Русс православная церковь 9-17 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Церковь в Древней Руси:
- принятие христианства и организация церкви;
- распространение христианства на Руси, двоеверие
Роль православной церкви в создании централизованного государства
Церковный раскол в 17 в., его суть и последствия
. Церковь и государство в эпоху Петра 1

Содержание работы

Введение_____________________________________________________________3

1. Церковь в Древней Руси:
- принятие христианства и организация церкви;
- распространение христианства на Руси, двоеверие______________________3

Язычество(Фетишизм, Тотемизм, Оборотничество), этапы развития язычества(культ предков, полидемонизм, политеизм, эпотеизм), Перун и Велес, Кирилл и Мефодий, необходимость принятия христианства, крещение Руси, сопротивление со стороны языческого населения и княжеская политика по его подавлению , слияние язычества и православия, организация русской православной церкви.

2. Роль православной церкви в создании централизованного государства___17

Церковь в период Монголо-татарского нашествия и ее роль в борьбе за объединение вокруг Москвы, Сергей Радонежский, отношения с Ордой, иосифляне и нестяжатели, Иосиф Волоцкий, Москва – третий Рим, значение принятия патриаршества, его роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими интервентами

3. Церковный раскол в 17 в., его суть и последствия______________________27

Отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной, Смута, Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего благочестия, Возвышение Никона, Церковная реформа, Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол.

4. Церковь и государство в эпоху Петра 1_______________________________41

Религиозные взгляды Петра 1, церковная реформа Петра 1, отмена патриаршества, учреждение Синода, значение реформы

Вывод_______________________________________________________________49

Файлы: 1 файл

история РПЦ 9-17в.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

С русской церковью была связана древняя кафедра архиепископа Тмутараканского, центра древнерусского княжества на берегах Черного  и Азовского морей.

Изменение политической структуры и установление после смерти Ярослава триумвирата князей: Изяслава в Киеве, Святослава в Чернигове и Всеволода в Переяславле способствовало возникновению кроме Киевской, двух новых метрополий – Черниговоской и Переяславской.

 

2. Роль православной церкви в создании централизованного государства

 

 

Церковь в период Монголо-татарского нашествия и  ее роль в борьбе за объединение  вокруг Москвы

Разорение и уничтожение  стен сел и городов, разграбление церквей и монастырей во времена  монгольского нашествия привело  к упадку хозяйств и культуры русских земель. В годы нашествия церковь была утешительницей русского народа. В церквях люди прятались, молились и погибали вместе с церквями. Наступило запустение. Долго русская церковь, как и народ не могла оправиться от нашествия монголо-татар. Лишь в 1267 году митрополит Кирилл получил от хана Менгу-Тимура ярлык оградивший церковь от посягательства со стороны монгольских властей. А за 4 года до этого в столице Золотой Орды была учреждена особая епископия, где полоненные русские люди и приезжавшие князья могли помолиться в русском храме.

Панская курия решила воспользоваться сложной политической обстановкой на русских землях, и  в 1245 году хотела склонить Даниила Галицкого, а в 1248 году Александра Невского на унию с католической церковью, только князья были исконно православными и уния  были ими отвергнута. Центром митрополии Русской земли становится Северо-Востосточная часть Руси. В 1299 году митрополит Максим – грек по национальности сделал Владимир центром митрополии. Церковь становится активным и влиятельным участником политической борьбы, развернувшейся в XIV-XV веках, в связи с процессом объединения русских земель вокруг Москвы.

В 1311 году представитель  патриарха константинопольского созвал собор в Переславле-Залесском, который  стал крупным политическим событием. На нем присутствовали лишь 2 епископа, остальные были низшие церковные чины: игумены, монахи, священники и светские лица. После крупных споров собор утвердил митрополитом – Петра, отвергнув две кандидатуры игумена Горонтия и игумена Льва ставленников Галицкого и тверского князей. Московский князь, с помощью которого Петр получил митрополию, сдружился с ним. В 1313 году вступивший на престол в Золотой Орде хан Узбек дал широкие привилегии русской церкви, хотя со времен Узбека в Золотой Орде верх взяли мусульмане. В 1328 году Московский князь получил ярлык на великое княжение, в том же году прибыл новый митрополит – грек Феогност. В начале 40-х  он приехал в Новгород из-за конфликта между Новгородом и новым Московским князем Семионом по прозванию “Гордый” из-за Торжка, и “Тяжек бысть приход его владыце и монастырем корм и дары”. В 1343 году он ездил с великим князем в Золотую Орду и сумел откупился от уплаты ежегодной дани, которую хотел наложить хан Джанибек на церковь. Как говорили современники благодаря матери хана, которую он вылечил от глазной болезни. На церковный престол всходит Алексей, который стал митрополитом после смерти Феогноста и Семиона от чумы. Яркая личность, вписавший лучшие страницы в истории Руси и церкви того времени, причисленный к лику святых после смерти. Воспитатель и наставник малолетнего в то время Дмитрия Ивановича, князя Московского, которому современники дадут имя Донской, миритель князей и предвестник победы над игом татар в Куликовской битве в 1380 году.

 В то же время  жил Сергей Радонежский, основатель  крупного монастыря Троицко-Сергиевой Лавры, благословивший князя Дмитрия идущего на битву, дав ему двух воинов-иноков Ослабля и Пересвета. Чтобы не говорили, церковь сделала большое дело для объединения русских земель вокруг Москвы. Играя подчиненную роль, она была идеологически первой в борьбе за крепкое государство во время феодальных войн и борьбе за крепкое государство во время феодальных войн и борьбе против иноверцев. Иго татар было сброшено в 1480 году, “стояние на Угре” закончилось моральным и политическим поражением Золотой Орды. Было это во время Ивана III. Дань уже не шла в Руси, хотя еще много было впереди крови и титанических усилий для объединения государства Российского. Церковь, теперь уже патриаршая, отколовшаяся от константинопольской, “Третий Рим” стояла на страже интересов Москвы, а значит и всей Руси.

Для того чтобы подробнее  определить роль церкви в образовании  российского государства, необходимо окунуться в атмосферу того времени и выделить предпосылки, которые сложились на Руси для создания Русского централизованного государства.

К ним, в первую очередь  следует отнести внешнеполитические обстоятельства - освобождение от ордынского ига, способность противостоять  Великому княжеству Литовскому, Швеции, немецкому Ордену. Возврат утраченных земель был возможен только через объединение всех русских княжеств и централизацию власти. Только в этом случае Русь могла рассчитывать на самостоятельное государственное существование. Единство Руси стало общенародной задачей.

Феодальная раздробленность, княжеские усобицы наносили большой  вред экономике и негативно влияли на общественные отношения. Крестьянство, ремесленники, купцы страдали от бесконечных  набегов, княжеских распрей. Распыленный, ограниченный местными условиями аппарат управления и суда создавал множество неудобств. Обилие должностных лиц, несогласованность их действий, да еще необходимость "кормить" их за свой счет, дополнительным бременем ложились на плечи населения. Хозяйственная раздробленность препятствовала освоению новых земель, совершенствованию производственной деятельности. Десятки и сотни господ со своими порядками, своими законами, создавали питательную среду для произвола. Поэтому и крестьяне, и жители городов уповали на единое правительство, надеясь, что оно сумеет создать для них приемлемые условия жизни, не позволит господам свернуть их в "бараний рог".

С другой стороны, в данное время (XIV-XV вв.) шел рост частного феодального землевладения. И господа - землевладельцы были кровно заинтересованы в закреплении за собой и угодий, и рабочих рук. Поэтому они все более тяготели к усилению верховной власти, которая смогла бы их защитить от неповиновения крестьян, от посягательств других владельцев.

Православная церковь  также была заинтересована в объединении русских земель. В стране, раздробленной на множество княжеств, затруднялась повседневная деятельность духовенства. Единство веры требовало и единства верховной власти. Поэтому церковь была заинтересована в объединительной политике светских властей.

Таким образом, на Руси складывались внешнеполитические, социально-экономические  и культурно-религиозные предпосылки  для создания объединенного Русского государства. В этот период наиболее остро стал вопрос о "выживании  русского государства", сохранении самобытности русского народа с его культурой и верованием.

На рубеже XV-XVI вв. русские земли были объединены вокруг Москвы в единое государство. В 1463 г. - прекратило существование Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское, в 1478 г. - была ликвидирована Новгородская феодальная республика. В 1485 г. была присоединена Тверь, а в 1500-1503гг. в состав Русского государства вошли земли по течению Десны, находившиеся ранее под властью Великого княжества Литовского. В 1510г. - Москве подчинилась Псковская феодальная республика, в 1514г. - Смоленск, 1520г. - к Москве перешла Рязанская земля. Так в течении полувека возникло крупнейшее в тогдашней Европе Московское государство.

При оценке роли церкви в  объединении русских земель необходимо различать политику митрополитов и поведение церковных деятелей более низкого ранга. Митрополиты назначались константинопольским патриархом из греков и болгар, за исключением Алексия, выходца из московского боярства. Русская (или Киевская, как она называлась до XIVв) митрополия охватывала не только северо-восточную Русь, но и южную и юго- западную, где находилось около половины епархий. После переезда митрополита Максима в 1299г. из подвергавшегося набегам татар и литовцев-язычников Киева во Владимир, уже в 1303г. шесть епархий Галицко-Волынской Руси образовали независимую митрополию. Борьба за западные русские земли между растущей Москвой и Польско-Литовским государством также приводила к стремлению литовцев и поляков использовать церковный фактор и подорвать влияние владимирских митрополитов на этих землях. Все это заставляло митрополитов занимать двойственную политику. С одной стороны, приходилось поддерживать московских князей, без помощи которых церковь могла потерять влияние и на северо-востоке, с другой - явная ориентация на Москву могла привести к утрате западных епархий. Даже митрополит Алексий в первые годы своего митрополитства проводил крайне осторожную политику, ездил в Киев, где попал в плен к местному князьку и около трех лет просидел в заточении. И только смерть Ивана II Красного (1353-1359) и малолетство Дмитрия заставили Алексия сделать выбор, решительно поддержать объединительную линию Москвы, стать фактическим ее правителем в годы юности великого князя. Положение изменилось только после 1448г., когда русские митрополиты стали избираться на соборе русских епископов.

С этого момента русская  церковь становится полностью автокефальной, т.е. независимой от ближневосточных  патриархов, и окончательно связывает  свои интересы с северо-восточной  Русью.

Несколько по-другому  вели себя епископы и ведущие игумены-настоятели (руководители) крупнейших монастырей. Они назначались на должности  митрополитов из русских людей и  при участии, а то и под диктовку русских князей. Они были тесно  связаны с русскими князьями, с Русской землей, с ее интересами, а интересы Константинополя были им далеки. Но здесь возникает другая проблема - епископы были связаны с местными князьями и не всегда поддерживали объединительную политику московских князей. Гораздо последовательнее поддерживала Москву монастырская верхушка (старцы). Наиболее авторитетные и богатые монастыри (Троицкий, Чудов, Симонов и др.) или находились в Московском княжестве, или были основаны выходцами из московских монастырей. Поэтому монастыри, как правило, были проводниками московской политики в других княжествах и землях. Со временем почти все высшие иерархии, вплоть до митрополитов, стали избираться из руководителей ведущих московских монастырей, что отражало силу московского князя и давало ему дополнительные возможности.

Другим важным обстоятельством, влиявшим на политику церкви во время  монголо-татарского ига, были ее отношения  с Ордой. Русская церковь пережила Батыево нашествие сравнительно легко, без особых потерь. Более того, установление ига привело к укреплению позиций церкви. Золотоордынские ханы стремились использовать авторитет церкви и силу религии для усиления своего господства в завоеванных землях. Они освободили русскую церковь от уплаты ордынского "выхода" и выполнения других повинностей. Татарское нашествие изображалось церковью как "божья кара" за грехи русских людей. Ханские грамоты устанавливали самый полный иммунитет русской церкви, каким только она пользовалась в средние века где бы то ни было в Европе. Именно поэтому церковь поддерживала проордынскую политику первых московских князей, но настороженно отнеслась к перемене курса в отношении Орды Дмитрия Донского, опасаясь, что поражение в открытой борьбе с татарами отрицательно скажется и на положении церкви. И только такие подвижники, стремившиеся к развитию русского народа, подъема народного самосознания и народного духа, как Сергий Радонежский, поддержали переход к активной борьбе с татарами.

Иноземные нашествия, бесконечные  усобицы русских князей, имели  неизбежным следствием - снижение нравственного уровня среди всех слоев населения, особенно высших. Разложение проникло и в церковную среду, куда устремились многие знатные люди, привлекаемые привилегиями церкви в условиях татарского господства. Корыстолюбие, вероломство, пресмыкательство и страх перед татарами, пьянство и прочие грехи распространялись среди мирян и служителей церкви. Таяло сознание единства, общности русских людей. В такой обстановке большую роль играли подвижники - монахи, стремившиеся претворить в жизнь евангельские заветы любви к ближнему, трудолюбие, бескорыстия, честности и духовности. Среди таких подвижников в XIV в. особенно выделяется Сергий Радонежский. Он был одним из реформаторов монастырской жизни, введя в своем монастыре суровый общежительный устав: в монастыре не было места имущественному неравенству, безделью, пьянству, нарушениям правил церковной службы. Сергий был и религиозным политиком, духовником Дмитрия Донского, выполнял важные поручения митрополита Алексия. Но огромная слава и известность Сергия связаны прежде всего с его подвижничеством, безукоризненным следованием нравственным принципам. Для людей своего времени он был нравственным идеалом, к которому тянулись все здоровые силы русского народа, вокруг которого складывалось национальное самосознание, чувство единства всего православного русского народа, и не случайно Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых русских святых вплоть до настоящего времени.

Серьезным образом изменилось положение русских митрополитов после 1448г., когда они стали избираться на соборе русских епископов. Теперь они могли надеяться на возврат западных епархий только с помощью сильного Великорусского государства, способного включить их в свой состав. Но и после этого отношения церкви и государства складывались не так уж безоблачно.

Уже в 1458г. польский король и великий князь Литовский  Казимир порвал отношения с русским  митрополитом и принял присланного  из Рима митрополита - униата Григория. Больше уже никогда московский митрополит не получал признания в Польско-Литовских землях. Эти события отрицательно сказались на авторитете московского митрополита, но пока еще великокняжеская власть нуждалась в церковной поддержке в борьбе с внутренними врагами. Поэтому первый избранный митрополит Иона был скорее равноправным партнером Василия II Темного, чем его "послушным орудием".

После смерти Ионы в 1461г. и прихода к власти Ивана III в 1462г. положение начинает меняться. Первоочередной задачей великокняжеской власти становится искоренение "алексиевской", теократической тенденции, т.е. стремления церковной власти к равенству и даже превосходству над светской. Эти тенденции заметно проявились в деятельности Ионы, но история его приемников стала прежде всего историей постепенной, но неотвратимой утраты митрополитами своей политической самостоятельности. Конечная цель Ивана III вырисовывалась по мере нарастания его военно-политических успехов. Эта цель - превращение митрополичьей кафедры в составную часть аппарата управления Московской Руси, во главе которого стоял великий князь. Монастыри также должны были превратиться в заурядные "богомолья", не имеющие общественно - политического значения. К концу XV в. Иван III, по существу, достиг своей цели. Он вмешивался даже в догматические, обрядовые дела церкви. Так, в 1480г. вспыхнул конфликт между Иваном III и властным митрополитом Геронтием по вопросу о крестном ходе.

Покончив с политической независимостью церкви, Иван III попытался подорвать и ее экономическую мощь, отобрав церковные земли, которые в конце XV в. составляли треть всех обрабатываемых земель в стране. Накоплению земли в руках церкви помогали неотчуждаемость и неделимость церковных владений, наделенных широким судебным и податным иммунитетом.

Первые изъятия церковных  земель вместе с боярскими, Иван III произвел в Новгороде в 1479г. и передал их помещикам. По мере развития поместной системы требовалось все больше обработанных населенных земель для их раздачи, и взоры светских феодалов во главе с великим князем все чаще обращались к церковным и монастырским владениям. Первая попытка проведения секуляризации этих владений была предпринята в самом начале XVI в. на соборах 1503-1504гг.

Информация о работе Русс православная церковь 9-17 вв