Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 19:11, диссертация

Описание работы

Государственная политика в отношении беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Проблема детской беспризорности всегда имела непреходящее значение для России, особенно, начиная с 90-х годов прошлого века, когда она исключительно обострилась. Сегодня Россия переживает уже третью волну беспризорности и безнадзорности, после гражданской и отечественной войн. Границы и масштабы этого социального явления определить весьма трудно, поскольку нет точных статистических данных.

Содержание работы

Раздел I. История политики Российского государства в отношении беспризорных детей.
I.I. Решение проблемы беспризорности, как политическая задача Советского периода
I.II. Современная ситуация в Российской Федерации
Заключение первого раздела

Раздел II. Государственная политика Российской федерации и деятельность государственных учреждений для беспризорных в период с 1991-2000 гг.
Заключение второго раздела

Раздел III. Деятельность государственных учреждений и образование детей оставшихся без попечения родителей в рамках политики Российской федерации в с период 2001 – 2011 гг.
Заключение третьего раздела

Файлы: 1 файл

Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг..doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Четвертую, попытку построения системы предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних можно связать с принятием Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

С целью комплексного решения проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, социальной реабилитации и адаптации Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 был утвержден ряд федеральных целевых программ. Особое значение среди них имела Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2002 гг.".

13 марта 2002 г. Постановлением № 154 Правительства  РФ во исполнение поручения  Президента РФ от 14 января 2002 г. о  принятии незамедлительных мер  по созданию эффективной системы  социальной защиты детей был  утвержден План первоочередных  мероприятий по усилению профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2002 г. Указанным Постановлением образован межведомственный оперативный штаб по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с указанными негативными явлениями среди несовершеннолетних. Немаловажное значение имеют и нормативные акты МВД РФ, касающиеся совершенствования деятельности подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, среди которых — Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569, утвердивший "Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел"; Приказ МВД РФ от 12 января 2002 г. № 23 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение первого раздела

Исследование исторического опыта по созданию системы предупреждения безнадзорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в нашей стране, показывает эпизодический характер этой деятельности. Наиболее последовательным периодом в решении этой проблемы можно считать 60-е — начало 80-х годов XX столетия.

Вместе с тем, как показывает исторический анализ, предупреждение негативно отклоняющегося поведения несовершеннолетних только посредством создания системы предупреждения в отсутствие ювенальной политики вряд ли приведет к устойчивому положительному результату в противодействии преступности несовершеннолетних. Поэтому развитие уже имеющихся начал политики в отношении молодежи, в рамках которой будет проводиться комплексная защита прав и законных интересов несовершеннолетних, можно считать основным направлением в противодействии преступности не только этой категории граждан, но и преступности в целом. При этом деятельность должна носить систематический, научно обоснованный характер.

Если политика правительства не изменится и экономический кризис обострится, увеличатся масштабы безработицы, из-за длительных военных конфликтов и нерешенных национальных проблем увеличится поток беженцев - масштабы беспризорности в России вполне могут достигнуть уровня 1922-1926 годов. Отмеченные за последние годы тенденции роста преступности среди несовершеннолетних и роста явной и скрытой безработицы косвенно подтверждают и тенденции роста беспризорности. В сентябре 1996 года около двух миллионов подростков в возрасте от 14 до 17 лет не сели за школьные парты, "подавшись" в сферу "бизнеса". Наиболее серьезная ситуация сложилась в крупных городах России, где дети, подростки и молодежь вовлекаются в криминальную среду, убегая от родителей и пополняя ряды беспризорных. Все это происходит при попустительстве государства и местных органов.

При таком положении дел огорчительно, что ни на государственном, ни на муниципальном уровнях серьезных программ по борьбе с беспризорностью нет. Превентивные меры, способные хоть как-то остановить рост этого общественного зла, отсутствуют. От западной помощи в этом вопросе мы под разными предлогами отказываемся. Более того: некоторые представители властных структур считают, что такой проблемы в России вообще не существует. "Есть сиротские учреждения, и все 100 процентов детей, нуждающихся в их стенах, пристроены. Вопрос только в малом их финансировании...", - так обычно отвечают представители исполнительной власти.

Не следует забывать о роли в социальном взрыве "бунтующей молодежи". Ее костяк могут составить криминальные элементы, студенты, подростки асоциального поведения и непосредственно беспризорники, часть из которых уже вступила на тропу преступности.

В настоящее время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения рассмотренных в работе проблем, например:

-сегодня в стране приняты  и, что немаловажно, действуют более  ста нормативных правовых актов  по вопросам семьи и детства;

-создаются специальные программы  по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения  ситуации была разработана и  принята Федеральная целевая  программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Реализация этой программы позволила довести число специализированных учреждений для несовершеннолетних в Российской Федерации до 700. К концу 2002 года количество таких учреждений станет около 850 единиц. В них будут оказываться социальные услуги 185 тыс. детей.

В 1999 году вступил в силу Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Однако в связи с неурегулированностью в этом законе некоторых вопросов возникают серьезные трудности в его правоприменении. Прежде чем отправлять несовершеннолетних правонарушителей в центры временной изоляции, следует установить минимальный возраст ребенка, механизм и главное - цель его помещения в центр временной изоляции. Важно уравнять в правах несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и тех, кто нуждается в экстренной социальной помощи государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Государственная политика Российской федерации и деятельность государственных учреждений для беспризорных в период с 1991-2000 гг.

II.I Государственная политика РФ в отношении беспризорных детей в 1991-2000 гг.

II.II Деятельность государственных учреждений для беспризорных в Европейской части России и Сибири в период с 1991-2000 гг. ??? (возможно можно изменить или переформулировать)

Заключение второго раздела

 

Раздел III. Деятельность государственных учреждений и образование детей оставшихся без попечения родителей в рамках политики Российской федерации в период с 2001 – 2011 гг.

III.I (Изменение) Деятельность государственных учреждений для беспризорных в 2001-2011 гг.

III.II Образование детей оставшихся без попечения родителей в рамках политики Российской федерации в период с 2001 – 2011 гг.

Заключение третьего раздела

Название глав и разделов возможно следует подкорректировать или переформулировать.

 

 

 

 

 

 

 

1 Камаева Г.И., Позднякова Т.С. Санкт-Петербургский воспитательный дом (история и современность). Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. - М., 1997.

2 Федоров, М. Беспризорность в России : вновь грозная реальность // Вопросы социального обеспечения. - 2006. - N 11. - С. 20-23.

3 Федеральный закон от 25 июня 1999 г." Об основах системы профилактики безнадзорности  
и правонарушений несовершеннолетних"Электронный ресурс: http://mon.gov.ru/dok/fz/vosp/4005/.

4 Реан, А. "Уличные" дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы. Электронный ресурс: http://www.narcom.ru/publ/info/505.

5 Щеглова, С.Н. Социология дества. М., 1996; Она же. Детство: методы исследования. - М., 1999.

6 Рыбинский, Е.М. Детство как социальный феномен. М., 1998

7 Жуков В.И. Россия на пороге третьего тысячелетия: состояние и перспективы. - М., 1994.; Аверина А.Н. Социальная политика государства и социальная структура общества. - М, 1995.; Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 годы. - М., 1997; Он же. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. - М., 1997.; Сафронова В.М. Методология прогнозирования социальной политики. - М., 1997.; Замакутов Б.М. Государственная социальная политика и особенности ее реализации в субъектах РФ в условиях трансформации общества (80-90е гг.): Автореферат дис. ... докт.ист.н. - М., 1998.

8 Кобелева В.Г., Тетерина Т.Д. Исторический обзор проблемы сиротства в России. Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства: Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь, 1995.

9 Герасимова Г.Г. Советское государство в борьбе с детской беспризорностью в 20 -е гг. // Вопросы российской государственности: история и современные проблемы: Сб. ст. - М., 1999; Федоров С.Г. ВЧК и борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью // Безопасность. - М., 1999. - №3-4; Маслов С.С. Россия после четырех лет революции./ В 2-х ч. - Париж., 1922. - Ч. 1.; Стеклов Ю.М. Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 3 января 1924; Семенов Н. «Помощь детям - памятник Ленину». - Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 4 апреля 1924.; Детская беспризорность и преступность в 1920-е годы (по материалам губерний Верхнего Поволжья): Учебное пособие / Н.В. Рябинипа. Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1999.

10 Краснова В.Ю. Основные направления государственной политики по защите детства. - М., 2004.

11 Уледов А.К. Социологические законы. - М., 1979.; Заславская Т.Н. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. - М., 1990.; Зиятдипова Ф.Г. Социальные проблемы образования. - М. 1999.

12 Жуков В.И. Университетское образование: история, социология политика. - М., 2003.

13 Гавва В.Н. Защита детей и воспитательная деятельность государственных институтов в подростковой среде. - М., 1999.

14 Осипов Г.В. Концепция социальной политики: научные основы и реальность. - М., 1995; Жуков В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России. -М., 1994.

15 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.

16 Нечаева А.М.: Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М., 1996.

17 Кудрявцева Г.А., Мустаева Ф.А., Орлова Г.В. Проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в современной России.- Магнитогорск, 2001.

18 Смагина, Л.И. Сиротство как социальная проблема. - Минск, 1999.

19 Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения сиротства в России. М., 2002.

20 Глазьев С. Ю. Геноцид . -М., 1999.

21 Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России. - М., 1994.; Борисова Н.Е., Дмитриев Ю.А., Захаров С.В. Копституционпо-правовой статус ребенка в Российской Федерации. -М., 1998.

22  Конституция Российской федерации. Электронный ресурс: http://www.politika.su/doc/krf0812.html.

23 Семейный кодекс Российской федерации. Электронный ресурс: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/national_law/extended/index.php?do4=document&id4=7368a0bf-8291-4bfe-a615-d42bedba5478.

24 Гражданский кодекс Российской федерации. Электронный ресурс: http://vladrieltor.ru/gragdkodeks.

25 Указ Президента РФ от 01 июня 1992 г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №23. Ст. 1276

26 Указ Президента РФ от 15 января 1998 г. №29 «О президентской программе «Дети России» на 1998 2000 годы» // СЗ РФ. 1998. №3. Ст. 314.

27 Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. №718 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» // СЗ РФ. 1996. №21. Ст. 2460.

28 Указ Президента РФ от 18 сентября 1996 г. №1367 «О федеральных целевых программах «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 1997-1998 годы // СЗ РФ. 1996. №39.• Ст. 4530.

29 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №31.• Ст. 3802.

30

31 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Государственный комитет по статистике (Госкомстат России). — М., 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999,2000,2001.

32 Кривоносов, А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 92.

33 33 Кривоносов, А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 92.

34 Там же.

35  Назарова, А. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. Электронный ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Nazarova/03.php.

36 Макаренко, А.С. Педагогическая поэма. Электронный ресурс: http://www.e-kniga.ru/Makarenko/pedagogi0.html

37 Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 95—97.

 


 



Информация о работе Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.