Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 19:11, диссертация

Описание работы

Государственная политика в отношении беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Проблема детской беспризорности всегда имела непреходящее значение для России, особенно, начиная с 90-х годов прошлого века, когда она исключительно обострилась. Сегодня Россия переживает уже третью волну беспризорности и безнадзорности, после гражданской и отечественной войн. Границы и масштабы этого социального явления определить весьма трудно, поскольку нет точных статистических данных.

Содержание работы

Раздел I. История политики Российского государства в отношении беспризорных детей.
I.I. Решение проблемы беспризорности, как политическая задача Советского периода
I.II. Современная ситуация в Российской Федерации
Заключение первого раздела

Раздел II. Государственная политика Российской федерации и деятельность государственных учреждений для беспризорных в период с 1991-2000 гг.
Заключение второго раздела

Раздел III. Деятельность государственных учреждений и образование детей оставшихся без попечения родителей в рамках политики Российской федерации в с период 2001 – 2011 гг.
Заключение третьего раздела

Файлы: 1 файл

Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг..doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Общественные катаклизмы сказываются на семьях россиян. Ежедневно в Российской Федерации регистрируются 1534 развода и в результате без одного родителя остаются 1 288 детей, в дома ребенка передаются 30, "отбираются" у нерадивых родителей - 32, убегают из дома - 237. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. Нетрудно догадаться, что резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается в первую очередь на детях.

Изменяется место женщины в семье, ее роль в воспитании подрастающего поколения. Среди преступников в 1995 г. почти 15 процентов составляли женщины (237 839 проявлений). Из года в год растет число женщин с алкогольными психозами и хронических алкоголиков. (Если в 1992 г. впервые выявленных женщин с алкогольными психозами было 6045, то в 1994 г. - уже 17576; впервые выявленных женщинов-алкоголиков в 1992 г. было 19 549, в 1994 г.-27 000.)

По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. Около тысячи детей в месяц исчезают бесследно.

Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. В 1995 г. таких случаев зарегистрировано 55 тысяч. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок - детдомовец. Почти все они имеют родителей. Будущее детдомовцев - незавидное. После выхода из детдома 30 процентов ребят становятся бомжами, 20 процентов - преступниками, 10 процентов - заканчивают жизнь самоубийством.

И это только часть официальной статистики. Нам не сообщают, сколько детей осталось без родителей в Чечне (а здесь погибло за 20 месяцев войны около 80 тысяч мирных жителей) и других "горячих точках", сколько детей убежали из шахтерских поселков и "голодных деревень"? Нередко бывает так: убежало дитё в поисках лучшей доли из нищенствующей семьи, от отца-алкоголика и матери-проститутки, а родители в милицию не сообщают. Многие из них считают, что семье при этом станет легче материально, да и "ребенок", авось, в хорошие руки "попадет".

Неподдельный интерес к беспризорникам проявляют, например, криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности. За последние годы в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков. По официальным данным из 6 миллионов подростков, прошедших в 1995 году профилактические осмотры, у 94,5 процентов зарегистрированы различные заболевания. При этом треть - заболевания, ограничивающие выбор будущей профессии.

За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось с 28,3 процента до 6,3 процента - более чем в три раза. Больные подростки с трудом будут осваивать азы воспитания и образования как в семье, так и 'в школе. Конфликтность и неадаптированность приведет к желанию "жить самостоятельно". Лишь 3 процента выпускников специнтернатов способны овладеть самой примитивной профессией, хотя многие из интернатов "переезжают" в колонии для несовершеннолетних.

Следует заметить, ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. Те из беспризорников, кто физически послабее, менее "опытен" или болеет, живут в подвалах, на чердаках, городских свалках и на кладбищах. Те, кто уже прошел школу "уличной жизни", сами "зарабатывают". Естественно, криминальным путем. Они одеваются, питаются и даже снимают при этом жилье, но остаются беспризорными.

Кризисные социальные условия сегодня в обществе, неблагополучные тенденции преступности и особенно тревожные демографические процессы - все это дает основание прогнозировать возможность сохранения высокого уровня преступности в целом и в отношении интересов семьи и несовершеннолетних, в частности.

Существенные положительные изменения социальных условий в отношении институтов семьи и несовершеннолетних в стране пока невозможны по многим экономическим, политическим и, главное, "идеологическим" причинам. Неутешительным фактом подтверждения данного прогноза является рост числа преступлений против семьи и несовершеннолетних (ст.ст. 150-157 УК РФ) за последние пять лет с 27759 преступлений до 34720, что составило увеличение в 1,3 раза.

За 2002 год количество фактов злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей составило 36752, зарегистрировано также 16713 фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и в антиобщественное поведение взрослыми. Несовершеннолетними и при их участии в 2002 году совершено 139681 преступлений или почти каждое одиннадцатое из числа расследованных. В 29 % преступлений из числа зарегистрированных, потерпевшими явились несовершеннолетние.

Таким образом, становится очевидным, что несовершеннолетнее население России находится в духовно нездоровом состоянии развития и жизнедеятельности, что подтверждается увеличивающимся количеством несовершеннолетних лиц, употребляющих спиртные, наркотические и токсические вещества. По итогам 2002 года выявлено 172811 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, что составило в удельном весе от общего числа выявленных лиц – 10,1 %3. Этому есть явные и бесспорные показатели – детская беспризорность и безнадзорность при живых родителях и существующем государстве.

Развивающаяся государственно – правовая база все еще не решает многих проблем охраны и защиты интересов семьи и несовершеннолетних. К тому же не учитываются кардинальные изменения уклада жизнедеятельности в России, значение места и роли семьи в сфере антикриминального воспитания детей. Более того, имеется тенденция к ухудшению ситуации. Наблюдается низкая рождаемость, растет количество семей с одним ребенком, велико число разводов.

Ежегодно в России рождается примерно 1 млн. 230 тыс. детей, что на 750 тысяч меньше, чем необходимо для воспроизводства населения. С обострением социально-экономических условий жизни общества перечисленные негативные явления в последние десятилетия стремительно обостряются. Наблюдается демографический спад. По прогнозу, опубликованному в "Демографическом ежегоднике Российской Федерации", к 2016 году в нашей стране на каждые 100 граждан так называемого рабочего возраста около половины составят пенсионеры. Растет смертность. В 1999 году в России число умерших человек почти вдвое превысило число родившихся.

Среди главных достижений прошедшего века, наряду с освоением космоса и ядерной энергии, созданием компьютера и открытием ДНК, специалисты называют снижение младенческой смертности. Как показывает в своем исследовании Е. Кваша, старший научный сотрудник Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования, в России в начале века из 1000 детей в течение первого года жизни умирали 272, то в последние годы 14-16 (в абсолютных цифрах из жизни в возрасте до одного года уходят около 18 тысяч младенцев). Результат кажется неплохим, особенно учитывая средние данные по миру: на тысячу рождений – 56 смертей.9

Но все больше семей планируют и воспитывают только одного ребенка. Много в социальном плане благополучных супружеских пар отказываются от рождения детей по экономическим причинам. Вместе с тем растет число гражданских браков.

Исследуя преступления против несовершеннолетних, И.Н. Туктарова справедливо отметила, что "изменение условий жизни привели к изменению в брачно-семейных отношениях". Семья – главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка - оказалась в крайне сложной ситуации. На сегодняшний день отмечается процесс снижения потребности в детях, их ценности в понимании современной женщины". По данным этого исследования, с 1987 по 1992 год в России родилось на 6 миллионов детей меньше, чем за предыдущие 10 лет.

По данным И. Смирновой, естественная убыль населения России к 2015 году с учетом иммиграции на сегодняшнем уровне составит не менее 4,3 миллиона человек. К 2018 году по среднему варианту прогноза фактическая убыль населения, как ожидается, достигнет 7 млн..

Вместе с этим, Ветров Н.И. обратил внимание и на такую проблему, как рост числа самоубийств среди подростков. Специалисты указали и на то, что значительная часть проявления насилия в семье связана с нерешенностью ее проблем.

В перспективе, если не будет уделено должного внимания охране семьи, а также созданию нормальных условий ее функционирования, населению в России грозит резкое сокращение и такая тенденция сохранится надолго, что впоследствии создаст вероятность отсутствия лиц, вступающих в брак и создающих семьи.

Существующее в обществе нравственное и правовое состояние с преступностью обязывает государство и общество искать и использовать любую возможность повысить эффективность противодействия участию населения в преступности, а главное сохранению и защите интересов семьи и несовершеннолетних от пагубного, негативного воздействия на них других лиц.

Решение указанной задачи видится в создании государственно-конституционной программы по обеспечению безопасности несовершеннолетних, реализация которой возможна лишь с учетом тех особенностей социально-правовой политики борьбы с преступностью в целом и несовершеннолетних, в частности, которые соответствуют особенностям её и личностям несовершеннолетних правонарушителей, а также преступности взрослых в отношении несовершеннолетних.

Существующее кризисное криминологическое и демографическое состояние общества проявилось не вдруг, не за один год, оно формировалось в течение последних 10-15 лет, основной смысл которых выражен в части 2, статьи 13 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Если в социально-экономической и политической жизни общества государство играет активную роль хотя бы в том, что создает правовую базу для этих областей, то в духовной сфере, признав идеологическое многообразие, и отсутствие государственной идеологии, никак не высказывается по поводу воспитательной работы как с подрастающим поколением, так и просветительской работы со взрослым населением.

Реформирование в середине 80-х годов политического, государственного и экономического устройства СССР, проведенное новым партийным руководством, возглавляемым М. С. Горбачевым, привело к распаду государства, кризису во всех сферах жизнедеятельности. Этот процесс постепенно привел и к самопроизвольному распаду созданной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. После 1990 г. система профилактики стала терять свои ключевые звенья — субъектов профилактической работы среди несовершеннолетних. Кроме того, профилактическая деятельность утратила системный подход.

В 90-е годы в стране вновь произошел всплеск беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В данный период в целях противодействия этим крайне опасным негативным явлениям разрабатывались многочисленные законы, указы, программы, постановления и ведомственные нормативные акты. Среди наиболее важных из них — Федеральный закон от 24 октября 1996 г. № 130-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей"", Федеральный закон от 4 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", [28] Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью", Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", [Президентская программа "Дети России", Федеральная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей на 1997-1998 гг.", Федеральная целевая программа "Молодежь России (1998-2000)", Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период 1998—2000 гг.".

Вместе с тем, учитывая крайне тяжелое положение, сложившееся в стране, декларативный характер указанных правовых актов, многие из которых не имели финансового обеспечения, эти акты реально повлиять на ситуацию с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних не могли.

Принятый УК РФ 1996 г., с одной стороны, ввел в действие новые нормы уголовного права, ориентированные на воспитательное воздействие на несовершеннолетних, а не на их уголовное наказание, с другой — имеет и более жесткие, по сравнению, например, с УК РСФСР 1960 г., положения. Так, уголовная ответственность с 14-летнего возраста предусмотрена за ряд новых преступлений: похищение человека, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, насильственные действия сексуального характера и т. д.

 Снижен возраст ответственности  и за отдельные преступления, определенные еще в УК РСФСР: вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, вандализм, терроризм и т. д. В общей сложности новый УК установил уголовную ответственность с 14-летнего возраста по 53 составам преступлений (прежний УК — по 44), из них 42 состава отнесены УК РФ к тяжким и особо тяжким (срок лишения свободы свыше пяти лет).

Расширение перечня составов преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет, может быть оправдано тем обстоятельством, что общественная опасность многих противоправных действий осознается и в раннем возрасте. Дети, не достигшие возраста уголовной ответственности, кроме незначительных преступлений, совершают и убийства. В то же время к уголовной ответственности они не привлекаются, специальных учреждений для этой опасной малолетней категории правонарушителей нет. Изолировать их от общества не представляется возможным, за исключением периода нахождения в специальных учебно-воспитательных учреждениях, где они опять-таки находятся с не менее опасными правонарушителями.

Информация о работе Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.