Русс православная церковь 9-17 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Церковь в Древней Руси:
- принятие христианства и организация церкви;
- распространение христианства на Руси, двоеверие
Роль православной церкви в создании централизованного государства
Церковный раскол в 17 в., его суть и последствия
. Церковь и государство в эпоху Петра 1

Содержание работы

Введение_____________________________________________________________3

1. Церковь в Древней Руси:
- принятие христианства и организация церкви;
- распространение христианства на Руси, двоеверие______________________3

Язычество(Фетишизм, Тотемизм, Оборотничество), этапы развития язычества(культ предков, полидемонизм, политеизм, эпотеизм), Перун и Велес, Кирилл и Мефодий, необходимость принятия христианства, крещение Руси, сопротивление со стороны языческого населения и княжеская политика по его подавлению , слияние язычества и православия, организация русской православной церкви.

2. Роль православной церкви в создании централизованного государства___17

Церковь в период Монголо-татарского нашествия и ее роль в борьбе за объединение вокруг Москвы, Сергей Радонежский, отношения с Ордой, иосифляне и нестяжатели, Иосиф Волоцкий, Москва – третий Рим, значение принятия патриаршества, его роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими интервентами

3. Церковный раскол в 17 в., его суть и последствия______________________27

Отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной, Смута, Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего благочестия, Возвышение Никона, Церковная реформа, Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол.

4. Церковь и государство в эпоху Петра 1_______________________________41

Религиозные взгляды Петра 1, церковная реформа Петра 1, отмена патриаршества, учреждение Синода, значение реформы

Вывод_______________________________________________________________49

Файлы: 1 файл

история РПЦ 9-17в.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Будучи  Новгородским  митрополитом, Никон  бдительно  следил, чтобы  богослужение  совершалось  с  большой  точностью, правильностью  и  торжественностью, А в  то  время, надо,  сказать,  несмотря,  на  набожность  наших  предков, богослужение  велось  в  высшей  степени не благолепно,  потому  что для скорости   разом читали  и пели  разное.  Для благочиния  Никон уничтожил «многогласие» и заимствовал киевское  пение вместо  так называемого «раздельноречного», очень неблагозвучного.

В  1651 году, приехав в Москву, Никон посоветовал царю  перенести мощи  митрополита Филарета  из  Соловецкого монастыря в столицу и этим  загладить грехи Ивана Грозного  перед святителем. Никона  самого  отправили в Соловки за  мощами.

За  время  отъезда Никона  скончался патриарх  московский  Иосиф.  На  патриарший   престол избрали Никона; он  отвечал отказом на  свое  избрание.  Царь  и его окружение стали уговаривать   Никона  принять высокий духовный  сан, на  что тот отвечал, что  сделает  это  при  условии, если  царь,  бояре  и  все  православные  дадут  торжественный  обет  перед  Богом  строго  следовать  христианской  традиции.

Вступив  на  патриарший  престол, Никон  стал  активно  распространять  и  утверждать  во  всех  российских  церквах  благозвучное  пение, а  также  пение  по  нотам. Для  этой  цели  он  даже  вызывал  в Москву  из  Греции  знатоков  по этому  вопросу.

В.Ф.Иванов  пишет, что  проводом  к  расколу  русской  церкви  послужило  рабское  преклонение  Никона  перед  греками  и  забвение  истории  своей  церкви. Он  рабски  следовал  византийским  образцам.

При  Никоне  в  Москве  появляются  греческие  амвоны, греческие  архиерейские  посохи, греческие  клобуки  и  мантии, греческие  живописцы  и т.п.  Никон  приказывал  отбирать  иконы  нового  письма, что  многих  православных  приводило  в  недоумение.  В то  же  время  подражание  грекам  было,  мягко  говоря,  не  совсем  оправданным.  Большинство  греческих  книг  печаталось  в  «латинских  землях», понятно, что  в  них  порой  присутствовали  мысли, отличные  от  русской  православной  традиции.

Полным  ходом  продолжался  процесс  исправления  книг.  Одновременно с  этим  принимались,  решения  и  об  исправлении  обрядов, для  чего  созывались  соборы, и  на  соборе  1656 г.  впервые  занялись  вопросом  о  двоеперсии.  Между  тем  в  народе  проявлялся  ропот  на  новшества: новых  книг  местами  не  хотели  принимать, считая  их  испорченными.

Таким  образом, к  середине  CUII  века  духовенство оказалось в глубоком  кризисе. Постепенно  оно лишается  своих привилегий.  В 60-х годах CUII  столетия  происходит  окончательный раскол  русской церкви.  Никон был низложен, многих  священников лишили  церковной службы.  Русская церковь разделилась на  два враждебных  друг  другу лагеря.  Борьба  со  старообрядчеством принимает широкие  масштабы  и  охватывает  разнообразные  слои  и группы  населения. Преследование  старообрядцев  продолжалось  долгие  годы.  Православие  стали  насаждать  насильственно  даже  среди  нерусского  населения.

Все  эти  события  предопределили  упразднение  патриаршества, а также  церковную  реформу  Петра 1.

С  именем  Петра  Великого  связана  одна  из  наиболее  радикальных  церковных  реформ.  В  его  душе   отсутствовал  дух  благочестия, а  потому  он  мало  дорожил  формами  православной  веры. Не  вероисповедание  как  таковое, не  блеск  церковных  богослужений  не  занимали  царя. Он  вспоминал  о  Боге  лишь  от  случая  к  случаю.

Первые  церковные  распоряжения  Петра  проводились  совершенно  без  всякой  попытки  теоретического  оправдания и без всякого заранее обдуманного плана. Напротив, они носили  как будто чисто практический  характер, даже  отчасти полицейский. Заранее обдуманно было  только  упразднение патриаршества. Петр  на  собственном опыте убедился, что патриаршество  является  головой  церковно-феодальной  реакции, крайне  враждебной  его  меркантилистским  новшествам, поэтому  одной  из  первых  его  мер  было  ограничение  патриаршей  власти. Одним  ударом  он  уничтожил  судебную  юрисдикцию  патриарха, на  которую  не  осмелилось  посягнуть в  1649 г.  правительство  царя  Алексея, распределив  все  судебные дела, подведомственные  ранее  патриарху, по  различным  приказам. В  ведении  Патриаршего  приказа  остались  только  духовные  дела, о расколах, ересях  и т.п.  Патриаршество лишалось  прежнего  влияния, значительной  части доходов и огромной  области своего  былого  ведения.

При  Петре  государство  стало  постоянно  вмешиваться  во  все  церковные  дела, и  в  первую  очередь  в  управление  несметными  богатствами  церкви. Царь  во  всем  стремился  навести  «железный  порядок», а  в церковных  делах  в  особенности. В  церковных  доходах  он  видел  большую  государственную  прибыль. При  нем  Церковь  уже  не  была  независимым  социальным  институтом, духовный  владыка  уже  не  приравнивался  к  государю.  Церковь  было  решено  ввести  в  общий  порядок  государственной  жизни, подчинить  ее  общей  системе  государственного  правления, как  одну  из  ветвей, и  духовное  управление  превратить  и  поставить  наряду  со  всеми  коллегиями.

Патриарший  дом, дела  архиерейские  и  монастырские  было  велено  вести  Мусину-Пушкину.  Все  церковное  имущество: вотчины, оброчные  статьи, Церковные  вклады, были  передано  в  ведение  Монастырского  приказа.  Затем последовало и прямое  отчуждение  церковных земель  в виде  продажи или пожалования отдельным лицам. Духовенству были  определены  весьма  скромные  оклады  содержания. По  ведению царя  все монастыри были  переписаны. Они стали  облагаться  поборами,  и  обязаны  были  исполнять  тяжелые  повинности. С  монастырей  требовали:  лошадей, каменщиков, кирпичников, столяров, кузнецов, печатников, денег, серебренную  посуду  и т.д.

Ближайшая  цель  учреждения  Монастырского  приказа  в  1701  году  была  фискальная. Монастырский  приказ  служил  делу  секуляризации  церкви,  и  подготовить  почву, на  которой  совершенно  безболезненно  и  естественно  вырос святейший Синод.  В  сущности  говоря, с   1701 г.  уже  начинается  служение  церкви  государству.  Монастырский  приказ  достигал  этого  двумя  путями: во-первых, он  окончательно  уничтожил  экономическую  зависимость  церкви  от  государства  и  систему  «кормлений», и, во-вторых, он  ввел  обиход  церковного  управления  формальное  руководящее  участие  светских  учреждений.

Состав  Монастырского  приказа  был  исключительно  светский.  Во  главе  его  стоял  приказной  боярин, как  во  главе  других  приказов. До  основания  коллегий  приказ  был  самостоятельным  учреждением, действовавшим  наравне  с  другими  приказами  и  независимо  от  них, а  затем, в  отличие  от других  приказов, уничтоженных  после  введения  коллегий, он был  подчинен  в  финансовом  отношении  штатс-конторе, а в  судебной  части – юстиц-коллегии. Это  соподчинение  опять  же  было  вполне  гражданским, независимым  от  какого-либо  вмешательства  церковной  власти.

Церковная  политика  Петра имела во  многом  революционный характер  и даже  порой разрушительный. С одной стороны, для улучшения  духовенства  он  требовал  распространения  просвещения, с другой, лишал  его  материальных  благ  и  тем  самым  отнимал  возможность  распространения  этого  просвещения.

Признавая  пользу  некоторых  реформ  царя, многие  священнослужители  подвергали  резкой   критике  все, что  действовало  против  церкви. Отмена  патриаршества  повлекла  за  собой  изменение  положения  духовного  сословия  и  глубокие  изменения  внутри  самой  церкви  и  ее  деятельности.  Самое  главное, что  в  духовном  управлении  все  большее  значение  приобретала  светская  власть.

Реформируя  церковное  управление, Петр  имел  не  только  ярых  противников, но  и  верных  помощников.  Одним  из  таких  был  Феодосий  Яновский, который  в  1710  году  стал  архимандритом  только  что  созданного  Александро-Невского  монастыря, которому  государь  придавал  особое  значение, так  как  до  образования  Синода  он  служил  своего  рода  центром  преобразовательной  деятельности  в  отношении  церковного  аппарата. Феодосий  проводил  крутые  меры, борясь  с  непокорными  членами  духовенства.

Еще  одним  сподвижником  Петра  был  Феофан  Прокопович, именно  ему  Петр  доверил  главные  вопросы  переустройства  духовенства, а  также  составление  Духовного  регламента.  В  1720  году  проект  Регламента  был представлен на  обсуждение  Сената.  Сенаторы  и духовенство этот  план  утвердили.  Силу  закона  Духовный  регламент получил в 1721  году  после того  как его подписали 87  духовных  лица.

Надо  сказать, что  решительные действия  Петра не  были  лишены  основания, кризис  в духовной  среде был налицо.

Исследователи  пишут, что  грубость  нравов  низшего  духовенства, по  сохранившимся  делам  и  расследованиям, предпринимаемым  правительством, производила  удручающее  впечатление. В  духовенстве  особенно  «укоренилась  сатанинская  злоба  безмерного  хмельного  упивания» с  той  мелкой  и  хвастливой  «силой  и  храбростью  к  питию», которая  составляет  единственную  душевную,  отраду  измельчавшего, спившегося, ни  на  какой  душевный  подъем  больше  неспособного  присяжного  «питуха». Драки  на  алтаре  из-за  молебна, из-за  денег  на молебен, побои  родственников, не  исключая  и родного  отца, подлоги  и  плутовство  всякого  рода – вот  в  каких  рамках  рисовался обычный образ пастыря петровских  времен.

Еще  непригляднее  и  грубее  рисуют  современники  нравственный  уровень  черного  духовенства.  К  CUIII веку  монастыри решительно  утратили  то  высокое культурное  значение, с которым  они  выступили  на  историческую  сцену, стала  далеким  воспоминанием  прежняя  просветительская  деятельность  монастырей, сохранившая  на  Руси  грамотность, поддерживавшая  лучшие  идеалы  веры  и  т.п.  В монастыри  конца  CUII - начала CUIII вв.  идут  люди  не  в   поисках  душевного  спасения, сюда  стремится  всякий  сброд, бегущий  от  труда, ищущий  дарового  хлеба, привольной  жизни…

Все  дошедшие  до  нас  свидетельства  говорят  о  сильном  падении  нравственности  и  религиозности  в петровские  времена.

Однако  куда  же  девалась  старая приверженность  к  церкви? Дело  в  том, что  вне  влияния  господствующей  церкви  осталось  сравнительно  большое  число  людей. Как   раз  тех, которые  по  складу  своего  ума  и  натуры  жили  деятельной  религиозной  жизнью, любили  мыслить  и  спорить  на  религиозные  темы, посвящали  храмы  и  твердо  держались  за  церковные  обряды  и  обычаи  древнерусской  церкви, не  допуская  самой  возможности  каких-либо  перемен  в  ней.

Церковное  образование  и  просвещение  народа  остановилось, церковная  благотворительность  не  существовала, духовенство  в  массе  своей  не  стояло  выше  паствы, а  паства  опускалась  до  глубины  невежества, грубости, безнравственности, равнодушная  к  вопросам  веры. В сущности, церковь  как  руководящая  сила  переставала  выполнять  роль  руководящей  силы, будучи  не  в  состоянии  поддерживать  себя  и  свое  достоинство.

Именно  этими  обстоятельствами  было  вызвано  решительное  сокращение  самостоятельности  духовенства в государстве и независимость духовного чина  от  светской  власти.  Особой  чистке  подверглись монастыри.

Для  поднятия  в  среде  православной  паствы  общего  уровня  нравственности  были  изданы  ряд  указов.  Например, указ  1718 г.  предписывал православным  обывателям  непременно  посещать  церкви  и в «храмах стоять  с благоговением», слушать святую  службу, иначе грозил  штраф, взимаемый тут же  в церкви  особо приставленным для этой  цели  «добрым человеком».

Главным  актом  петровского  законодательства  относительно  церкви  стал  Духовный  регламент, заключивший  в себе  важнейшие  реформы  и  целый  ряд  конкретных  мер, из  которых  самое  важное  место  занимала  замена  единоличной  патриаршей  власти  на  коллегиальное  управление. Авторы  документа  не  только  лишили  русскую  православную  церковь  самостоятельности, но  и  стремились,  как  можно  больше  принизить  ее  роль, добились  исключения  возможности  мятежей, смут  и  т.п.  Церковь  стала  «поданной» государства.  Более  того, указ  1722 г.  обязал  каждого  священнослужителя  быть  доносчиком, неукоснительно  нарушать  тайну  исповеди  при малейшей  склонности  исповедующегося  «к  измене  или  бунту  на  государя». Исследователи  отмечают, что  многие  священнослужители  усердно  занимались  шпионской  деятельностью.

Государство  принимало  на  себя  обязательства  опекать  церковь, а также  заниматься  религиозным  и  духовным  благополучием  народа. На  духовенство  было  возложено  от  государства  множество  всяких  поручений, оно  было  фактически  превращено  Петром  в  служивый  класс.  За  церковью  не  признавали  права  инициативы  даже  в  своих, исключительно  духовных  делах.  Святейший  Синод, учрежденный  в  1721  г.  являлся  для  Петра  наилучшим  установлением  для  всестороннего  заведования  церковью. Синод  прилагал  значительные  усилия  с  целью  переубедить  старообрядцев  отказаться   от  своей  приверженности  православным  традициям.  Однако  ничто  не  могло  заставить  их  свернуть с  избранных  идейных  путей.

Отмена  патриаршества, просуществовавшего  111 лет, не  соответствовало мировой практике  развития  многих  государств.  Сборщики  налогов с церкви  нередко рассматривали деятельность  духовенства через призму  криминала.

С  церковной  реформой  государя-императора  связаны  основные  нападки  на  него  со  стороны  славянофилов.  Петра  обвинили   в  развязывании  антиправославной  компании. Спор  славянофилов  и  западников  не  прекращается  до  сих  пор.

Петра 1  критикуют, например, за  указ  от  22 февраля  1722   года, который  разрушил  древний  обычай «подымать  иконы  на  дом». Этим  же  указом  были  запрещены  сборы  на  церковь  храмоздательство. Указ  категорически  предписывал: «Смотреть, чтобы  с  образами  по  Москве, по  городам  и  уездам  для  собирания  на церковь  или  на  церковное  строение  отнюдь  не  ходить, и  кто  будет  ходить, так  брать».

Информация о работе Русс православная церковь 9-17 вв