Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 19:11, диссертация

Описание работы

Государственная политика в отношении беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Проблема детской беспризорности всегда имела непреходящее значение для России, особенно, начиная с 90-х годов прошлого века, когда она исключительно обострилась. Сегодня Россия переживает уже третью волну беспризорности и безнадзорности, после гражданской и отечественной войн. Границы и масштабы этого социального явления определить весьма трудно, поскольку нет точных статистических данных.

Содержание работы

Раздел I. История политики Российского государства в отношении беспризорных детей.
I.I. Решение проблемы беспризорности, как политическая задача Советского периода
I.II. Современная ситуация в Российской Федерации
Заключение первого раздела

Раздел II. Государственная политика Российской федерации и деятельность государственных учреждений для беспризорных в период с 1991-2000 гг.
Заключение второго раздела

Раздел III. Деятельность государственных учреждений и образование детей оставшихся без попечения родителей в рамках политики Российской федерации в с период 2001 – 2011 гг.
Заключение третьего раздела

Файлы: 1 файл

Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг..doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ТЕМА:

Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.

 

Введение.

 

Раздел I. История политики Российского государства в отношении беспризорных детей.

I.I. Решение проблемы  беспризорности, как политическая  задача Советского периода

I.II. Современная ситуация  в Российской Федерации

Заключение первого раздела

 

Раздел II. Государственная политика Российской федерации и деятельность государственных учреждений для беспризорных в период с 1991-2000 гг.

Заключение второго раздела

 

Раздел III. Деятельность государственных учреждений и образование детей оставшихся без попечения родителей в рамках политики Российской федерации в с период 2001 – 2011 гг.

Заключение третьего раздела

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная политика в отношении беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Проблема детской беспризорности всегда имела непреходящее значение для России, особенно, начиная с 90-х годов прошлого века, когда она исключительно обострилась. Сегодня Россия переживает уже третью волну беспризорности и безнадзорности, после гражданской и отечественной войн. Границы и масштабы этого социального явления определить весьма трудно, поскольку нет точных статистических данных. Вместе с тем, оно имеет свою специфику, влияет практически на все социальные институты общества, которые, в свою очередь, участвуют в воспитании, обучении, реабилитации и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охране детства, защите прав детей и подростков.

На всем протяжении Российской истории призрение детей-сирот было неотъемлемой частью государственной социальной политики, которая является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Она строилась таким образом, чтобы минимизировать такое явление, как беспризорность несовершеннолетних.

Главной целью государственной политики по улучшению положений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации было обеспечение социализации детей, их реабилитации (социальной и психологической), и успешной интеграции в общество.

Государственную политику в отношении беспризорных несовершеннолетних можно разделить на три основных этапа: дореволюционный, советский и постсоветской России.

На каждом историческом этапе развития общества государством предпринимались меры по сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. 1

Эти явления негативно сказались на всем обществе в целом, особенно на детях.

Поэтому данный исторический период важен для исследования тем, что повышается роль государства в преодолении такого социального явления, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. В частности, был принят ряд федеральных и региональных законов, нормативно-правовых актов направленных на искоренение этого негативного явления. В принимаемых законах стали учитываться международные нормы. Была ратифицирована "Конвенция о правах ребенка". На основе мировой практики стали разрабатываться ежегодные доклады о положении детей и подростков в России, стали публиковаться статистические данные о положении детей в Российской Федерации. Начинает активизироваться научно-исследовательская работа в области защиты прав детей.

Стоит отметить, что актуальность темы исследования также обуславливается необходимостью разработки предложений с целью повышения эффективности государственной политики в отношении беспризорных, безнадзорных и детей-сирот на современном этапе развития общества на основе научного анализа исторического опыта, отражения и извлечения уроков в интересах социального развития общества. Это связано, также с тем, что число безнадзорных и беспризорных детей в России по разным источникам колеблется от 2,5 до 5 млн. человек. Из них от 12% до 15% не умеют читать и писать, каждый пятый пробовал наркотики. Безнадзорные и беспризорные переходят на более высокую "качественную ступень своего развития", выступая питательной средой для преступных сообществ. Растет число несовершеннолетних лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что естественно негативно сказывается на их здоровье, психологическом и социальном развитии. По данным Генеральной Прокуратуры РФ 95% беспризорных — это "социальные сироты", т.е. дети живых родителей.

Исследуемый период представляет особый научный интерес, так как содержит весь спектр развития позитивных и негативных тенденций в области политики государства по отношению беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.

Историографический анализ позволяет оценить степень интереса к исследуемой проблеме в исторической науке, выявить основные положения, тенденции, позитивные и негативные стороны накопленного опыта, определить направления углубленного изучения темы.

Первое наиболее полное и точное определение этому феномену можно найти в известном "красном Гранате" - Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 году. "Беспризорность, беспризорное детство, - пишет автор статьи, - тяжелое общественное бедствие, чрезвычайно распространенное как на Западе, так и у нас. Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье"2.

Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" даны следующие определения.

Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

  Беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства  и/или места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия3.

По определению, закрепленному в Конституции европейской сети по работе с уличными детьми (ENSCW), уличные дети (беспризорники) — это дети, подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительную часть времени проводят на улице, "живут" на улице, и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние4.

        

Историография проблемы.

В историографии проблемы, на наш взгляд, можно выделить несколько направлений, в изучении которых наметились определенные успехи. Так, разностороннюю разработку получили общие вопросы детства. Прежде всего, следует отметить работы С.Н. Щегловой "Социология Детства" и "Детство: методы исследования"5. Автор рассматривает статус детства, его продолжительность, специфику социализации детей в разные исторические эпохи и процесс формирования современного представления о детстве как социокультурной целостности, обосновывает актуальность исследования детской субкультуры как особого фактора формирования личности в современном обществе. Главный акцентом в работе Е. М. Рыбинского "Детство как социальный феномен" стало методологическое исследование понятий "ребенок", "дети", "детство", раскрываются аспекты научной характеристики социального феномена детства, обосновывается комплексный подход к исследованию проблем детства. На основе анализа материалов СМИ автором представлена динамика изменения отношения общества, государства к детям в последнее десятилетие двадцатого столетия6.

Знакомство с научными изданиями свидетельствует о том, что сложившиеся неблагоприятные условия жизни детей инициировали усиление научной разработки проблем детства. Обращает на себя внимание то, что в 1990-е гг. наметилось продвижение в осмыслении теории детства, для чего созданы специализированные научные организации (например, НИИ детства Российского детского фонда). Историография свидетельствует и о том, что исследователями немало сделано в плане современной разработки научной проблемы детства. Вместе с тем негативное состояние жизнедеятельности детей стимулирует необходимость усиления внимания ученых к этой проблеме. Проблемы детей и подростков частично нашли отражение в научных трудах по социальной политике Российской Федерации (В.И. Жуков, А.Н. Аверина, В.М. Сафронова, Б.М. Замакутова и др.)7. Существенное место в историографии занимают исследования и обобщения социальной политики и практики советского этапа отечественной истории. Эти работы позволяют сравнивать становление социальной политики в 1990-е гг. в РФ.

В СССР социальная политика была направлена на решение кардинальных вопросов жизнедеятельности всех граждан. Ученые отмечают патерналистский характер социальной политики советского государства. Многие социальные услуги граждане получали бесплатно и без отношения к их социальной принадлежности. При этом средства на социальные нужды выделялись из общественных фондов потребления, которые формировали все граждане страны своим трудом. Особенностью историографии, посвященной вопросам социальной политики советского государства, является то, что исследования ученых базируются на широких данных государственной статистики по социальным вопросам.

В изучении государственной политики в отношении детей определяющее место имеет уровень социальной защиты их жизнедеятельности. По этой проблеме создана обширная литература, посвященная как разработке проблемы в стратегическом плане, так и решению вопросов социальной защиты и помощи на конкретном этапе исследуемого периода. Ученые и политики вскрывают причины обвального падения жизненного уровня большинства семей. Они единодушны в том, что на государственном уровне до сих пор нет четкости в решении вопроса об адресности социальной поддержки наиболее нуждающихся семьей. Исследования показывают прямую зависимость здоровья детей и подростков от материального положения, обеспечения

Проблемы в области государственной политики в отношении беспризорных детей Российской Федерации в 90-е гг. XX веке были изучены недостаточно.

В целом, проблема беспризорности для российской действительности не нова. В ряде работ таких исследователей, как: В.Г. Кобелева и Т.Д. Тетерина, Г.И. Камаева и Т.С. Позднякова - рассматривались вопросы государственной политики, проводимой в период с 1706 г. по 1914 г., которая была направлена на создание первых государственных учреждений для детей-сирот, их финансирование, регулировались вопросы патронатного воспитания детей-сирот в семьях крестьян. Ф.Одоевский и Д.Балуев разработали Положение о детских приютах.8

В советское время осуществлялась специальная политика в этой сфере, которая выступала частью общей государственной политики как "деятельности партии и государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленной на подъем трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворение их интересов и потребностей".

Среди наиболее ценных, на наш взгляд, авторских работ по проблеме беспризорности и безнадзорности следует отметить труды Г.Г Герасимовой, С.Г Федорова, С.С. Маслова, Ю.М. Стеклова, Н. Семенова, Н.В. Рябининой включающие анализ мер борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью и характеристику новых видов учреждений в советский период9. Важно отметить, что охрана материнства и младенчества были приоритетным направлением в государственной политике советской власти. Общие принципы государственной политики советской власти по защите детства, а также такие ее направления, как: поддержка семьи с целым формирования благоприятных условий для защиты детства, охрана здоровья, образование и воспитание детей, развитие государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных условиях нашли отражение в научном труде В.Ю. Красновой10.

В современной историографии политика государства как предмет исследования показан в трудах А.К. Уледова, Т.Н. Заславской, Ф.Г. Зиятдиновой11. Такие наиболее существенные для понимания содержания государственной политики проблемы, как уровень жизни, образ жизни и качество жизни исследовалось В.И. Жуковым12.

В.Н. Гавва в монографической работе изучила проблемы, связанные с жизнедеятельностью детей и подростков в условиях становления рыночных отношений в нынешней России13.

Разработка системы мер по повышению эффективности государственной политики на современном этапе является темой исследований Г.В. Осипова и В.И. Жукова14.

Авторы подчеркивают, что на первоначальном этапе перехода на рыночные отношения со стороны государства предпринимались шаги по поддержанию минимального прожиточного уровня детей, однако, эти меры в силу постоянной инфляции, обвального роста цен, прежде всего на питание и медикаменты, не были эффективными. Характерна в этом плане работа Е.Б. Бреевой "Дети в современном обществе"15. Автор, наряду с характеристикой положения детей, проводит анализ методов исследования детей, определяет основные факторы, влияющее на результативность социальной политики в отношении детей, формы и способы ее успешной реализации.

В 1990 гг. происходит становление системы социальных служб для детей и подростков. В литературе осмысливается структура таких служб, направленность и результаты их деятельности.

Кризисное состояние общества и положения детей потребовали от государства принятия действенных мер по защите прав детей. Однако на практике права детей ущемлялись, особенно в ходе приватизации жилья, когда дети практически оставались на улице, теряя право на жилье. В средствах массовой информации эта проблема активно обсуждалась, но, долгое время не имела законодательного решения. В литературе отражено участие научной общественности в разработке российского законодательства о защите прав детей. Само обсуждение этой проблемы выявило многоаспектность прав ребенка, которые должны соблюдаться в интересах общества и нации.

Ученые В.Д. Ермакова, С.Н. Щеглова, Е.М. Рыбинский, Г.С. Еськова, изучают проблему реализации прав детей, уделяя особое внимание эволюции конституционного права детей на бесплатное общее и начальное профессиональное образование. Так, например, С.Н. Щеглова исследовала историю становления понятий "права детей" в России в разные исторические периоды и "права детей" в семье. Автор отмечает, что эти категории всегда понимались по-разному, в соответствии с целями и задачами семьи и государства, исторической эпохи, но прерогатива становления и развития данных категорий всегда была у государства.

Информация о работе Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.