Правительство и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

"Повесть временных лет" начинается обещанием автора описать, "откуду есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду русская земля стала есть". Термин "земля" употреблен здесь не в географическом смысле, а в значении "народ" или "государство". Термин "княжити" относится к форме правления. Терминология "Повести временных лет" типична для русской ментальности тех времен.

Файлы: 1 файл

Правительство и управление.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

Слово "вече" соответствует  французскому parlement, буквально - место, где народ говорит (о государственных  делах). Русское слово "совет" происходит от того же корня, что и "вече". Все свободные горожане имели  право принимать участие в  собраниях веча. Хотя собрание созывалось всегда в столичном городе, представители  пригородов имели право присутствовать там и голосовать. В действительности немногие из них имели возможность  это делать из-за удаленности и  отсутствия практики оповещения "малых  городов" о таких собраниях. Собрания созывались, как только возникала  необходимость; народ собирался  на рыночной площади, заслышав глашатаев  или звон городского колокола.

Таким образом, по практическим соображениям, вече можно определить, с небольшими оговорками, как генеральную  ассамблею населения лишь стольного  города. Право голосовать имели одни мужчины, и только главы семей. Это  не значит, что холостяки принципиально  исключались, но голоса неженатых сыновей, живших в отцовском доме, не подсчитывались. Холостяк, живущий сам по себе, являлся  членом собрания.

Обычай требовал, чтобы  решение было единогласным. Небольшое  меньшинство должно было подчиниться  большинству. Когда не было четкого  большинства, две разошедшиеся во взглядах партии спорили часами и часто  развязывали драки. В таких случаях  либо не приходили ни к какому решению, либо, наконец, одна сторона брала  верх, и меньшинству приходилось  неохотно принимать неизбежное.

Обычно на собрании председательствовал  городской глава, но иногда возглавить собрание просили митрополита (как  это было в Киеве в 1147 г.) или  местного епископа, по-видимому в тех  случаях, когда влиятельная группа горожан находилась в оппозиции  голове. Князь мог присутствовать на собраниях, как обычно и бывало, когда он сам созывал собрание. Нередко, однако, оно могло быть созвано  группой горожан, недовольных политикой  князя. В подобных случаях князь воздерживался от какого-либо участия в собрании. Такие собрания протеста как правило собирались на рыночной площади. В обычные времена вече проходило либо на площади перед княжеским дворцом, либо перед кафедральным собором.

Как мы уже видели, вече имело  свой голос в решении вопроса  о престолонаследии, поддерживая  или выступая против кандидата с  точки зрения интересов города, и  в определенных случаях даже требовало  отречения князя, уже находящегося у власти. В обычные времена  оно сходилось во мнениях с  князем и боярской думой по всем главным вопросам законодательства и общего управления. Реже оно действовало  как верховный суд. В городах, где управление не было во власти князя, вече избирало голову и других представителей городского управления, а также глав пригородов.

Степень влиятельности веча варьировалась в разных городах. Вершин власти это учреждение достигло в Новгороде.

Г. ПРОБЛЕМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ  ВЛАСТИ

Русские демократические  институты киевского периода  относились к классическому греческому типу - к типу непосредственной демократии. Предполагалось участие всех граждан  в собрании, и это привело к  тому, что граждане стольного города находились в привилегированном  положении, поскольку только они  физически могли участвовать  в вече. Таким образом, стольный город  политически доминировал над  пригородами. Население последних  собиралось для обсуждения местных  дел, но такие собрания не имели политической важности. Не было попыток организовать вече на представительской основе, через делегатов как из столицы, так и из пригородов. Не предпринималось  также усилий для улучшения функционирования веча столицы, создав городской дом  представителей.

Метод непосредственной демократии подходит только для маленьких общин. Аристотель считал, что население  города, которым можно хорошо управлять, в норме должно быть около пяти тысяч человек. Население Новгорода  было намного больше, и неудобство, о котором предостерегал Аристотель, чувствовалось очень остро, особенно во времена резких политических кризисов.

Если мы обратимся к  аристократическим институтам Киевской Руси, то обнаружим ту же невозможность  использовать метод представительства. Кабинет князя - тот самый внутренний круг боярской думы - не избирался пленарным  собранием. А в общем собрании участвовали не все бояре данной земли, а только те, что связаны  со столицей.

Только в монархической  части правительства можно наблюдать  нечто вроде эксперимента с идеей  представительства. В 1211 г. Всеволод III с целью стабилизировать межкняжеские отношения в Суздальской земле  созвал собрание, которое ряд русских  историков считают прототипом будущих  консультативных ассамблей Московского царства, так называемый Земский собор. Согласно летописцу, князь призвал к совещанию "всех своих бояр, и живущих в городах, и тех, что живут в сельской местности; епископа Иоанна, и настоятелей, и священников; и купцов, и дворян, и весь народ" [+10]. Текст довольно туманный, но можно полагать, что "купцы, и дворяне, и весь народ" не были приглашены для участия in соrроrе, а только через выбранных ими самими представителей. Иначе совещание должно было бы включить в себя все мужское население Суздальской земли, что, конечно же, немыслимо. И все же утверждение летописца слишком расплывчато, чтобы позволить вывести из него сколько-нибудь отчетливое заключение.

4. Княжеская администрация

В силу разнородного происхождения  древнерусского правительства, администрация  каждого княжества имела двойственную природу [+11]. Некоторые должностные лица получали свои полномочия исключительно от князя, в то время как предполагалось, что другие представляют народ, хотя в действительности назначались князем. Первоначально, должностные лица второй категории избирались народом. Эти служащие располагались по рангу в соответствии с математическим принципом. Это были: тысяцкий - глава тысячи, сотский - глава сотни, десяцкий - глава подразделения в десять человек. Происхождение такой системы и ее отношение к организации власти в клане и племени остается спорным вопросом.

Десятичная система в  группировании населения и территориальном  делении существовала среди многих народов, включая англо-саксонские. Она, вероятно, возникала в связи  с примитивной военной организацией. В кампании, привлекавшей к совместным действиям много кланов и несколько  племен, она оказывалась предпочтительней с военной точки зрения, поскольку  предполагала разделение армии на отряды, равные по составу. При таком порядке  задача планирования и проведения военных  операций намного облегчалась. Более  того, чтобы проще проводить военную  мобилизацию, целесообразно было сохранять  разделение живой силы на десятичные отряды и в мирное время. Затем  такие десятичные подразделения  стали и территориальными делениями, что было удобно для взимания налогов.

Десятичная система подразделений  на Руси, возможно, возникла в сарматскую эпоху, но более вероятно, что начало этой системы связано с гуннской империей. Гунны были тюрками с  некоторой примесью монголов, а десятичная система представляется старой традицией  как тюрков, так и монголов. Название города Тмутаракани может быть использовано в качестве подходящей иллюстрации. Это название, должно быть, происходит от титула тюркского военачальника, разбившего лагерь на Таманском полуострове  в 568 г. Тма-Тархан - значит глава десяти тысяч. Позднее армия Чингисхана была сформирована в соответствии с  той же самой десятичной системой. Еще позднее казаки организовывались в отряды по десяткам и по сотням.

И хазары, и мадьяры, видимо, тоже применяли десятичную систему  разделения в управлении своими асо-славянскими  подданными - в распределении их вспомогательных войск, как и  в собирании с них дани. Не ясно, как эта система была приспособлена  к клановому и племенному делению  у славян. По-видимому, племя исчислялось  как тысяча, клан - как сотня, а  семейная община (задруга) - как десяток.

В киевский период в каждом главном городе, то есть, в каждой столице княжества, был тысяцкий. Хотя эта должность первоначально  являлась выборной со временем князь  взял на себя прерогативу выдвижения на нее кандидата, за исключением  Новгорода. Обычно это положение  занимал кто-то из влиятельных бояр, и постепенно среди них возникла тенденция сделать эту должность  передающейся по наследству. Так, при  Ярославе тысяцким в Киеве сначала  был Вышата, а затем его сын  Ян. В общее правило это, однако, возведено не было, и системе наследования должности не удалось пустить  прочные корни в Киевской Руси.

Хотя тысяцкий и получал  должность от князя, он всегда считался командующим городским ополчением ("тысячей"), которое противопоставлялось  княжеской свите. В некоторых  случаях он выступал от лица народа, выражая несогласие с князем. К  примеру, когда князь Всеволод II Киевский, который принадлежал к  ветви Ольговичей в киевской княжеской  семье, намеревался завещать киевский стол своему брату, тысяцкий Глеб выразил  протест от лица киевлян в том, что последние не хотят, чтобы  дом Ольговичей оставался у власти, и настоял, чтобы их следующим  правителем стал Мономашич, наследовавший  Всеволоду после его смерти (1146 г.) [+12].

Если тысяцкий пренебрегал  мнением народа, горожане призывали  его к ответственности за действия, направленные против их интересов, и  в некоторых случаях выражали свое недовольство достаточно сильно. Во время киевского восстания 1113 г. простой народ разграбил дом  тысяцкого. Между прочим, в тот  раз были разграблены и дома сотских, и это указывает на то, что бунтовщики считали их доверенными лицами тысяцкого. Этих городских сотских, находившихся в подчинении тысяцкому, не следует  путать с сотскими в сельской местности, которые всегда избирались.

Княжеский двор был собственно центром княжеской администрации. Любой управляющий княжеским  имуществом (тиун) также имел право  занимать должность в государственной  администрации. Главный управляющий (тиун дворский) со временем стал главой финансовой администрации в каждом княжестве. Другие управляющие служили  судьями, и сам термин "тиун" постепенно приобретал дополнительное значение "судья".

В местной администрации  князь был представлен своим  заместителем - посадником. Следует  заметить, что термин "посадник" означал также "городской глава"; не следует путать эти два типа посадников. Княжеские заместители  выбирались или из числа младших  членов Дома Рюрика, или из бояр. Они имели право на долю с той дани, которую собирали для князя, а также особый налог с населения данного места для обеспечения их существования. Позднее, в ранний московский период, такая система оплаты местным правителям стала известна как "кормление" - "кормление с земли" как таковой. В этом термине есть доля иронии, потому что в древнерусском языке у него было дополнительное значение правления; дело в том, что эти два одинаково звучащих слова происходят от разных корней.

Местные общины, как городские, так и сельские, под наблюдением  посадника вели свои собственные  дела через выборных должностных  лиц.

5. Отрасли управления

А. ФИНАНСЫ

Как мы видели, княжеский  двор в Киевской Руси был тесно  связан с государственным управлением, и главный управляющий князя  исполнял обязанности министра финансов. Несмотря на это, не было полного слияния  киевского капитала и государственных  финансов, и постоянно проводилось  различие между тем и другим. Выясняется, что князь имел право на одну треть  годового дохода или, во всяком случае, с дани, которую платили завоеванные  племена. Так, княгиня Ольга присвоила  одну треть дани, уплачиваемой древлянами; Ярослав, в то время когда он был  заместителем своего отца в Новгороде, имел право на одну треть годового дохода, отправляя оставшийся баланс в Киев, и так далее.

Между прочим, вся княжеская  семья в целом - Дом Рюрика - должна была обеспечиваться из государственного дохода, и каждый член семьи требовал его или ее долю в этом доходе. К примеру, из грамоты, дарованной князем Ростиславом Смоленским епископу этого  города (1150 г.), мы узнаем, что определенная часть "дани", собранной в смоленской земле, принадлежит княжеской жене. Несомненно, подобные соглашения имели  место и в других княжествах.

Обычным способом удовлетворения требований членов княжеской семьи  было закрепление за каждым определенного  района или города для обеспечения  их существования ("кормления", или "утешения"). Весь годовой доход (или его определенная часть из собранного в том районе) поступал в распоряжение владельца. Именно в  этом смысле нам следует толковать  замечание летописца, что Вышгород был собственным городом княгини  Ольги, и подобные же утверждения  о других князьях. В добавок к  недвижимости, которой подобным образом  пользовались члены княжеской семьи, каждый из них мог - а большинство  так и поступало - владеть частными земельными наделами по его или ее собственному праву.

В этот период было три основных источника государственного дохода: прямые налоги, доходы с суда и штрафы с преступников за совершение преступления, а также таможенная пошлина и  другие налоги на торговлю [+13].

Прямые налоги развились  из дани накладывавшейся на завоеванные  племена первыми киевскими князьями. Как мы знаем, в десятом веке князь  обычно каждый год вместе со свитой приезжал в завоеванные земли  для собирания дани. Это было известно как полюдье. Ольга заменила этот военный способ собирания государственных  доходов тем, что установила сеть местных пунктов для сбора  дани. Дань таким образом превратилась в постоянный налог, но древнерусский  термин "дань" сохранился, и поэтому  я буду продолжать пользоваться словом "дань".

Дань собиралась в несельскохозяйственных районах с каждого "дыма" (т.е. очага), а в сельскохозяйственных районах - с каждого земледельческого орудия (рало, т.е. плуг). Постепенно первоначальные значения обоих терминов утратились, и каждый из них использовался  в условном значении как статья налогообложения. Не будет ошибкой указать здесь, что в монгольский и послемонгольский периоды термин "дым" в техническом  смысле слова - как статья налогообложения - широко использовался в западной (литовской) Руси. В Московии эта  статья называлась "соха".

В двенадцатом веке общая  сумма дани была распределена по платящим налоги районам (погостам), и в каждом из них сам народ через своих  сборщиков подсчитывал сумму, которую  необходимо собрать с каждого "очага".

Информация о работе Правительство и управление