Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:15, контрольная работа
Церковь в Древней Руси:
- принятие христианства и организация церкви;
- распространение христианства на Руси, двоеверие
Роль православной церкви в создании централизованного государства
Церковный раскол в 17 в., его суть и последствия
. Церковь и государство в эпоху Петра 1
Введение_____________________________________________________________3
1. Церковь в Древней Руси:
- принятие христианства и организация церкви;
- распространение христианства на Руси, двоеверие______________________3
Язычество(Фетишизм, Тотемизм, Оборотничество), этапы развития язычества(культ предков, полидемонизм, политеизм, эпотеизм), Перун и Велес, Кирилл и Мефодий, необходимость принятия христианства, крещение Руси, сопротивление со стороны языческого населения и княжеская политика по его подавлению , слияние язычества и православия, организация русской православной церкви.
2. Роль православной церкви в создании централизованного государства___17
Церковь в период Монголо-татарского нашествия и ее роль в борьбе за объединение вокруг Москвы, Сергей Радонежский, отношения с Ордой, иосифляне и нестяжатели, Иосиф Волоцкий, Москва – третий Рим, значение принятия патриаршества, его роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими интервентами
3. Церковный раскол в 17 в., его суть и последствия______________________27
Отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной, Смута, Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего благочестия, Возвышение Никона, Церковная реформа, Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол.
4. Церковь и государство в эпоху Петра 1_______________________________41
Религиозные взгляды Петра 1, церковная реформа Петра 1, отмена патриаршества, учреждение Синода, значение реформы
Вывод_______________________________________________________________49
Указ 28 марта объявляет войну часовням. «Обычай устраивать часовни, - говорит указ, -начался и утвердился от невежд» – что «пред святыми иконами, вне церкви стоящими на внешних церковных стенах и на городских вратах, возжигаются и днем и ночью свищи без всякого многословия, а некоторые невежды, оставив им и посвященные молитвенные храмы, призывают пред них, внешние иконы, невежд священников, и молитствуют на распутиях и торжищах, где всегда многолюдное бывает собрание, и явно чинят православным церквам презрение, а инословным дают причину укорительного на благочиние порицание».
Этот указ возбудил в Москве в те времена сильное волнение во всех слоях православного общества, он поразил всех от простого смерда до родовитого вельможи. Но Петр с этим не считался. Чтобы не прослыть перед Европой отсталым государем, по мнению Петра, необходимо приносить в жертву обычаи, которым пора уйти в прошлое. Что и делалось, но только насильственным порядком.
Мероприятиями Петра в области церковного устройства и управления, считают славянофилы, были поколеблены религиозно-нравственные устои русской жизни. Русская жизнь до Петра покоилась на религиозно-бытовом основании. Основой жизни было православие и быт; вера и быт были слиты в целостную систему «бытового исповедания».
Эпоха Петра положила резкую грань для старого.
Прошлое остается позади и как бы зачеркивается.
«Церковь Российская, - говорит Карамзин, - искони имела главу сперва в митрополите, наконец, в патриархе. «Петр объявил себя главою церкви, уничтожив патриаршество, как опасное для самодержавия неограниченного. Но заметим, что наше духовенство никогда не противоборствовало мирской власти, ни княжеской, ни царской».
Распалась богоизбранная «двоица» – царь и патриарх.
Историк церкви А,Добросклонский пишет: «Этому научили Петра протестанты; так, говорят, в Голландии Вильгельм Оранский советовал ему самому сделаться «главой религии», чтобы быть полным господином в своем государстве»
Трудно возразить славянофилам в том, что через отделение церкви от государства самодержавная власть царя делается морально одинокой. «Унижая церковь в глазах народа, Петр рубил один из самых глубоких и питательных корней, на котором стояло, росло и развивалось дерево самодержавия».
Понятно, что Петр, реформируя церковь», преследовал иные цели; он прежде всего стремился к абсолютной власти. Укрепление государственности являлось тем идейным основанием, которое побуждало монарха осуществлять преобразования.
Проводить реформы было невозможно, не изменив прежнее государственное устройство. Другое дело, что средства и методы, которыми проводилось переустройство, порой вступали в противоречие с миросозерцанием русского народа, его менталитетом.
Благодаря реформам Петра произошло превращение русской церкви из феодальной в государственную. Первоначально многие указы не действовали, существуя лишь формально, впоследствии о многих просто забыли, они потеряли свою актуальность. Однако то, что подчинение церкви государству и упразднение патриаршества не было, пустым звуком показывает история новгородского архиепископа Феодосия, вице-президента Синода, разыгравшаяся впервые же годы учреждения Синода. Сначала Феодосий был фаворитом Петра, как мы отметили выше, сделал хорошую карьеру; но после смерти Петра он стал одним из тех, кто стал противиться императорской власти, жалуясь на притеснение церкви, разорение монастырей, допускал оскорбительные выражения в адрес Екатерины и Меньшикова. За это он был лишен архиерейства и настоятельства в Александро-Невском монастыре.
Вместе с тем, в целом, Духовный регламент соблюдался. Церковь продолжала быть винтиком большого государственного механизма.
Иностранцы, жившие в России, пользовались большими правами, в том числе и свободой вероисповедания. По-прежнему некоторые из них, например, герцог Лирийский, пытались осуществить объединение Православной и Римско-Католической церквей /еще один объект нападок славянофилов на Петра, что он вообще подал повод для такой идеи/, что не удалось сделать во времена Петра 1. Герцог был убежден, что среди русского духовенства он мог бы найти сторонников .Оценка таких возможностей, несмотря на огромную лояльность Петра к иностранцам, оказалась явно преувеличенной.
Безусловно, главный результат петровской церковной реформы проявился в том, что русская церковь так и не смогла оправиться от произошедших потрясений. Во время правления дочери Петра Великого, Елизаветы Петровны духовенство лишь отчасти восстановило свое былое неограниченное влияние. Реформы Петра, положившие начало изменениям духовной жизни России, прочно закрепились на русской почве.
Годы явного противоборства Петра 1 и духовенства, где каждая сторона рьяно отстаивала свою позицию, считая свою власть превыше всего, закончилась победой монарха. Подчинение церкви государству, хотя и являлось явной аномалией в мировой практике, стало характерной чертой в реформаторской деятельности первого императора России. Духовенство больше никогда не получило самостоятельности и независимости от светской власти.
Духовенство как сословие лишилось многих привилегий и того влияния, какое оно имело в допетровские времена. В сословной иерархии верхнюю ступень заняло дворянство, которое стало проводником государственных идей в общество.
Вывод
Христианскую религию, Русь выбирала вполне осознанно, сравнивая ее с другими. И, надо заметить, она сделала правильный выбор. Византия не только дала Руси определенную поддержку, но также она дала сильный толчок к развитию культуры, грамотности, живописи, зодчества. Началось строительство монастырей. Но, несмотря на все это, у нас появился своеобразный феномен двоеверия. Остался ряд языческих праздников, причем некоторые из них, например Масленица, существуют и по сей день. Элементы языческих обрядов остались в бытовой жизни, начиная от песнопений и заканчивая орнаментом на одежде. Высшее церковное духовенство играло огромную роль в жизни государства и поддержке правящих сословий.
Князья, начиная с Владимира, привлекали митрополитов и епископов к участию в государственных делах. Русские иерархи направляли свое влияние на устроение государства, укрепление центральной власти, насаждение просвещения и нравственное воспитание народа. В периоды междоусобных распрей русские иерархи выступали как миротворцы и ходатаи за цельность страны и единство народа. «Князь! Мы поставлены от Бога в Русской земле, чтобы удерживать вас от кровопролития, да не проливается кровь христианская в Русской земле», - говорил митрополит Никифор II киевскому князю Рюрику-Василию.
После нашествия на Русь татаро-монгол, естественно, произошел сильный упадок, препятствовавший дальнейшему развитию Руси. Но, к счастью, монголы были терпимы к любой религии, и церковь получила некоторые льготы.
После свержения орды, пошел сильный всплеск в области культуры, искусства и общее национальное возрождение. И наконец, в 1448 году церковь получила автокефалию, а вместе с ней и независимость от Византии. Если взглянуть на результат воздействия христианских идей на общество и государство, то, пожалуй, никто не усомнится в том, что сила их действия на человечество оказалась беспримерной. Это говорит нам о том, что вся история после Христа стала качественно другой под влиянием христианских идей. То есть политико-правовой характер этих идей раскрывается в их воздействии на человечество.
Побуждает ли религия
к добру или в ней коренятся
многие проблемы человечества? Возможно,
сам Бог глубоко оскоблен
Нам же необходимо
подытожить. Церковь сегодня важна.
Она необходима, в первую очередь,
для привития моральных и
Список литературы
Православный Петербург в записках иностранцев. –СПб.:ТОО «Журнал «НЕВА», 1995, с.169
17. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство: Петр 1 до наших дней, с.131.
18. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. –СПб.,1914, с.43.
19. Доброклонский А. Руководство по истории Русской Православной церкви. Вып.IU.,с.188-189.
20. Тихомиров Л. Монархическая государственность. В 3-х томах. Т.2. –Мюнхен,1923.