Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:22, лекция

Описание работы

Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть -- около 600 княжеств -- имела с Англией двусторонние договоры и также входила-тгтоптав Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) непосредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были мобилизованы для работ в прифронтовой полосе. Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 2.09 Мб (Скачать файл)

Ответственность за неудачу на выборах 1967 г. И. Ганди возложила на лидеров партийного аппарата. К тому же после выборов начались новые расколы в ИНК -- многие покидали партию. Все это укрепило положение самой И. Ганди, нанесло удар по авторитету старых партийных боссов.

Обострились проблемы на религиозно-этнической почве. В Ассаме, где и так не удавалось пресечь вооруженную борьбу племен, начались беспорядки из-за введения ассамского языка в качестве государственного. Большинство чиновников там были бенгальцы -- начались взаимные погромы, волнения перекинулись на соседние Западную Бенгалию и Бихар.

Ухудшились отношения и с мусульманами: их, в частности, упрекали в лояльности к Пакистану во время войны 1965 г. Возникли проблемы с языком урду, который имеет арабскую графику и отличается обилием персидской и арабской лексики -- им пользуется мусульманское население Индии. Противоречия с мусульманами разжигались и коммуналистскими организациями -- Хинду махасабха и Раштрия Сваямсевак сингх.

Активизировались сепаратисты в штате Джамму и Кашмир, по стране прокатилась волна инцидентов на кастовой почве, причиной которых часто являлись противоречия между разными группами ремесленников и торговцев. Во время кровавых столкновений в Ахмадабаде в 1969 г. было убито около 2 тыс. человек.

Лекция 21. Кризисные процессы в Индии ...       197

Оживились левые: только в штате Западная Бенгалия к концу 1960-х гг. существовали три компартии, Революционная компартия, Большевистская партия, Центр социального единства, Форвард блок, Революционные социалисты и множество прочих групп, громко именуемых партиями и движениями. Они провоцировали беспорядки на улицах, забастовки, студенческие волнения.

Особый размах приобрели забастовки в госсекторе, в них участвовала у4 часть занятых в этом секторе экономики. Правительство столкнулось с серьезными угрозами законности и порядку.

Нарастали экономические трудности. Промышленный рост застопорился еще в середине 1960-х гг. В 1966 и 1967 гг. происходило даже сокращение промышленного производства -- пришлось провести девальвацию рупии в 1966 г. В последующие годы темпы промышленного роста не превышали 3,7% в год.

Страна постоянно находилась на грани голода, неурожаи вынуждали правительство импортировать по 10 млн. т зерна в год. Правда, в конце 1960-х гг. стала приносить плоды так называемая «зеленая революция» -- новая аграрная политика в Индии -- которая проводится с начала 1960-х гг. при содействии продовольственной комиссии ООН, Фонда Форда и других международных организаций.

Суть ее -- во внедрении новых высокоурожайных сортов (пшеница -- 60--70 ц с га; рис -- до 100 ц с га; с высоким содержанием белка, быстрым созреванием и устойчивостью от полегания), в развитии сельскохозяйственной инфраструктуры, в поощрении фермерских хозяйств площадью не менее 5 га.

Главным районом «зеленой революции» стал Пенджаб. Урожайность пшеницы в сравнении с 60-ми гг. выросла в Индии в 2,3 раза, риса -- наполовину. Урожай зерна в 1970 г. превысил 108 млн. т, что позволило Индии даже прекратить импорт на какое-то время.

Но социальную ситуацию в существенной мере это не улучшило: по-прежнему 3/4 сельского населения не имело прожиточного минимума. Потенциальные возможности «зеленой революции» распространялись лишь на 14% хозяйств, арендаторов-крестьян стали сгонять с земли.

Обострялась проблема аграрного перенаселения: сельское население за годы независимости возросло на 30 млн. человек, а площади пахотных земель увеличились лишь на 22 млн. га. Доля земли на душу населения сократилась, а 28% сельских жителей не имели ее вовсе.

В аграрном секторе полностью господствовали сельские ростовщики, доля государства в кредитах крестьянам была ничтожной. Отставание сельского хозяйства тянуло назад всю экономику, учитывая

198     История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000) 

его роль в обеспечении занятости населения и долю в валовом национальном продукте.

В индийской экономике все еще преобладал традиционный сектор.

Хотя правительство всячески поощряло создание мелких предприятий (только за 1961 -- 1966 гг. их возникло свыше 86 тыс.), происходила стагнация традиционного производства.

Даже в обрабатывающей промышленности 70% занятых приходилось на кустарей. Доходы людей едва позволяли им сводить концы с концами -- отсюда медленный рост покупательной способности на внутреннем рынке. В современной фабричной промышленности было занято лишь около 5 млн. человек (3% населения). К тому же быстрый прирост населения в Индии обострял проблему занятости.

Возникли трудности и в современном секторе. Прежде всего были исчерпаны основные факторы его роста -- за счет внутреннего рынка. В первые годы введения высоких таможенных пошлин он был огражден от иностранной конкуренции. Но индийские предприятия уже насытили внутренний рынок, а на внешние рынки пробиться им было трудно из-за низкой конкурентоспособности производимого товара.

Крупные предприятия частного сектора все больше монополизировали производство отдельных товаров: 10 крупнейших концернов к концу 1960-х гг. сконцентрировали в своих руках 1/3 производства хлопчатобумажной промышленности, 3/4 переработки джута, »/« ПР°~ изводства бумаги. Они стали стремиться сокращать производство, чтобы вызвать рост цен на дефицитные товары и сырье и тем самым повысить собственную прибыль.

Мелким производителям правительство предоставляло льготы в налогообложении, давало возможность приобретать сырье, топливо и стройматериалы по заниженным ценам. Средние предприятия таких льгот не имели, но стремились попасть в их число.

Многие мелкие производители стали паразитировать на государственной поддержке: получая по льготным ценам продукцию от государства, они пытались перепродать ее по более высоким ценам.

Производственные мощности частного бизнеса были загружены лишь наполовину, а 12% всех мелких предприятий Индии (по результатам проверки 1966 г.) оказались фиктивными, т. е. созданными лишь для получения льгот.

Государственный сектор в Индии охватывал примерно 29% промышленности. Многие предприятия управлялись некомпетентными чиновниками, действовали неэффективно, производство велось нерентабельно, огромная часть мощностей оставалась незагруженной.

Лекция 21. Кризисные процессы в Индии ...      199

После войны 1965 г. в 5 раз сократились государственные ассигно->ания на капиталовложения, что еще больше сократило темпы роста. 3 стране выросли цены, особенно на черном рынке, в несколько раз увеличилась инфляция, возросла безработица. Материальное положение населения в целом ухудшилось.

Недовольство всех социальных слоев концентрировалось на правительстве. Частный сектор, в том числе и мелкие производители традиционных товаров, требовал ограничения огромных ассигнований на нужды госсектора, передачи ряда предприятий в руки частных лиц, сокращения вмешательства чиновников в дела экономики.

Перераспределить финансовые ресурсы в свою пользу требовали и селяне: они добивались большей поддержки государства в развитии аграрной инфраструктуры, контроля в перераспределении земли и финансовой помощи.

Даже работники самого госсектора, рабочие и служащие, устраивая забастовки, выступали тем самым против правительства, хотя их протесты, вызванные ростом цен, безработицы и т. д., понятны.

Вопросы экономической политики становились главной темой внутриполитической борьбы. В столкновение приходили три социально-экономические концепции:

  1. «Курс Д. Неру» на расширение госсектора и регулирование государством экономических и социальных процессов. Под государственным контролем должна была происходить интеграция всех укладов в единую экономическую систему. Правительство предполагало постепенное ограничение крупного производства в частном секторе.
  2. Частный капитал был ориентирован на рыночные механизмы, а не на государственное регулирование. Предприниматели добивались сокращения госсектора, передачи в их руки части государственных предприятий, сокращения вмешательства бюрократии в бизнес, развития сотрудничества с иностранным капиталом. Крупный бизнес требовал, чтобы правительство отказалось от поддержки мелкого предпринимательства и традиционного уклада, усилило концентрацию капитала. Также раздавались требования приостановить аграрную реформу в части изъятия излишков земли, чтобы дать возможность развивать рентабельные крупные фермы и плантации.
  3. Население, занятое в традиционном укладе, добивалось изменения всей экономической политики: она должна быть переориентирована на удовлетворение нужд большинства и предусматривать сокращение современного уклада до минимума. Роль современного уклада должна свестись лишь к удовлетворению нужд традиционного. Выдвигались требования децентрализации экономики, большего выде-

200     История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000) 

ления средств на нужды мелких производителей и крестьян, проповедовался экономический изоляционизм.

Разумеется, в чистом виде эти платформы не существовали. Выдвигаемые идеи и требования переплетались между собой, их выразители состояли в разных политических партиях, в том числе и в самой ИНК. В течение трех лет (с 1966 по 1969 гг.) правительство шло на уступки частному сектору: был сокращен контроль государства над расширением производства, ценами, распределением материалов, топлива и сырья, приостановлено составление пятилетних планов.

Перелом наступил в 1969 г., когда И. Ганди обнародовала свою программу «10 пунктов». Это означало возврат к курсу Д. Неру, более интенсивное его проведение.

II. Социально-экономическая политика И. Ганди в первой половине 1970-х гг.

Летом 1969 г. было объявлено о национализации 14 крупнейших банков, всех страховых компаний, угольных шахт, ряда предприятий нефтепереработки, черной и цветной металлургии, а также 100 крупных текстильных фабрик и 12 сахарных заводов.

Программа «10 пунктов» также предусматривала расширение системы государственной торговли и кредита, переработки, сбыта и закупок сельскохозяйственной продукции, увеличение финансовой помощи мелким производителям в 2,5 раза.

В знак протеста против осуществления новой программы первый заместитель премьер-министра и министр финансов М. Десаи с группой своих сторонников вышел из правительства. Произошел раскол в ИНК: на ИНК (И) -- сторонники Индиры Ганди и «Организацию Конгресс» во главе с М. Десаи -- ИНК (О).

Это лишило правительство И. Ганди незначительного большинства в парламенте и заблокировало все его законодательные инициативы. Выяснилось, что провести через парламент соответствующие законы, чтобы выполнить программу «10 пунктов», И. Ганди не в состоянии. Так, не удалось провести закон о национализации, провалилась попытка отменить пенсии князьям: те обратились в Верховный суд и выиграли дело.

Страна была охвачена забастовками, прокатилась волна террористических актов наксалитов в Западной Бенгалии, возникли волнения на религиозно-этнической и кастовой почве. Все это не позволяло И. Ганди распустить парламент и назначить новые выборы. К тому же назревали грозные события на границе с Пакистаном.

Лекция 21, Кризисные процессы в Индии ...      201

Пакистан также столкнулся с серьезными внутренними проблемами. Прежде всего, в восточной его части -- Восточной Бенгалии -- назревал сепаратизм. Население было недовольно господством пенджабцев, их доминированием в центральном аппарате. После ухода в отставку диктатора Айюб Хана в 1969 г. власть перешла к генералу Яхья Хану. Тот ввел всеобщее избирательное право и в 1970 г. провел выборы в Учредительное собрание, которое должно было подготовить Конституцию страны.

Результаты оказались ошеломляющими: в восточной части Пакистане победу одержала партия Авами лиг (Народная лига) во главе с ее лидером Муджибуром Рахманом (она завоевала 151 место). В западной части Пакистана победа досталась Пакистанской народной партии (ПНП) Зульфикара Али Бхутто (81 место).

Между двумя лидерами начались переговоры, которые, однако, закончились разрывом. М. Рахман уехал в Восточный Пакистан и стал править как глава независимой администрации. Затем он был арестован. В Восточную Бенгалию были направлены пакистанские войска с целью искоренения сепаратизма, произведены массовые аресты активистов Народной лиги.

Пакистанские войска учинили расправу над местным населением, что принудило около 10 млн. индусов к бегству на территорию Индии. Содержание этих беженцев на перенаселенных территориях штатов Западная Бенгалия и Ассам ежегодно стоило индийскому правительству огромных денег, международная помощь была явно недостаточной.

Все это в конечном итоге привело к войне 1971 г., которая закончилась через 14 дней капитуляцией пакистанских войск в районе Дакки. Была провозглашена независимость нового государства -- Бангладеш.

Решительные действия правительства укрепили авторитет И. Ганди и ее партии. Это позволило ИНК(И) одержать победу на досрочных выборах в парламент в 1971 г., завоевав там 2/з мест. Все ее политические конкуренты были сокрушены.

Выборы, проходившие в штатах в 1972 г., подтвердили тенденцию: 3/4 мест было завоевано ИНК(И), в 15 штатах из 18 созданы правительства Конгресса. Часть вышедших из ИНК(И) стала возвращаться обратно.

Правительство наконец приступило к выполнению своей программы. Были приняты поправки к Конституции, позволявшие отменить пенсии князьям, а также разрешавшие парламенту и Законодательным собраниям штатов национализировать частную собственность «в интересах установления социальной справедливости».

Это позволило в период 1971 -- 1974 гг. национализировать: угольные шахты -- 97%, производство меди -- 100%, стали -- 70%. В руках

202     История стран Азии и Африки в новейшее время (1918--2000) 

государства оказалось до 95% производства нефтепродуктов, все страховые компании, около 85% банковских операций приходилось на госсектор. Расширился контроль над внешней торговлей: доля государства в импорте составила 80%, в экспорте -- 20%. Правда, национализация потребовала государственных расходов: за национализацию угольных шахт выплачена компенсация в 2 млрд. долл., за нефтеперерабатывающие предприятия -- 740 млн. долл., за банки -- 870 млн. долл., за страховые компании -- 380 млн. долл. Многие из национализированных предприятий были малорентабельны и даже убыточны -- пришлось выделять субсидии из бюджета.

Информация о работе Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны