Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 19:11, диссертация

Описание работы

Государственная политика в отношении беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Проблема детской беспризорности всегда имела непреходящее значение для России, особенно, начиная с 90-х годов прошлого века, когда она исключительно обострилась. Сегодня Россия переживает уже третью волну беспризорности и безнадзорности, после гражданской и отечественной войн. Границы и масштабы этого социального явления определить весьма трудно, поскольку нет точных статистических данных.

Содержание работы

Раздел I. История политики Российского государства в отношении беспризорных детей.
I.I. Решение проблемы беспризорности, как политическая задача Советского периода
I.II. Современная ситуация в Российской Федерации
Заключение первого раздела

Раздел II. Государственная политика Российской федерации и деятельность государственных учреждений для беспризорных в период с 1991-2000 гг.
Заключение второго раздела

Раздел III. Деятельность государственных учреждений и образование детей оставшихся без попечения родителей в рамках политики Российской федерации в с период 2001 – 2011 гг.
Заключение третьего раздела

Файлы: 1 файл

Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг..doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т. д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в "советское детство" тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления).

Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных и первых послевоенных лет, была эффективным инструментом официальной советской социализации.

Дома ребенка, детские дома также не всегда могли обеспечить детям-беспризорникам прохождение всех этапов "эталонной" социализации, поскольку находились в тяжелом материально-бытовом положении. Все это способствовало распространению аномального поведения среди детей (бегство из детских домов и других учреждений, нищенство, бродяжничество, преступления и т. д.). Для борьбы с его последствиями действовала целая сеть государственных учреждений (детские комнаты милиции, приемники-распределители, трудовые и трудовые воспитательные колонии). Карательно-репрессивные меры в отношении подростка, совершившего проступок, создавали замкнутый круг. Оступившись и попав в криминальную среду, он обычно не мог выйти из неё. Так, государственная политика в этой сфере, пытавшаяся каким-то образом улучшить ситуацию с подростковой девиацией, фактически способствовала её росту.

Несмотря на то, что послевоенные материально-бытовые проблемы детских учреждений, на первый взгляд, не могли привести к успешной социализации советских детей и подростков, их чрезвычайная идеологизация сильно воздействовала на формирование "правильной" идентичности.

Новый всплеск беспризорности наблюдается в России с начала 1990-х годов. В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей).

Другими причинами являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений, слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности, нелегальная миграция детей (часто без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым экономическим положением этих стран.

На протяжении ХХ века Россия пережила две волны детской беспризорности, связанные с гражданской и Великой Отечественной войнами. В настоящее время можно говорить о третьей волне.

С конца 80-х г.г. по мере нарастания социальной нестабильности, межнациональных конфликтов и ухудшения уровня жизни число детей, оставшихся без родителей, стало снова расти. В 90-е годы XX века в России произошло снижение уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие – рост беспризорности (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось свыше 2 млн. беспризорных детей).

Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования.

 

 

 

 

I.II. Современная ситуация  в Российской Федерации

Новый рост числа бепризорных наблюдается в России с начала 1990-х годов. Факторами детской беспризорности являются экономический кризис, бедность, безработица, ослабление семейных устоев, морально-психологический кризис, распространение психических заболеваний.

В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей).

Другими причинами являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений (проституция, наркоторговля), слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности. Выделяется также нелегальная миграция детей (часто без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым экономическим положением этих стран.

В настоящее время отсутствует полная и достоверная статистика численности беспризорных детей. Экспертные оценки обнаруживают значительный разброс в цифрах, что может быть связано с используемыми методами и скрытостью самого явления.

В. С. Демина, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике называет цифры: более 100 тыс. беспризорных детей, безнадзорных — около 1 млн., председатель Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны В. Озеров — от 2 до 5 млн беспризорников. Борис Грызлов в 2002 году назвал цифру в 2,5 млн беспризорников. По данным Генерального прокурора Владимира Устинова, в 2002 году в России насчитывалось от 2 до 3 млн. беспризорных.

По словам министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, Россия "переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн". По приблизительным данным МВД, на 2005 год в России более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. На каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка.

Беспризорность влечёт за собой тяжёлые общественные последствия, такие как рост правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, проституция, алкоголизм, наркомания, распространение гепатита, туберкулёза и других заразных заболеваний.

В 2004 году в России было отмечено более 154 тысяч преступлений, совершённых несовершеннолетними, а также 60-70 тысяч преступлений, совершённых детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. За нарушения правопорядка в милицию было доставлено более 1 млн. несовершеннолетних. К началу 2005 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тыс. детей и подростков.

Беспризорные дети, лишённые средств к существованию, могут подвергаться коммерческой и криминальной эксплуатации. Беспризорники вовлекаются в криминальные сферы деятельности (работа на улице во вредных условиях, проституция, порнографический бизнес, торговля табачной, алкогольной продукцией и т. д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития.

С 1994 по 2002 год в 1,9 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза — токсикоманией, в 17,5 раз — наркоманией. Значительно увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерическими заболеваниями, СПИДом.

На протяжении 90-х годов уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора, бродящие по улицам в поисках пропитания и развлечений, они вызывают острую тревогу в обществе. В газетных публикациях и околонаучных изданиях появляются пугающие данные о количестве таких детей (называются цифры от одного до пяти миллионов, при общем числе детей в России около 37 миллионов). В действительности же не существует надежных данных о количестве уличных детей в России (тем более что нет единого мнения о том, каких детей считать уличными).

Максимальная оценка по 2010 году дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны – от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная – Министерством образования Российской Федерации – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России, в стране около 1 млн. безнадзорных детей.

Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. Особую тревогу вызывают статистические данные о демографической ситуации в стране. С 1992 года соотношение между уровнем рождаемости и уровнем смертности остается отрицательным, что ведет к заметной убыли населения. На начало 2001 года численность населения России составляла 144,8 млн. человек. За год оно уменьшилось на 740,1 тыс. человек. При этом показатель рождаемости сегодня составляет лишь половину того, который необходим для замены поколения родителей. За прошедшие 9 лет Россия потеряла приблизительно 3,5 млн. жителей. При имеющейся тенденции страна потеряет еще до 12 млн. Согласно подсчетам экспертов ООН, население России к 2055 году сократится до 121 млн. человек.

Сохранение существующей динамики естественного воспроизводства населения грозит депопуляцией, старением населения, уменьшением доли граждан молодых возрастов. Это может явиться причиной серьезных политических и социальных последствий. На этом фоне сохранение имеющегося человеческого потенциала, как главного богатства России, приобретает особую значимость для экономического, политического, культурного и духовно-нравственного развития России.

Поэтому детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Следует констатировать, что в последние годы резко обострилась криминальная ситуация в подростковой среде. Так, в 1998 году произошел рост преступности несовершеннолетних на 3,6 %, который продолжался в 1999 году еще более высокими темпами и составил 208,3 тыс. преступлений, то есть вырос на 10%.

Из общего количества расследованных в первом полугодии 2000 года преступлений более 101 тыс. совершены несовершеннолетними. Возросло число совершенных ими особо тяжких преступлений, в том числе умышленных убийств, разбоев и изнасилований.  По информации сотрудников правоохранительных органов, подавляющее большинство брошенных без попечения родителей детей действительно вынуждены идти на преступления, чтобы хоть как-то выживать без поддержки взрослых. "Только за последний год рост детской и подростковой преступности составил более 4%, – сообщил RBC daily специалист управления общественного порядка МВД. – При этом с каждым годом наблюдается рост преступлений, совершаемых с особой жестокостью. Следует учесть, что действия подростков отличаются исключительной жестокостью, цинизмом и глумлением над потерпевшими. Все отчетливее просматривается процесс активного вовлечения несовершеннолетних в занятие криминальным бизнесом, проституцией. Основную массу правонарушителей составляют беспризорные, безнадзорные и подростки, относящиеся к категории социальных сирот. При этом в структуре преступности несовершеннолетних преобладают имущественные преступления. Имеются многочисленные факты совершения подростками краж продуктов питания по причине постоянного голодания. На втором месте по распространенности стоит такое тяжкое преступление против собственности, как грабеж. Ежегодно за совершение указанного преступления осуждается более 15 тыс. несовершеннолетних.

Кроме этого, необходимо отметить качественное изменение характеристик самой подростковой преступности. В настоящее время она отличается высокой степенью организованности. Групповой характер стал специфической особенностью преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, превышает 70%.

Особую опасность приобретает тенденция все более широкого участия подростков в преступной деятельности взрослых. Криминологические исследования свидетельствуют, что более трети преступлений подростки совершают под непосредственным руководством взрослых. При этом приобщение несовершеннолетних к алкоголю и наркотикам является дополнительным мотивом для совершения преступления. Так, с участием взрослых в 2000 году совершено 45612 преступлений, а в 1999 году - 44041.

За все виды преступлений в 1999 году осуждено свыше 146 тыс. несовершеннолетних, из них за совершение умышленного убийства 1079 человек, в 2000 году – 1185. При этом воспитывались в неполной семье либо вне семьи 65698 человек (в 2000 году - 67044), а на момент совершения преступления не работали и не учились 53911 человек (в 2000 году - 53473).

Различны и возрастные группы осужденных несовершеннолетних преступников. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к “омоложению”. Так, если в 1998 году за различные преступления были осуждены 43 тыс. подростков в возрасте 14-15 лет, то в 2000 году их число выросло до 48 тыс. Поэтому наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности.

Общество за свое равнодушие и бездействие получает страшную социальную среду, абсолютно изолироваться от которой не может никто. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

На протяжении 90-х годов уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора, бродящие по улицам в поисках пропитания и развлечений, они вызывают острую тревогу в обществе. В газетных публикациях и околонаучных изданиях появляются пугающие данные о количестве таких детей (называются цифры от одного до пяти миллионов, при общем числе детей в России около 37 миллионов). В действительности же не существует надежных данных о количестве уличных детей в России (тем более что нет единого мнения о том, каких детей считать уличными).

В 2000 -2010 г.г. налицо серьезный экономический кризис. Промышленная продукция составила менее половины уровня 1990 года, а сельскохозяйственная - менее двух третей. Нарушен трудовой уклад россиян. Растет безработица на фоне постоянно задерживаемой зарплаты у тех, кто числится пока работающим на госпредприятиях. Официальная государственная статистика, регистрирующая уровень безработицы в 3,6 процента, далека от реальной картины. В связи с развалом СССР и распространением военных, не первый год длящихся конфликтов, в отдельных регионах резко активизировались миграционные процессы. Там, где идут военные действия - распространены и голод, и эпидемии.

Информация о работе Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.