Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:47, реферат
Периодизация истории Древнего Рима Основание Рима датируют серединой VIII в. до Р.Х. и связывают с союзом племен латинов и сабинов ("союз на семи холмах"). Вряд ли можно всерьез относиться к указанию точной даты этого события (приводятся данные - 751, 763, 754 гг. до Р.Х. и др.) Становление римской государственности связывают с более поздним периодом конец VI-начало VI в. до Р.Х. Историю римского государства принято делить на три этапа: Царский период, Республиканский период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят на период принципата и период домината. Укажем временные рамки этих периодов и некоторые важнейшие даты в истории Древнего Рима: Конец VII-начало VI в. до Р.Х. - возникновение римского государства, начало царского периода (периода военной демократии).
По всем этим основанием в романистической литературе период домината характеризуются как "абсолютная монархия".
Избираемые ежегодно муниципальными собраниями дуумвиры были председателями городских "сенатов", наблюдая за городским управлением. Они наблюдали административной и судебной властью. В муниципиях они являлись высшими судьями. Однако, в период империи их юрисдикция была существенно ослаблена. Муниципальный "совет" или "сенат" именовался декурией. Вообще же под декурией понималось всякое подразделение или отделение, состоявшее из 10-ти человек. С древнейших времен существовали декурии патрициев, всадников, сенаторов. Были также и коллегии судей. Десять первых членов муниципального совета именовались децемвирами.
Со временем императора Константина городские общины стали учреждать специальных должностных лиц (дефензоров), уполномоченных защищать город от притеснений и несправедливостей со стороны императорских чиновников. Население провинций буквально изнемогало под бременем множества государственных налогов и натуральных повинностей, грабежей и вымогательства чиновников.
Заключение
Учеными по-разному трактуют значение римского права. Одни романисты говорят о кризисе римского права, другие склонны идеализировать его. Так, некоторые авторы трудов по истории римского права утверждают, будто милосердие было цветком античной культуры, и будто в уравновешенном благодаря римскому праву в римском обществе каждый класс был уверен в завтрашнем дне. Одно из предписаний римского права, данное Ульпианом, гласит: "Жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит".
Есть выражение, что Рим трижды покорял народы мира: вначале: силой оружия, затем христианством, и, наконец, - римским правом. И действительно, римское право – явилось наиболее развитой и законченной системой права общества, экономика которого в значительной степени была основана на рабовладении. Мы видим, что разделение властей имело место уже в период принципата.
Несомненные заслуги римского права это то, что оно способствовало ликвидации сословного характера феодального права, тормозившего развитие торговли и промышленности, развитие частной собственности. А так же, что римское право послужило одним из источников Гражданского кодекса Наполеона 1804 года, который стал образцовым сводом законов буржуазного общества и лег в основу кодификаций многих государств мира.
Однако я придерживаюсь, позиции тех романистов, которые хотя и высоко оценивали римское право, но все же не высказывались в том смысле, что римское право абсолютно непогрешимо, что дальше его идти некуда. Изречение видного германского ученого Рудольфа Иеринга: "Через римское право, но вперед, дальше его", как ничто лучше это подчеркивает.
Во II-I
вв. до н.э. развитие рабовладельческого
общества в Риме приводит к обострению
всех его классовых и социальных противоречий.
Сдвиги в экономике, расширение и изменение
форм эксплуатации рабского труда, ее
интенсификация сопровождались усилением
конфликтов между группировками правящих
верхов рабовладельцев, а также между
ними и большинством свободных, малоимущих
и неимущих. Успешная завоевательная политика,
превратившая Средиземное море во внутреннее
море Римского государства, подчинившая
ему почти всю Западную Европу до Рейна,
поставила перед Римом новые сложные военные
и политические проблемы подавления завоеванных
народов, обеспечения управления ими.
В этих условиях становится все более
очевидным, что старое политическое устройство
уже бессильно справиться с возникшими
и обострившимися противоречиями. Рим
вступает в период кризиса, который коснулся
прежде всего существующих политических
учреждений, устаревшей полисной формы
государственного устройства, аристократического
политического режима правления нобилей,
замаскированного республиканской формой
правления, создавшей видимость власти
римского народа. Возникла объективная
потребность их перестройки, приспособления
к новым историческим условиям.
При завоевании Италии в V-IV вв. до н.э. Рим
стремился прежде всего к конфискации
земель, так как рост населения требовал
расширения земельных владений. Эту тенденцию
не остановила и интенсивная урбанизация,
развившаяся ко II в. до н.э. Войны II-I вв.
до н.э. несколько сместили акценты - они
сопровождались массовым порабощением
завоеванного населения, что привело к
резкому увеличению количества рабов
в Риме. Рабство приобретает "классический",
античный характер. Значительная масса
рабов эксплуатируется в государственных
и крупных частных землевладельческих
латифундиях с крайне тяжелыми условиями
труда и существования и жестоким террористическим
режимом. Естественный протест рабов выливается
в ряд все более широких и мощных восстаний.
Особенно большой размах имели восстания
рабов в Сицилии во II в. до н.э. и восстание
под руководством Спартака 74-70 гг. до н.э.,
поставившее под угрозу само существование
Римского государства.
Параллельно с восстаниями рабов и вслед
за ними вспыхивают гражданские и союзнические
войны, вызванные борьбой за власть между
группировками господствующего класса,
противоречиями между ним и мелкими производителями
и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев,
получавших незначительную материальную
помощь государства. Рост числа люмпенов
становится убедительным свидетельством
общей деградации свободных.
Экономическое и политическое засилье
нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое
движение протеста неимущего населения,
возглавляемое братьями Тиберием и Гаем
Гракхами. Гракхи стремились ограничить
крупное землевладение знати и за счет
этого создать земельный фонд для наделения
землей мелких землевладельцев, а также
ослабить власть оплота знати - сената
и восстановить потерявшую былое значение
власть народного собрания и народного
трибуна.
Получив должность трибуна, Тиберий Гракх,
опираясь на народное движение, сумел,
несмотря на сопротивление сената, провести
в 133 году до н.э. через народное собрание
Аграрный закон. Закон ограничил максимальный
размер земли, получаемый от государства.
За счет изымаемых излишков создавался
земельный фонд, распределяемый между
безземельными или малоземельными гражданами.
Получаемые ими участки становились неотчуждаемыми,
что должно было предотвратить обезземеливание
крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий
Гракх в том же году был убит, его земельная
реформа начала осуществляться, и несколько
десятков тысяч граждан получили землю.
Реформаторскую деятельность Тиберия
продолжил его брат Гай Гракх, избранный
трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие
политическое влияние знати, - введение
тайного голосования в народном собрании,
право народного трибуна избираться на
следующий срок. Осуществляя аграрную
реформу своего брата, Гай вместе с тем
в 123-122 гг. до н.э. провел законы о создании
в провинциях колоний римских граждан
с наделением их землей и о продаже зерна
из государственных складов гражданам
по очень низким ценам. Последний закон
ограничил важное право сената - распоряжаться
государственными расходами, так как финансирование
продажи зерна переходило к народному
собранию, роль которого значительно возросла.
Гай провел и военную реформу. Было ограничено
число обязательных для римских граждан
военных походов, отменялась военная обязанность
для граждан, достигших 46-летнего возраста,
воины стали получать жалованье и вооружение
от государства и могли обжаловать приговор
о смертной казни в народное собрание.
Наряду с этими мероприятиями в интересах
низших слоев римских граждан Гай Гракх
провел и мероприятия в интересах всадников.
В их пользу был изменен порядок откупа
налогов с провинций.
Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном,
возросла роль этой магистратуры, оттеснившей
на второй план даже консулов. Однако,
удовлетворив интересы большинства римских
граждан, Гай потерял их поддержку в попытке
распространить права римского гражданства
на свободных жителей Италии. Сенатской
аристократии удалось провалить этот
непопулярный среди римских граждан законопроект,
популярность Гая упала, он был вынужден
сложить с себя полномочия трибуна и в
122 году до н.э. был убит.
Провал законопроекта о предоставлении
прав римских граждан свободным жителям
Италии, считавшимся союзниками Рима,
вызвал крайнее недовольство союзников,
вылившееся в I в. до н.э. в союзнические
войны, существенно осложнившие положение
Рима в условиях массовых восстаний рабов
и длившихся десятилетиями завоевательных
войн в провинциях.
В результате Союзнической войны 91-88 гг.
до н.э. жителям Италии удалось уравняться
в правах с римскими гражданами. Но это
не ослабило политическое напряжение
в Риме - обострились противоречия между
возникшими в среде свободных граждан
группировками оптиматов, опиравшихся
на сенат, и популяров, боровшихся против
сенатской олигархии. И те и другие использовали
подкупаемых люмпенов. Борьба между ними
привела в I в. до н.э. к гражданским войнам.
Крайнее обострение политической ситуации
в Риме, вызванное восстаниями рабов, недовольством
мелких землевладельцев, чьи хозяйства
приходили в упадок, не выдерживая конкуренции
с крупными латифундиями в результате
участия хозяев в бесконечных военных
походах, союзнических и гражданских войнах,
потребовали усиления центральной государственной
власти. Все более очевидной становится
неспособность старых политических учреждений
справиться с осложнившейся ситуацией.
Предпринимаются попытки приспособить
их к новым историческим условиям. Наиболее
важная из них была предпринята в период
диктатуры Суллы (82-79 гг. до н.э.). Опираясь
на верные ему легионы, Сулла заставил
сенат назначить его диктатором на неопределенное
время. Он приказал составить проскрипции
- списки своих противников, которые подлежали
смерти, а их имущество - конфискации. Увеличив
число сенаторов, упразднив должность
цензора, он пополнил сенат своими сторонниками
и расширил его компетенцию. Ограничена
была власть трибуна - его предложения
должны предварительно обсуждаться сенатом,
- а также и компетенция народного собрания
- из нее были изъяты судебные полномочия
и контроль за финансами, возвращенный
сенату.
Установление пожизненной диктатуры выявило
стремление нобилей и верхушки всадников
выйти из кризисной ситуации путем установления
сильной единоличной власти. Оно же показало,
что попытки приспособить старую государственную
форму к новым историческим условиям обречены
на неудачу (реформы Суллы были отменены
Помпеем и Крассом). После Союзнической
войны 91-88 гг. до н.э. жители Италии получили
права римских граждан. Если до нее этими
правами пользовались около 400 000 человек,
то теперь их число возросло до двух миллионов.
Включение союзников в римские трибуны
привело к тому, что комиции перестали
быть органами римского народа. Их законодательная
деятельность приостанавливается, право
избрания должностных лиц утрачивается.
Успешные завоевательные войны превратили
Рим из небольшого государства-города
в столицу огромного государства, к управлению
которым старая государственная форма
полиса была совершенно неприспособлена.
Установление пожизненной диктатуры и
гражданские войны показали, что профессиональная
наемная армия превращается в важный политический
фактор. Заинтересованная в успехах полководца,
она становится в его руках орудием достижения
честолюбивых политических целей, способствует
установлению диктатуры.
Необходимость выйти из острого политического
кризиса, неприспособленность старой
государственной формы к новым историческим
условиям и переход к наемной армии были
основными причинами падения полисно-республиканского
строя в Риме и установления военно-диктаторского
режима.
Через короткий промежуток времени после
диктатуры Суллы власть захватывает первый
триумвират (Помпеи, Красе, Цезарь). После
него устанавливается диктатура Цезаря,
получившего в 45 году до н.э. титул императора
(до этого дававшийся иногда как награда
полководцу). Затем образуется второй
триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан)
с неограниченными полномочиями "для
устроения государства". После распада
триумвирата и победы над Антонием Октавиан
получает звание императора и пожизненные
права народного трибуна, а в 27 году до
н.э. - полномочия на управление государством
и почетное наименование Август, ранее
употреблявшееся как обращение к богам.
Эта дата и считается началом нового периода
истории Римского государства - периода
империи.
Проблема падения Римской республики и перехода к Империи в историографии нового времени, начиная с середины XIX в., является объектом пристального внимания. Сегодня можно говорить о двух определяющих подходах к исследованию этой проблемы, совершенно противоположно трактующих события второй половины II-I вв.1: революционном и нереволюционном (реформационном). Концепция революционного характера перехода от Республики к Империи идет от Т. Моммзена, который считал, что начало революции в Риме было положено выступлением братьев Гракхов, и она завершилась установлением "монархии Цезаря"2.По сути своей это была реакция широких демократических слоев против господства сената, превратившегося к середине II в. в замкнутую корпорацию. По движущим силам это была демократическая революция, имевшая, однако, в себе некую монархическую основу. Во главе римской революции стояли, по мнению Т. Моммзена, такие истинные демократы как Гракхи, Марий, Сульпиций, Цинна3.В целом концепция Т. Моммзена получила широкое признание в антиковедении и вызвала множество откликов - вариаций |
и подражаний4.Так, Г. Ферреро, придерживаясь общего моммзеновского принципа о демократическом характере римской революции, принципиально иначе определял ее хронологические рамки, итоги, в качестве носителей революционно-демократических идей называл других политических лидеров. Он считал, что римская революция завершилась лишь в эпоху Августа и не утверждением новой политической системы, а истинным восстановлением Республики5. Среди отечественных исследователей концепцию революционного перехода от Республики к Империи принципиально и настойчиво развивал М.И. Ростовцев. Причем он сам подчеркивал, что такой взгляд на историю Поздней римской республики был навеян лично пережитыми событиями. Этим, по-видимому, можно объяснить некоторую парадоксальность предложенного им взгляда на сущность римской революции: ее содержанием был "переход крестьянского государства, управляемого земельной аристократией, к олигархическому правлению знатных родов"; однако основной движущей силой был "вооруженный пролетариат" - римская армия6. Особый вариант революционной концепции представлен в работе Р. Сайма, в которой дана принципиальная оценка перехода Рима от Республики к Империи. Эпохой революции Р. Сайм считал вторую половину I в. и вплоть до смерти Августа; наиболее существенный фактор ее развития видел в борьбе аристократических кланов за власть, богатство и славу; истинным революционным вождем считал |
- 165 -
не Цезаря - "реалиста и оппортуниста", а Августа. Р. Сайм указывал при этом на тесную взаимосвязь трансформации состава правящей римской олигархии и трансформации государственно-политической системы Рима7. В западноевропейской историографии в связи с общим интересом к роли аристократической личности концепция Р. Сайма получила широкое признание. В духе этой концепции рассматривает, например, события позднереспубликанской истории Рима Дж. Норт. Он не считает возможным говорить ни о важных экономических трансформациях, ни о глубоком социальном перевороте. Главную роль в развивающейся римской революции Дж. Норт отводит аристократии: один и тот же земледельческий класс был и при Республике, и при Империи. Однако в отличие от Р. Сайма он иначе оценивает историческую роль Октавиана Августа, который, по его мнению, не был продолжателем социальной революции последних лет Республики; напротив, был основателем противоположного контрреволюционного движения и в этом смысле был "Наполеоном для Римской республики"8. Об аристократическом характере римской революции, правда, в связи с совершенно иными событиями, иным периодом и иными задачами говорил Р. Ю. Виппер. "Аристократической революцией" он называл реакцию римской аристократии на законодательные инициативы братьев Гракхов (120-111 гг.)9. |
- 166 -
В целом концепция римской революции оказалась чрезвычайно популярной в историографии. Однако следует заметить, что начиная с Т. Моммзена и до сегодняшнего дня она не получила четкого концептуального выражения: ее сторонники не смогли выработать единых подходов к таким аспектам проблемы, как хронологические рамки, задачи, цели, основные движущие силы и результаты. Широкое толкование термина "революция" и часто некритичное его применение к событиям римской истории II-I вв. делает концепцию революционного перехода от Республики к Империи рыхлой, а порой откровенно публицистичной. Уже в начале ХХ в. нашей эры она была подвергнута критике и, прежде всего, со стороны марксистской советской исторической науки10. В результате в рамках все той же революционной концепции возникли два новых подхода к проблеме. Не считая возможным использовать широкое толкование термина "революция" и определяя существо революционных преобразований как "перерыв постепенности", некий "качественный скачок" в развитии того или иного общества, некоторые исследователи обратились к более мягкой трактовке тех изменений и социально-политических конфликтов, которые растянулись в Риме почти на 100 лет и, в конечном счете, привели к падению Республики: не как революции, а как мощного, длительного, сложного революционного движения, являвшего собой несколько мощных революционных взрывов. Среди западноевропейских историков с подобными оценками выступил Е. Корнеманн11, в отечественном антиковедении - С. И. Ковалев. Так, С.И. Ковалев, пересмотрев отчасти концепцию римской революции как "революции рабов", которой он первоначально придерживался12, |
- 167 -
в целом, по-прежнему опирался
на марксистско-ленинское Подобный взгляд упрощал
проблему перехода Рима от Республики
к Империи, лишал ее основного
методологического звена |
- 168 -
движущих сил: аграрная
программа Гракхов была демократической
по форме, консервативной по существу
и имела своей целью Особый взгляд на проблему римской революции высказал С.Л. Утченко. С одной стороны, он выступил с критикой упрощенных подходов к данной проблеме; с другой - принципиально отверг идею реформационного характера перехода от Республики к Империи; наконец - предложил собственное определение характера и существа событий II-I вв. как "социальной революции", осуществленной в рамках единой общественно-экономической |
- 169 -
формации. По мнению С.Л. Утченко, это была демократическая революция против Рима-полиса, против "староримской аристократии, против крупного землевладения,... борьба италийского крестьянства за землю и политические права"19.Она развивалась условно в период 146-88 гг., ее кульминационным пунктом была Союзническая война, превратившая Рим из полиса в федеративное государство с единой территорией и единым гражданством, движущими силами - социальные элементы, несущие неполисные традиции. Все последующие события, с точки зрения С.Л. Утченко, имели контрреволюционный характер, и установление принципата Августа означало по существу реакцию нобилитета на широкое революционное антиполисное движение20. Сторонники нереволюционной (реформационной) концепции перехода Рима от Республики к Империи принципиально иначе рассматривают события второй половины II-I вв. Состояние римского общества и государства они определяют как "кризис", "трансформация", "процесс обновления", "симптомы адаптации", "переходность", "палингенез" и т.п. Однако, так или иначе, за этими различными определениями стоит сходное понимание исторической ситуации: кардинальные структурные изменения во всех сферах республиканской жизни при одновременном нарождении новых структурных элементов. Именно так оценивал характер диктатуры Цезаря и положение Помпея Эд. Мейер. Он подчеркивал различие государственно-правовых форм их власти, но видел в них два варианта развития одного процесса - становления единовластия в Риме с той лишь разницей, что диктатура Цезаря была аналогом эллинистической монархии, а сложившаяся в Риме Империя в форме принципата - воплощением и развитием политических идеалов |
- 170 -
и политической практики Цицерона и Помпея21. В целом систему принципата он рассматривал как трансформированную в результате реформ форму Республики22. Л. Виккерт видел в системе принципата Августа результат развития элементов, имманентно присущих римскому обществу, его правовой системе и политическим традициям. В самом понятии princeps он выделял исконно римскую идею первенства авторитетных римских политиков23.Хр. Мейер отмечал, что в основе процесса падения Римской республики лежали постепенные важнейшие изменения римской общественно-политической системы, а существо перехода к Империи расценивал как процесс постепенной реконструкции Республики24.Чрезвычайно ярко и образно определил суть проблемы В. Эдер: дело не в смене одной формы правления другой, а в "сползании, едва различимом переходе к системе, в которой чисто республиканский принцип - формирование социальной и политической власти, основанной на персональных взаимоотношениях и зависимостях, - дошел до крайности"25. В отечественном антиковедении принципиальным противником революционной концепции был Н.А. Машкин. Он считал, что революция - переворот, вносящий в общественную жизнь качественные изменения и устанавливающий новые отношения. Поскольку римские политики не ставили принципиально перед собой и перед обществом таких задач, вряд ли их деятельность |
- 171 -
и события с нею связанные можно, по мнению Н.А. Машкина, считать революцией26. О постепенной трансформации Римской республики в Империю, правда, не дефинируя процесс ни как революцию, ни как реформу, говорили В.С. Сергеев, А.Б. Егоров, А.В. Игнатенко, Я.Ю. Межерицкий и др. Главный их аргумент в том, что в самой республиканской системе, какой бы аспект социально-экономической, политической и духовной жизни ни рассматривать, была заложена возможность подобной трансформации и предпринимаемые римскими политиками реформы усугубляли ситуацию27. Таким образом, проблема характера перехода Рима от Республики к Империи является сложнейшей проблемой римской истории. Она поднимается во многих работах. Порой высказанные оценки принимают злободневно публицистический характер, чаще - строго научный; одни выглядят легковесными, другие - фундированными; одни развивают традиционный взгляд на римскую историю, другие - парадоксальный. Революционная концепция представляется рыхлой, не имеет единых критериев. Ее сторонники расходятся в вопросах хронологии, существа, характера, основных движущих сил и целей революционного движения. Подбор фактов, которые, по мнению исследователей, должны продемонстрировать революционный характер ситуации, различный. В конечном итоге всякое социальное движение II-I вв. классифицируется как революция. Более того, исследователи часто признают постепенность, перманентность переходного (кризисного) состояния |
- 172 -
римского общества. М.И. Ростовцев считал I в. переходной эпохой, суть которой состояла в вырождении древнего города-государства и росте новой системы - монархии. При этом в деятельности Августа он не видел ничего революционного, его заслугой считал искусное сочетание элементов власти, уже использованных предшественниками. С.Л. Утченко, несмотря на принципиальную приверженность концепции "социальной революции", вынужден был отметить, что события периода Поздней республики - звенья одной цепи, единого длительного, сложного и противоречивого процесса. Насколько "неустойчивой" может казаться концепция римской революции, демонстрирует статья Б. Зухольд. Исходя в целом из марксистского понимания исторического развития и классифицируя вслед за С.Л. Утченко ситуацию второй половины II - начала I вв. как "социальную революцию в границах одной общественной формации", она тем не менее видит суть перехода от Республики к Империи в постепенном разрушении античной общины и считает, что объективно этот процесс имел эволюционный характер28. Концепция нереволюционного (реформационного) характера перехода от Республики к Империи выглядит более однородной. Ее сторонники представляют суть и принципиальное значение исторического развития Рима в том, что он постепенно превратился из общины в мировую территориальную державу. Это вызвало дезинтеграцию всех структурообразующих республиканских систем. Аграрное движение Гракхов, восстания рабов, грандиозное выступление италиков, возмущения городской бедноты, поддержавшей Катилину, Клодия и других демагогов, непрекращавшиеся волнения в римской провинциальной периферии, противостояние политических группировок в сенате и народном собрании, переросшее |
- 173 -
в личную борьбу отдельных честолюбцев за власть, с одной стороны, были факторами проявления этой дезинтеграции; с другой - демонстрировали необходимость осуществления широкого круга социокультурных реформ. При этом одни римские политики (Гракхи, Сулла) пытались приспособить римскую норму к сложившейся римской действительности, другие (Помпей, Цезарь и даже Октавиан Август до 30 г.) пытались реализовать уже намеченные тенденции. Однако, представляя процесс трансформации Римской республики в Империю как серию реформ, сторонники этой концепции часто вынуждены признать революционный характер методов и решений, к которым прибегали римские политические лидеры. Таким образом, исследователи, придерживающиеся революционной или, напротив, нереволюционной (реформационной) концепции перехода Рима от Республики к Империи исходят в своих рассуждениях из различных методологических оснований. Первые считают, что развитие Поздней римской республики осуществлялось скачкообразно при сильнейшем влиянии субъективных факторов, волевого импульса. Вторые говорят о постепенной трансформации Рима-полиса в державу, Республики в Империю на основе постепенного накопления и развития объективных факторов, хотя и с достаточной степенью решительности, что, в конечном счете, обеспечило переход из одного качественного состояния в другое. Однако суть данной историографической проблемы состоит еще и в том, что историки по-разному определяют само понятие "революция". Одни исходят из функционалистических понятий, когда общество рассматривается как система, а революция - ее тотальное разрушение. Другие - из социально-психологических, когда в основе революционного переворота видится коллективное насилие. Третьи - из сравнительно-исторических, когда революция представляется как быстрое, фундаментальное и насильственное изменение доминирующих |
- 174 -
в обществе ценностей
и представлений, политических институтов,
принципов политического |
Информация о работе Развитие римского государства и права в эпоху Древнего Рима