Российская империя в 1726–1801 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамическое развитие западной цивилизации, изоляция России от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ.
Решительные перемены во всех сферах русского общества связаны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.
Изучая исторические вопросы XVIII века, и просматривая литературу по данной теме, мое мнение этот век был интереснейшим, напряженным и результативным в истории государства Российского.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Борьба за власть после смерти Петра I………………………………………..5-6
2. Причины и сущность дворцовых переворотов……………………………….7-8
3. Взлет и падение А.Д. Меньшикова. «Бороновщина»……………………….9-10
4. Дворянство как главная опора самодержавия…………………………………11
5. Административно-территориальное деление России (АТД)
5.1. Первая Петровская реформа……………………………………………….12
5.2. Вторая Петровская реформа……………………………………………….13
5.3. Реформа 1727 года………………………………………………………14-15
5.4. Екатеринская реформа (разукрупнение ячеек АТД)…………………16-18
5.5. Павловская реформа (укрупнительная)…………………………………..19
6. Промышленность и торговля. Создание новой денежной системы………20-22
7. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Уложенная комиссия……..23-26
8. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II (таблица 1)………………………………………………………......27
9. Политические деятели «екатеринской» эпохи. «Золотой век» дворянства смысл и значение……………………………………………………………......28-29
10. Дискуссия о генезисе самодержавия………………………………………30-32
11. Пугачева восстание 1773 – 1775 гг…………………………………….......33-35
12. Участие России в Семилетней войне и ее итоги………………………….36-37
13. Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века
13.1. Разделы речи Посполитой…………………………………………….38-42
13.2. Георгиевский трактат………………………………………………….43-45
13.3. Русско-турецкие войны и их причины ………………………………46-47
13.4. Итоги русско-турецкой войны………………………………………..48-49
14. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова……………………50-55
15. Внешняя политика Павла I и военные реформы………………………….56-60
16. Открытие и освоение Дальнего Востока (XVII - XIXвв.) ……………….61-65
17. «Русская Америка»………………………………………………………....66-68
18. Период гуманистической традиции русского Просвещения конца XVIII – начала XIX века…………………………………………………………………….69
19. Образование и становление Московского университета………………...70-72
20. Открытие Академии наук в Петербурге……………………………………....73
21. Русское Просвещение
21.1. Общая характеристика и идеи Просвещения…………………………...74
21.2. Деятели Русского Просвещения……………………………………...75-83
21.3. Искусство……………………………………………………………....84-86
22. Усадебный быт и «крепостная интеллигенция»………………………….87-89
23. Архитектура XVIII века: Барокко………………………………………….90-94
24. Классицизм XVIII века в России
24.1. Архитектура раннего классицизма (1760 – 1780гг.)………………...95-97
24.2. Архитектура строгого классицизма (1780 – 1800 гг.)……………...98-100
25. Сентиментализм в русском искусстве XVIII века……………………101-102
Заключение……………………………………………………………………….103
Список использованной литературы…………………………………………...104

Файлы: 1 файл

к.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

     Утверждение нового генерального плана Москвы в 1775 году стимулировало жилую частновладельческую застройку, широко развернувшуюся в 1780-1800 гг. К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типа городских усадеб – первый основной жилой дом и флигели, расположенные по красной линии улицы, образуя систему из трех частей, формирующую фронт застройки; второй – жилая усадьба с открытым парадным двором, охваченным крыльями и флигелями. С 1770 годов в Петербургском строительстве отчетливо прослеживается развитие классицизма на основе античных римских принципов эпохи Возрождения. Некоторые из них, именно: архитектор Старов И.Е. (1745-1808 гг.) возводит Таврический дворец (1883-1789 гг.)  пейзажным садом; Троицкий собор (1778-1790 гг.) в Александро-Невской Лавре. Постройка собора имела важное идейно-патриотическое значение, так как под сводами храма находится гробница Александра Невского. Кроме названных выше величайших строений, Старов занимался проектированием для южных губерний, разработал планы новых городов Николаева и Екатеринославля; в последней зодчий выстроил дворец наместника края – Г.А.Потемкина.

     Архитектор Волков Ф.И. (1755-1803 гг.). К 1790 году разработал образцовые

проекты казарменных  зданий, подчинив их облик принципам  классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796- 1798 гг.) на набережной Невы. Ансамбль Главного Почтамта (1782-1789 гг.). Архитектор Кваренги и Джакомо (1744-1817 гг.). В творениях Кваренги ярко воплощены черты строгого классицизма. Некоторые из них: дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.). Здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота. В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству. Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводились замечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующими элементами. На берегу Невы перед незаконченным строительством Исаакиевского собора в 1782 году был открыт один из лучших конных элементов в Европе – памятник Петру I (скульптор Э.М.Фальконе и М.А. Колло; змея выполнена скульптором Ф.Г.Гордеевым). Замечательная бронзовая пустотелая скульптурная композиция на естественной гранитной скале. Скала своими размерами (высотой 10.1 метра, длиной 14.5 метра, шириной 5.5 метров) соответствовала просторной прибрежной площади. Другой памятник Петру I был установлен в ансамбле Михайловского замка (1800 год). Была использована бронзовая конная статуя (скульптор К.Б.Расстрели – отец, архитектор Ф.И.Волков, барельефы – скульпторы В.И.Демунт-Малиновский, И.И.Теребинов, И.Моисеев под руководством М.И.Козловского). В 1799 году на Царицыном лугу (Марсово поле) установлен 14-и метровый обелиск “Румянцева” (архитектор В.Ф.Бренна) в 1818 году перенесен на Васильевский остров к Первому Кадетскому корпусу, где учился                               выдающийся военачальник П.А.Румянцев. В 1801 году на Царицыном лугу был

открыт памятник великому русскому полководцу А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский, передвинутый ближе к берегу Невы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Сентиментализм  в русском искусстве XVIII века

 

     Классицизм  не был единственным течением  дворянской культуры в век  Просвещения. На смену ему пришел  сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса. Трагедию заменили “слезная мещанская драма” и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих “смешение в действиях забавы с горестью” и обливающихся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произведениях он в консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М. Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII века и потому примирялся с крепостнической действительностью.

     Влияние  сентиментализма отразилось и  в архитектуре, особенно парковой, - с различными “гротами уединения”, таинственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации “дикой” природы. Одна из работ агронома и дворянского мемуариста А. Т. Болотова так и называется: “Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических”. Большинство усадеб XVIII века было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

     В  живописи сентиментализм сказался в “чувствительных” сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Ива нова “Доение коровы” все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на крот ких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г.— в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные “ландшафты со скотиною”, крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими “сельскими увеселениями” пастухов и пастушек.

     Одним  из видных сентименталистов в  портретной живописи был В.  Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (например, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

     Основоположником  сентиментализма в русском театре  является актер В. II. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто  обращался к пасторальным операм  и комедиям. Таков “Деревенский праздник” Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: “Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец! ”

     Таковы  же и “слезные драмы” Хераскова  с душераздирающими сценами и  идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.

     Сентиментально-идиллическая  “чувствительность” проникла и  в музыку. Романс “Стонет сизый  голубочек” (слова И. И. Дмитриева,  музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца куп чих и мещаночек.

     Сентиментализм  в русской культуре возник  в период формирования новых,  буржуазных отношений в недрах  феодально-крепостнического строя,  и его борьба с классицизмом  была отражением глубоких социально-экономических  процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     XVIII век  вошел в мировую историю как  век Просвещения и начала модернизации. И хотя модернизационные процессы заняли не одно столетие, именно в XVIII веке происходили решающие процессы обновления традиционного общества и перехода к обществу современного типа.

     XVIII век  сыграл особую роль в развитии  Российского государства. Это  был период сложного и противоречивого исторического развития, оставивший нерешенными и спорными многие проблемы. Одновременно это было время начала модернизационных процессов, перемен во всех сферах общественно-политической жизни: экономике, социальных отношениях, политике, в общественной мысли и культуре.

     Первая  попытка модернизировать страну  по европейскому образцу была  предпринята Петром I, вторая - Екатериной II. Радикальные преобразования XVIII столетия  превратили страну в могучую  мировую империю. Возрастали объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Успешно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Укрепилась центральная и местная власть. Ускорилось развитие присоединенных окраин. Были созданы сильнейшие в мире регулярные армия и флот, начало которым положил Петр Великий.

     Однако  итоги модернизации экономики  страны и ее социальной структуры,  были противоречивыми. Причина  состояла в том, что и Петр I, и Екатерина II вели преобразование  страны на крепостнических основах.  Так, Петр Великий, кардинально изменив промышленную сферу, оставил старые порядки в сельском хозяйстве. Он попытался приспособить к новым потребностям социальные отношения, но создал стройную иерархию зависимых от трона сословий. В результате мечты Петра I о государстве “общего блага” превратились на практике в создание бюрократического государства. Потерпел поражение и рывок в преобразовании крепостнической структуры, предпринятый Екатериной Великой.

     XVIII столетие  стало веком утверждения абсолютной  монархии, укрепления привилегий дворянства и усиления крепостного гнета. Самодержавие сосредоточило в своих руках неограниченную государственную власть. Важнейшие черты и элементы бюрократического государственного аппарата и абсолютизма в России в XVIII веке явились основой последующего развития русского самодержавия.

     Вместе  с тем абсолютизм XVIII века сыграл  прогрессивную роль в истории  российского государства, так  как способствовал становлению  буржуазных отношений и превращению  России в ведущую мировую державу.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аврех А.Я. Русский  абсолютизм и его роль в  утверждении капитализма в России // История СССР. - 1968. - № 2;

2. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра I – М.: 1986;

3. Бобылев В.С. Внешняя политика России эпохи Петра 1. М.,1990;

4. Задуев М.Н. , История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 688 с.;

5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I – М.: Изд-во РГГУ, 2001;

6. Платонов С.Ф., Полный курс лекций по Русской истории, С-Пб, 2000, с.847;

7. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство РФ. Вопросы теории и практики. – М.: Манускрипт, 1995 – 204 с.;

8. Саломаткин А.С. Становление и развитие Административно-территориального устройства РФ. – Челябинск – М.: 1995-47с.;

9. Троицкий С.М. Россия в XVIII веке – М.: Наука, 1982;

10. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. – М., 1974; 

11. Троицкий С. М. Россия в XVIII веке. - М., 1982. С. 176,180;

12. Харкхаймер М., Т.В. Адорно. Понятие просвещение // Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. – М.: С-пб., 1997.




Информация о работе Российская империя в 1726–1801 гг.