Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:22, лекция

Описание работы

Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть -- около 600 княжеств -- имела с Англией двусторонние договоры и также входила-тгтоптав Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) непосредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были мобилизованы для работ в прифронтовой полосе. Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

Лекция 19. Экономические проблемы Индии в «Эпоху Неру»      18:

симпатиями относился к социализму, поэтому полагал, что будущее в экономике -- за государственным сектором, значит, следует стремиться к его постоянному расширению.

Кроме того, Д. Неру видел особую роль государства в регулировании экономических и социальных процессов. Индия, как он считал, требует постоянного расширения системы государственного регулирования, распространения функций государства на новые сферы. В 1950 г. в стране создана Плановая комиссия, она приступила к составлению пятилетних планов. В 1952 г. образован Национальный совет развития, который был призван координировать экономическую политику. В государственный сектор попали прежде всего предприятия, находившиеся под контролем колониальной администрации.

В годы первой пятилетки (1951 -- 1956) на расширение госсектора шло 47% всех капиталовложений. Особое внимание уделялось развитию металлургической, нефтяной, угольной промышленности, машиностроения, а также объектам промышленной инфраструктуры. К середине 1950-х гг. доля госсектора составляла в экономике 5%.

Активизировался и частный сектор: высокие тарифы на иностранные товары закрыли внутренний рынок Индии для зарубежных партнеров и оставили его на освоение своим предпринимателям. Правительство предоставляло частникам прямые субсидии, льготы в налогообложении, делало скидки в тарифах на электроэнергию и пользование железными дорогами.

Противодействие курсу на преимущественное развитие государственного сектора в начале 1950-х гг. не было сильным. Он обслуживал нужды всего общества, оказывал услуги и частному сектору: стимулировал спрос, помогал решать проблему занятости (у3 всех работающих по найму в промышленности).

Госсектор развивал в основном капиталоемкие отрасли и инфраструктуру, где уровень прибыли невысок и отдача может быть нескорой: частный капитал идет туда неохотно, поскольку слишком велик риск. Объективно против увлечения социализмом был настроен В. Патель, но он скоропостижно скончался 15 декабря 1950 г.

В январе 1955 г. в Авади состоялась сессия ИНК. Там уже речь шла о перспективе перевода «всех средств производства в общественную собственность», о создании «общества социалистического образца». В том же, 1955 г., в парламенте была принята поправка к Конституции, которая предоставляла право законодательным учреждениям государства «экспроприировать любую собственность в интересах общества» и определять размер компенсации.

184     История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000) 

Это открыло начало широкой национализации. Одним из первых был национализирован Имперский банк -- он стал Государственным банком Индии, орудием экономической политики правительства.

III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х -- начале 1960-х гг.

30 апреля 1956 г. была принята новая Резолюция о промышленной политике. Она предусматривала расширение государственного сектора; государственное регулирование распространялось отныне на 17 отраслей. Правительство получало право создавать предприятия и в частном секторе, проводить национализацию уже существующих предприятий. Это привело к возрастанию доли госсектора в промышленности до 10% к 1960 г.

В Индии началась интенсивная индустриализация -- темпы ежегодного роста промышленности достиглиДЛЗз. Приступили к строительству крупных государственных объектов: в 1955 г. началось сооружение Бхилайского металлургического комбината с помощью СССР.

Правительство поощряло переход пакета акций предприятий в руки индийцев. Даже на предприятиях частного сектора проводилась «индианизация» административного аппарата: устанавливались сроки, в которые все технические специалисты-иностранцы должны быть заменены на индийцев.

Но результаты экономического роста «съедались» быстрым приростом населения: если в 1950 г. в Индии проживало 360 млн. человек, то в 1960 г. -- уже 440 млн. По-прежнему сказывалось отставание сельского хозяйства, дававшего больше половины валового национального продукта (ВНП). В 1959 г. был установлен новый максимум земельного владения, но и он был велик -- земли в стране все равно не хватало, производство продовольствия росло медленно.

В 1961 г. страна приступила к выполнению третьего пятилетнего плана. Предусматривалось увеличение доли госсектора до 18%. В первые два года (1961 -- 1962) были достигнуты темпы промышленного роста в 7,7%.

Начиная с 1963 г. Индия испытывает серьезные экономические трудности. Их основные причины состоят в следующем:

1) возможности внутреннего рынка, за счет чего и развивалось национальное производство в период высоких импортных пошлин, были исчерпаны. Да и сам рынок был довольно узок: покупательная спо-

Лекция 19. Экономические проблемы Индии в «Эпоху Неру»       185

собность гигантского населения Индии не превышала покупательной способности населения маленькой Швеции. 55% ВНП шло на потребление: из городского населения лишь 5--6% могли производить какие-либо накопления, а о сельском и говорить нечего;

  1. Индия испытывала хронические затруднения с валютой, которая постоянно требовалась на оплату импорта сырья и полуфабрикатов, -- такова уж структура промышленности (добыча собственных ископаемых ресурсов отставала). А тут еще участившиеся неурожаи потребовали экстренного выделения средств для закупок продовольствия за границей. Это сократило средства, которые страна могла потратить на импорт машин и оборудования для нужд промышленности;
  2. несмотря на все усилия правительства по развитию кооперации между традиционным и современным секторами, последний развивался много быстрее и подавлял традиционных производителей. Разрыв между ними возрастал, накапливались противоречия, обострялась проблема занятости;
  3. усилилась критика в адрес государственного сектора экономики. Он охватывал все большую часть потенциала, но экономически был малоэффективен: работал на неполную мощность, управлялся некомпетентными чиновниками, всегда рассчитывавшими на государственные субсидии. Сектор поглощал огромную часть государственного бюджета, но отдачи не было. Частные предприниматели требовали сокращения госсектора, передачи им части его предприятий;
  4. критика усиливалась и в адрес государственного регулирования: чиновники в Индии всегда отличались крайним корыстолюбием, искоренить коррупцию в этой среде практически невозможно. В условиях, когда государство брало на себя все большие функции по руководству экономической деятельностью, это становилось тормозом. Предприниматель по любому вопросу должен был обращаться к чиновнику, а тот вымогал взятки;
  5. отставание аграрного сектора, на который приходилась большая часть ВНП, также тянуло экономику назад;
  6. быстрый рост населения сводил на нет всякий экономический прогресс.

В результате к 1964 г., несмотря на огромные успехи в сферах здравоохранения и образования, в развитии науки и культуры, усилия в экономике не привели к существенному повышению общего уровня жизни населения.

186     История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000) 

Выводы

/. В связи с разделом страны в 1947 г. правительству Д. Неру пришлось срочно решать проблемы нехватки продовольствия и сырья, налаживать нормальную работу инфраструктуры и госаппарата, адаптировать княжества в составе единой Индии.

  1. Главную проблему Индии -- разобщенность современного и традиционного секторов экономики планировалось решать путем закрепления отдельных отраслей за определенными укладами. Предполагалось, что при регулирующей роли государства будет происходить постепенное сближение и взаимопроникновение двух укладов.
  2. Суть экономической политики Д. Неру заключалась в расширении госсектора и государственного регулирования. Сессия ИНК в Авади в 1955 г. решила форсировать этот процесс.
  3. Во второй половине 1950~х гг. проведенная национализация и государственные инвестиции резко увеличили долю госсектора в промышленности. С 1963 г. экономическое развитие страны застопорилось в силу ряда серьезных, стратегического плана, причин.

ЛЕКЦИЯ 20

Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947--1964)

I. Становление современной политической системы в Индии

Индия, пожалуй, единственная из стран Азии и Африки, в которой в годы независимости произошло становление прочной системы парламентской демократии. Нельзя считать это исключительно следствием насаждения в течение 200 лет колониальной системы, в духе которой воспитывались образованные слои индийского общества.

Демократия в Индии имеет куда более древние корни, достаточно вспомнить о роли панчаятов -- традиционных выборных органах власти. Они издавна существовали в каждой касте и каждой деревушке, в них были досконально проработаны процедуры выборов, выдвижения кандидатов, подсчета голосов и определения победителей. В эти органы избирались 5 человек, и их состав регулярно обновлялся за счет новых выборов. Таким образом, в Индии существовала древнейшая в мире демократическая традиция.

Политическая демократия предполагает острую борьбу. В 1950-х -- начале 1960-х гг. борьба велась по 5 основным направлениям:

  1. административно-территориальная реформа;
  2. введение государственного языка;
  3. аграрная реформа;
  4. экономическая политика, роль госсектора в экономике;
  1. внешняя политика. Проявлениями этой борьбы стали:

 

  1. внутрипартийная борьба в самом ИНК;
  2. политическая дифференциация -- образование новых партий;
  3. межобщинные, кастовые, экономические и религиозные конфликты.

Учитывая роль, которую ИНК сыграл в достижении Индией независимости, неудивительно, что в первые годы он полностью домини-

188      История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000) 

ровал в политической жизни страны. ИНК была единственной в то время общенациональной партией, поддерживаемой различными слоями населения в разных регионах. Ее представители составляли абсолютное большинство депутатов Учредительного собрания, которое и приняло 26 июня 1949 г. новую Конституцию Индии.

Согласно ей, Индия провозглашалась с 26 января 1950 г. светской республикой. Это означало, что религия не играет определяющей роли в государстве, отсутствует само понятие государственной религии, никаких теологических структур власти не предусматривалось.

Индия -- федерация штатов и союзных территорий, наделенных большими автономными правами. Каждый штат имеет свои Законодательные собрания и правительства, обладает полной компетенцией в сфере сельского хозяйства, электроснабжения, автодорожных перевозок, контролирует развитие мелкой и средней промышленности, использование земельных, водных и лесных ресурсов. Штаты делятся на области, округа, уезды. Исполнительная власть в штате принадлежит губернатору, назначаемому президентом сроком на 5 лет. Законодательная -- состоит из 2 палат: Законодательного совета и Законодательного собрания.

Свои функции есть и у центра: финансовая политика, крупные предприятия общенационального значения, объекты общеиндийской инфраструктуры, внешняя политика, оборона и т. д.

Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту. Верхняя палата -- Совет штатов -- формируется из членов Законодательных собраний штатов, она представляет индийскую федерацию. Нижняя -- Народная палата -- формируется в результате регулярных выборов. По их итогам создается правительство, главный орган исполнительной власти, его возглавил Д. Неру.

По Конституции в Индии есть и президент, он избирается специальной коллегией из числа депутатов центрального парламента и Законодательных собраний штатов. Формально президент является верховным главнокомандующим, имеет право вводить на отдельных территориях парламентское правление, подписывает издаваемые парламентом законы. Фактически он играет лишь представительскую роль, потому как полностью зависит от правящей партии или коалиции. Как показывает практика, каких-либо крупных конфликтов на этой почве между президентом и премьер-министром не было.

Конституцией провозглашены основные демократические свободы, права человека, равенство каст, закреплен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную (Верхов-

Лекция 20. Внутриполитическое развитие Индии в эпоху Неру      189

ный суд Индии). Каждая ветвь власти независима и самостоятельна, свободна от давления со стороны кого-либо.

В Индии действует мажоритарная система выборов, что дает преимущество кандидатам от самой крупной партии. В первые десятилетия это способствовало укреплению ИНК: можно было получать на общих выборах менее половины голосов, но иметь 3Д мест в парламенте и Законодательных собраниях штатов.

Верховный суд страны и высшие суды штатов могут толковать законы на предмет их соответствия Конституции и даже приостанавливать их действие.

Вопросами включения бывших княжеств в состав федерации, их адаптацией, реорганизацией самой федерации в первые годы провозглашения независимости занимался В. Патель. Ряд наиболее крупных княжеств были включены в прежних границах в качестве самостоятельных провинций, затем -- штатов. По Конституции более мелкие административные единицы составляли союзные территории или включались в особую группу штатов -- «Б»: в качестве администраторов там назначались на первое время бывшие князья. Но границы по-прежнему разделяли национальные группы. Требовалась административная реформа.

II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка

Движение за административную реорганизацию на лингвистической основе развернулось в Индии еще в 1920--1930-е гг. Известно, что на своих сессиях ИНК еще в 1930-е гг. неоднократно принимал резолюции с обещаниями провести административную реформу сразу же, как только Индия обретет независимость. В то время лидеры национального движения полагали, что все зло кроется лишь в колониализме, что с уходом англичан многие проблемы можно будет разрешить легко.

Но в первые же годы самостоятельного развития ситуация оказалась сложной, и прежде всего, в результате раскола Индии по религиозному признаку. Правительство Д. Неру вынуждено было действовать чрезвычайно осторожно, опасаясь за целостность страны и прочие возможные внутриполитические последствия. Вопрос об административной реформе был отложен.

С начала 1950-х гг. движение за реорганизацию штатов активизировалось снизу. Начало положил Хайдарабад, в котором в 1952 г. вспых-

190      История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000) 

нуло движение за объединение народа андхра в рамках единого штата. Во главе движения стоял известный в Индии ученик и последователь М.К. Ганди -- некто Рамалу. Весь регион был охвачен сатьягра-хой, центральные власти оказались бессильны нормализовать обстановку. К тому же Рамалу уморил себя голодовкой протеста -- возникла угроза беспорядков с применением насилия.

Информация о работе Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны