Особенности формирования великорусского предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:12, реферат

Описание работы

В VIII-XIII основная масса русского народа сосредотачивалась на Среднем и Верхнем Днепре. Этому способствовало выгода этих мест относительно проведения торговли. Великим торговым путем Северо-Восточной равнины был водный путь из Балтийского моря в Черное. Самыми важными торговыми центрами Руси стали города, находившиеся на двух концах этого пути Новгород (“складка товаров северных”) и Киев (“ складка товаров южных”).

Файлы: 1 файл

repetitor_info_0d6918bd.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Не  отставали от дьяков и прочих “государевых”  людей воеводы, целиком и полностью  распоряжавшиеся людьми, проживавшими на зависимых от них землях. Не брезговала торговлей и промышленными делами русская знать, близко стоявшая к престолу и пользовавшаяся возможностями своего положения. Особенно в этой деятельности выделялся родственник царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Морозов, крупный землевладелец - вотчинник, предприимчивый делец и политик, ревностный сторонник развития торговли и промышленности, знаток финансового дела.

Не чужд предпринимательским начинаниям был и русский царь, рассматривавший  себя в качестве собственника всей земли, а своих подданных - как холопов. “ Первый помещик” (таким был царь) заботился об увеличении своих доходов, а так как торговля в то время была главным источником обогащения, то она и сосредоточивалась в его руках и ведении его “ большой казны”.В царскую казну шло все лучшее, что привозилось иностранцами.

Государство руководило торговлей  и само вело ее, выступая в роли предпринимателя. Многие товары находились в ведении государственных органов, и такими товарами другие предприниматели торговать не имели права. Эти товары получили название заповедных или указных, их список определялся царским указом. При Алексее Михайловиче такими товарами являлись пенька, смола, юфть, соль, соболиные меха, шелк. Свои торговые операции казна осуществляла через специально назначенного члена Гостиной сотни.

Русский самодержец не стоял в стороне  и от промышленных дел, обладая для этого необходимыми материальными, финансовыми и людскими ресурсами. Так, в 30-е годы XVII века при содействии иностранных мастеров на средства казны был сооружен первый медеплавильный Пыскорский завод вблизи Соликамска.

Особое внимание русский царь уделял Дворцовому хозяйству, работавшего на нужды царского двора. Непосредственно к дворцовому хозяйству относились три серебряных и один медный дворы, соляной завод, а также предприятия выпускавшие льняные изделия, помещения для прядения и ткачества и др.

Весьма ярким примером русского предпринимательства являлась хозяйственная деятельность монастырей. Монастырство на Руси появилось вместе с христианством, а первые монастыри были основаны в X веке при Владимире Святом. Первоначально монастыри выполняли чисто религиозные функции. Но уже с XIV века происходит перемена в деятельности монастырей, появляются монастыри - “пустыни”, монастыри- колонии.

Монастыри-колонии сыграли большую  роль в развитии предпринимательства  на Руси. Монастырская колонизация  осуществлялась совместно с крестьянской и торгово-купеческой. Власти и торговые люди Новгорода и Московской Руси хорошо понимали, какое значение могла иметь в деле освоения новых территорий монастырская община.

Под влиянием разнообразных факторов сформировались монастыри со “сложным хозяйством”, с многообразными житейскими заботами, на которых работали сотни и тысячи крестьян. В итоге длительного развития общая церковная и монастырская земельная собственность достигла внушительных размеров. К началу XX века церковь в России располагала более 2,6 млн. десятин земли, в том числе монастыри - около 740 тыс. десятин.

Ярким примером монастырского предпринимательства  может служить Соловецкий монастырь  в Беломорском крае (Соловецкие острова  в Белом море, Архангельская область). Основанный в середине XV века, монастырь вынужден был затем вести длительную и упорную борьбу за расширение земельных владений и их хозяйственное освоение. К 1585 г. (в царствование Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, последнего из династии Рюриковичей), монастырю удалось на новых территориях развить хорошее хозяйство: была налажена работа соляных варниц, осуществлялась рыбная и звериная ловля, шло освоение лесов и пашен, построено много дворов, амбаров, лавок и мельниц.

Впоследствии монастырские владения проникли еще в ряд районов, а во второй половине XVII века они распространились по течению Двины. По этой реке ежегодно ходили монастырские суда, доставлявшие в Вологду и другие города десятки тысяч пудов соли. Возвращались с огромными хлебными и другими запасами, необходимыми для многочисленной братии и слуг монастыря, работавших на его землях.

К концу XVII века количество монахов  и работных людей в монастыре  превышало 2 тыс. человек. Кроме того, на содержании монастыря находилось свыше 1 тыс. ратных людей.

Настоятель монастыря Митрополит Филипп (вторая половина XVII века) с полным правом может считаться крупнейшим предпринимателем Руси. Хороший архитектор и механик, он создавал машины для  монастырского хозяйства, спроектировал  водопровод, начал добычу железа, построил мельницы и кирпичный завод, завел домашний скот, организовал разработку слюды в Керецкой слободе и построил крупный железоделательный завод близ Сумского острога. Монастырь превратился в крупнейшего производителя соли Поморья.

Важной особенностью монастырского предпринимательства являлось его независимость от государственной казны, постоянно испытывавшей финансовые затруднения, порожденные, в основном, чрезмерными военными расходами.

При характеристике российского предпринимательства  нельзя не учитывать связь между его развитием и процессом колонизации русскими людьми, гигантских пространств, составивших новую Россию. Какими бы причинами не порождалась колонизация, она послужила мощнейшим стимулятором предпринимательской деятельности на Руси. В горниле колонизации выковался новый тип предприимчивого человека, чьи отвага, упорство, хозяйственная сметка сочетались с пониманием высших материальных и духовных интересов народа и государства.

Колонизация была бы невозможна без  широко развитого у русских людей чувства личности, предприимчивости, без навыков организации хозяйственной деятельности в очень сложных условиях освоения новых территорий.

Весьма показательным примером предпринимательской активности в  период продвижения русского народа на северо-восток и восток служит уже нами упоминавшаяся история рода Строгановых, крупнейших русских купцов и промышленников XVI - XX веков. Выходцы из поморских крестьян, они приняли активное участие в освоении Севера, а затем и Востока, в бассейне р. Кама.

В 1558 году Г.А. Строганов получил грамоту от Ивана Грозного для освоения территории ниже Великой Перьми по обе стороны Камы вплоть до р. Чусовой ( приток Камы).Строгановы должны были на этой территории строить городки, снабжать их артиллерией, содержать работных людей. В течение ряда лет были созданы многочисленные поселения, а в последующие годы Строгановы, утвердившись на Западной стороне Урала, обратили свое внимание и на земли Зауральские. Иван Грозный дал им право на хозяйственную деятельность за Уралом на прежних условиях. Кроме того, Строгановы были обязаны надзирать за другими промышленниками, которые решатся поселиться по Тоболу и другим сибирским рекам.

Строгановы были организаторами походов  Ермака, важное значение которого в  деле покорения всей Сибири общеизвестно.

В конце XVII И.Д. Строганов объединил  все владения рода, о богатстве  которого ходили легенды (по утверждению  В.О. Ключевского торговый дом Строгановых  владел 300 тыс. руб. наличного капитала).

Строгановы, по словам С.М. Соловьева, совершили подвиг на пользу России. Для этого нужны были не только громадные материальные средства, но и необыкновенная смелость, энергия, ловкость и незаурядное умение хозяйствовать. Это был поистине подвиг гражданственности.

В какой-то мере такая высокая оценка относится и ко многим другим российским предпринимателям, участвовавшим в создании новой России.

2. Отличие и сходство  предпринимательства Западной Европы  и России

В становлении предпринимательства  в Западной Европе и России можно  выделить как сходные элементы, так и некоторые различия. Объясняется это, прежде всего, разными социально - экономическими, политическими и географическими условиями, развития стран Западной Европы и России в XVII-XIX столетиях. Рассмотрим основные сходства и различия более подробно.

1. Известно, что XVII век  принес на Русь смутное время,  разорившее российское хозяйство  и разрушившее весь прежний  уклад жизни. В то время,  когда Россия была занята восстановлением  своего хозяйства в передовых  странах Западной Европы шло  формирование новых экономических отношений, новых форм и видов торгово-промышленной деятельности, находивших выражение в разделении и кооперации труда. Кроме этого, в наиболее развитых странах произошли буржуазные революции, а в России продолжали усиливаться феодально-крепостнические порядки, оформлялась феодально - абсолютистская монархия.

Таким образом, Россия явно отставала  от Западной Европы в социально-экономическом  и политическом развитии. Именно в  такой обстановке формировалось  и развивалось предпринимательство  России в допетровские времена. Однако следует отметить, что и в Западной Европе войны и стихии также оставили свои тяжелые следы.

2. На Западе предпринимательская  среда складывалась на основе  накопления капитала посредством  роста ссудных и торговых прибылей, отчасти - земельной ренты. В России дело обстояло иначе: отличительной чертой нарождавшегося предпринимательского слоя являлась “всеядность хозяина”, требовавшая его участия в различных видах хозяйственной деятельности. Тем более, что феодальное государство сохраняло прежние экономические отношения, сужавшие рамки нарождавшегося хозяйственного уклада. Да и случайные события такие, например, как походы уничтожавшие сотни лавок; ограбление торговых караванов; войны, сокращавшие спрос на ряд товаров; несостоятельность должника; произвол местных воевод, слабость правосудия и многое другое - все это сдерживало становление предпринимательского” класса”.

3. К рассматриваемому периоду  в Европе уже установились  государственные границы, а в  России шел процесс расширения территории государства, которые оказывал существенное влияние на формирование предпринимательства. Именно в этот допетровский период началось освоение малозаселенных территорий Нижнего Дона, Северного Кавказа, Среднего и Нижнего Поволжья и Сибири. Ничего подобного не было в Европе.

Сибирь издавна притягивала  к себе русских своими природными богатствами и пустующими землями. Сюда государство отправляло “ служивых”  людей, сюда бежали крестьяне в поисках  “ лучшей доли”, сюда же устремлялись и торговые люди, надеясь на быстрое обогащение. К началу XVIII века Россия захватила в Сибири громадную территорию - 10 млн. кв. км. (это примерно территория, в 10 раз превышающая суммарную территорию таких шести стран как Германия, Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия и Румыния). Русские первопроходцы заселяли малолюдские сибирские земли, энергично их осваивали, создавая фактории и промышленные предприятия. Вслед за колонистами шло государство. При его активном участии снаряжались с военно-экономическими целями экспедиции Василия Пояркова, Семена Дежнева и Ерофея Хабарова.

4. И для России, и для  стран Запада огромное значение  для формирования предпринимательского  слоя имело отношение государства  и общества. И у нас, и на  Западе государственная власть  и общественные силы были заинтересованы в широком развитии предпринимательского дела.

5. К концу XVII в. в России  и в Западной Европе сформировались  несколько видов предпринимателей (о чем было сказано выше). Но  в отличие от нашей страны  на Западе помимо купечества  и “ промышленников” в деловую жизнь активно вовлекалась привилегированная часть общества. При поддержке верховной власти учреждались промышленные предприятия, сдававшегося позже” содержателям” из дворянства на точно оговоренный срок, при условии выполнения определенных обязательств. Такая практика широко применялась, например, в германских княжествах при создании горных заводов.

6. Деятельность российских  предпринимателей была несколько  иной, чем на Западе. Многие из  российских предпринимателей усматривали  в своей деятельности не только источник наживы, но выполнение важной государственной задачи, своего рода миссию, возложенную на них богом, государством и судьбой.

Про богатство говорили, что бог  его дал в пользование и  потребует по нему отчета. В России вообще не было того “культа” богатых людей, который и сейчас наблюдается в западных странах, особенно в США (ради справедливости скажем, что и в сегодняшней России этот “культ” проявляется все заметнее в отличие от России допетровских времен).

Может быть, в этом проявлялось и относительное отставание российского общества той эпохи. Но все же главная причина, по нашему мнению, заключалась в специфике нашей истории и национальной психологии. Не только в революционной среде, но и в самых широких кругах интеллигенции отношение к богатым людям вряд ли можно было бы назвать доброжелательным.

Даже в купеческий среде, на биржах не принято было демонстрировать  богатство. Почти все руководители предпринимательских организаций  были не очень богатыми людьми.

Существовала старая традиция служения предпринимателей своей Отчизне. Она зародилась не в XVII или XVIII веках, а гораздо раньше, хотя именно в это время, особенно в эпоху Петровских преобразований, она получила огромное развитие. Служение Родине с той поры составляло предмет гордости российского предпринимательства. Конечно же, это качество не было уникальным в истории мирового предпринимательства. Более того, оно является одной из важнейших черт рационального предпринимательства. Однако, по сравнению, например, с западноевропейским и голландским предпринимательством, оно нередко заслоняло чисто хозяйственные задачи получения прибыли, задачи создания предпринимательских объединений, способных защищать перед государством свои интересы с целью налаживания прибыльного, эффективного хозяйства.

В допетровский период в России начался  процесс формирования новой экономической  среды, хозяйственная практика постепенно приучала русских к западно-европейским  новшествам. Изменение экономических  и социально-политических условий  в стране подготовило формирование предпринимательского класса, который был уже в состоянии влиять на принятие властями экономических решений.

Но все же, несмотря на определенные успехи в развитии хозяйства после  Великой Смуты, страна оставалась на обочине европейской цивилизации, в стороне от главных торгово-промышленных путей, проложенных передовыми западными государствами.

Так, торговлю Голландии с Россией  по сравнению с ее торговыми операциями с другими странами можно назвать  всего лишь “ничтожным эпизодом”. И действительно, в среднем около 20 голландских кораблей прибывало ежегодно в Архангельск, а то время как в Данию и Норвегию -500, а в Испанию - 2000.

Информация о работе Особенности формирования великорусского предпринимательства