Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История государства и права".
Отмеченные изменения в Гражданском праве, разумеется, не вели к исчезновению норм, основанных на классических принципах XIX в. Они по прежнему доминируют в правовом регулировании мелкого, среднего предпринимательства и особенно бытовых имущественных отношений.
64. Правовые формы
В Германии
еще до второй мировой войны
большое распространение
Антитрестовское законодательство. Дальнейший рост и без того крупных и могущественных акционерных компаний, без труда добивающихся установления господствующего положения на рынках товаров и услуг, прямые соглашения между ведущими корпорациями о поддержании высоких цен и тарифов вызывают возрастающее недовольство широких кругов потребителей, а также мелких и средних собственников, не всегда выдерживающих конкуренцию с монополией. Развернувшееся во многих странах антимонополистическое движение, а также понимание самими правящими кругами необходимости поддержания свободного предпринимательства и нормальных рыночных структур с эффективной конкуренцией привели в большинстве буржуазных государств к принятию специального законодательства, предусматривающего установление государственного контроля за монополистической практикой. Такое законодательство о монополиях получило название антитрестовского.
Антитрестовские законы при всем их разнообразии сводятся к двум основным типам. Первый из них представлен антитрестовским правом США, где предусматривается запрещение трестов и иных сговоров предпринимателей с целью ограничения торговли, "неразумных" монополий", "нечестных методов конкуренции" и т.п.
Второй тип антитрестовских законов строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и пресечения их злоупотребления (законодательство об ограничительной торговой практике).
65. Основные тенденции (школы, направления) в западном уголовном праве в XX веке.
Основные
изменения в уголовном праве.
Наиболее резкие изменения отмечаются
в уголовном праве Германии. Веймарская
республика (1919—1933 гг.) сохранила действие
УК 1871 г., воплотившего основные идеи школы
классического уголовного права о соответствии
между тяжестью преступления и тяжестью
наказания, сокращении области применения
смертной * казни и т. п.
Нацистский
рейх (1933—1945 гг.), установивший режим открытого
террористического подавления, упразднил
систему либерально-демократической законности.
Указ от 4 февраля 1933 г. «В защиту немецкого
народа» свел на нет свободу печати и собраний.
Указ от 28 февраля 1933 «О защите народа
и государства» по существу аннулировал
парламентскую неприкосновенность депутатов
рейхстага.
По окончании второй мировой войны
и разгрома фашизма на основе Потсдамских
соглашений нацистское законодательство
было отменено и восстановлено действие
УК 1871 г. с редакционными исправлениями
до 1933 г. После принятия Конституции ФРГ
1949 г. наметилась некоторая демократизация
уголовного права. В Конституции определенно
решалась проблема, являющаяся дискуссионной
во всем мире: смертная казнь отменялась
(ст. 102);
Неоднозначным было развитие уголовного права и в традиционных западных демократиях, прежде всего США, Великобритании, Франции. Принятые в США Закон Смита (1940 г.), Маккарэна — Вуда (1950 г.), Закон о контроле за подрывной деятельностью (1954 г.), а также другие нормативные акты, в частности некоторые исполнительные приказы президентов, настолько явно нарушали важнейшие конституционные права граждан, что в конечном счете это вынужден был признать и Верховный суд США
В конце
60-х годов в уголовном законодательства
США наметились демократические перемены.
Этому в немалой мере способствовал составленный
в 1962 г. Институтом американского права
примерный УК, рекомендованный для применения
в отдельных штатах. В 1967 г. был принят
новый УК штата Нью-Йорк — один из наиболее
совершенных в технико-юридическом плане
либеральных американских законов, ставший
во многих своих аспектах образцом для
УК ряда штатов. Все это еще более упрочило
движение американского уголовного права
к кодификации. В настоящее время уголовное
право США состоит из параллельно функционирующих
федерального уголовного законодательства,
прежде всего УК США 1909 г., основная часть
которого была переработана в 1948 г. и включена
в Свод законов США, УК отдельных штатов.
Разграничение уголовного закона федерации
и штатов в конечном счете определяется
Конституцией. Имеющая место некоторая
конкуренция законодательств, а также
уже отмеченные особенности американского
уголовного законодательства стимулируют
судебное правотворчество.
Во Франции вплоть
до 1994 г. действовал УК 1810 г., который неоднократно
дополнялся и частично изменялся, причем
нередко в сторону усиления репрессивных
начал. Ему сопутствовали нормативные
акты, многие из которых по своему содержанию
были фактически уголовно-правовыми, но
в зависимости от политической обстановки
имели относительно либеральную или откровенно
профашистскую направленность.
После второй мировой войны
и особенно начиная с 80-х годов усилилась
демократическая, прогрессивная тенденция
в праве. Законом от 9 октября 1981 г. отменена
смертная казнь; Законом от 10 июня 1983 г.
предусмотрена возможность замены тюремного
заключения выполнением «общественно
полезной работы». Наказания по многим
преступлениям ограничены штрафами, хотя
и весьма значительными.
В 1992 г. был принят, а в 1994 г. введен
в действие новый УК, воплотивший современный
уровень решения технико-юридических
вопросов и, что еще более важно, современные
ориентиры в уголовно-правовой политике.
Кодекс ориентирован на усиление уголовной
ответственности за особо опасные преступления.
По многим из них назначается пожизненное
заключение, на них не распространяются
давностные сроки. Это терроризм, геноцид,
депортация, производство и распространение
наркотиков, захват транспортных средств,
вымогательство (рэкет), различные виды
мошенничества, включая компьютерное,
и некоторые другие.
Вместе с тем УК. предусматривает известную
гуманизацию наказаний: смертная казнь
заменяется пожизненным заключением,
по менее тяжким преступлениям тюремное
заключение заменяется выполнением, как
сказано в Кодексе, «общественно полезной
работы», конфискацией всего или части
личного имущества.
66.Основные тенденции в развитии трудового и социального законодательства в XX веке.
Трудовое и социальное законодательство. Трудовое право как отрасль права сложилось только в XX в. Его сравнительно позднее возникновение во многом объясняется нежеланием собственников связывать себя определенными нормами закона, регулирующими отношения, возникающие по поводу непосредственного участия наемных работников в труде на их предприятиях. Однако все более усиливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила их пойти на серьезные уступки.
Возникшее в таких условиях трудовое право оказалось особенно чувствительным к любым изменениям в социально-политической обстановке. Этим определяются некоторые черты законодательства по труду большинства экономически развитых стран: 1) отдельные его институты возникали постепенно и разновременно; 2) оно не стабильно: содержание его институтов часто меняется как в сторону расширения, так и значительного сужения демократических прав трудящихся; 3) претворение в жизнь его демократических положений во многом зависит от силы профсоюзного или другого массового движения трудящихся.
Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на вопросах: 1) рабочего времени, 2)признания профсоюзов, включая их право на заключение коллективных договоров, 3) зарплаты, 4) охраны труда, 5) права на забастовку и порядка разрешения трудовых споров.
Решение этих вопросов дифференцировано по странам, но ему присуще и много общего. В 1918-20 гг. в большинстве экономически развитых стран были приняты законы, ограничивающие рабочее время 8-ю часами. Впоследствии, несмотря на временные отступления, трудящимся удалось добиться введения 40-46 часовой рабочей недели. Профсоюзы получили легальное признание и, как важнейшее следствие этого, право на заключение коллективных договоров (КД), обязательных для всех подписавших его предпринимателей и профсоюзов. В Германии закон о КД был принят в 1918 г., во Франции в 1919. Важным завоеванием в этой области для американских рабочих явился уже упоминавшийся закон Вагнера 1935 г., вводивший принцип "закрытого цеха". Появились различные виды КД, включая договоры для всей отрасли промышленности. Утвержденные правительством, они приобретали силу общенационального нормативного акта.
КД регулирует важные вопросы трудовых отношений: размеры зарплаты, порядок изменения надбавки в связи с инфляцией, условия выплаты премий, охраны труда, общие принципы профессиональной подготовки и дисциплины труда, арбитраж.
Современное законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовку, которое, однако, стремятся в некоторой мере нейтрализовать введением всякого рода ограничительных норм и прежде всего делением стачек на легальные и нелегальные. К числу последних обычно относят забастовки солидарности или по политическим мотивам. Начало забастовки стремятся затруднить введением всякого рода предварительных условий.
Уже названный американский закон Тафта-Хартли предусматривает предупредительный период в 60 дней и право правительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так наз. "охладительный период"). Судебная практика еще более углубляет эту тенденцию, более того, пытается обосновать тождество юридической природы забастовок и локаутов.
В настоящее время, по мере усиления интеграционных процессов в мировой экономике наметилась тенденция к унификации трудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал особенно интенсивным в связи с образованием Общего рынка.
После окончания Первой и особенно Второй мировой войны в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. Но законодательство такого рода фрагментарно и не стабильно.
Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важным являются: социальное страхование, государственная помощь, "универсальная система". Чаще всего им соответствуют и определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, что предполагает страховые взносы наемных работников (обычно в размере 1 - 1,5% от заработной платы) и взносы предпринимателей (в среднем 1 -1,5% от общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенное количество лет размер взносов увеличивается на 0,5-0,75%. Весьма характерен в этом отношении уже упомянутый американский закон 1935 г. Эта система предполагает предоставление права на пенсию и пособие при наличии страхового стажа и возраста (обычно для мужчин в 60-70 лет, для женщин в 55-65 лет), а также пособие по безработице, инвалидности и т.д.
Государственная помощь формируется из средств бюджета. Она направляется только тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно она является дополнением к социальному страхованию.
"Универсальная" система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, начиная с их совершеннолетия и до достижения ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок. Такая система применялась в Канаде, Швеции, Норвегии и некоторых других странах.
67.Суд и процесс в XX веке.
В странах с фашистским и полуфашист режимом упраздняются все демократ начала в судопроизводстве: исключалось участие общественности(присяж засед,избранных на демократ основе) в суде, граж-не лишались процесс прав в уголв процессе, все наиболее важные дела передавались исключительно судам, состоящим из чиновников- сторнников режима.
В первой пол 20в в странах запад демократии либеральные основы юстиции в главном сохранились, хотя правящие круги стремились ограничить контроль обществности за правосудием, законсервировать его элитарный хар-р.
В Великобр по закону 1922 присяжными могли быть лица, владевшие недвижимостью с доходом не менее 20фнтов стерлингов, или арендаторы квартир. На основании закона 1925 большинство угол дел вместо суда с участием присяж засед рассм-лось в порядке суммарного судопрозв-ва полицейскими или имровыми судьями, т.е в упращеном процесс-ом порядке единоличным судьёй, без предварительного расследования, без обвинительного акта и т.д. С одной стороны это ускоряло судопроиз-во,но с другой ущемляло роцесс-е права гр-н.
Усиливается влияние прокуратуры в суде. Это особенно заметно во ФР, где прокуратура имеет чрезвычайно широкие полномочия. По закону 1931 даже дела частного обвинения не могли быть направлены в суд без санкции прокурора.
После Втор мир в во всех эконом развитых странах наметилась демократиз судопроизводства,однако этот процесс простанавливался а иногда и шёл вспять.Так в США закон1954 «О принуждении к даче показаний свидетельских» лишил свидетелей в делах о так называемом «подрыве нац безопасности» права отказываться от дачи показаний кот могут быть использованы и против них. В 1967 в Великобр отменяется принцип единогласия присяжных относительно вынесения вердикта по угол делам,а с 1971 и по гржд.
В последние десятилетия наметилось некоторое упрочение либеральных начал в процессе, наиболее распространенными формам которого продолжают оставатьяс состязательная и смешанная.
Состяз процесс функционирует наиболее полно в странах англосаксонской ветви права(Велик, США и некот др). он основан-я на процесс-ом равенстве сторон(обвинитель и обвиняемый) и формально ведется в виде состязания между ними. При этом бремя доказывания виновности обвиняемого лежит на обвинители. Арбитром в споре выступает суд, кот обычно яв-ся судо присяжных. Смеш процесс получил наиболшее распространение в странах континетальной ветви права(Фр,Гер,Италия и некот др.). ему свойственна неоднозначность принципов, положенных в основу досудебного и судебного следствия. В первой его части резко ограничены средства защиты обвиняемого,вторая основывается на приципах гластности, состязательности, устности, непосредственности.
Современный вариант смешанного процесса нашел свое достаточно полное воплощение во франц уголовно-процес кодексе 1958. подтверждается основополагающая, сформулированная в далеком прошлом, официальная цель угол процесса- публичность,т.е государственный,интерес. Отсюда исключительное право госуд-ва в лице прокуратуры предъявлять обвинение в совершении преступления, контролировать весь ход расследования.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"