Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:47, реферат
Периодизация истории Древнего Рима Основание Рима датируют серединой VIII в. до Р.Х. и связывают с союзом племен латинов и сабинов ("союз на семи холмах"). Вряд ли можно всерьез относиться к указанию точной даты этого события (приводятся данные - 751, 763, 754 гг. до Р.Х. и др.) Становление римской государственности связывают с более поздним периодом конец VI-начало VI в. до Р.Х. Историю римского государства принято делить на три этапа: Царский период, Республиканский период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят на период принципата и период домината. Укажем временные рамки этих периодов и некоторые важнейшие даты в истории Древнего Рима: Конец VII-начало VI в. до Р.Х. - возникновение римского государства, начало царского периода (периода военной демократии).
Периодизация истории Древнего Рима Основание Рима датируют серединой VIII в. до Р.Х. и связывают с союзом племен латинов и сабинов ("союз на семи холмах"). Вряд ли можно всерьез относиться к указанию точной даты этого события (приводятся данные - 751, 763, 754 гг. до Р.Х. и др.) Становление римской государственности связывают с более поздним периодом конец VI-начало VI в. до Р.Х. Историю римского государства принято делить на три этапа: Царский период, Республиканский период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят на период принципата и период домината. Укажем временные рамки этих периодов и некоторые важнейшие даты в истории Древнего Рима: Конец VII-начало VI в. до Р.Х. - возникновение римского государства, начало царского периода (периода военной демократии). Конец VI в. до Р.Х. - изгнание царя (Рекса), установление республики. Ц-1 в. до Р.Х. - период глубокого кризиса республики, гражданских войн, диктатур. 49-44 гг. до Р.Х. - диктатура Гая Юлия Цезаря, практически это дата падения республиканской формы правления, однако становление Римской Империи связывают со следующим периодом - периодом правления первого римского императора: 27-14 гг. до Р.Х. - период правления императора Октавиана Августа, становление имперского государственного аппарата при формальном сохранении республиканских государственных институтов. Такое состояние римской государственности называют Принципатом - по наименованию должности, которую "изобрел" для себя Август - "Принцепс" (princeps -первый) - "первый среди равных". Следующие даты знаменуют некоторые события, показывающие постепенное превращение Рима в монархию: 212 г. - постановлением императора Каракаллы даровано римское гражданство всему населению Римской Империи, что фактически означает лишение льгот, связанных с гражданством, бывшей малочисленной привилегированной группы civitas (горожан, граждан) и возвышение иринцепса над всем населением империи, в том числе и над бывшими равными ему гражданами.. , ' 284-305, гг. - правление императора Диоклетиана, с которым связано начало периода "хомината". Наименование периода обязано своим происхождением термину доминус (dommus - господин, хомин), которым Диоклетиан официально обязал к себе обращаться. Это окончательно устравиво видимость республиканских институтов, превратило императора в монарха, а римских граждан - в подданных. 322 г. - колоны (бывшие равноправные граждане, лишь экономически зависевшие от арендодателя земли, на которой они работали) были юридически прикреплены к земле, лишились права оставлять обрабатываемую ими землю, отныне продавались вместе с землей. 395 г. - окончательно оформлен раздел Римской Империи на Западную и Восточную (Византию). 476 г. - падение города Рима под натиском варваров, окончание истории Западной Римской Империи. 1453 г. - падение города Византии (Константинополя), окончание истории римского государства. Периодизация истории права Древнего Рима Периодизация истории римского права не совпадает с периодизацией истории римского государства, что явилось следствием ряда причин объективного характера. Первый период (VIII в.-Ш в. до Р.Х.) характеризуется как период начального формирования римского права. Все его принципы и институты подчинены традиции медленно уходящего патриархально-общинного строя, право существует только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и вместе с тем привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началам. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до Р.Х. была осуществлена первая кодификация римского права в виде записи-издания знаменитых Законов XII Таблиц, которые на долгие века стали отправными для всех областей римского права. Римское право в этот период представляет явно выраженное привилегированное право - цивильное (от слова civitas - город) или квиритское право, (римляне именовали себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина), которое отделяет членов римской общины от не римлян. Цивильное (квиритское) право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии. Второй период (Ш в.-П в. до Р.Х.) - переходный, предалассический. Предпосылкой правового движения стала социальная унификация римской общины, стирание принципиальных граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывается деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источником права, наряду с общенародным государственным законодательством, становится судейское и магистратское правотворчество (магистраты - должностные лица), практически разорвавшее связи с понтификальной юриспруденцией и религиозным толкованием. На место строго формальной юридической практики приходит концепция утверждения справедливости. Это позволяет сделать судебный процесс более современным, учитывающим усложнение гражданской жизни и новых коллизий. На требования права начинают оказывать существенное влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. К этому же периоду относится и начало будущей знаменитой традиции римской юриспруденции и связанной с нею частной практики, судебного красноречия. Третий период (I в. до Р.Х.-Ш в. н.э.) - классический для всей эпохи античного римского права. В условиях кризиса республиканских установлений и утверждения монархии происходит формирование принципов публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа, а затем переосмысление с их точки зрения нового монархического строя. Одновременно складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. В условиях расширения Римской империи и конструирования под нее социальных опор формируется общий правовой статус свободного гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых, основанных на стремлении к правовой справедливости и равенству, институтов собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т.д. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона), причем в науке формируется уже существенно различающиеся течения мысли, и варианты правопонимания оказывают воздействие на общий ход юридической практики. Наконец, в идейно-философском смысле наука и юридическая практика испытывают мощное воздействие философии стоицизма, и это отражается даже в обновляемом понимании принципов и институтов частного права. Для молодых людей, начинающих изучать право, создаются учебные пособия - институции. Наиболее удачные институции были созданы видным юристом Гаем во II в. Институции Гая часто в последующем принимались за образец при составлении других учебников (Институции Юстиниана, например) и оказали огромное влияние на последующие кодификации частного права. Четвертый период (1V-V вв. н. э.) - время начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной только к нуждам античного общества и специфической государственности, в систему, пригодную для других социальных и политических условий. Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права; преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права. Судебный процесс также становится неразделим с государственным администрированием. В этих условиях реальным историческим фактором стала целостная правовая политика власти, преобразующая (ввиду собственных интересов и разумения) начала и институты права. Римское право, в главнейших своих источниках, неоднократно кодифицируется, на основе чего формируется новое отношение к норме права как безусловно обязательному правовому требованию не только по смыслу, но и по букве; в известных оговорках возрождается на новом уровне юридический формализм. Приспосабливая старые дефиниции к новым правовым условиям, юридическая наука и практика деформирует многие каноны и институты классического права.
Социальный строй
В первые века римский
народ состоял из двух социальных
слоев, различавшихся по своему правовому
положению, — патрициев и плебеев.
Патриции обладали всей полной политических,
гражданских и семейных прав, а плебеи
такими правами не обладали, что приводило
к столкновениям.
Народное собрание состояло из патрициев,
способных носить оружие. Оно созывалось
по желанию царя и было организовано по
куриям. Эти специальные собрания именовались комициями. Семьи патрициев объединялись
вроды, а роды —
в три трибы. Самыми древними были куриатные
комиции, которые объединяли граждан по
куриям, которых насчитывалось 30, и именно
они и составляли три трибы.
За мнение курии принималось мнение большинства;
а мнение большинства курии — за общее
мнение народа (куриатной комиции). Функции
куриатной комиции — утверждение законов;
свидетельствование юридического характера
(усыновление, завещание и т. п.); объявление
войны и заключение мира. Законы, одобренные
народным собранием, считались принятыми
навечно, законы, принятые царем, но не
утвержденные народом, действовали только
в период его царствования.
Таким образом, первоначально трибы - это
три племени, составившие древнеримскую
общину: Рамны, Тиции, Луцеры (первоначальные
объединения эпохи родового строя). Каждая
из них включала 10 курий, охватывавших
по 10 родов.
Получалось: несколько патрицианских семей составляли
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА 1.1 Общественный строй Древнего Рима в царский период Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родо-вую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организа-ции, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари укрепляли свое имущественное положение, расширяли свой земельный надел. Все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составляв-шими общенародную собственность (agerpubliens). Самолично, начиная с Ромула, раздавали они землю отдельным вои-нам, а не через посредство курий. Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа были названы трибами. Было 4 городских и 17 сельских триб, в кото-рых находились как гентильные, так и соседские общины, жили как патри-ции, так и плебеи.[6;78] Таким образом, Сервий Туллий перемещал римское население, как это сделал в
Афинах Клисфен. Этому же царю приписывается перераспределе-ние земель между богатыми и бедными. Цари принижали значение патрицианской знати также путем установ-ления общеримских культов и жреческих коллегий. Наряду с почитанием бо-гини огня Нумы в каждом родовом подразделении был воздвигнут общий храм на форуме. Нуме же относят учреждение общеримской верховной кол-легии жрецов-понтификов. В связи с увеличением населения и ростом в его среде имущественной дифференциации римляне постоянно
ощущали потребность в новых землях и вели за них войны. Все цари, кроме Нумы, расширяли римские владения, по-рой основывали в завоеванных частях Лация колонии. Военные акции осуществлялись силами родовых отрядов, поэтому важнейшей заботой царей было создание независимого от родовых ополче-ний войска. Уже Ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей-целеров.
Тарквиний Древний
удвоил число всадников за счет выдвинутых
им верных людей, а Сервий Туллий совершенно
изменил самый принцип ком-
медных ассов (монет); ко 2-му - те, чье имущест-во оценивалось, как минимум, в 75 000 ассов; к 3-му - в 50 000; к 4-му - в 25 000; к 5-му - в 11500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles).[1;80] Каждый имущественный разряд выставлял определенное число вой-сковых единиц, центурий (сотен): 1-й разряд -80 центурий тяжеловооружен-ных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий
конницы, всего 98 центурий; 2-й - 22; 3-й - 20; 4-й- 22; 5-й - 30 центурий и 6-й разряд - 1 центурию, в целом 193 центурии.[1;80] Экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и дешевой. Но реформа Сервия Туллия имела не только во-енное значение. На основе центуриатного порядка вырос новый вид народ-ных собраний - центуриатные комиции, где центурия
была голосующей еди-ницей. Фактическое число людей в центуриях было различным: в пролетар-ской - несколько сотен, а в перворазрядной - по нескольку десятков. Если учесть, что на долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, станет ясным, что дела в центуриатных собраниях решались голосами наибо-лее богатых, как патрициев, так и плебеев. Несмотря на тимократический принцип, реформа Сервия
Туллия носила демократический характер. Она явилась первым шагом на пути включения плебса в состав populus, превра-щавшегося из совокупности членов гентильных единиц в коллектив граждан. Вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план ку-риатные собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, свя-занные с родовыми культами. Это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя.
В современной науке считается, что Сервию Туллию приписан в древ-ности ряд установлений более позднего времени. Но, безусловно, признается учреждение им: 1) территориального деления Рима; 2) цензового принципа деления общества; 3) общего войска из патрициев и плебеев. Усиление царской власти сказывалось в том, что последние цари овла-девали троном без избрания. Оно выражалось также в атрибутах царей, заим-ствованных у этрусков: золотой короне, имитирующей венок
из дубовых ли-стьев; сиденье, украшенном слоновой костью; скипетре с орлом; пурпурной тунике, расшитой золотом; расписном плаще. Особое значение имели фасции - пучок розог с воткнутым в них боевым топором. Их несли шедшие перед царем служители-ликторы. Это был символ власти карающей, аппарата наси-лия, появившегося для подавления эксплуатируемых и недовольных. Традиция донесла до нас эхо волнений, вызванных социальными про-тиворечиями. Недовольны были разные люди: и немногочисленные еще ра-бы, и бедняки, терявшие землю,
а с ней и связи с родом, и родовая знать, ут-рачивавшая с усилением царей свои привилегии, и плебеи, ущемленные в правах. Цари, укрепляя свое влияние, лавировали между разными обществен-ными группами. Интересы обедневших патрициев, а также плебеев, особенно богатых, учитывал Сервий Туллий. Тарквиний Гордый эксплуатировал про-столюдинов на тяжелых строительных работах, но одновременно привлекал их раздачами из военной добычи и возможностью участвовать в заморской торговле.
О ее развитии говорит заключение первого торгового договора с Карфагеном. Вместе с тем он терроризировал родовую знать и совершенно отстранил сенат от управления, правил с помощью помощников-префектов и приближенных. Это привело в 510 г. до н.э. к заговору аристократов против Тарквиния и изгнанию его из Рима. Античная традиция, отражавшая чаяния родовой знати, неточно изобразила
эти события как общенародное демокра-тическое дело. История царского Рима являет собой процесс роста города из разроз-ненных поселков и эволюции общества от начавшейся дифференциации и появления патриархального рабства в пределах родоплеменного строя до формирования архаических классов-сословий патрициев и плебеев и образо-вания государства. Цари с их помощниками, телохранителями и ликторами, а также центуриатные комиции представляли собой
публичную власть, не сов-падавшую как с организующим себя populus, так и с широким кругом пле-бейства. По признанию многих современных ученых, власть последних римских царей аналогична раннегреческой тирании. В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важней-шие элементы развившейся в республиканский период типично античной со-циально-политической структуры, римского полиса. Полис определяется как античный город-государство, а точнее - как гражданская община с античной формой
собственности.
Коллектив гражданства и
На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и пере-группировки социальных сил сложилась римская республиканская консти-туция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского госу-дарственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произ-ведениях античных авторов. Государственная организация отличается от родовой тремя особенно-стями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному
родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д. Высшим государственным органом считается народное собрание. У народного собрания было три вида комиций: – куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции. Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председа-тельствовали в собрании и объявляли повестку.
Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце респуб-ликанского периода. В первый век существования республики сенат утвер-ждал решения комиций, с III века до н.э. – предварительно рассматривал во-просы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользо-валась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и ма-гистратами. Сенат контролировал и руководил деятельностью народного
собственности.
Коллектив гражданства и
На основе происходившей
в эпоху ранней Республики борьбы
и пере-группировки социальных сил
сложилась римская
родству, а также
налогами, собираемыми для содержания
армии, должностных лиц и т.д. Высшим
государственным органом
Информация о работе Развитие римского государства и права в эпоху Древнего Рима