Русс православная церковь 9-17 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Церковь в Древней Руси:
- принятие христианства и организация церкви;
- распространение христианства на Руси, двоеверие
Роль православной церкви в создании централизованного государства
Церковный раскол в 17 в., его суть и последствия
. Церковь и государство в эпоху Петра 1

Содержание работы

Введение_____________________________________________________________3

1. Церковь в Древней Руси:
- принятие христианства и организация церкви;
- распространение христианства на Руси, двоеверие______________________3

Язычество(Фетишизм, Тотемизм, Оборотничество), этапы развития язычества(культ предков, полидемонизм, политеизм, эпотеизм), Перун и Велес, Кирилл и Мефодий, необходимость принятия христианства, крещение Руси, сопротивление со стороны языческого населения и княжеская политика по его подавлению , слияние язычества и православия, организация русской православной церкви.

2. Роль православной церкви в создании централизованного государства___17

Церковь в период Монголо-татарского нашествия и ее роль в борьбе за объединение вокруг Москвы, Сергей Радонежский, отношения с Ордой, иосифляне и нестяжатели, Иосиф Волоцкий, Москва – третий Рим, значение принятия патриаршества, его роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими интервентами

3. Церковный раскол в 17 в., его суть и последствия______________________27

Отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной, Смута, Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего благочестия, Возвышение Никона, Церковная реформа, Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол.

4. Церковь и государство в эпоху Петра 1_______________________________41

Религиозные взгляды Петра 1, церковная реформа Петра 1, отмена патриаршества, учреждение Синода, значение реформы

Вывод_______________________________________________________________49

Файлы: 1 файл

история РПЦ 9-17в.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение_____________________________________________________________3

 

  1.  Церковь в Древней Руси:

- принятие  христианства и организация церкви;

- распространение христианства на Руси, двоеверие______________________3

 

Язычество(Фетишизм, Тотемизм, Оборотничество), этапы развития язычества(культ предков, полидемонизм,  политеизм, эпотеизм), Перун и Велес, Кирилл и Мефодий, необходимость принятия христианства, крещение   Руси, сопротивление со стороны языческого населения и княжеская политика по его подавлению , слияние язычества и православия, организация русской православной церкви.

 

2. Роль православной  церкви в создании централизованного  государства___17

 

Церковь в период Монголо-татарского нашествия и ее роль в борьбе за объединение вокруг Москвы, Сергей Радонежский,  отношения с Ордой, иосифляне и нестяжатели, Иосиф Волоцкий, Москва – третий Рим, значение принятия патриаршества, его роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими интервентами

 

3. Церковный  раскол в 17 в., его суть и последствия______________________27

 

Отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной, Смута, Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего благочестия, Возвышение Никона, Церковная реформа, Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол.

 

 4. Церковь и государство в эпоху Петра 1_______________________________41

 

  Религиозные взгляды  Петра 1, церковная реформа Петра 1, отмена патриаршества, учреждение Синода, значение реформы

 

Вывод_______________________________________________________________49

 

 

 

Введение.

 

Среди конфессий, исторически  сложившихся в пределах восточного направления христианства, самое  видное место занимает православие . По приблизительным оценкам оно охватывает ныне около 100 млн. приверженцев. Наибольшее распространение православия получило в России, странах Восточной Европы, в Греции и на Кипре, ряде государств Африке и Ближнего Востока. Судьба православия непосредственно связана с превратностями, выпавшеми на долю его церковных институтов. Становление православной церковности  и её путь в истории- это процесс, наполненный великими прозрениями и прискорбными ошибками, подвигами веры и уступками мирским слабостям , впечатляющими достижениями религиозной мысли и явным обскурантизмом, образцами подлинного благочестия и нередким расхождением слов с делами.

В общем, православие выступает  как явление сложное и многогранное, не укладывающееся в рамки какой-то унифицированной шкалы оценок.

 

                      1. Церковь в Древней Руси:

                           - принятие христианства и организация  церкви;

                           - распространение христианства  на Руси, двоеверие.

         

Согласно не которым современным церковным авторам , дохристианское общество Древней Руси : " смрадный и жестокий мир " , где господствовало " темное , озлобленное , мстительное язычество". Так же оценивали язычество известные церковные историки  19 в. Макарий , Филарет и др. Они также отрицали какую- либо развитость и культурную и общественную значимость языческого мировоззрения. К негативным заключением относительно его развития пришел такой известный исследователь , как Е. В. Аничков : " Особенно  убого было язычество Руси : жалки ее боги , грубы культ и нравы , "- писал он. При этом имелись и в корне противоположные взгляды. Так М. В. Ломоносов , активно интересуясь древнерусской мифологией , проводил сравнительно - исторические параллели с греческой и римской языческими религиями . Он отождествлял древнерусского Перуна с античным Зевсом , сказочных полканов с кентаврами и заключал : " Мы бы имели много басней( мифов) , как греки , есть ли бы науки в идолопоклонстве у россиян были . " Вот почему изучение дохристианских времён , правильное освещение их - не просто дань интересу к старине или удовлетворение естественной любознательности.

Оно необходимо для опровержения богословских измышлений в области  отечественной истории .

   Термин "язычество  " литературного происхождения.  Он произошел от церковнославянского  "языци"- народы, иноземцы. Потому что русские книжники эпохи Киевской Руси -христиане по вере - как бы  " отгораживались" от народов , ещё не крещёных .

  Язычество - комплекс религиозных обрядов, верований , представлений , предшествовавший возникновению мировых религий и послуживший их основе. Язычество древних славян имело глубокие корни. Говоря о своеобразии в эволюции и формах древнерусского язычества , мы не должны забывать , что его развитие не шло в стороне от путей , по которым развивались языческие комплексы других народов .

  Огромное влияние  на славянское язычество оказали  окружающая природная среда и  господствующие общественные отношения. Карл Маркс писал : " Условия их существования - низшая ступень развития производительных сил труда и  соответствующая ограниченность отношений людей рамками материального процесса производства жизни , а значит , ограниченность всех их отношений друг к другу и к природе ".Общая особенность мышления человека в древности: его объектом и материалом были предметом и явления , входившие в непосредственное окружения человека и имевшие для него жизненное

значения . Поэтому религиозные  представления в начале относились к предметам и явлениям ближайшего окружения , притом к тем , которые  были вплетены в жизнедеятельность человека . Знаменитый русский церковный деятель 12 века Кирилл Туровский в одной из своих проповедей  яростно восклицал : "Уже бо не нарекуться Богом стихия, ни солнце , ни огонь , ни источницы , ни древеса !"

   Фетишизм - вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта( добычливые орудия охоты, деревья, плоды и т. д. ) Вначале фетиш воспринимался как проявление сверхъестественных сил. Позже носителем сил являлась существующая в объекте сила - своеобразный двойник данного фетиша. Образ этого " двойника" выступал безликим и бесформенным , не оторванным от предмета- анамизм. Отголосками фетишизма и анамизма и восточных славян было поклонение камням , деревьям,  рощам. Культ каменных фетишей вероятно возник из почитания каменных орудий, необходимых в охоте и хозяйстве.

  "Слово Иоанна  Златоуста "( примерно 14 в.) при  перечислении мест, куда русские  " приходяще молятсь" и "жертву  приносящу" называет "камения". Среди белорусов существовало  поверие, что в седую старину  камни говорили, чувствовали и  размножались , как люди. На берегу озера Плещеево в древнем русском городе Переяславие-Залесском до сих пор лежит камень-валун - Синь-Камень массой 12 тонн. При встрече весны камень украшали цветами и лентами, водили хороводы. Другому, " Конь-камень" на острове Коневиц на Ладожском озере, приносили местные жители в жертву лошадей. Фетиши могли изготовляться и самими людьми. Объектом поклонения восточных славян были деревья, роща, лес. В северных районах был культ березы.

В 1636 г. нижегородские  священники жаловались в своей челобитной, что"собираются жёны и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы, пироги и каши, яичницы и поклонясь березамъ оучнуть походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся". В Приднепровье был распространен культ дуба. В 1909 и 1975г

со дна Десны и  Днепра были подняты два мощных "священных дуба". Радиоуглеродный анализ второго показал , что он перестал существовать в середине 8 века. Ученые считают, что они росли в "священных" рощах, которые также являлись фетишами. В стволах этих деревьях на высоте несколько метров были симметрично и прочно засажены кабаньи челюсти. Днепровские славяне также поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. В былинах и летописях неоднократно появляются сведения об охоте на вепря и о торжественном поедании кабаньего мяса на княжеских пирах. Здесь мы уже встречаемся с тотемизмом и культом животных.

  Тотемизм- это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Человек в рамках рода осознает общность происхождения всех его членов. Благодаря анимическим воззрениям и окружающей природе складывается понятие , что разные роды произошли от разных предков. А предки происходят от представителей животного мира, которые очень похожи на людей. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Тотемисткие игры в медведя ("комоедица") сохранялись в белорусской деревне до второй половине 19 в. Обряд "вырывания бороды"- последних колосьев с поля. Поются особые песни призывающие на помощь волков, лисиц , медведей и др. Наиболее ярко подтверждает существование тотемизма у восточных славян архаические пласты русских народных сказок. В определенной мере свидетельствует о существовании представлений о кровно - родственных связях человека и животных ( лисичка-сестричка, медведь-дедушка и т.д.) В сказках прослеживается архаический мотив запрета убивать и употреблять в пищу тотемное животное . Вместе с тем в сказках описывается ситуация, когда зверь преданно следует священной родственной связи и обязательствам, вытекающим из неё. Тотемический уровень сознания отражают сюжеты о брачных отношениях человека и зверя. Психология первобытного человека допускала возможность брачных союзов между животными и людьми, а сами животные нередко воспринимались как непосредственные родственники человека.

   Разновидностью  культа предков в облике животных  является ОБОРОТНИЧЕСТВО. В былинах о Вольге описывается сюжеты его жизни в образе сокола, муравья. Русские сказки часто используют мотив превращения прекрасной девушки- невесты в лебедя, утку, лягушку. У восточных славян интересны поверья о людях –волках - волколаках, поверья распространены были особенно у белорусов, украинцев и великоруссов. Одни рассказы говорят о колдунах, умеющих превращаться на время в волков, другие - о людях, превращенных в волков.

   Отрыв духа -"двойника" от объекта которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых, а также КУЛЬТ ПРЕДКОВ. Одной из форм этого культа было почитание Рода и рожаниц, возникшего в связи с разрастанием и усилением родов и укреплением родовой организации. Есть точки зрение, что РОД был божеством славян до Перуна. Кроме этого фактором возникновения было выделение в роде возрастной группы - старейших. На культ предков указывает и сохранившийся обычай поминания умерших родителей в определенные дни года.

   Язычество восходит  на новую ступень. Это стадия - ПОЛИДЕМОНИЗМА. Демоны - ранее двойники реальных вещей и явлений объективного мира, а также людей, но покинувшие своих реальных носителей и ставшие самостоятельными существами, имевшие антропоморфный образ,  обитают в лесу, воде, жилищах и д.р. Именно они подразумеваются под упоминанием водных и лесных стихий средневековыми авторами. С течением времени, духи , первоначально представлявшие однородную массу, начинают различаться по месту обитания, становясь "хозяином места". Современные исследователи классифицируют демонических персонажей сферы "вне дома" ( лес, поле, болото и т.п.) , сферы  "дом", сферы "ниже земли" и "выше земли", а также персонажи связанные с определенным периодом времени (полудница, полуночь и др.) Отличаются они и отношением к человеку: злые и добрые.

  В водной стихии  жили берегини и водяные . Берегини  (позднее вилы и русалки) - женские духи рек, озер, прудов, колодцев и т.д. Весной выходят на берег, качаются на ветвях, поют песни, заманивают прохожих и стараются защекотать их до смерти. Русалки также - погибшие в воде женщины, девушки, не крещеные умершие дети. Здесь на образ русалок наслоился культ мертвых. Русалки - духи растительности ( деревьев, цветов, хлебов и т. д.) - дают растениям влагу, посылают дождь на поля. Водяной - косматый, c бородой по  колено, злой и мстительный старик, живет на дне рек и озер, в омутах. Лес - царство лешего(лесовика).  Он обитает на деревьях или дуплах. По ночам дико кричит . На полях в высокой траве (колосьях)  живут полевики - козлообразные существа ( имевшие мужской и женский род), возникшие с развитием земледелия. В жилище "хозяин" домовой - маленький, горбатенький старикашка (покровитель дома, домашнего хозяйства). Различались: дворовые, овинники, гуменники, банники - в зависимости от "места прибывания".

    У восточных  славян постепенно складывался своеобразный пантеон демонов (  низших божеств). С течением времени на их первоначальные функции наслаивались новые. Между демонами существовали отношения, отражающие родственные и бытовые связи людей. Была определенная иерархия: начальники и подчиненные, старшие и младшие. Домовой и леший имели семьи ( домовиха, домаха, лешачиха). Русалки считались дочерьми водяного. Домовые ходили друг к другу в гости, ссорились и даже дрались.   В подчинении у лешего был боровой. Таким образом у восточных славян сложилась достаточно развитая система так называемой низшей мифологии, демонологии. Следующий этап развития язычной религии - политеизм( вера в богов). Такая последовательность видна в " Слове об идолах ", автор которого - первый систематизатор и переодизатор славянских верований - пишет:

" Се же словене  начали трапезу ставити Роду  и рожаницам нереже Перуну  бога их. А преже того клали  требы упырям и берегиням." Но появление новых форм язычества  не мешало сохранению старых  верований. В целом , к концу первого тысячелетия нашей эры восточное славянство стояло уже у порога политеистических воззрений. Фридрих Энгельс писал: "... раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представленный, унаследованный от прежних времен." (Маркс К.Энгельс Ф. Соч. т. 21, с. 315.) 

  Корни богов киевского  пантеона находятся в тех же фетишистских и анимистических представлениях и природных культах праславян 2-1тыс.г.

до н.э. Первое упоминание о богах (зримых) мы находим в " Повести временных лет" описывающей, что при заключении договоров Руси с Византией в X в. русские " кляшася оружьем своим и Перуном богом своим и Волосом, скотьим богом". Образы Перуна и Волоса (Велеса) связаны между собой, как персонажи"грозового мифа". Согласно ему обитающий на небе (вершине горы) бог грозы Перун преследует за похищение скота или людей своего змеевидного врага, живущего на земле,- Волоса. Преследуемый Волос прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову (фетиши и тотемы). В свою очередь Перун во время поединка расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Свою победу Перун символизирует дождем, приносящим плодородие. Как видим, в древнем мифе отразились различные стадии религиозных представлений, а также взаимосвязь высших божеств с объектами различных форм верований, предшествовавших политеизму. Перун выступает здесь как бог грозы, молнии и грома. Вместе с тем в процесс развития общественных отношений Перуну-громовержцу становятся присущи и военные функции. Многие исследователи считают Перуна" покровителем военной дружины и её предводителем, особенно на Руси". Но у нас нет оснований связывать военное предназначение Перуна только с княжеской дружиной, тем более как феодальным институтом, т.к. во второй половине первого тысячелетия нашей эры в военных действиях славян участвуют не только дружинники, но и всё мужское население-"вои". Таким образом, и простой славянский общинник, и  представители формирующейся социальной верхушки Руси видели в Перуне" создателя молний" , бога-воителя.

Информация о работе Русс православная церковь 9-17 вв