Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа
В данной работе ставится достаточно узкая задача – рассмотреть только один аспект применения диалога и монолога – лекционные и семинарские занятия.
Хотелось бы проанализировать возможности, которые открывают для учителя и учеников такие уроки и подытожить некоторый практический опыт использования лекций и семинаров.
Введение-------------------------------------------------- 2
1. Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории.--------------------4
2. Организация лекционно-семинарских занятий на тему: «Российская империя в XVIII веке».---------15
Заключение ------------------------------------------------30
Список Литературы--------------------------------------32
- Использование разнообразных методических приемов и средств: описание, объяснение, рассуждение, беседа, наглядность, художественная литература, технические средства.
- Доступность изложения, образный, яркий язык.
Безусловно, соблюдение всех этих требований может и должно сделать лекцию интересной для учащихся, помочь реализовать ее дидактический и информационный потенциал.
И все же, при соблюдении всех этих требований, возможно попадание в такие «ловушки», которые заключены в самом лекционном способе работы. Лекция может полностью выключить учащегося из какой-либо активной деятельности на уроке, превратив его в пассивного и, возможно, равнодушного слушателя – потребителя.
Это возможно по нескольким причинам. Назовем хотя бы две из них:
- Контроль знаний, полученных на лекции, не наступает немедленно, как при решении математической задачи. А учащиеся в современной школе очень загружены и иногда пользуются самой малейшей возможностью «взять паузу».
- Учащиеся избалованы телевидением. Поэтому к учителю – лектору они могут относиться как к телеизображению. Но ведь их никто не заставляет работать, сидя перед телеэкраном!
Поэтому важнейшей задачей, особенно если школьная лекция превращается в системную форму обучения, будет целесообразная в методическом отношении организация работы учащихся. Нужна будет целенаправленная организация активной познавательной деятельности.
Практическое применение лекционной формы работы позволяет выделить некоторые приемы активизации деятельности школьников на уроке-лекции.
1. В начале лекции дается не просто план, а план – задание.
А) выбрать материал, позволяющий ответить на вопросы по основному плану лекции, возможно более мелкие, детализированные.
Б) выделить основные понятия, термины (возможна запись на доске с закрытой створкой.
В) определить ведущую идею лекции, или несколько таких идей.
2. По ходу изложения материала необходимо управлять конспектированием. Для этого:
А) несколько раз повторить основные положения лекции .
Б) использовать риторические вопросы для привлечения внимания к главным положениям лекции.
В) обязательно установить связь материала с предыдущим или опираться на прошлые знания.
Г) часть материала - цифры, выводы, цитаты, незнакомые термины целесообразно продиктовать (очень важна дозировка с тем, чтобы не сбиться на диктовку).
3. Выработка умения использовать полученный на лекции материал (задания на дом):
А) обработать свои записи по свежим следам, желательно в тот же день.
Б) тезисная запись лекции – возможна и в самом ходе изложения на доске.
В качестве заданий после лекции может быть предложено, подобрать материал, подтверждающий тот или иной тезис. Если лекционный метод работы применяется систематически, возможно составление памятки для учащихся в помощь их работе на лекциях. Она может включать следующие основные рекомендации:
- Запиши план, тему, тезисы (если имеются)
- Выдели для себя трудные слова, термины. Постарайся выяснить их значение.
- Запиши вопросы к учителю (лучше на полях) и задай их.
- Дома подготовь ответы на поставленные в лекции вопросы.
- Дополни свой конспект лекции сведениями из других источников.
Последние два пункта рекомендаций имеют и другое значение. Если есть продолжение работы в виде семинарского занятия, тогда совершенно необходимо работать с лекционным материалом именно таким образом. С учетом уровня подготовки учеников, их «вработанности» в лекционную форму, можно давать различные задания, позволяющие творчески, на серьезном уровне подойти к работе на самой лекции и к использованию полученного материала. Учащиеся могут:
- сформулировать и записать тезисы, формулировать выводы по отдельным вопросам.
- Сформулировать и записать ведущую идею.
- Подготовить рецензию на лекцию.
Конечно, всему этому надо учить отдельно, и эта система работы требует серьезной подготовки, как от учеников, так и от учителя.
Для учеников необходимо, чтобы учитель постепенно наращивал объем монологической речи, так как внимание трудно сразу удержать на длительный период, и необходима тренировка. Кроме того, усложняется постепенно и теоретическое содержание, сочетается повествование с описанием, характеристикой. Затем можно постепенно включать учащихся в ход размышления над проблемой, проводить исторические параллели. На достаточно высоком уровне подготовленности можно говорить и о проблемах, еще не решенных исторической наукой, знакомить с многообразием точек зрения на такие проблемы.
Для учителя лекция так же является достаточно сложным видом работы. Здесь необходим серьезный теоретический уровень, глубокое знание излагаемого материала. Все это требует длительной и тщательной подготовки. Святое правило лектора: «Читаешь лекцию на час – материала имей на два».3
Кроме того, существует ряд требований к речи учителя. Она должна быть разнообразной как по строению, используемым приемам, так и интонационно.
3. http://salaf-forum.com/
* * *
Семинарское занятие – та форма обучения, которая позволяет особенно эффективно организовывать работу учащихся. Семинары позволяют достаточно успешно решать целый ряд задач обучения истории:
- получать новые знания, в том числе и на основе самостоятельной работы с источниками и литературой по указанной проблеме.
- Закреплять полученные ранее знания.
- Обобщать и углублять имеющиеся знания, применять их к новому материалу.
- Развивать мышление учащихся.
- Способствовать выработке позиции, отношения к историческому материалу.
- Готовить учащихся к самообразованию и продолжению образования после окончания школы.
Однако в понятие «школьный семинар» может быть вложено различное содержание. С этой точки зрения можно выделить такие характерные черты семинарского занятия по истории, как:
- расширение, углубление и обобщение ранее изученного материала.
- Изучение нового материала
- Сочетание обобщения с изучением нового.
- Форма контроля по изучением темы, раздела.
Это, если можно так выразиться, классификация по роли в формировании знаний учащихся.
Школьный семинар по истории может так же различаться по формам проведения семинарского занятия. Здесь можно выделить следующие виды семинаров:
- развернутое и всестороннее обсуждение учащимися вопросов, заранее поставленных учителем.
- Коллективное обсуждение заслушанных сообщений, заранее подготовленных учащимися.
- Диспут, дискуссия.
Разумеется, любая из предложенных форм работы возможна лишь на основе всестороннего и углубленного изучения учащимися доступных по уровню источников и литературы.
Если подходить к семинарскому занятию на основе традиционной «триады» целей уроков, можно сказать следующее. В реализации образовательных, учебных целей и задач семинар способствует закреплению полученных ранее знаний, их углублению на основе обобщения и овладения новыми для учащихся понятиями.
В то же время семинар ставит и решает воспитательные цели и задачи, способствуя превращению знаний в убеждения, устраняя неправильное понимание, формируя умение отстаивать свои позиции, доказывать, убеждать.
Развивающая функция семинаров реализуется в развитии исторического мышления учащихся, овладения ими логическими операциями и умениями.
В известной степени семинар осуществляет и контрольную функцию, являясь итогом и проверкой самостоятельной работы учащихся.
В основу классификации семинаров заложены различные принципы, которые и являются основаниями для той или иной их группировки. Они различаются:
1.По месту в раскрытии содержания изучаемого курса.
- обобщение отдельных, иногда сквозных вопросов уже изученных тем.
- обобщение большой темы или нескольких тем.
- По источникам, над которыми работают учащиеся.
- работа с историческими документами (чаще всего из хрестоматий)
- работа с научной литературой по данной проблеме, трудами историков-классиков.
- работа с научно-популярной или учебной литературой.
2.По преобладающей форме проведения занятий.
3.По форме работы учащихся.
- индивидуальная, когда каждый должен быть готов к обсуждению темы или выступлению с сообщением, докладом
- групповая работа.
- сочетание индивидуальной и групповой работы.
Каждая из возможных группировок не является абсолютной. Реальные занятия включают черты и элементы различных групп, но преобладание того или иного момента помогает учителю определиться с типом занятия, выявить его дидактические возможности. Без этого трудно говорить об эффективном решении задач семинарского занятия.
Важнейшей задачей при подготовке семинара будет являться определение его тематики. В этом случае приходится учитывать достаточно много факторов, суммируя которые, можно сформулировать некоторые важнейшие методические требования по определению тематики семинарских занятий.
Семинарское занятие требует определенного минимума знаний по обсуждаемым вопросам. Уровень подготовки, сам учебный и жизненный опыт учащихся еще не позволяет им полностью самостоятельно овладевать знаниями. Поэтому в подавляющем большинстве случаев семинарское занятие будет целесообразным проводить в конце изучения темы. Это позволит обсудить более широкий круг вопросов, сделать обсуждение более содержательным. Если перед семинаром ставится задача контроля знаний учащихся, его проведение в конце изучения темы просто неизбежно.
Характер исторического материала, предлагаемого для изучения. Он должен быть посильным для учащихся, и при этом решать наиболее важные образовательно-воспитательные задачи. Обычно семинар проводится по теме, которая позволяет углубить понимание учащимися основных закономерностей и понятий, обобщить значительный круг фактов, обсудить достаточно сложные вопросы. При этом надо всегда иметь в виду уровень сложности темы.
Определенный уровень сформированности у учащихся умений и навыков самостоятельной работы, уровень мышления и подготовки к работе с историческим материалом.
Для того, чтобы семинарские занятия проходили успешно, нужно, чтобы они проводились систематически, учащиеся «врабатывались» в эту систему. Начиная работать на семинарах, следует в первую очередь позаботиться о соответствии уровня предлагаемого для обработки материала возможностям самих учащихся. На первых семинарских занятиях можно давать в качестве основы для докладов и сообщений учебную литературу или научно-популярные издания. Они, как правило, написаны доступным, адаптированным языком, и учащиеся смогут извлечь ответы на поставленные вопросы. Хотя следует оговориться, что язык и терминологию новых современных учебников по истории доступными можно назвать лишь с определенными оговорками.
Следующим этапом может быть работа с трудами историков-классиков. Ими используется настолько богатый фактический материал, что они практически приближаются к источникам. При этом очень важно понять логику автора, его подход к работе с историческим материалом. Только пройдя эти две ступени, учащиеся могут уже достаточно серьезно работать, анализируя исторический источник.
Кроме того, поэтапный подход должен применяться и к формам работы учащихся на семинаре. На первых этапах работы можно и нужно давать учащимся небольшие по объему сообщения, каждое из которых будет составлять как бы часть ответа на один из вопросов семинара. При этом учитель должен быть готов к тому, что сколько-нибудь серьезного обсуждения может не получиться, так как учащиеся просто находятся пока на другом уровне.
Затем объем выступлений может быть увеличен, вместо сообщения может быть дан доклад, требующий уже достаточно серьезной подготовки. Могут быть выделены содокладчики, которые часто выступают и как оппоненты. Здесь уже возможно обсуждение, активное участие в раскрытии вопроса, различные точки зрения на него.
Наиболее сложным представляется такой семинар, который целиком посвящен обсуждению поставленных вопросов. Уровень подготовки учащихся должен быть таким, чтобы возможным стало серьезное обсуждение проблем, причем необходимо, чтобы в нем участвовало максимальное число учащихся. Этого достаточно трудно достичь в больших классах при различии в уровне подготовки, способностей и интереса к поставленным проблемам и предмету вообще.
Все более широко распространяются в последние годы различные формы групповой работы. Используя такие формы работы, можно проводить разные виды семинаров. К примеру, защита какой-то проблемы, когда группа получает вопрос для обсуждения (из списка вопросов, с которыми учащиеся ознакомлены заранее), затем продумывает вопрос, подбирает необходимый материал, так же заготовленный заранее. После этого определяется основной докладчик, а остальная группа помогает ему в защите проблемы. Группам может быть заранее определена роль (отвечающие, дополняющие, оппоненты, рецензенты).
Информация о работе Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории