Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:47, реферат
Периодизация истории Древнего Рима Основание Рима датируют серединой VIII в. до Р.Х. и связывают с союзом племен латинов и сабинов ("союз на семи холмах"). Вряд ли можно всерьез относиться к указанию точной даты этого события (приводятся данные - 751, 763, 754 гг. до Р.Х. и др.) Становление римской государственности связывают с более поздним периодом конец VI-начало VI в. до Р.Х. Историю римского государства принято делить на три этапа: Царский период, Республиканский период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят на период принципата и период домината. Укажем временные рамки этих периодов и некоторые важнейшие даты в истории Древнего Рима: Конец VII-начало VI в. до Р.Х. - возникновение римского государства, начало царского периода (периода военной демократии).
Моральное разложение знати заставило Цезаря (100–44 гг. до н.э.) взять на себя не совсем свойственные его должности функции. Были введены законы против роскоши, разврата, пьянства, разгульного образа жизни. Контроль над их выполнением (а также наблюдение за женщинами легкого поведения) возлагался на специально созданную полицию нравов, но работа велась малоэффективно.
Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.
Государственный строй Рима в период империи
1.1 Период ранней империи (принципат)
Как отмечено во введении, период империи принято подразделять на: раннюю (I-III века н.э.) – позднюю (IV-V века н.э.) империи.
Период ранней империи именуется "принципатом", т.к. в титулатуре императоров этого периода стояло слово PRINCEPS (во времена республики этим словом обозначали "первоприсутствующих" в сенате). Императоры еще не рассматривали себя в качестве монархов. Они называли себя лишь "первыми гражданами", которые пользуется наибольшим авторитетом - AUCTORITAS и наделены высшими полномочиями - IMPERIUM. Считалось, что император является все еще республиканским магистратом, правда, пожизненным и обладающим особой высшей (неограниченной) властью. Его именуют чаще всего "Принцепсом", но нередко – "Августом" и "Императором". Последний термин восходит ко временам республики, когда солдаты на поле битвы присваивали победоносному полководцу данный титул. В дальнейшем титул императора становится постоянным.
Сенат после смерти императора давал заключение о характере деяний последнего. Если такие деяния признавались недостойными, то сенат отменял его акты – законы и распоряжения. Кроме того, он постановлял обречь на забвение (DAMNATIO MEMORIAE) покойного, что сопровождалось вычеркиванием его имени из государственных документов. Если правление умершего оценивалось положительно, то сенат мог специальным постановлением объявить его "божественным" (DIVUS). Так было поступлено, в частности, в отношении Октавиана Августа. Важным признаком монархической власти является переход ее по наследству. Однако, в Риме не существовало закона, которым бы устанавливался порядок престонаследия. Как бы молчаливо признавалось право императора передавать власть по наследству (прямых мужских наследников у Августа не было). Нового императора юридически избирал сенат. Но эта была не более как форма. Император сам называл своего преемника в завещании. Ту же силу имел и акт усыновления императором своего преемника. Совершенно справедлива мысль о том, что в период принципата императорский престол становится игрушкой в руках армии. Первый император династии Флавиев, Веспасиан (69-79), был выдвинут легионами, расположенными в Сирии и Иудее. В иных случаях императоров выдвигала на престол преторианская гвардия – привилегированная воинская часть, своего рода "лейб-гвардия" римских императоров. Некоторые императоры в результате дворцовых заговоров были насильственно свергнуты с престола, и убиты преторианцами.
В государственном
управлении все большее значение
приобретает императорская
Что касается сената, то юридически он считался законодательным органом, ибо императорские указы, чтобы обрести силу закона, вносились в сенат. Но, как правило, сенатские постановления принимались по инициативе императора. Сенат обсуждал лишь те вопросы, которые уже были рассмотрены в императорском совете. Иногда принцепс лично излагал свой проект в сенате, а иногда посылал туда одного из квесторов, который и докладывал проект (ORATIO PRINCIPIS). Не было случая, чтобы сенат отклонил такой проект, что и неудивительно, т.к. сенаторы назначались и увольнялись императором. Законопроекты обычно принимались единогласно. Август установил для сенаторов огромный имущественный ценз. С течением времени полномочия сената все более суживаются. Его решения вытесняются императорскими указами, имевшими силу закона. Кроме того, император мог наложить VETO на решения сената. При Августе и последующих принцепсах за сенатом еще сохранялись некоторые финансовые, административные и судебные функции. Он, как бы по инерции, избрал старых республиканских магистратов, возбуждал уголовные дела против взяточников в провинциях, назначая при этом следственные комиссии.
Важная роль в управлении принадлежала так называемым "префектам". В период республики последний консул, оставлявший столицу, назначал градоправителя, которому именовали городским префектом (PRAEFECTUS URBIS). С появлением в 367 г. н.э. должности городского претера, назначать префектов перестали. В период принципата их назначают постоянно. Затем всех вообще должностных лиц стали титулировать префектами. В самом Риме префект ведал полицией. Ему принадлежала и судебная власть. Он выступал и в качестве аппеляционнной инстанции. Правомочия городского префекта распространялись не только на территорию собственного города, но и округу радиусом 150 км. Начиная со времени Августа, префекты становятся начальниками дворцовой стражи императора. Их именуют "префектами претерия" (FECTUS PRAETORIAE). Позднее префекты претория становятся начальниками воинских частей в пределах Италии, за исключением Рима. В начале префектов претория было два, а позднее их число колеблется от 1 до 4. Префектами претория были такие выдающиеся юристы, как Папиниан, Павел и Ульпиан. Начиная с императора Комода (180-192), они выполняют не только административные, но и судебные функции: отправляют суд от имени принцепса главным образом в качестве аппеляционнной инстанции.
Императорская власть уделяла большое внимание провинциальному управлению. В провинциях были искоренены грабежи и пиратство, а также проведены дороги, имевшие важное и торговое значение. Во времена республики провинциями управляли "проконсулы", т.е. бывшие консулы, которым сенат продлевал их империй, с тем, чтобы они могли выполнить государственное поручение. Затем термин проконсул стал прилагаться наместнику провинции, где он отправлял правосудие. Эту свою юрисдикцию он мог делегировать (IURISDICTIO MANDATA) помощнику или заместителю, действовавшему в звании "легата". Начальников провинций, считавшихся наместниками императора, именовали также "презесами". Вначале должность презеса появляется только в императорских провинциях, а позднее – в сенаторских. Презес был наделен судебными функциями по гражданским и уголовным делам. Его решение по ним было окончательным. Он командовал войском.
Вся римская территория делилась на две части: императорскую и сенатскую. Сенатские провинции – это были спокойные, замирённые провинции, где не было римских войск. Поскольку понятие "замирённые" было синонимом "разграбленные", то доходы от таких провинций были крайне малы. Сенатские провинции – это бедные области.
Так же существовало две казны – сенатская (AERARIUM) и императорская (FISCUS). В то время, как первая оскудевала, вторая пополнялась и процветала. Август похвалялся тем, что он неоднократно давал сенату крупные суммы денег.
Если императорские
провинции управлялись
В итоге следует признать, что принципат являлся монархией, маскируемой республиканскими флагами.
1.2 Период поздней империи (доминат)
В период поздней империи (домината) верховная власть в государстве принадлежала целиком и полностью одному лицу – императору. Императоры позднеримской империи совершенно порывают с республиканскими традициями и больше не называют себя "магистратами" или "принцепсами", которые формально еще признавали над собою власть народа.
Взамен титула "PRINCEPS" появляется титул "DOMINUS", т.е. "владыка". Император Аврелиан (270-275) был первым, кто назвал себя "DOMINUS ET DEUS", т.е. "владыка и Бог". Внешними признаками императорского достоинства становится диадема (белая, унизанная жемчугом повязка), а затем – корона. Император носит шелковые одежды и пурпурные ткани, украшенные золотом и драгоценными камнями. Теми же камнями была украшена его обувь.
При императорском дворе вводится пышный церемониал. Те, кто лицезрел особу императора, падал ниц. Особа императора обоготворяется. Императоры считают себя неограниченными властителями, не связанные никакими законами, действующими в государстве. Действует формула времен принципата "PRINCEPS LEGIBUS SOLUTUS EST". Все жители империи именуются теперь не "гражданами" (CIVES), а "поданными" (SUBIECTI), обязанными беспрекословным повиновение императору. Любые распоряжения императора имеют силу закона.
При императоре действовала "консистория" (CONSISTORIUM), т.е. "учреждение, где стоят вместе" (в присутствии императора члены консистории не могли сидеть), которую можно именовать "императорским советом" или "государственным советом". Это чисто совещательный орган, чьи мнения юридически не являлись обязательными для императора. Этот орган обсуждал различные вопросы касательно управления, законодательства и суда.
Государственный аппарат приобрел сугубо централизованный характер. Все учреждения, имевшие отношение к особе императора, именовались "OFFICIA". Чиновники назначались или утверждались императором на срок один год. Одни чиновники состояли в центральных органах, другие в местных. Сложилась иерархия чинов. В их числе были: "редактор" законов; заведующий императорской казной (фиском); управляющий коронными имуществами; начальник императорской канцелярии. Высшим чиновникам присваиваются почетные титулы или ранги:
"сиятельных" (ILLUSTRES-сияющие),
"великолепных" - (SPECTABILES),
"светлейших" - (CLARISSIMI).
Чиновники этих трёх рангов включаются в состав так называемого "сенаторского сословия" (ORDO SENATORIUS). Третьим подчинялись вторые, вторые – первым, а первые – только императору. Должности делились на придворные (DIGNITATES PALATINAE), гражданские (DIGNITATE CIVILES) и военные (DIGNITATE MILITARES).
Жалованье чиновникам назначалось сообразно их рангу и титулу. Чиновные ранги определялись так называемой NOTITIA DIGNITATUM, что можно назвать "табелью о рангах". Словом, это был перечень всех гражданских и военных должностей начала V века н.э. Самым высоким лицом при дворе считался министр императорского двора – MAGISTER OFFICIORUM OMNIUM. Вся эта иерархия чинов восходит к императору, который по сути дела, и сам является первым чиновником в государстве. У каждого чиновника, даже занимавшего относительно скромное место в данной системе, имелась канцелярия – OFFICIUM. Число служащих (OFFICIALES) , трудившихся в канцелярии, порой бывало весьма значительным (иногда 500, 600, 800, 1000 и более человек).
При префекте претория имелась своя канцелярия. Наместники провинций имели собственные канцелярии. Аппарат был строго централизованным, иерархическим, Нижестоящие начальники подчинялись вышестоящим. Те, в свою очередь, - начальникам более крупных областей. Последние – префекту, который отвечал за ход дел в префектуре перед самым императором.
Обычным явлением становится взяточничество, вымогательство, злоупотребления чиновников всех рангов.
Императорская власть требует от чиновников двух вещей: пополнения всеми способами фиска и соблюдения буквы закона. В провинциях гражданская власть отделяется от военной. Учреждается должностьMAGISTRI MILITUM, которая соответствовала должности преторианского префекта.
Римский сенат
становится по существу лишь муниципальным
органом. Сенату принадлежит чисто формальное утверждение провозглашения
войском императора. Городом Римом управляют
городские префекты (PRAEFECTUS URBIS) в ранге
ILLUSTRES. В провинциальных городах – магистраты,
назначаемые правителями провинции. Как
и в период принципата, в провинциях управляют
наместники императора, которых именуют
то "презесами", то "ректорами провинции"
(RECTOR PROVINCAE). Их судебные функции несколько
ограничиваются, тат как на их решения
допускались обжалование (аппеляция) на
имя императора. Наместники провинций
издавали эдикты (EDICTA). В результате реформ
Диоклетиана и Константина (307-337) империя
получает новое административно-
Столицей Восточной Римской империи "Град Константина" стал в 330 году. Он был расположен на месте старой греческой колонии "Византии" (BYZANTION). В этом "Новом Риме" были построены дворец, библиотека, бани, ипподром, храмы (христианские и языческие). Жители Восточной империи называли себя "ромеями". Каждый частью империи управляет свой император. Два императора имеют каждый помощника или цезаря, которые также управляли какой-то частью империи. В составе Западной и Восточной империи имеется по 2 префектуры во главе с префектом ( всего 4 префектуры и 4 префекта). Префектуры делятся на диоцензы во главе с викариями ( заместителями префекта). Вначале было 12 диоценцов, а затем -14. Диоцензы делились на провинции во главе с ректорами или корректорами. Вначале была 101 провинция, а затем -120. Провинции делились на округа (PAGI), в которых действовало самоуправление. В муниципиях городская верхушка именовалась декурионами. Она отвечает перед центральной властью прежде всего за поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях были так называемое августалы – жрецы культа Юлия Цезаря и Августа. Их было шестеро. Существовало два сената. Один – в Риме, другой – в Константинополе. Императоры наделяли сенаторским званием придворных чиновников или даже частных лиц. Оба сената стали не более, как муниципальными органами, управляющими столичными городами. Если доминусы и сообщали и сообщали сенатам новые законы, то не более, как для сведения. Формально сената избирал консулов, претеров и квестеров. Но такое избрание нуждалось в санкции императора. Если император передавал на рассмотрение сенат какое-нибудь уголовное дело для расследования, то оно расследуется затем под председательством городского префекта. Формальностью оставалось избрание сенатом нового императора. Сената утверждает в этой должности того, кто был уже провозглашен войском, или предназначен для этой роли в качестве цезаря.
Информация о работе Развитие римского государства и права в эпоху Древнего Рима