Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История" (ИГПЗС)
Решительная попытка усилить королевскую власть была предпринята при Филиппе II. Он разбивает территорию своего домена на бальяжи, в которые назначает лиц «бальи», бывших администрторами и судьями. Бальяжи объединялись в приводства, которыми заведовали приводы. Присоединяя новые территории, он этот порядок управления с помощью должностных лиц распространяет и на эти территории.
Публично-правовой элемент
усилился и в правление
Управление государством осуществлялось во многом по образцу управления имением – и там и там есть вассал и сюзерен, домохозяин и слуги.
Людовик IX создал французский парламент.
Почему король – это функция коллектива? Наиболее ярко об этом свидетельствует отсутсвие у короля полномочий осуществлять единоличную законодательную власть. Король законодательствует совместно с собранием знати. Уже со 2 половины XIII века акты, принятые королём даже совместно с курией, вступали в силу только с момента регистрации парламентом.
Филип 4 такжде сделал многое для укрепления королевской власти. Использовал все меры для пополнения казны. Создал ГШ(1302).
*При короле обязательно был канцлер, заведовавший его перепиской, бумагами. Далее – конетабль («граф стойла»), т.е. это начальник над конюшней, позднее ставший главой конницы. Следующая должность – кравчий(бутильер), ведавший винными погребами. Дело в том, что парижский домен располагался на территории, которая была пригодна для виноделия, приносившего большую прибыль. Таким образом, его можно было считать своего рода министром финансов, экономов. Сенешаль – осуществлял надзор за исполнением королевской воли. Публично-правовой элемент в их статусе отсутствовал – это были сугуо частно-правовые отношения. Король нанимал их, платил им и т.п. Процесс превращения этих людей в государственных служащих шел оень медленно и был связан только с усилением королевской власти. Власть усиливалась с притоком денег, деньги брались от городов. Города нуждались в покровительстве, защите, и им удобнее было получить защиту от короля. Рост городов автоматически вёл к усилению королевской власти.
40 Вопрос. Реформы Людовика 9. Парижский парламент и его функции.
Крупный шаг вперед в борьбе за укрепление королевской власти был сделан в царствование Людовика IX (Святого) (1226—1270 гг.). Власть этого короля была уже наследственной. Обычно Капетинги с целью закрепления престола за своей династией назначали своих старших сыновей соправителями при своей жизни. Со времени Филиппа-Августа такой порядок прекращается; сыновья последнего не были его соправителями.
Людовик IX осуществил ряд государственных реформ.
Прежде всего, он
провел реформу суда, которая
заключалась в том, что
Людовик IX воспретил также частные войны между феодалами на территории королевских владений и ограничил их применение вне пределов этих владений. Из королевского совета была выделена судебная палата, получившая название парламента. Учет поступающих в казну доходов и расходов производился в счетной или финансовой палате.
Людовик IX осуществил также военную реформу: он положил начало созданию наемного войска. Пока королевское войско было организовано по принципу феодального ополчения, король зависел от феодалов. Реформа передавала военную силу королевства в его прямое распоряжение, ослабляла зависимость короля от феодалов. В городах создается городская стража, содержавшаяся за счет горожан. Людовик ввел единую королевскую монету, обязательную к приему на всей территории Франции. Эти реформы были направлены на образование централизованного государства. Королевская власть побеждает феодальную раздробленность.
Повысилось значение королевской монеты, улучшились отношения с церковью, еще при жизни Людовик был признан святым.(=участвовал в двух крестовых походах)
Появлению парижского парламента способствовала мера Людовика IX, которая ещё больше закрепляла его роль как арбитра. Эта курия (особая курия) решала споры между домохозяевами, решала финансовые вопросы и вопросы войны и мира(обьявлять ли войну, выставлять ли армию и т.п.). Когда Людовик принял постановление о 40 днях(каждый мог обратиться в суд), количество обращений в судебную курию резко увеличилось. Стали проводиться заседания курий, которые назывались parliamant. Одни и те же члены курии стали назначаться для участия в похожих заседаниях, и во второй половине XIII века судебная курия выделяется в «парляман», а о парижском парламенте говорят уже как об отдельном органе. В него входили аристократы и другие знатные люди. Даже по своему одеянию они мало отличались от короля. Дело в том, что изначально королевская власть не была собственностью семьи, а король избирался. Она была приватизирована только тогда, когда был установлен принцип её наследования. До этого королевская власть считалась функцией коллектива, а не отдельного человека. Парижский парламент мыслился в качестве носителя королевской власти, они помогали королю в осуществлении его функций. (часть - споры простых людей, часть - роль королевского суда, вместе - законодательный орган)
Первоначально судебные функции курии не были еще отделены от других: одна и та же курия, в одном и том же составе, помогала королю во всех делах, судебных, административных и политических, и окружала его при всех важных церемониях. С течением времени в среде ее постепенно произошла дифференциация: одно отделение стало королевским "советом" в тесном смысле слова, другое стало ведать преимущественно судебные дела, но полного отделения судебных функций от остальных и полного обособления личного состава разных отделений курии не было никогда. В XI и XII веках королевская курия разбирала в качестве первой инстанции такие дела, в которых были замешаны лица и корпорации, находившиеся или в непосредственной зависимости от короля, или под его покровительством (крупные бароны, духовные лица, коммуны и т. д.). При решении судебных дел курия, в эту эпоху, руководствовалась феодальным правом, кутюмами. Апелляционные функции вовсе не были еще развиты. С XIII в., особенно с Людовика IX Святого, увеличивается, по мере расширения территории, на которую простиралась власть короля, и округ (ressort), на который простиралась судебная власть курии. Судебная компетенция ее расширяется: она разбирает в первой инстанции многие дела, ведавшиеся ранее баронами (сеньёриальная юрисдикция), церковью или низшими судебными агентами короля (бальи, прево и др.). Расширение судебных прав королевской курии было последствием постепенно утверждавшегося воззрения на короля, как на единственный источник юстиции и высшего судью. Оно достигалось посредством установления "jus praeventionis", то есть права королевского суда изъять любое дело из ведения того суда, где оно должно было бы разбираться, и самому разбирать его. Этому расширению подсудности содействовало в особенности установление так называемых "cas royaux" (королевских случаев), в число которых стали включаться самые важные уголовные дела (убийства, похищения людей и др.), а также преступления, которыми наносился ущерб достоинству короля или же нарушался общий мир. Вместе с тем курия все шире и шире развивает свое право разбирать в качестве высшей апелляционной инстанции дела по жалобам сторон на другие суды, даже на суд самых крупных феодальных бароний
Почему король – это функция коллектива? Наиболее ярко об этом свидетельствует отсутсвие у короля полномочий осуществлять единоличную законодательную власть. Король законодательствует совместно с собранием знати. Уже со 2 половины XIII века акты, принятые королём даже совместно с курией, вступали в силу только с момента регистрации парламентом.
41 Вопрос Государственный строй Франции в 14-16 вв. Генеральные штаты . ВЕЛИКИЙ МАРТОВСКИЙ ОРДОНАНС.
Основной проблемой на первом этапе этого периода было укрепление королевской власти, т.к. за период феодальной раздробленности королевская власть потеряла свое верховенство на территории раздробленных французских княжеств. В царствование Людовика 9 были сделаны крупные шаги за укрепление королевской власти. Этот король осуществил ряд государственных реформ.
Реформа суда заключалась в том, что был наложен запрет на судебные поединки в пределах королевских владений, сделал королевский суд высшим (теперь здесь можно было обжаловать приговоры феодалов). Из королевского совета была выделена палата, которая стала называться Парламентом. Также счетная или финансовая палаты стали учитывать поступающие в казну доходы и расходы государства. Была осуществлена военная реформа: теперь началось создание наемного войска. Все эти меры были приняты для укрепления независимости короля от феодалов. Отныне военная сила была в руках короля. Наконец, была введена единая королевская монета, которая принималась на всей территории королевства наряду с монетами феодалов (король боролся с эмиссионной привилегией феодалов). Эти реформы были направлены к образованию централизованного государства и свидетельствовали о том, что королевская власть побеждала феодальную раздробленность.
При короле Филиппе 4 издаются нормативно-правовые акты, которые можно считать задатками законов королевства. Филипп всеми способами работает над укреплением королевской казны, собирает новые налоги, перечеканивает монету и т. п. Отныне король мыслится как особый сеньор, высший, который является сеньором не только в своем домене, но и во всем королевстве, следовательно, с укреплением власти короля она приобретает публично-политический характер.
Затем королевская власть вступает в полосу сословно-представительной монархии: в 14 веке при короле появляется новый орган – Генеральные Штат