Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа
В данной работе ставится достаточно узкая задача – рассмотреть только один аспект применения диалога и монолога – лекционные и семинарские занятия.
Хотелось бы проанализировать возможности, которые открывают для учителя и учеников такие уроки и подытожить некоторый практический опыт использования лекций и семинаров.
Введение-------------------------------------------------- 2
1. Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории.--------------------4
2. Организация лекционно-семинарских занятий на тему: «Российская империя в XVIII веке».---------15
Заключение ------------------------------------------------30
Список Литературы--------------------------------------32
Наиболее трудным для подготовки и проведения будет семинар-дискуссия. При проведении самым сложным будет добиться того, чтобы дискуссия шла по существу. Учащимся надо объяснить некоторые принципиальные моменты:
- не надо бояться ошибки или расхождения с учебником (это как раз не удивительно). Без ошибок нет нового знания, но в ошибке не надо упорствовать.
- Цель дискуссии – истина, а не победа в споре.
- Не бойся вступать в разговор, если твоя мысль не соответствует мнению других.
- Доказывай, ищи обоснование своей мысли. Она должна быть проверена.
- Не компенсируй недостаток знаний бурными эмоциями.
Учителю здесь тоже серьезно готовиться в том плане, чтобы спор шел только по проблемам, обеспеченным материалом.
Именно поэтому необходимо соблюдать ряд условий подготовки семинара. Учащиеся должны быть предупреждены о семинаре заранее (за 2-3 недели). Вопросы к семинару должны быть сформулированы как можно более четко, возможно с подвопросами, уточняющими взгляд на проблему. Учащиеся должны быть обеспечены литературой и источниками, что является непростым делом в современной обстановке.
Необходимое условие – тщательная работа с докладчиками, помощь в подборе литературы, составлении плана доклада, возможно, его основных тезисов. Эта работа очень трудоемкая, но без нее надеяться на успех семинара достаточно трудно.
Когда можно говорить об успехе семинарской формы работы? Показателями успеха может быть определенная степень овладения учащимися такими умениями и навыками, как: анализ исторического источника и обобщение материалов нескольких источников.
Заметим, что материал для начала выработки таких навыков может дать семинарская работа с материалом учебника «История мировых цивилизаций». Кроме того, учащиеся на семинарах овладевают навыками подготовки сообщений и докладов, рецензирования ответов товарищей, оппонирования. Для работы в малокомплектной школе наиболее удобной формой семинара может быть обсуждение подготовленных докладов. При 3-5 поставленных на обсуждение вопросах весь состав класса может быть «задействован» в качестве докладчиков, содокладчиков и оппонентов. Напротив, групповую работу в этих условиях организовать почти невозможно.
В результате работы на семинарах предполагается, что учащиеся овладевают первичными навыками важнейших логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательного рассуждения, а так же умения вычленять и формулировать проблемы, находить логические пути их решения.
Перед семинарскими занятиями стоят очень серьезные и разнообразные задачи. Но их реализация сталкивается с рядом трудностей. Некоторые методические публикации рекомендуют проводить не более 2-3 семинарских занятия в год. Совершенно ясно, что ни о какой системе работы, помогающей выработать вышеперечисленные умения и навыки, в этом случае речи быть не может.
С другой стороны, учащиеся очень загружены в современной школе. По-видимому, для успешной организации семинарских занятий придется почти совсем отказаться от традиционной текущей оценки и внедрять элементы рейтинговой системы.
Кроме того, следует отметить не меньшую загруженность учителя, объясняемую целым рядом причин. А в подготовке к семинару ему приходится не только работать с учащимися, но и изучить весь комплекс источников и литературы самому, продумать вступительное и заключительное слова, возможный ход обсуждения, комментарии и т.д.
Именно поэтому выход видится в использовании отдельных элементов дискуссии, обсуждении докладов, как подготовки учащихся к самообразованию.
2. Организация лекционно-
В старшей школе следует
Смоделируем лекционно-
План занятий:
1.Лекция (1 час). (см. приложение 1)
1. Сельское хозяйство,
2. Промышленность и торговля,
3. Социальный строй
2.Семинар-1 (1 час) (см. приложение 2)
«Россия во второй половине XIX века»
2.1. Лекция.
В последнее время учителя увлечены чтением лекций в старших классах. Однако, как утверждают классики методической науки, школьная лекция не форма изложения, а разновидность урока истории, осо6ый метод его проведения.4 Поэтому школьная лекция тре6ует осо6ой методики проведения, поскольку простое слушание лекций под диктовку весьма непродуктивно. Лекция должна сопровождаться примерно такой же ра6отой, как при чтении и конспектировании книги.5
4. 8агин А. А., Сперанская Н. В. 0сновные вопросы методики преподавания истории в старших классах: посо6ие для учителей. м., 1959. с. 109
5. Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. л. 1939. с.22
Цель лекции - развить умение слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать. Поэтому вначале целесоо6разно начать о6учение школьников конспектированию уче6ника истории.
3атем их о6учают конспектированию устной речи. Перед о6ъяснением нового материала учитель диктует краткий план, который вносит четкость и последовательность в запись учащихся. Изложив часть Материала, учитель вместе с учениками выясняет главную мысль рассказанного, составляет примерный текст записи. При изложении материала надо следить 3а скоростью 3аписывания. 3аписывающих медленно следует время от времени контролировать, прося их прочитать свои записи; если нужно, поправить текст и рассказать, какие сокращения при записях о6ычно вводят. На следующем занятии ученики читают свои записи, выясняя, что из главного пропущено и что второстепенное нужно опустить.6.
Иногда содержание лекции позволяет ученикам заполнять та6лицу, куда
нужно по ходу лекции 3анести новые исторические факты, понятия, имена.
2.2.Семинар
Семинарские занятия
Семинарскому занятию
Особой формой семинара
6. 3иновьев М. А. Очерки методики преподавания истории М. 1955. с. 177
формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.7
Семинар - это форма организации
занятия, при которой учащиеся
самостоятельно изучают
Семинар в среднем учебном
заведении отличается от
Выбор темы семинара
План предстоящего семинара
7. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.
Цель семинара: более углубленное
самостоятельное изучение
Задачи семинарских занятий:
1. Образовательные:
- расширение общего научного кругозора;
- углубление
самостоятельного изучения
- формирование
навыков, умений проведения
- овладение методикой конкретной науки;
- выбор
нужной основной информации из
первоисточников, словарно-
2. Развивающие:
- развитие умений доказать, обобщать;
-умение
отстаивать свои мысли,
- развитие эмоций, чувств;
- развитие волевых усилий;
- развитие памяти;
- совершенствование
искусства устного и
3. Воспитывающие:
- формирование
познавательного интереса к
Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются учителем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков.
Информация о работе Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории