Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 19:11, диссертация

Описание работы

Государственная политика в отношении беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Проблема детской беспризорности всегда имела непреходящее значение для России, особенно, начиная с 90-х годов прошлого века, когда она исключительно обострилась. Сегодня Россия переживает уже третью волну беспризорности и безнадзорности, после гражданской и отечественной войн. Границы и масштабы этого социального явления определить весьма трудно, поскольку нет точных статистических данных.

Содержание работы

Раздел I. История политики Российского государства в отношении беспризорных детей.
I.I. Решение проблемы беспризорности, как политическая задача Советского периода
I.II. Современная ситуация в Российской Федерации
Заключение первого раздела

Раздел II. Государственная политика Российской федерации и деятельность государственных учреждений для беспризорных в период с 1991-2000 гг.
Заключение второго раздела

Раздел III. Деятельность государственных учреждений и образование детей оставшихся без попечения родителей в рамках политики Российской федерации в с период 2001 – 2011 гг.
Заключение третьего раздела

Файлы: 1 файл

Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг..doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

      Дальнейшее развитие система призрения получила при Екатерине II. Под патронажем императрицы существовали "воспитательные дома" и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить "в семью благонравного поведения".

В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. Так, при Александре I смертность в воспитательных домах доходила до 75%.

Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформирования образования.

Развивалось законодательство, были учреждены суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведения находились в тесной связи с судами.

С первых же дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции молодое Советское государство принимало серьёзные меры по преодолению беспризорности несовершеннолетних и порождённых ею тяжёлых социальных последствий: была создана государственная система социально-правовой защиты несовершеннолетних и помощи им, образованы специализированные органы и учреждения по борьбе с беспризорностью и её предупреждению, комиссии по делам несовершеннолетних - Комиссии по делам несовершеннолетних, детская социальная инспекция, приёмники-распределители, детские дома и коммуны и др.

 В феврале 1919 по предложению  В. И. Ленина был создан Государственный  совет защиты детей под председательством  А. В. Луначарского для проведения  комплекса мероприятий по охране подрастающего поколения (декрет от 4 февраля 1919, СУ РСФСР, 1919, № 3, ст. 32). Особенно напряжённое положение сложилось в начале 20-х гг. в результате отрицательного влияния на условия жизни и воспитания детей таких последствий империалистической и Гражданской войн, как потеря родителей, эпидемии, голод, массовые перемещения населения.

В 20-е годы прошлого столетия газета "Комсомольская правда" писала: "Детская беспризорность – наследие прошлого, усиленная империалистической и гражданской войной, интервенцией, голодом". Публиковались и статистические материалы. В то время в Российской Федерации насчитывалось около 200 тысяч беспризорников, ночевавших в подвалах и на чердаках домов. Кроме того, еще около 250 тысяч ребят находились в детдомах и сиротских приютах. Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. Существенно различаются экспертные оценки масштабов беспризорности. Одни специалисты оценивают число беспризорных (бездомных) детей, а другие – общее число беспризорных и безнадзорных детей (контроль за которыми отсутствует из-за ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию).

Были организованы детские воспитательные учреждения интернатного типа — детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тыс. детей, в 1921—1922 годах — 540 тыс. детей. Кроме того, мероприятия по борьбе с беспризорностью включали и помощь на дому, помещение детей в крестьянские семьи и к кустарям, организация опеки, районных мастерских с школами и клубами при них для детей.

В 1925 году в СССР была создана общественная организация "Друзья детей". В задачи общества входило: ликвидация неграмотности среди беспризорных, оказание содействия в розыске родителей и родственников, предотвращение жестокого обращения с детьми, содействие деткомиссиям и детским домам и т. д.

К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных, а 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" было заявлено, что в стране ликвидирована массовая беспризорность. Наличие беспризорности признавалось, но объяснялось отдельными недостатками.

С ликвидацией беспризорности связана деятельность известного педагога А. С. Макаренко, автора "Педагогической поэмы", важнейшего произведения, правдиво рассказывающего о проблеме и грамотных подходах в её решении (по сию пору в России на деле не используемыми, поскольку, по Макаренко, предполагают расширение ответственности учебно-воспитательных учреждений за итоги своей деятельности на весь период жизни своих выпускников (а не только до школьного порога) и соответствующие изменения в подходах, прежде всего к воспитанию, затем - к обучению)36.

Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.

Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению).

По различным данным, число детей, нуждавшихся в немедленной помощи государства, составляло в 1921 4—6 млн. чел., в 1923 — 2,5—4 млн. 27 января 1921 для объединения и согласования деятельности всех ведомств по оказанию помощи детям и борьбе с Д. б. была создана Комиссия по улучшению жизни детей — "Деткомиссия ВЦИК" во главе с Ф. Э. Дзержинским37. В 1921—1922 только в Поволжье получили питание и одежду около 5 млн. детей, 150 тыс. детей было эвакуировано, 200 тыс. принято на содержание Красной Армией, профсоюзами, крестьянскими организациями.

В 1923 государственную помощь получили более 1 млн. детей-сирот. Сеть приёмников-распределителей, в которых оказывалась первая социальная помощь беспризорным и проводилась их подготовка к переводу в организованный коллектив (в стационарные детские учреждения), составляла в 1921—175, в 1926—284; в детских домах, колониях, коммунах различных типов в 1917 воспитывалось 30 тыс., в 1919—125 тыс., в 1921—540 тыс. детей.

 Многие детские дома, колонии  и коммуны приобрели широкую  известность постановкой воспитательной  работы и добились больших  успехов в воспитании беспризорных: Колония имени М. Горького, Коммуна  имени Ф. Э. Дзержинского, Прилуцкая трудовая коммуна, Болшевская коммуна, Лопасненский институт трудового воспитания "Новая жизнь" и др. Важное значение для развития борьбы с беспризорности несовершеннолетних имели постановления ВЦИК и СНК от 21 сентября 1925 О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой деятельности и от 5 апреля 1926 О порядке и условиях передачи воспитанников в крестьянские семьи, постановление ЦИК и СНК СССР от августа 1926 "О мерах по борьбе с детской беспризорностью".

В 1924 был создан "Фонд им. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям", в 1926 — добровольное общество "Друг детей". В результате проведённой работы беспризорности несовершеннолетних быстро сокращалась: в 1924 в детских домах находилось 280 тыс., в 1926—250 тыс., в 1927/28—159 тыс. детей. Ликвидация Д. б. была в основном завершена в середине 30-х гг. В 1935 СНК СССР и ЦК ВКП(б) в своём постановлении отметили, что в условиях улучшения материального положения трудящихся и при значительном количестве детских учреждений наличие некоторого числа беспризорных детей объясняются только недостатками профилактической работы. В постановлении была подчёркнута роль общественности в воспитании детей, определена система мероприятий по предупреждению Д. б. и безнадзорности, разработаны меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, повышена ответственность родителей за воспитание детей.

Ликвидация беспризорности также требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и улиц, в необходимых случаях лечения, организации питания и учебы детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.

Активное участие в работе с детьми и подростками "с улицы" принимали и комсомольцы. Через 200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей.

Несмотря на очевидные трудности восстановительного периода, к 1925 г. в РСФСР уже имелось более 280 детских домов, 420 "трудовых коммун" и 880 "детских городков".

В 1934 ВЦИК издает специальное Постановление "Об устройстве детей лиц, находящихся под стражей", по которому дети должны передаваться под опеку в детские заведения, но попадая в них с прочерком в графе "родители" и сталкиваясь там с презрительным отношением других детей и издевательствами воспитателей, они долго не задерживаются и присоединяются к беглецам.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" действовало 24 года и только в 1959 году было отменено. Возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступлений снижался до 12 лет, поэтому был восстановлен принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний. Указом 1941 года предписывалось применять это постановление не только за умышленные преступления несовершеннолетних, но и за преступления, совершенные ими по неосторожности.

Комиссии для несовершеннолетних в июне 1935 были ликвидированы, а учреждения для несовершеннолетних были переданы в НКВД.

Со второй половины 30-х гг. детские дома входили в систему городских учреждений народного образования, но сведения о детях репрессированных в детских домах до 1954 года хранятся в НКВД.

К середине 30-х гг. XX века массовая беспризорность ликвидирована, что было заявлено в 1935 году в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, но вместе с тем, наличие беспризорности признавалось, но объяснялось отдельными недостатками.

Опасность беспризорности вновь возникла в годы Великой Отечественной войны. С началом Великой Отечественной войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность.

В итоге такие важные проблемы борьбы с детской беспризорностью, как численность беспризорных и несовершеннолетних преступников, трудности содержания детей в детских учреждениях, социальная помощь зарубежных благотворительных организаций уличным детям, не получили достаточного освещения. Исследуемые проблемы получили отражение лишь в отдельных изданиях, обобщающих деятельность КПСС, Советов по реализации государственной социальной политики. Причиной этому, на наш взгляд, явилось утверждение официальной пропаганды о ликвидации детской беспризорности к концу 1940-х гг., беспризорность заменили терминами "детская безнадзорность" и "преступность несовершеннолетних".

Были приняты постановления СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 года и "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" от 15 июня 1943 года. Постановления определяли меры по решению проблемы беспризорности. На органы НКВД возлагались обязанности по открытию детских колоний для содержания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). К концу 1943 года число подростков в этих колониях достигло 50 тыс. человек.

         В годы  Великой Отечественной войны 1941—45, когда многие дети потеряли родителей, Советское государство при активной помощи общественности сумело предотвратить беспризорность несовершеннолетних Постановление СНК СССР от 23 января 1942 "Об устройстве детей, оставшихся без родителей, предусмотрело расширение сети детских учреждений, первоочередное их снабжение, регламентировало вопросы устройства детей и возвращения их в семьи".

         В СССР беспризорность несовершеннолетних практически отсутствует: планомерно осуществляется система мероприятий, направленная на ликвидацию безнадзорности, повышение эффективности семейного и школьного воспитания, организации досуга несовершеннолетних, социального контроля за поведением, времяпрепровождением, связями детей и подростков. Местными органами власти установлены ограничения пребывания несовершеннолетних на улице и в других общественных местах после 22 часов, посещения ими ресторанов и кафе; запрещена продажа несовершеннолетним спиртных напитков. За вовлечение детей и подростков в преступную деятельность, в пьянство, бродяжничество и попрошайничество, азартные игры, проституцию установлена уголовная ответственность (УК РСФСР, ст. 210).

Законом предусматривается ответственность родителей и других воспитателей за надлежащее выполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, по их обучению и подготовке к общественно полезной деятельности; при нарушении этих обязанностей принимаются меры воздействия, вплоть до отобрания детей у родителей или лишения родительских прав (Кодекс законов о браке и семье РСФСР, ст. 52).

Безнадзорные подростки и семьи, в которых они воспитываются, берутся на учёт детскими комнатами милиции и комиссиями по делам несовершеннолетних для проведения профилактической работы, а в случае необходимости и мер воздействия в отношении самого подростка или его родителей.

Модель советского "счастливого детства" эпохи сталинизма представляла собой слаженный государственный механизм воспитания советских граждан. Государство не давало автономии семьи и за невыполнение обязанностей по воспитанию детей могло повлечь применение предусмотренных законом принудительных мер (лишение родительских прав, помещение детей в детские дома). Начиная с самого раннего возраста ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации: детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения. В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома).

В 1950 году насчитывалось 6543 детских дома, в которых воспитывалось 637 тыс. детей. В 1952 году Совет Министров СССР принял постановление "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 апреля 1952 года. В 1960 году в школах-интернатах обучалось около 1 млн несовершеннолетних.

Информация о работе Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.