Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 19:11, диссертация
Государственная политика в отношении беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних детей является одной из важнейших частей внутренней политики государства. Проблема детской беспризорности всегда имела непреходящее значение для России, особенно, начиная с 90-х годов прошлого века, когда она исключительно обострилась. Сегодня Россия переживает уже третью волну беспризорности и безнадзорности, после гражданской и отечественной войн. Границы и масштабы этого социального явления определить весьма трудно, поскольку нет точных статистических данных.
Раздел I. История политики Российского государства в отношении беспризорных детей.
I.I. Решение проблемы беспризорности, как политическая задача Советского периода
I.II. Современная ситуация в Российской Федерации
Заключение первого раздела
Раздел II. Государственная политика Российской федерации и деятельность государственных учреждений для беспризорных в период с 1991-2000 гг.
Заключение второго раздела
Раздел III. Деятельность государственных учреждений и образование детей оставшихся без попечения родителей в рамках политики Российской федерации в с период 2001 – 2011 гг.
Заключение третьего раздела
Правовому положению ребенка в семье на всех этапах исторического развития России, роли закона в становлении его личности посвящена работа A.M. Нечаевой "Россия и ее дети (ребенок, закон, государства)"16. В книге содержатся сведения о положении детей в обществе, зафиксированные в различного рода исторических источниках. Автор последовательно проводит линию: ребенок, закон, государство, рассматривая каждую из ее составляющих не в изолированном виде, а в тесной связи и взаимозависимости. Освещая положение детей в современной России, исследователь широко использует официальные данные государственной статистики, проводит глубокий анализ семейного законодательства. Тем не менее, данную работу нельзя назвать сугубо научным монографическим исследованием. A.M. Нечаевой не всегда удается оставаться беспристрастной, уйти от яркой эмоциональной окрашенности при анализе сложнейших процессов, затрагивающих жизнь каждого ребенка.
Проблемы защиты прав детей в Российской Федерации стали темой целого ряда научно-практических конференций, материалы которых являются составной частью современной историографии проблемы.
Одним из направлений современной историографии являются вопросы образования и воспитания. В работах исследователей образование рассматривается как составная часть социальной сферы, следовательно, и социальной политики. Ученые большое внимание уделяют вопросам воспитания, прежде всего в общеобразовательной школе. Они отмечают, что после смены общественно-политической парадигмы школа фактически отделила воспитание от образования. В научной литературе обсуждаются новые концепции и модели воспитания в современных условиях политического многообразия, других атрибутов гражданского демократического общества. На резком снижении воспитательного потенциала общества сказалось значительное сокращение возможностей внешкольных учреждений, организованного досуга детей и подростков. Ученые едины во мнении о том, что на современном этапе существенно возросла воспитательная роль семьи.
Большое внимание научная общественность обращает на развитие общеобразовательной системы. Произошли глубокие изменения в гуманитарных отраслях знаний. Это просматривается в преподнесении учащимся отечественной истории, в появлении альтернативных учебников. Широкий резонанс в обществе получило обсуждение проектов общеобразовательных стандартов, практика открытия негосударственных образовательных учреждений. Обращается внимание на роль школьного коллектива в формировании детей и подростков, на негативное влияние резкого материального расслоения среди учащихся, падения престижа профессии педагога, воспитателя. Авторы ряда работ обращаются к вопросам взаимоотношения обучающего и обучаемого.
Отмечая особенности современного периода в жизни общества со всеми его институтами, ученые все больше обращаются к историческому опыту образовательной и воспитательной системы, в т.ч. советской и земских школ дореволюционной России. История российского образования получает более полную научную разработку.
В 1990-е гг. катастрофических масштабов достигла детская беспризорность и безнадзорность, "социальное сиротство". В педагогической, психологической, юридической, социологический и исторической литературе рассматриваются эти явления, которые по социальной опасности достигли уровня 1920-х гг. Наиболее интересны и значимы в этой области исследования И.Ф. Дементьевой "Социальное сиротство: генезис и профилактика", Г.А. Кудрявцевой, Ф.А. Мустаевой, Г.В. Орловой "Проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в современной России"17. Указанные авторы представили портрет современного ребенка-беспризорника, проанализировали причины данного явления. Пути решения этих проблем рассмотрели в своих работах Л.И. Смагина "Сиротство как социальная проблема"18, В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.И. Ослон, А.Б. Холмогорова "Пути решения сиротства в России"19. Авторы отмечают, что к началу исследуемого периода был утрачен опыт деятельности государства по социальной заботе об этой категории детей. Систему детских домов, интернатов дополнили детские и подростковые приюты. Волна беспризорности и сиротства поставила вопросы о воспитательной работе в этих учреждениях, условиях жизни и формировании ребенка, реабилитации "детей улицы". В числе критических моментов отмечается проблема перехода воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствие материальных возможностей для решения этих проблем. На наш взгляд, нельзя не согласиться с авторами, что основную деятельность нужно направить на устранения причин сиротства, а не ее последствия, необходимо приостановить неуклонную тенденцию к росту числа детей-сирот. Поэтому необходим многоаспектный анализ причин этого роста и разработка комплекса мероприятий, направленных на его торможение и, в конечном счете, на остановку.
Состояние современного общества потребовало от науки усиления внимания к вопросам девиантного поведения детей и подростков. В 1990-е гг. произошел всплеск детской и подростковой преступности. Ученые социологи, психологи, юристы, политологи, историки исследуют причины расширившейся преступности, криминогенности, наркотизации общества. Оценка и позиция каждого исследователя заслуживает внимания, хотя они часто противоречивы, неоднозначны, но все же большинство авторов видят их в материальном расслоении россиян. В то же время социологические исследования показывают, что в немалой мере совершают преступления дети обеспеченных родителей. Обращается внимание на то, что причины преступности следует рассматривать на общем фоне криминальной ситуации в стране. Коррупция и воровство выполняют стимулирующую роль в росте преступлений, правонарушений в подростковой среде. В этой ситуации возрастает потребность в профилактике правонарушений среди детей и подростков. В советском государстве этому уделялось достаточное внимание, но при смене общественно-политической строя система профилактики была разрушена. Как и во многих других вопросах, ученые усматривают противоречие и спонтанность перехода к новому общественному порядку. Отмечается то, что рыночная экономика имеет сопутствующие ей негативные стороны жизни, которые стимулируют преступность. Поэтому при переходе к рынку профилактическая деятельность должна была усиливаться, развиваться, модернизироваться, а не, наоборот, свертываться, ликвидироваться. Анализ российского законодательства показал, что в этой области федеральный закон был принят с существенным опозданием, тогда как
Рассматривая социально-экономическую политику государства и анализируя ее эффективность и последствия, многие исследователи отмечают причинно-следственную связь между проводившейся в стране политикой и вырождением населения, что позволило квалифицировать ее как захватническую. В своей книги С.Ю. Глазьев "Геноцид"20, анализируя социальное положение населения России, определяет социальные язвы общества, раскрывает причины сложившейся ситуации и делает вывод о присвоении национального богатства правящей олигархией, определяя ее политику как геноцид, главной жертвой которого стали дети.
Анализ историографии проблемы позволяет сделать вывод об определенной фрагментарности проведенных исследований и необходимости дальнейшего комплексного углубленного изучения важного для страны вопроса. Недостаточная разработанность и практическая значимость изучения государственной политики в отношении беспризорных детей в Российской Федерации в 1991-2011 годы XX века предопределили выбор направления настоящего диссертационного исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2011 гг. Это время характеризуется усилением внимания государства в отношении улучшения защиты прав детей. Рыночные отношения в новой общественно-политической системе и экономические реформы 90-х гг. XX в. привели к появлению в социальной сфере общества таких явлений, как безработица, обнищание21.
Объектом исследования является внутренняя политика Российской федерации в период с 1991-2011 гг.
Предметом исследования является государственная политика в отношении беспризорности в указанные периоды.
Цель исследования - проанализировать стратегию и тактику государства по устранению беспризорности детей период образование Российской Федерации 1991 – 2011 годы.
Задачи:
- проанализировать историю политики Российского государства в отношении беспризорности детей;
- исследовать реализации государственной помощи в отношении беспризорных детей периода образование Российской Федерации 1991 – 2011 гг.;
- дать характеристику государственным учреждениям для беспризорных детей в период образование Российской Федерации 1991 – 2011 гг.;
- установить факторы и условия,
определивших политику
- выявить содержание политики
государства в отношении
Территориальные рамки:
Территория европейской части РФ и Западная Сибирь. (возможно следует изменить????)
Методология исследования: методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы познания общественных явлений, принцип историзма, которые позволили в динамике проанализировать процессы и явления, ставшие определяющими в общественно-политическом и социальном развитии государства и общества, выявить в исторической последовательности происходившие изменения в политике и практике решения социальных проблем беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
Опираясь на всю совокупность общественного знания, общественно-политическое развитие российского общества рассматривается в определенных хронологических рамках, во взаимосвязи и взаимовлиянии совокупности общественных явлений и исторических событий на общеисторическом фоне страны.
Для осуществления системного и комплексного анализа социальной политики в отношении беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, были использованы информационный, междисциплинарный (работа находится на стыке истории, педагогики и психологии (возможно следует убрать)???), хронологический подходы. Также нами использовались сравнительно - исторический, историко - генетический методы и методы работы с законодательными источниками.
Руководящими для нас были требования научности, аргументированности и достоверности.
Методологической основой данного исследования является оптимальное сочетание эмпирического метода, конкретного изложения исторического и теоретического материала в выявлении сущности социальной политики государства.
Источники исследования: официально-документальные материалы, архивные документы, монографии и статьи, диссертации и авторефераты.
Нормативно-правовые акты, направленные на улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним можно отнести следующие: Конституция РФ принятая 12.12.93 г.22; Семейный Кодекс РФ от 29.12.95 г.23; Гражданский Кодекс РФ24; Указы Президента Российской Федерации (от 01.06.92г. №543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы"25; от 06.09.93 г. №1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав"; от 18.08.94 г. №1696 "О президентской программе "Дети России""26; от 14.09.95 г. "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. ("Национального плана действий в интересах детей"; от 14.05.96 г. №718 "Об основных направлениях государственной семейной политики")27; Федеральные законы (от 18.09.96 г. №1367 "О федеральных целевых программах "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997-1998 г."28; от 24.06.98 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации")29; Постановления Правительства Российской Федерации (от 21.08.92 г. №610 "О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации"; от 13.01.96 г. "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 гг."); положения, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации, регламентирующие деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите30.
Официальные издания, подготовленные Госкомстатом Российской Федерации, а также ведомственных учреждений, по исследуемой тематике31.
Научная новизна исследования заключается к следующем:
- осуществлен комплексный анализ государственной социальной политики в отношении беспризорных, безнадзорных, детей-сирот в период с 1991-2011 гг.;
- выявлены и систематизированы причины и факторы, порождающие данное социальное явление в российском обществе в целом;
- проведен анализ законодательной базы защиты прав детей, нуждающихся в помощи государства, с позиции современной исторической науки;
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах по отечественной истории и социальной истории России.
Раздел I. История политики Российского государства в отношении беспризорных детей.
I.I Эволюция беспризорности. Решение проблемы беспризорности, как политическая задача Советского периода
Следует отметить, что детская беспризорность как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества.
В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах "всем миром"32. С принятием христианства связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам "печаловаться" о сиротах33. Термин "печаловаться" означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто "не дюже ся будут (т.е. не смогут) сами собою печаловаться"34.
Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротские дома, которыми ведал Патриарший приказ. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было определено открывать училище "для наставления детей грамоте", а для "сирых и немощных" создавать при церкви богадельни.
Дальнейшее развитие государственная система призрения получила при Петре I, который поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых в России крупных сиротских государственных домов был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. "Сиротским монастырям" было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. В июне 1718 г. Петр I издает указ, по которому было велено "малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам"35. Поскольку богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше - в матросы.
Информация о работе Политика Российской Федерации в отношении беспризорности детей 1991 -2011 гг.