Правительство и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

"Повесть временных лет" начинается обещанием автора описать, "откуду есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду русская земля стала есть". Термин "земля" употреблен здесь не в географическом смысле, а в значении "народ" или "государство". Термин "княжити" относится к форме правления. Терминология "Повести временных лет" типична для русской ментальности тех времен.

Файлы: 1 файл

Правительство и управление.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

Правительство и  управление

1. Предварительные  замечания

"Повесть временных  лет" начинается обещанием  автора описать, "откуду есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду русская земля стала есть". Термин "земля" употреблен здесь не в географическом смысле, а в значении "народ" или "государство". Термин "княжити" относится к форме правления. Терминология "Повести временных лет" типична для русской ментальности тех времен.

"Земля" был обычным  термином для обозначения государства  на протяжении всего киевского  периода. Понятие правительства  выражалось термином "волость", по-церковнославянски - "власть"; именно в этой форме это  слово с соответствующим дополнительным  значением употребляется в современном  русском языке. Термин "княжение" обозначает правительство в его  исполнительном аспекте; он более  или менее соотносится с понятием "высшей исполнительной власти". Нужно отметить, что все три  термина - "земля", "волость"  и "княжение" - использовались  не только в абстрактном значении, но и обозначали данное государство  и его правительство. В этом  конкретном смысле все три  термина почти синонимичны.

К этому перечню основных древнерусских политических терминов можно добавить также "господин". Этот термин употребляли в различных  значениях - для обозначения владельца  земли, или владельца рабов, или  хозяина поместья, а также монарха, носителя верховной власти.

Разнообразие терминов, обозначающих "государство" и "правительство", не случайно в киевский период. Это  соответствует гетерогенной природе  Киевского государства, которое  состояло из нескольких "земель", сначала объединенных под властью  киевского князя, а позднее управлявшихся  собственными князьями. Каждая "земля" концентрировалась вокруг столицы - "города". Все остальные города в земле считались только "пригородами" - меньшими городами, так сказать. Сельские районы были известны как "волости". Этот термин, в его абстрактном  значении обозначающий "власть" и "правительство", а более конкретно - государство или даже данное государство, страну, использовался для обозначения  сельского района, потому что он управлялся столичным городом. "Володети" - глагол того же корня - обозначал как "править", так и "владеть".

Таким образом, по существу каждая древнерусская земля была городом-государством в классическом смысле этого термина. Примечательно, что в скандинавских источниках Русь называется Gardariki ("Царство Городов"). Поскольку старославянское слово "град" (по-русски "город") обозначало как город, так и крепость, скандинавское  название Руси часто толкуется как "Царство Замков". С этой интерпретацией едва ли можно согласиться. Не "замки" на Руси должны были произвести впечатление  на скандинавских гостей, а ее города. Несомненно, норманны видели больше замков в Западной Европе, чем на Руси, которые производили большее впечатление, поскольку были построены из камня. Но нигде в Центральной и Западной Европе того периода они не могли увидеть так много городов, как на Руси, и, особенно, нигде на Западе они не могли найти городов, столь влиятельных в политическом отношении.

С приходом Рюрика в Новгород, а позднее - Олега в Киев, княжеское  господство было наложено на подобную систему городов-государств. Это  внесло элемент индивидуальной власти в правление, но не только. Сила каждого  князя заключалась в его личной армии - дружине. С помощью дружины  он мог защищать город от любых  нападений извне. В то же время, однако, он мог использовать дружину для  навязывания своего господства какому-либо городу.

Княжеский двор при поддержке  личной армии князя постепенно становился ядром нового управления. Оно представляло собой насаждение представления  о наследственном управлении государством и в какой-то мере имело результатом  некоторую степень слияния общественного "земельного" права с частным "княжеским" правом. Однако будет  ошибкой полагать, что власть князя  распространялась исключительно на земельные владения. У нее были также и государственные аспекты, особенно после обращения Руси в  христианство и благословения княжеской  власти Церковью. Но представление  о том, что князь является главой государства, а не только господином своих домашних, не было вовсе чуждым для русских даже до обращения. Представление  о полновластии князя, должно быть, отчасти явилось следствием хазарского влияния, и примечательно, что хазарский  титул верховного правителя - каган - был присвоен русским правителем Тмутаракани, а позднее использовался теми киевскими и черниговскими князьями, которые контролировали или пытались контролировать этот город.

В конце двенадцатого и  начале тринадцатого века русские летописцы  называли византийским имперским титулом "автократ" (αυτοκρ'ατωρ, в славянском переводе - самодержец) князя Всеволода III Суздальского и князя Романа Галицкого, но нет свидетельств о том, что  кто-либо из них принял этот титул  официально.

2. Земли и княжества

Первоначально "земли", из которых состояло Киевское государство, частично совпадали с племенными группами. Так, Киевская земля была населена, главным образом, полянами, Новгородская - словенами, а Рязанская - вятичами. Хорваты и дулебы составляли этническую основу соответственно Галича и Волыни. В иных случаях племя  было разделено между двумя и  более землями. Северяне составляли большую часть населения как  в Черниговской, так и в Переяславской  землях; кривичи - в Смоленской и  Полоцкой землях; дреговичи, которые  первоначально концентрировались  вокруг города Турова, позднее распределились по Киевской, Полоцкой и Черниговской землям. Суздальская земля была сначала заселена словенами и кривичами. Древляне вошли в состав Киевской земли к концу одиннадцатого века.

Самотождественность каждой из земель, за исключением древлянской, не была утрачена и после включения  в состав Киевского государства. Киевская земля находилась под непосредственным господством правящего князя; во всех других землях князя представлял  его заместитель, обычно - один из его  сыновей, реже - боярин.

После смерти Ярослава земли  были распределены и перераспределены между его наследниками, и, вследствие падения авторитета киевского князя, сначала каждая группа земель, а  затем и каждая земля стала  отдельным княжеством. К концу  двенадцатого века окончательно оформились десять земель: Киевская, Новгородская, Суздальская, Рязанская, Переяславская, Черниговская, Смоленская, Полоцкая, Волынская  и Галицкая. В каждой из них укрепилась отдельная ветвь дома Рюрика, за исключением Новгорода, где князь  свободно избирался из членов, княжеской  семьи.

Даже после распада  Киевского государства не все  связи между землями были порваны, и можно сказать, что в целом  они составляли нечто вроде свободного объединения - русской федерации (см. ниже, Гл.VIII,  I).

Не липшим будет рассмотреть  постепенное распространение названия "Русь". Происхождение этого  названия уже подробно рассматривалось  в другом месте [+1]. Достаточно будет повторить здесь, что по мнению автора оно происходит от иранского слова "рухс" ("светлый"), откуда - название и народа рухс-асы, или роксоланы ("великолепные аланы"), которые были известны как одно из иранских племен. Это название было позднее принято группой славянских антов. Еще позднее это название было взято группой шведов, которые обосновались в Азово-тмутараканрком регионе в восьмом веке.

Так начал свое существование  русский каганат. Поскольку поселения  русо-антов существовали также в  Киевском регионе (следует принять  во внимание название реки Рось), и поскольку  выходцы из старых шведских русов  составляли большую часть дружины  первых киевских князей, название Русь стало идентифицироваться с Киевской землей, а в одиннадцатом веке термин "русин" стал синонимичен понятиям "киевлянин" или "полянин".

С распространением господства киевских князей над всеми антскими и словенскими землями название "Русь" перешло за границы Киевской земли и стало прилагаться  сначала к Черниговской и Переяславской, а затем и ко всем остальным  землям. Характерно, что в договоре 1229 г. между Смоленском и немецкими  городами повсюду упоминаются "русские", а не просто "смоленские люди".

Поскольку в Новгороде  избирали князя из членов дома Рюрика, постольку Новгород также считался частью Руси в широком смысле этого  слова. Однако сами жители Новгорода  всегда называли себя только "новгородцами", а не "русскими", даже в международных  договорах, как, например, в договоре 1195 г.

Как мы видели, первоначально  каждая русская земля состояла из столичного города, малых городов  и сельских районов. В большинстве  случаев один и тот же столичный  город неизменно сохранял свое главенство с девятого века вплоть до монгольского нашествия; в отдельных случаях, однако, возникало соперничество  между двумя и более городами одной земли, усугубляемое, как правило, тяжбой между князьями, в результате чего столица переносилась из одного места в другое. Так, в Суздальской  земле древний город Ростов со временем утратил свое главенство по отношению к Суздалю, который, однако, тоже не смог надолго удержать свое старшинство и вынужден был уступить его значительно более молодому городу Владимиру.

С увеличением княжеских  семей в княжествах и с обычаем  правящих князей передавать город каждому  из своих сыновей в качестве доли в наследстве, некоторые из княжеств к началу тринадцатого века оказались  разделенными на большое количество уделов, и единство земли сохранялось  благодаря подчинению "меньших" князей "старшему" и пригородов - столице. Но вся эта структура  была не очень устойчивой, и таким  образом готовились предпосылки  к раздробленности княжеств, достигшей  своей высшей точки в монгольский  период.

3. Три составные  части правительства

Платон в его "Республике" и "Государстве" постулировал две  высших формы правления - монархию и  аристократию, и три более низких формы - тиранию, олигархию и демократию. В своем последнем труде "Законы", рассматривая проблему под другим углом  зрения, он предлагает две основных формы - монархию и демократию, откуда происходят все остальные.

Аристотель в своей "Политике" говорит о трех основных формах правления - царской, аристократической и "гражданской" (роliteia, возможно, лучше перевести этот термин как "конституционная демократия"); и о трех отклонениях - тирании, олигархии и демократии. Вообще говоря, в политической мысли эллинистического и римского периодов монархия, аристократия и демократия считались тремя основными формами правления.

Правление русскими землями  в киевский период представляло собой  смешение этих трех форм. Исторически, как мы знаем, древнерусское правление  сочетало в себе город-государство  и власть князя. Поскольку сила князя  зависела от его дружины, последняя  вскоре сама стала влиятельным политическим фактором.

Можно сказать, что князь  представлял монархическое начало в Киевской Руси, дружина - аристократическое, а вече - демократическое. В правительстве  каждой из русских земель были представлены все три начала, но степень важности того или иного из них в различных  случаях варьировалась. В конце  двенадцатого века монархическое начало стало доминирующим в Суздальской  земле, а аристократическое - в Галицкой. В Новгороде, с другой стороны, демократия в этот период приобрела особо  важное значение. Было ли новгородское правительство действительно "politeia", или демократией, с точки зрения аристотелевской терминологии,- это  уже другой вопрос.

Давайте теперь рассмотрим все три составных части правления  одну за другой, начиная с монархической.

А. МОНАРХИЧЕСКОЕ  НАЧАЛО: КНЯЗЬ

"Князь" - это старославянское  слово. Оно происходит от древнегерманского  kuning (на древнескандинавском koningr), что означает "царь" [+2]. Скорее всего, антские и словенские князья шестого и седьмого веков, как и древлянский князь Мал десятого века, были старшинами кланов и племен. Характер княжеской власти изменился с появлением скандинавов на Руси.

Олег и его наследники представляли собой иноземный элемент, доминирующий над древними племенами  и городами. К середине десятого века в Киеве прочно утвердились  новые князья, и постепенно дом  Рюрика стал неотъемлемой частью всей русской политической жизни [+3].

Правосудие и военная  оборона были теми областями, в которых  народ нуждался в князе. В исполнении обеих этих обязанностей князь опирался на помощь дружины, но высшая ответственность  ложилась именно на него.

Князь был также главой исполнительной власти и после обращения  Руси стал защитником Церкви, хотя в  тот период у него не было особых полномочий в церковной администрации, поскольку русская Церковь не была автокефальной, и митрополит Киевский находился под властью патриарха  Константинопольского. Однако некоторые  князья готовы были оказывать поддержку  той части русского духовенства, которая выступала за большую  независимость от Византии. Так, Ярослав  Мудрый взял на себя инициативу по созыву Собора русских епископов, который  избрал Илариона митрополитом без предварительного подтверждения со стороны патриарха (1051 г.), а век спустя Изяслав II поступил подобным же образом (1147 г.).

Представляется, что первые киевские князья считали Русь своей  вотчиной, которую они могли завещать и передавать по наследству представителям своего рода. Однако после смерти Ярослава Мудрого престолонаследие регулировалось двумя, на первый взгляд, противоположными принципами: старшинством по рождению и народным избранием [+4]. Из этих двух второй фактор не действовал, в то время как первый работал беспрепятственно, и так было до середины двенадцатого века. Вступление в престолонаследие каждого из киевских князей в тот период политического мира подтверждалось публичным одобрением как со стороны знати, так и городского населения, что было своего рода формальностью.

Однако даже в этот период население поднимало свой голос  всякий раз, когда князь приводил страну к бедственному положению  или тем или иным путем притеснял  народ. Так, когда стало ясно, что  князь Изяслав I не в состоянии  организовать защиту города от половцев, киевляне восстали против него и выбрали  своим князем Всеслава Полоцкого (1068 г.). Однако, когда последний не оправдал их ожиданий, они вынуждены были снова допустить на трон Изяслава.

Информация о работе Правительство и управление