Развитие римского государства и права в эпоху Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Периодизация истории Древнего Рима Основание Рима датируют серединой VIII в. до Р.Х. и связывают с союзом племен латинов и сабинов ("союз на семи холмах"). Вряд ли можно всерьез относиться к указанию точной даты этого события (приводятся данные - 751, 763, 754 гг. до Р.Х. и др.) Становление римской государственности связывают с более поздним периодом конец VI-начало VI в. до Р.Х. Историю римского государства принято делить на три этапа: Царский период, Республиканский период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят на период принципата и период домината. Укажем временные рамки этих периодов и некоторые важнейшие даты в истории Древнего Рима: Конец VII-начало VI в. до Р.Х. - возникновение римского государства, начало царского периода (периода военной демократии).

Файлы: 1 файл

Древний Рим.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце респуб-ликанского периода. В первый век существования республики сенат утвер-ждал решения комиций, с III века до н.э. – предварительно рассматривал во-просы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользо-валась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и ма-гистратами. Сенат контролировал и руководил деятельностью народного

(с IV в.), толковали  право (с III–II вв.). 2 цензора избирались  на 5 лет, они составляли списки  граждан для рас-пределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и изда-вали соответствующие эдикты. Квесторы – помощники консулов ведали государственной казной, хра-нили государственные архивы, т.е. распоряжались финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Эдилы – (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали

празднества и  шествия. Коллегии "26 мужей" (5 коллегий) надзирали за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Плебейские три-буны сначала защищали плебеев от произвола патрициев, наблюдали за за-конностью, защищали несправедливо обиженных граждан, обладали правом вето на действия любых магистратов, вносили законодательные предложения в народные комиции. Армия – народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии (командовали центурионы), легионы

(командовали  военные трибу-ны), отряды конницы  (командовали декурионы). Постепенно  различие в правовом положении  патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государствен-ный строй в форме аристократической рабовладельческой республики. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, принимали за-коны и выбирали высших должностных лиц. Важнейшее значение имели трибутные комиции, которые в ранний пе-риод были собранием только плебеев,

а затем всех граждан данной трибы. К ним перешло  издание законов. Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы  текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом аристо-кратии, исполнительная власть принадлежала магистрам. Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государ-ственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.

В ведении сената находились финансы, внеш-няя политика, военное дело, вопросы культа. Римские магистры были выбор-ные, коллегиальные, краткосрочные (обычно годичные) и безвозмездные. Кроме обычных магистратур, при чрезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, которому вручалась вся верховная военная и гражданская власть сроком на 6 месяцев. 1.3 Общественный строй Древнего Рима в период империи

После победы Октавиана, внучатого племянника и преемника  Юлия Цезаря над своими политическими  противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями (и преподнес ему почетный ти-тул августа). В Риме и провинциях установился государственный строй, ко-торый называли принципатом. "Принцепс сенатус" называли в предшест-вующие времена первого в списке сенаторов (обычно старейшего

из бывших цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Принцепс Август – это "первый гражданин  римского государства", а в соответствии с неписаной римской конституцией это означало пост императора. Чтобы  понять, что представляла собой Римская империя в период принципата, каков был ее общественный строй, надо остановиться в первую очередь на вопросе гражданства.

Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях (всего провинций  было 18) стало распространенной политиче-ской мерой. Эта практика была продолжена его преемниками.[9;85] В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского гражда-нина всему свободному населению Империи. Этот знаменательный шаг имел далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано.

Но к этому  времени положение свободных  людей в Риме и Империи значительно  отличалось от того, что было при  республике. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV–III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати.

При империи  нобили – господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в  государстве. Экономическую основу нобилитета составили ог-ромные земельные  владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета стал сенат. Высо-копоставленные жрецы и высшие магистраты, особенно консулат, управите-ли завоеванных территорий, проконсулы, пропреторы, легаты принадлежали к нобилитету.

При императоре Августе (63 до н.э. – 14 н.э.) нобилитет  превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинув-шихся на государственной  службе. Из сословия всадников –  финансовой знати империи с цензом в 4 000 000 сестерциев выходили ответственные чиновники и офицеры.[9;47] Управление городами империи осуществлялось декурионами – сосло-вием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, сред-ние землевладельцы.

На самой  низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. При Августе с целью защиты интересов рабовладельцев бы-ли введены специальные меры, отличавшиеся крайней жестокостью. В част-ности, были резко сокращены возможности предоставления рабам воли, вос-становлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находи-лись в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь. В одном из источников описан случай такого рода, когда,

несмотря на недовольство народа, сенат и император  предали казни 400 рабов. Римские юристы находили оправдание этому жестокому закону: ни один дом не мо-жет быть в безопасности (от рабов) иным способом, кроме как страхом смертной казни. Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодно-сти труда рабов. Ни надсмотрщик, ни наказания не могли заменить экономи-ческого стимула.

аб делал  то, что было безусловно необходимо и не более того, и так, чтобы  не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды. В Риме прогресс техники как бы остановился: ни коса, ни даже примитивный цеп, которым выбивают зерно из колосьев, не были из-вестны в Риме и его провинциях. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пеку-лии, т.е. земельные участки, за которые

хозяину следовало  платить опреде-ленную заранее долю продукта (обычно половину урожая). Поскольку ос-тальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения урожая. Но для того чтобы пекулиатные отношения принес-ли заметный результат, их следовало надежно оградить от злоупотреблений, дав им более или менее широкую правовую защиту. Однако старое римское право запрещало производить рабу от своего имени (не хозяина) и для своей же

пользы все  виды торговых и займовых операций, а также подавать иск и отвечать в суде. Эти запреты были преградой для развития пекулии как спе-цифической формы арендных отношений, поэтому их следовало смягчать, модифицировать, отменять, что осуществлялось весьма медленно. Одновременно с этим в Римской империи совершается такой немало-важный процесс, как превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика – колона. Развитие колоната было прямым следствием никогда не останавливавшегося

грабежа крестьян, непосредственно связанного с рос-том  сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за уменьшения военной мощи империи и уси-ления оказываемого ей сопротивления. Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный харак-тер. В первый период колоната аренда была краткосрочной, но это было не-выгодно арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его ра-бочей силой и в то же время породить в колоне стремление

к улучшению  земли, повышению урожайности и  пр. Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил нача-ло прикреплению арендаторов к земле. Колоны, самовольно покинувшие по-местья, возвращались силой. В то же время закон запрещал прогонять коло-нов при продаже земли. Точно так же запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей.

Прикрепление  колонов к земле бы-ло пожизненным и потомственным. Так в еще рабовладельческом Риме за-рождается феодальный порядок, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, сво-бодный крестьянин, напротив, опускается. Ремесленники, организованные по коллегиям, т.е. сообществам, долж-ны были "навсегда оставаться в своем состоянии", что значило для них ни что иное, как насильственное потомственное

прикрепление  к своим профес-сиям.[4;91] 2.СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время под-держивалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная соб-ственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный

фонд переходил  к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собст-венность. Свободные  в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинст-во общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии.

В силу того, что  рабство поначалу имело патриархальный харак-тер, борьба между крупными рабовладельцами  и мелкими производителями, которые  чаще всего сами обрабатывали землю  и работали в мастерских, дол-гое  время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами высту-пает на первый план. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс.

Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II—I вв. до н.э более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000).[10;49] Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения ра-бов меньшее значение имело их естественное

воспроизводство. Можно отме-тить и то обстоятельство, что, несмотря на отмену Законом Петелия  долговой кабалы, фактически она, правда, в ограниченных размерах, продолжала су-ществовать. К концу периода республики получает распространение и само-продажа в рабство. Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми станови-лась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и го-сударственных мастерских.

Положение частновладельческих  рабов непре-рывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархально-го рабства, они входили  в состав семей римских граждан  и, целиком подчи-няясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд

мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было по-ложение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение ра-бов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых ра-ботников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являл-ся собственностью своего хозяина

и рассматривался как часть его имущест-ва. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произ-веденное рабом поступало хозяину: "что приобретается через посредство ра-ба — приобретается для господина".[9;62] Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособно-сти. Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересован-ность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабо-владельцев искать более эффективные формы эксплуатации.

Такой формой стал пекулий. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Ко-лоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники

и рабы. У колонов  было личное имущество, они могли  заключать договоры и всту-пать в  брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в  рассматриваемый период колонат, как  и пекулий, еще не получил большого распространения. Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники остава-лись в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превративше-

гося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности на-следовал их имущество. Однако, развитие этого процесса в период, когда ра-бовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому в 2 году до н.э. был издан закон, ограни-чивший эту практику. По статусу гражданства свободное население

Рима делилось на граж-дан и иностранцев (перегринов). Полную, правоспособность могли иметь  только свободнорожденные римские  граждане. Помимо них к гражданам от-носились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль бо-гатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовла-дельцев в конце

III—II в. до  н.э. возникают привилегированные  сословия но-билей и всадников.  В высшее сословие (нобили) входили  самые знатные патрицианские  и богатые плебейские роды. Экономической  базой нобилей было крупное  зем-левладение и громадные денежные  средства. Только они стали пополнять се-нат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет пре-вращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен

Информация о работе Развитие римского государства и права в эпоху Древнего Рима