Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

В данной работе ставится достаточно узкая задача – рассмотреть только один аспект применения диалога и монолога – лекционные и семинарские занятия.
Хотелось бы проанализировать возможности, которые открывают для учителя и учеников такие уроки и подытожить некоторый практический опыт использования лекций и семинаров.

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------- 2
1. Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории.--------------------4
2. Организация лекционно-семинарских занятий на тему: «Российская империя в XVIII веке».---------15
Заключение ------------------------------------------------30

Список Литературы--------------------------------------32

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 77.31 Кб (Скачать файл)

     Промышленное развитие пореформенного периода создало базу для блестящего индустриального скачка, начавшегося со второй половины 1890-х гг. Однако особенности социально-экономического строя России - отсутствие значительного, экономически сильного класса буржуазии, архаичность сельского хозяйства - мешали России сравняться с ведущими капиталист. странами, создавали опасные диспропорции в социально-экономическом развитии.

 

     III  К концу 19в. Россия была самой большой по территории и населению страной мира. В 1897г, в ней насчитывалось 126 млн. чел., что равнялось населению Франции, Германии, Англии вместе взятых, и в 1,7 раза превышало население США.

      В 1897г. 71 % населения России принадлежал к сословию крестьян, 11 % - мещан, по 0,5% - купцов и духовенства, 1,5% к сословию дворян. Однако сословное деление во многом уже не отражало социальной структуры общества.

      Крестьяне, которые не могли прокормиться со своего надела, составляли массу пролетариев и полупролетариев. Продолжалось формирование кадрового промышленного пролетариата - людей, которые проживали со своими семьями в промыш. городах и потомственно работали на фабриках и заводах. К 1897 г. промышленный пролетариат насчитывал 5,1 млн. чел. Вместе с тем многие русские рабочие не порывали связей с землей, с сельским хозяйством.

      Разбогатевшие крестьяне формировали слой сельской буржуазии. Нередко они вкладывали деньги в промышленность: деревенские корни были у многих промышленных магнатов России - Морозовых, Гучковых, Рябушинских. Среди русс. буржуазии было много и представителей купечества (Мамонтовы, Губонины). В предпринимателей-буржуа превращались и многие дворяне - владельцы латифундий и фабрик (Бобринские, Браницкие, Потоцкие). Экономический вес буржуазии рос, предприниматели объединялись в союзы. Однако численность буржуазии, размеры ее капиталов, ее общественный авторитет и политический вес все же были недостаточно велики.

     Капиталистическая трансформация русского общества способствовала росту городов: к 1897 г. в них проживало уже .13,4% населения страны. Население Петербурга составляло 1,3 млн. чел., Москвы - около 1 млн. чел. Богатые кварталы городов застраивались многоэтажными домами, освещались электричеством. А рядом росли трущобы, переполненные рабочим людом. Разв-е капитализма обострило и умножило социаль.язвы России, создав много трудноразрешимых проблем.10

 

Приложение 2.

СЕМИНАР 
  «Россия во второй половине XIX века»

 

       1. Реформы 60–70-х годов XIX века:

а) отмена крепостного права;

б) земская, городская, судебная, военная  реформы, и др.

       2. Развитие страны в пореформенный период:

а) эволюция сельского хозяйства;

б) развитие капитализма в промышленности;

в) особенности политического развития.

      3. Основные направления и задачи внешней политики:

а) политика на Дальнем Востоке;

б) завоевание Средней Азии;

в) формирование военно-политических блоков в Европе.

 

Литература  к семинару

 

1. Арапова, Е. Д. Д. А. Милютин о задачах военно-судебной реформы в России. 1860–1867 гг. / Е. Д. Арапова // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 4. – С. 44–45.

2. Байдаров, С. В. Проблемы комплектования армии в России в конце ХIХ – начале ХХ века / С. В. Байдаров // Военно-исторический журнал. – 2006. – № 8 . – С. 20–24.

 

 

 

 

           10. http://саша-суханов.рф/history/16.html

 

 

 

3. Глава 4. Социально-экономическое  развитие России в ХIХ – начале ХХ в. // Мунчаев, Ш. М., Устинов, В. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра, 2009. – С. 138–158.

4. Глава 6. Основные этапы внешней  политики России в ХIХ в. // Мунчаев, Ш. М., Устинов, В. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра, 2009. – С. 175–197.

5. Глава 9. Александр II и либеральные реформы 1860–1870-х гг. // Дворниченко, А. Ю, Тот, Ю. В., Ходяков, М. В. История России: Учебник /  А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 260–277.

6. Глава 9. Россия в ХIХ в. // Деревянко, А. П., Шабельникова Н. А. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 164–209.

7. Глава 13. Россия в эпоху реформ  и контрреформ второй половины  ХIХ века // Зуев, М. Н. История России: Учебн. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 236–260.

8. Глава 15. Российская империя в  XIX веке // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 283–299.

9. Глава 23. Внутренняя политика  в России во второй половине  ХIХ в. // История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Проспект, 2011. – С. 248–258.

10. Глава 24. Внешняя политика России  во второй половине ХIХ в. // История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Проспект, 2011. – С. 259–267.

11. Глава 25. Экономическое и социальное  развитие России во второй  половине ХIХ в. // История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Проспект, 2011. – С. 268–273.

12. Лекция 14. Великие реформы 60–70-х  гг. ХIХ в. Контрреформы Александра 111 // Семенникова, Л. И. Отечественная история: Конспект лекций / Л. И. Семенникова, Н. Л. Головкина, Т. В. Сдобнина, Н. Н. Черкесова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 150–166.

13. Лекция 15. Социально-экономическое  развитие Росс в пореформенное  время // Семенникова, Л. И. Отечественная история: Конспект лекций / Л. И. Семенникова, Н. Л. Головкина, Т. В. Сдобнина, Н. Н. Черкесова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 166–173.

14. XV. Внутренняя политика в России во второй половине ХIХ в. // Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Проспект, 2011. – С. 292–311.

15. XVII. Внешняя политика России во второй половине ХIХ в. // Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.; Проспект, 2011. – С. 323–339.

16. Раздел IV. Россия в XIX – начале XX в. Глава 4. Россия в эпоху преобразований 60–70-х гг. ХIХ в. // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – С. 504–517.

17. Россия на путях догоняющей  модернизации ХVIII – начала ХХ в. // Ланцов, С. А. Политическая история России: Учебное пособие / С. А. Ланцов. – СПб.: Питер, 2009. – С. 58–89.

 

Методические советы по подготовке к семинару

При подготовке к первому вопросу  необходимо обратить внимание на мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы, на основные положения крестьянской реформы и их противоречивость. Отмена крепостного права неизбежно вела к изменению всех общественных отношений. Поэтому следовало изменить административное управление деревней, характер судебных учреждений, принципы формирования армии, систему образования.

При подготовке ко второму вопросу  семинара обратите внимание на такие  важнейшие процессы в развитии страны, как утверждение капиталистической  модели развития, завершение промышленного  переворота. Раскройте основные направления  эволюции сельского хозяйства, промышленного  развития, формирования буржуазии и  пролетариата.

При подготовке к третьему вопросу  семинара основное внимание необходимо обратить на такие проблемы, как  «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи, европейское и  азиатское направления во внешней  политике России во второй половине ХIХ в., вовлечение России  в систему военно-политических союзов.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Предпосылки экономических и  политических реформ в России  во второй половине ХIХ в.

2. Отмена крепостного права в  России.

3. Реформы в области государственного  управления и самоуправления.

4. Утверждение капиталистической  модели экономического развития.

5. Основные направления внешней  политики России во второй  половине ХIХ в.

6. Россия в системе военно-политических  союзов.

 

Вопросы для  дискуссии

 

1. Крестьяне по реформе получили  личную свободу и землю, но  многие остались недовольными. Для  этого были причины или это  проявление особенности менталитета  российских крестьян?

2. Возможно ли было развитие сельского хозяйства России по американскому пути? Или крестьянам больше подходил прусский путь?

3. Присоединением дальневосточных  территорий и Средней Азии  Россия приобрела благоприятные  границы или неразрешимые проблемы?

 

Контрольные тесты для блиц-опроса

 

1. Тремя  политическими преобразованиями 1860–1870-х  гг. являются:

  1. формирование земских органов местного самоуправления из представителей всех сословий;
  2. введение адвокатов;
  3. отмена всеобщей воинской обязанности;
  4. создание бессословного и гласного суда;
  5. создание всероссийского земского органа.

2. Двумя  положениями судебной реформы  1864 г. были…

1)  состязательность судебного процесса;

2)  получение помещиками права суда  над крестьянами;

3) отмена высшей судебной власти  Сената;

4)  участие в судебном процессе  присяжных заседателей. 

3. Четырьмя  составляющими контрреформ  Александра  III являются:

1) временная отмена цензурного  контроля;

2) установление местного административного  надзора над периодическими изданиями;

3) учреждение мирового суда и  назначение министра внутренних  дел земских начальников только  из дворян;

4) упразднение университетской автономии  и строгое воспрещение собраний  и выступлений студентов;

5) построение идеологии контрреформ  на теории официальной народности;

6) упразднение суда присяжных и  полная их замена военно-полевыми  судами.

4. Укажите соответствие  между общественной теорией (течением) XIX в. и основным положением…

1) марксизм;

2) славянофильство;

3) теория русского социализма.

А) Россия перейдёт к социализму, опираясь на крестьянскую общину;

Б) источник развития России – её самобытность;

В) главная движущая сила социалистической революции – пролетариат.

 5. В конце ХIХ в. в России впервые появились:

1) мануфактуры;  2) вотчины;

3) посады;  4) монополии.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

      подводя итог можно  обобщить Преимущества лекционно-семинарской системы.

     Использование лекционно-семинарской  системы обучения в школе имеет  ряд существенных преимуществ: 

     - осознанность школьниками процесса  учения;

     - возможность активного включения  в него;

     - планирования ими своей деятельности;

     - возможность строить учебный  процесс на разных уровнях  сложности; 

     - возможность широко использовать  нетрадиционные формы обучения 

     Лекционно-семинарская система вводится, как правило, в старших гимназических  классах с последующим принятием  индивидуальных зачетов по каждой  теме.  Школьная лекция адаптирована  к условиям школы. Школьные  лекции успешно применяются при  изучении как гуманитарных, так  и естественнонаучных дисциплин.  Как правило, это вводные и  обобщающие лекции, реже они представляют  собой модификацию урока сообщения  новых знаний.

     Рассмотренный выше материал позволяет заключить:

     Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

      Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах и системах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и других.

Информация о работе Основные аспекты лекционно-семинарской методики преподавания истории