Развитие римского государства и права в эпоху Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Периодизация истории Древнего Рима Основание Рима датируют серединой VIII в. до Р.Х. и связывают с союзом племен латинов и сабинов ("союз на семи холмах"). Вряд ли можно всерьез относиться к указанию точной даты этого события (приводятся данные - 751, 763, 754 гг. до Р.Х. и др.) Становление римской государственности связывают с более поздним периодом конец VI-начало VI в. до Р.Х. Историю римского государства принято делить на три этапа: Царский период, Республиканский период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят на период принципата и период домината. Укажем временные рамки этих периодов и некоторые важнейшие даты в истории Древнего Рима: Конец VII-начало VI в. до Р.Х. - возникновение римского государства, начало царского периода (периода военной демократии).

Файлы: 1 файл

Древний Рим.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

Социальное  положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. В  древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной  семье были немногочисленны. Они  жили и работали совместно со своим  хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось, и рабство оставалось ос-новой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прошлая патриархальность

отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Правовой статус рабов определялся тем, что раб - не субъект права, он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, наряду со ско-том или как привесок к земле. Рабство устанавливалось следующими способами: 1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было сводное лицо; наоборот, если отец - раб, а мать - свободная, ребенок признавался сво-бодным);

2) взятием в  плен или просто захватом лица, не принадлежащего к го-сударству,  связанного с Римом договором; 3) продажей в рабство (в древнюю эпоху); 4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб). Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу). В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обрат-но в состояние рабства (например,

вследствие  проявления грубой неблаго-дарности в  отношении лица, отпустившего его  на свободу). 3.5 Правовое положение вольноотпущенников Уже с древнейших времён в Риме, как и в других рабовладельческих государствах, существовало право предоставления рабу свободы, отпущение на волю. Причин для этого было много. В классическом римском праве пра-вовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпустившего на волю.

Например, раб, отпущенный на свободу кви-ритским  собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущен-ный на свободу  лицом, право собственности, которого опиралось не на ци-вильное лицо, а на преторский эдикт, приобретал только латинское граждан-ство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выпол-нена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гра-жданином. Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или

либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался  к свободнорожденному. В области  частного права существовали, во-первых, некоторые специ-альные ограничения  правоспособности вольноотпущенника. Например, до Августа вольноотпущеннику  запрещалось вступать в брак с лицом свободно-рожденным. Запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (именовавшегося его

патроном). Так, патрон имел право: а) на почтительность либертина в отношении патрона. Это имело, на-пример, практическое значение в том отношении, что вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следовательно, был беззащитен против произ-вола патрона; б) на выполнение услуг для патрона (по существу моральная обязан-ность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юри-дическую). Обязанность либертина выполнять услуги для патрона приводила к такой эксплуатации, что претор

был вынужден все-таки выступать с неко-торыми ограничительными мерами; в) на наследование после вольноотпущенника, а также право на али-менты со стороны вольноотпущенника. Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям. 3.6 Правовое положение колонов В условиях экономического кризиса III в. получает развитие особая ка-тегория зависимого населения – прикрепленные к земле крестьяне.

Под име-нем  колона в классическую эпоху подразумевали  арендатора земли (мелкого фермера), формально свободного, хотя экономически зависимого от земле-владельца. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономиче-ским положением Римского государства. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приоста-новился, а невыносимые условия, в которых содержались

рабы, приводили  к тому, что их смертность значительно  превышала рождаемость. Рабской  силы перестало хватать для обработки  земли. Процветавшее в последние  годы республики плантаторское хозяйство  с рабским трудом пе-рестало быть выгодным. Римские землевладельцы стали предпочитать сда-вать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное возна-граждение, а за известную долю урожая и с возложением на арендатора так-же обязанности

обрабатывать  и землю собственника. Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большин-стве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев, и оказыва-лись в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархии поло-жение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императо-ров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых до-кументах они приписывались к соответствующим земельным участкам. Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, землевла-делец зорко

следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор не ухо-дил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, остав-лять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли

отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных людей превращаются в крепостных, в “рабов земли”. Колонат  в этом смысле был зародышем феодализма. На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях (напри-мер, в Египте) подобного рода отношения были известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые

прикреплялись в этих случаях к земель-ным участкам. Последнее обстоятельство еще более стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становится лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Колон становится связанным с землей, которую он сам по своей воле не может ос-тавить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имеет право вступить в брак, иметь собственное имущество.

Но он прикреплен к земле, притом не только лично: дети его также становятся колонами. Подоб-но рабам колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и “освобождение” от земельного участка, ко-торым они кормились. Заключение В заключение следует сказать, что древняя Римская цивилизация пред-ставляла собой прогрессивный тип развития.

Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили  на протяжении жизни одного поколения. Необходимо отметить наиболее важные события, произошедшие за пе-риод существования  римской цивилизации: – впервые  получили развитие частнособственнические отношения, хотя полной частной собственности в греко-римском мире не было; – впервые сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано по преимуществу на рынок; – наличие многообразия развитых государственных форм: демократия,

аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя. Рим – исторически первая цивилизация, основанная на требовании со-блюдения хорошо разработанных законов. Огромный интерес представляет римское право (Законы XII таблиц), а также отношение граждан к законам своего государства. В ходе развития римской цивилизации были заложены основы граж-данского общества – самоорганизации населения.

Правда, оно не противо-стояло государству, а было его основой, что обуславливалось спецификой полиса как гражданской общины. Достижения античности – это достижения свободного человека. "Клас-сическая" эксплуатация рабов – исключение, а не правило для греко-римской цивилизации: утверждение рабовладельческого способа производства в Рим-ской империи (II в. до н.э. – III в. н.э.) было одним из основных факторов ги-бели античного мира.

В древнем Риме кризис представлял  собой длительный процесс, проте-кавший со времени превращения Рима в  Средиземноморскую державу и  до падения Западной Римской империи. В социальной сфере происходило раз-мывание основы полиса – слоя мелких и средних землевладельцев-общинников, ремесленников и торговцев, живущих результатами собствен-ного труда. Резкая имущественная дифференциация внутри этого слоя была след-ствием развития товарно-денежных отношений,

а также широкого использо-вания  труда рабов в крупных хозяйствах. Под воздействием развития товар-но-денежных отношений мелкие и средние собственники разорялись, а те, кто богател, захватывал или скупал землю у бедных, создавал ремесленные мастерские, в которых трудились рабы. Как следствие этих процессов при-шло в упадок народное ополчение. Для Рима это привело к замене народного ополчения профессиональной армией, а в результате к падению

республики и утверждению  империи. На территории Римской империи продолжали существовать италий-ские города – государства, а в тех провинциях, где раньше не было полисов, в период римского владычества они возникли. Постепенная утрата римляна-ми своей исключительности в результате всё более широкого представления римского гражданства населению провинций и введение нивелирующей сис-темы управления империей не меняло внутреннюю структуру государства. В условиях общего кризиса

III в. н.э. в результате  натурализации хо-зяйства и свёртывания  товарно-денежных отношений города стали прихо-дить в упадок и центрами хозяйственной, а затем и политической жизни по-степенно стали крупные поместья. Империя распалась на Восточную и За-падную, усилились центробежные тенденции в провинциях. Попытки рим-ских императоров остановить этот процесс путём усиления бюрократическо-го аппарата и тотальной слежки за администрацией провинций не могли принести успех.

По мере переноса центра тяжести общественной жизни из города в по-местье, складывания новой  социальной структуры (духовенство, крупные землевладельцы, зависимые земледельцы, владевшие участком земли), рас-пространения христианства в Западной Римской империи складывались предпосылки перехода к средневековью. Список использованной литературы

 

 

.Возникновение римской государственности. 
 
Государственная надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически-господствующего класса основные процессы, претерпела в своем развитии существенные изменения . Поэтому при изучении римского государства необходимо выделять следующие периоды: 
 
1. Разложение родового строя - военная демократия. Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов , возникновения новых органов государственной власти.  
 
2. Римская республика ( III - I века до н.э. ). В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие тер-рии Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов , а также осуществлять управление захваченными территориями. Этот период сопровождался усилением классовой борьбы . Это привело к кризису Римской империи. 
 
3. Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.) - это период глубоких социальных потрясений римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, происходит стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается экономическая жизнь провинций. Но обострение классовой борьбы, углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры. Восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких мер для охраны классового господства рабовладельцев.  
 
Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью. Родовая община представляла собой родственную , хозяйственную общность людей . В течении длительного времени такая община была и ячейкой общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей. 
 
Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности отдельных семей. Богатеющие семьи получали возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.  
 
На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Родовой строй превратился в свою противоположность.  
 
Организация власти выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военноначальник является необходимым должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военноначальнике, совет воинов. 
 
В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев. 
 
Патриции - члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.  
 
Плебеи - это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин , а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.  
 
Браки между патрициями и плебеями не признавались законными. 
 
2. Реформа Сервия Тулия 
 
Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства. 
 
Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Возникло несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн. 
 
Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все население Рима - было разделено по имущественному цензу на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.  
 
Разряды Число выставленных Имущественный ценз 
 
центурий в югерах в ассах 
 
1 80 от 20 100.000 
 
2 20 20 - 15 75.000 
 
3 20 15 - 20 50.000 
 
4 20 15 - 5 25.000 
 
5 30 менее 5 11.000 
 
Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза. 
 
Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии. 
 
Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов. 
 
Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, не имели ничего общего, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21 : 4 городских и 17 сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды. 
 
Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания. 
 
Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине. 
 
Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. 
 
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Причем только постепенно, центуриатные собрания вытеснили родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса.  
 
Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения.  
 
Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины, послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.  
 
Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов.  
 
Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа. 
 
Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. 
 
Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой нового деления населения состояла в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому это можно назвать военно-административным делением.  
 
Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, выделял средства на ведение войны. 
 
Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената ( диктаторы ). Они воплощали институт верховного командования. 
 
Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан. 
 
Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.  
 
Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.  
 
Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Набор осуществлялся для каждой военной кампании. 
 
В период реформы Сервия Туллия армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Разрастание магистратур происходило вследствие завоеваний. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором.  
 
Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим земли.  
 
Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, где сосредотачиваются три вида власти. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.  
 
Заключение. 
 
 
Таким образом, реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности. 
 
Она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был подорван разделением на классы и заменен государственной организацией, а плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.  
 
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с новой, причем только постепенно новая вытесняла её. 
 
Война и организация для войны были регулярными функциями общественной жизни; публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. Военная организация воплощала главную силу власти господствующего класса и играла ведущую роль внутри государства. 
 
Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам.  
 
Также реформа позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, чтобы вести захватническую политику.

 

 

1) Царский период (VIII — VI вв до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 — 509 гг. до н.э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение.Источники права: Правовые обычаи;  Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

2) Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики (V — I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов.

3) Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится напринципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. - Vв н.э.). Принципат —переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных.Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права («Дигесты», «Институции Гая»).

Царский период: население города составили две основные группы: собственноримские граждане (патриции), и их антагонисты — плебеи. Римские гражданебыли полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин — сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые  судебные функции принадлежали избираемому  собранием курий «царю», которого называли рексом.

Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Информация о работе Развитие римского государства и права в эпоху Древнего Рима