекций и семинаров.

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------- 2
1. Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории.--------------------4
2. Организация лекционно-семинарских занятий на тему: «Российская империя в XVIII веке».---------15
Заключение ------------------------------------------------30

Список Литературы--------------------------------------32

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 77.31 Кб (Скачать файл)

      Наиболее трудным для подготовки и проведения будет семинар-дискуссия. При проведении самым сложным будет добиться того, чтобы дискуссия шла по существу. Учащимся надо объяснить некоторые принципиальные моменты:

        -    не надо бояться ошибки или расхождения с учебником (это как раз не удивительно). Без ошибок нет нового знания, но в ошибке не надо упорствовать.

        -     Цель дискуссии – истина, а не победа в споре.

        -  Не бойся вступать в разговор, если твоя мысль не соответствует мнению других.

         -  Доказывай, ищи обоснование своей мысли. Она должна быть проверена.

       -      Не компенсируй недостаток знаний бурными эмоциями.

          Учителю здесь тоже серьезно готовиться в том плане, чтобы спор шел только по проблемам, обеспеченным материалом.

        Именно поэтому необходимо соблюдать ряд условий подготовки семинара. Учащиеся должны быть предупреждены о семинаре заранее (за 2-3 недели). Вопросы к семинару должны быть сформулированы как можно более четко, возможно с подвопросами, уточняющими взгляд на проблему. Учащиеся должны быть обеспечены литературой и источниками, что является непростым делом в современной обстановке.

       Необходимое условие – тщательная работа с докладчиками, помощь в подборе литературы, составлении плана доклада, возможно, его основных тезисов. Эта работа очень трудоемкая, но без нее надеяться на успех семинара достаточно трудно.

       Когда можно говорить об успехе семинарской формы работы? Показателями успеха может быть определенная степень овладения учащимися такими умениями и навыками, как: анализ исторического источника и обобщение материалов нескольких источников.

         Заметим, что материал для начала выработки таких навыков может дать семинарская работа с материалом учебника «История мировых цивилизаций». Кроме того, учащиеся на семинарах овладевают навыками подготовки сообщений и докладов, рецензирования ответов товарищей, оппонирования. Для работы в малокомплектной школе наиболее удобной формой семинара может быть обсуждение подготовленных докладов. При 3-5 поставленных на обсуждение вопросах весь состав класса может быть «задействован» в качестве докладчиков, содокладчиков и оппонентов. Напротив, групповую работу в этих условиях организовать почти невозможно.

          В результате работы на семинарах предполагается, что учащиеся овладевают первичными навыками важнейших логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательного рассуждения, а так же умения вычленять и формулировать проблемы, находить логические пути их решения.

       Перед семинарскими занятиями стоят очень серьезные и разнообразные задачи. Но их реализация сталкивается с рядом трудностей. Некоторые методические публикации рекомендуют проводить не более 2-3 семинарских занятия в год. Совершенно ясно, что ни о какой системе работы, помогающей выработать вышеперечисленные умения и навыки, в этом случае речи быть не может.

         С другой стороны, учащиеся очень загружены в современной школе. По-видимому, для успешной организации семинарских занятий придется почти совсем  отказаться от традиционной текущей оценки и внедрять элементы рейтинговой системы.

        Кроме того, следует отметить не меньшую загруженность учителя, объясняемую целым рядом причин. А в подготовке к семинару ему приходится не только работать с учащимися, но и изучить весь комплекс источников и литературы самому, продумать вступительное и заключительное слова, возможный ход обсуждения, комментарии и т.д.

        Именно поэтому выход видится в использовании отдельных элементов дискуссии, обсуждении докладов, как подготовки учащихся к самообразованию.   

 

 

 

 

 

 

2. Организация лекционно-семинарских  занятий на тему: «Российская империя в XVIII веке».

 

 

      В старшей школе следует осуществлять  продуманную и научно-обоснованную  работу по обновлению и совершенствованию  учебной деятельности школьников. Особенно это важно при подготовке  к централизованному тестированию. Во многом качество подготовки, ее результативность зависят от творческой инициативы и смелости, умения и знаний современных тенденций в области педагогической психологии и технологизации учебной деятельности. Надо признать, что преподносить учащимся  готовый материал по учебнику гораздо проще, чем организовывать класс и отдельно каждого учащегося на творческую работу.

     Смоделируем  лекционно-семинарские  занятия на тему: «Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.»

 

План  занятий:

          1.Лекция (1 час). (см. приложение 1)

1. Сельское хозяйство,

2. Промышленность и торговля,

3. Социальный строй

          2.Семинар-1 (1 час) (см. приложение 2)

«Россия во второй половине XIX века»

 

2.1. Лекция.

 

      В последнее время учителя увлечены чтением лекций в старших классах. Однако, как утверждают классики методической науки, школьная лекция не форма изложения, а разновидность урока истории, осо6ый метод его проведения.4 Поэтому школьная лекция тре6ует осо6ой методики проведения, поскольку простое слушание лекций под диктовку весьма непродуктивно. Лекция должна сопровождаться примерно такой же ра6отой, как при чтении и конспектировании книги.5

 

 

 

         4. 8агин А. А., Сперанская Н. В. 0сновные вопросы методики преподавания истории в старших классах: посо6ие для учителей. м., 1959. с. 109

       5. Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. л. 1939.  с.22

 

      Цель лекции - развить умение слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать. Поэтому вначале целесоо6разно начать о6учение школьников конспектированию уче6ника истории.

     3атем их о6учают конспектированию устной речи. Перед о6ъяснением нового материала учитель диктует краткий план, который вносит четкость и последовательность в запись учащихся. Изложив часть Материала, учитель вместе с учениками выясняет главную мысль рассказанного, составляет примерный текст записи. При изложении материала надо следить 3а скоростью 3аписывания. 3аписывающих медленно следует время от времени контролировать, прося их прочитать свои записи; если нужно, поправить текст и рассказать, какие сокращения при записях о6ычно вводят. На следующем занятии ученики читают свои записи, выясняя, что из главного пропущено и что второстепенное нужно опустить.6.

      Иногда содержание лекции позволяет ученикам заполнять та6лицу, куда

нужно по ходу лекции 3анести новые исторические факты, понятия, имена.

 

2.2.Семинар

 

     Семинарские занятия проводятся  в старших классах при изучении  гуманитарных предметов. При этом  используются два вида семинаров:  в форме докладов и сообщений;  в вопросно-ответной форме. Сущность  семинаров заключается в коллективном  обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под  руководством учителя.

    Семинарскому занятию предшествует  длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная  и дополнительная литература, намечается  работа каждого ученика и класса  в целом. Структурно семинары  довольно просты. Они начинаются  с краткого вступления учителя  (введение в тему), затем последовательно  обсуждаются объявленные вопросы.  В конце занятия учитель подводит  итог, делает обобщение. Если готовились  сообщения или доклады, то обсуждение  строится на их основе при  активном участии оппонентов, которые  тоже готовятся заранее и предварительно  ознакомились с содержанием сообщений.

     Особой формой семинара является  семинар-диспут. Его отличие от  внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы   учащихся   на   уроке.  Семинар-диспут  имеет  и   особую   цель  –

 

       

         6. 3иновьев М. А. Очерки методики преподавания истории М. 1955. с. 177

 

формирование  оценочных суждений, утверждение  мировоззренческих позиций.7

     Семинар - это форма организации  занятия, при которой учащиеся  самостоятельно изучают материал  по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют  задания с последующим коллективным  обсуждением и оценкой результатов  под руководством преподавателя.  Семинары дают учащимся возможность  активно использовать информацию, полученную по различным каналам.  В спорах, дискуссиях и обсуждениях  углубляются, систематизируются  знания, приобретаются ценные навыки  самостоятельной работы. Самое главное  состоит в том, что участие  в семинарах вырабатывает активность  в процессе приобретения знаний  и формируют самостоятельное  мышление учащихся.

     Семинар в среднем учебном  заведении отличается от вузовского. Последний часто выливается в собеседование по заранее предложенным вопросам или ограничивается заслушиванием докладов и сообщений. В школе семинар – это прежде всего форма коллективной работы, при которой роль преподавателя более активная, чем роль преподавателя в вузе. Роль эта велика и в процессе подготовки к семинару: регламентация и корректировка деятельности студентов, помощь в их работе с литературой, постоянные консультации и промежуточный контроль. Все это излишне в высшем учебном заведении.

     Выбор темы семинара определяется  рядом факторов. Например, проблемы, выносимые на обсуждение, должны  быть не просто ключевыми, но  и посильными для учащихся, вызывать  интерес. 

     План предстоящего семинара целесообразно  предложить не менее чем за  две недели до занятия. Вопросов  не должно быть слишком много  (не более пяти). Они должны  быть проблемными, предусматривать  возможность альтернативных точек  зрения и организацию серьезного  обсуждения. Наряду с такими вопросами  преподаватель готовит к семинару, но не сообщает учащимся заранее  вопросы к плану, конкретизирующие  основные этапы обсуждения проблемы. Вместе с планом предлагается  список рекомендуемой литературы. При этом нужно указать на  особенности работы с каждым  источником: на что обратить внимание, какой вид работы выполнить  (составить план, конспект, реферат,  тезисы). Основную литературу лучше  отделить от дополнительной. Кроме названия источника необходимо указать страницы. Отдельным учащимся  или их группам можно дать дополнительные задания: подобрать материал по какому-либо вопросу, составить таблицу, схему, подготовить справки, статистические данные.

 

 

       

       7. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

     По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.

      Цель семинара: более углубленное  самостоятельное изучение вопроса,  темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической  и конструктивной методологией. В условиях школы семинар –  один из основных видов практических  занятий, состоящих в обсуждении  учащимися сообщений, докладов, рефератов,  выполненных по результатам самостоятельного  исследования, опыта, доказательства.

     

Задачи  семинарских занятий:

1. Образовательные: 

- расширение  общего научного кругозора; 

- углубление  самостоятельного изучения учащимися  отдельных, основных или наиболее  важных тем курса; 

- формирование  навыков, умений проведения опытов  научного исследования по данной  теме, проблеме;

- овладение  методикой конкретной науки; 

- выбор  нужной основной информации из  первоисточников, словарно-энциклопедической  литературы.

2. Развивающие: 

- развитие  умений доказать, обобщать;

-умение  отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

- развитие  эмоций, чувств;

- развитие  волевых усилий;

- развитие  памяти;

- совершенствование  искусства устного и письменного  изложения, темы, вопроса, проблемы  опыта в соответствии с заданной  целью. 

3. Воспитывающие: 

- формирование  познавательного интереса к науке  учебного предмета и к методам  исследования.

      Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются учителем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков.

Информация о работе Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории