Скандинавское кораблестроение в эпоху викингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

В скандинавских государствах, территория которых изрезана сверху вниз, направо и налево фьордами, озерами и реками, суда приобретают огромное значение. Мореходная культура создала ряд кораблей, которые на протяжении многих веков были неотъемлемой частью сущности викинга. С уверенностью можно сказать, что олицетворением эпохи викингов являются их ладьи. Для викингов они являлись частью их культуры и жизни в целом. Это подтверждает их связь с кораблем при жизни и во время смерти хозяина корабля. Ладья уходила с викингами в вечность, о чем свидетельствуют великолепные захоронения в кораблях. В сагах ладьи называются «Весельными конями», «Скользящими по волнам драконами», «Лосями фьорда», «Оседлавшими океан зубрами» и «Большими змеями».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Археологические и письменные источники о скандинавском кораблестроении. Историография………………………………………………...5
Глава 2. Типология скандинавского кораблестроения.
Типология и хронология судов………………………………………….………12
2.1. Ранний этап кораблестроения………………………………….……………13
2.1.1. Йортспрингская ладья……………………………………………………..14
2.1.2. Нюдамский корабль………………………………………………………..15
2.1.3. Квалсюннский корабль…………………………………………………….17
2.2. Корабли пика эпохи викингов……………………………………………….19
2.2.1. Усебергская ладья…………………………………………………………..20
2.2.2. Гокстадская ладья…………………………………………………………..25
2.3. Кораблестроение заката эпохи викингов…………………………………...29
2.4. Коммерческие суда викингов………………………………………………..33
Глава 3. Скандинавский корабль духовной и материальной культуры.............37
3.1.Погребения в ладье……………………………………………………………37
3.2.“Длинный дом” викингов…………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………..42
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Скандинавское кораблестроение.docx

— 3.10 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Археологические  и письменные источники о скандинавском  кораблестроении. Историография………………………………………………...5

Глава 2. Типология скандинавского кораблестроения.

Типология и хронология судов………………………………………….………12

2.1. Ранний этап кораблестроения………………………………….……………13

2.1.1. Йортспрингская ладья……………………………………………………..14

2.1.2. Нюдамский корабль………………………………………………………..15

2.1.3. Квалсюннский корабль…………………………………………………….17

2.2. Корабли пика эпохи викингов……………………………………………….19

2.2.1. Усебергская ладья…………………………………………………………..20

2.2.2. Гокстадская ладья…………………………………………………………..25

2.3. Кораблестроение заката эпохи викингов…………………………………...29

2.4. Коммерческие суда викингов………………………………………………..33

Глава 3. Скандинавский корабль духовной и материальной культуры.............37

3.1.Погребения в ладье……………………………………………………………37

3.2.“Длинный дом” викингов…………………………………………………….41

Заключение………………………………………………………………………..42

Литература………………………………………………………………………...43

Приложение......................................................................................................45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  

 

В скандинавских государствах, территория которых изрезана сверху вниз, направо и налево фьордами, озерами и реками, суда приобретают огромное значение. Мореходная культура создала ряд кораблей, которые на протяжении многих веков были неотъемлемой частью сущности викинга. С уверенностью можно сказать, что олицетворением эпохи викингов являются их ладьи. Для викингов они являлись частью их культуры и жизни в целом. Это подтверждает их связь с кораблем при жизни и во время смерти хозяина корабля. Ладья уходила с викингами в вечность, о чем свидетельствуют великолепные захоронения в кораблях. В сагах ладьи называются «Весельными конями», «Скользящими по волнам драконами», «Лосями фьорда», «Оседлавшими океан зубрами» и «Большими змеями».

Эпоха викингов, длившаяся  с VIII по XI века имела много событий, которые непосредственно связаны с корабельным мастерством скандинавов. Эпоха викингов являлась одним из ярких моментов в истории Европы. От американского континента до земель населявших славянами, мореходы скандинавского происхождения оставили свой след в истории многих народов. С помощью своих кораблей скандинавы стали властелинами морей. Торговля, пиратство, прибрежные рейды, долгие путешествия поселенцев – все это стало возможным благодаря техническим достижениям кораблестроителей и моряков, искусство которых не знало себе равного в Европе. Корабли викингов стали вершиной многовекового развития, что в полной мере я докажу в своей работе.

Актуальность моей работы обусловлена интересом исследователей к кораблестроению викингов. Ярким примером является проведение реконструкции судов викингов  по сохранившимся археологическим находкам. Одна из этих реконструкций это судно: «Хавхингстен фра Глендалоу», которое спустили на воду в 2004 г. в Роскилле, эта великолепная реконструкция, известная как «Скюллелев-2», дала отличное представление о том, сколь грозный вид имела настоящая боевая ладья викингов. Также был проведен эксперимент способно ли судно совершить переход через Атлантику, в итоге оно успешно справилось с этим заданием.

Цели моей работы составляют:

В этой работе мною будет представлена типология судов древних скандинавов и их хронологическая последовательность. Будет выявлена эволюция корабельной мысли у представленного народа. Начиная простой лодкай «кожанкай» и заканчивая величественным дракаром и огромным кнаром будет состоять работа описания кораблестроения викингов.

Также мною будут описаны  источники свидетельствующие о  судах викингов, письменного и  археологического характера. Упоминания разных людей, которым пришлось столкнутся с викингами, как например арабский географ аз-Зухри или монахи летописцы.

Мною будет представлено сакральное представление викингов своих кораблей, захоронение и  сходство в облике корабля и дома викинга.

Структурно моя работа представляет из себя  введением, тремя  главами, заключением, списком литературы используемой мною и приложения. Введение кратко знакомит с основными проблемами данной темы, каждая глава раскрывает основные вехи раскрываемого в ней вопроса, в заключении подведен итог проделанной работы, и список литературы, составляющий библиографию, отражает основные работы исследователей по вопросам избранной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ  И ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О СКАНДИНАВСКОМ  КОРАБЛЕСТРОЕНИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ

 

 

 

Изучая историю кораблестроения  в эпоху викингов, исследователи в большей мере черпают информацию из археологических источников, письменные сведения более скудны они дают информацию о том что не сохранилось спустя тысячу лет. Но предоставленная информация из источников в полной мере дает знания о развитии кораблестроения и ее эволюции. Еще Тацитом было отмечено о корабельном искусстве древних скандинавов.

Цитата Тацита изложена в  книге «Германия»: «…У самого Океана обитают ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям. За ними, среди самого Океана, обитают общины свионов; помимо воинов и оружия они сильны также флотом. Их суда примечательны тем, что могут подходить к месту причала любою из своих оконечностей, так как и та и другая имеют у них форму носа. Парусами свионы не пользуются и весел вдоль бортов не закрепляют в ряд одно за другим, они у них, как принято на некоторых реках, съемные, и они гребут ими по мере надобности то в ту, то в другую сторону»[12, c. 371].

Дальше я более подробно остановлюсь на каждом типе источника  и дам его характеристику. Начать думаю с саг, так как из всех письменных источников они несут более информации. Скандинавские саги изобилуют упоминаниями о кораблях, из них почерпнута основная доля знаний из области скандинавских технических терминов, обозначающих части корабля и управление им.

В рассказе Оттара описываются снасти корабля.

Рассказ Оттара о своих путешествиях, сохранившийся в староанглийском переводе «Вселенской истории» Орозия. Из этих и им подобных источников можно узнать: например, Оттар описывает то, как при изготовлении канатов использовались шкуры тюленей и моржей[20, c. 104].

Подробное описание присутствует в саге об Эйрике Рауде (Рыжем).

Она записанна около 1200 г. Хауком Эрлендссоном, говорится, что в 983 г. Эйрик, изгнанный из Исландии на три года за убийство, поплыл на поиски страны, которую видел Гунбьёрн, когда плавал в «Западном море». Эйрик достиг Гренландии и поселился там с группой исландцев. Поселение было названо Братталид. Там же жил Бард Херьюльфссон. В 986 г. его сын Бьярни отплыл из Исландии с намерением попасть в Гренландию. Во время плавания он трижды натыкался на незнакомую землю, пока наконец не разыскал своего отца, жившего на южной оконечности Гренландии. По возвращении в Норвегию Бьярни рассказал о своем плавании при дворе короля Эйрика. Сын Эйрика Рыжего — Лейф Эйрикссон — приобрел у Бьярни судно и поплыл на нем с 35 людьми в Братталид. После тщательной подготовки они вначале повторили путешествие Бьярни на п-ов Лабрадор. Достигнув его, они повернули на юг и проследовали вдоль побережья. Согласно гренландской саге, записанной в 1387 г. Йоном Тодарссоном из Флатейбука, они достигли местности, названной ими Винланд — Страной винограда. Там бурно рос дикий виноград, маис, в реках встречался лосось. Южная граница распространения лосося приблизительно соответствовала 41° широты. Северная граница дикорастущего винограда проходила около 42-й параллели. Таким образом, Лейф со своей командой примерно в 1000 г. достиг мест, где в настоящее время находится Бостон[25, c. 14].

Из этой саги можно сделать  выводы о высоком искусстве кораблестроения,  которое позволило заселить Гренландию и то что кажется фантастическим это доплыть до американского континента.

 Поэтические произведения скальдов, вошедшие в саги, дают описание разных вещей. Например, это упоминания о полосатых парусах, о перемене галса и о зарифлении парусов. Подобные выражения подтверждают выводы, строящиеся, и, возможно, с достаточным основанием, на сохранившихся материальных свидетельствах самих кораблей и их изображений.[20, c. 103]

 Обозначения судов  в скальдический поэзии – это синонимы, применявшиеся в целях художественной выразительности. Вместе с тем, обилие поэтических синонимов еще раз подчеркивает, сколь большое значение в ту эпоху придавалось высокому качеству судов и их прекрасной плавучести. В основном описывались военные суда, и идеалом были длинные, узкие, гибкие суда, способные развивать большую скорость[18, c. 6].

Письменные источники дают нам разные обозначения судов и их типов, но теперь их зачастую трудно бывает идентифицировать с теми судами, которые дошли до нас из эпохи викингов. Следующие источники, которые являются носителями информации по деятельности викингов в морском деле – это хроники, анналы и летописи.

Викинги входили в соприкосновение  с другими обществами, и западноевропейские литературные памятники являются ценными       источниками информации об их деятельности и той реакции, которую она встречала. Для IX и X веков имеются византийские и мусульманские источники, упоминающие о присутствии скандинавов на Востоке. Мусульманские источники ценны тем, что дают информацию о набегах викингов на Испанию. Географ XII в. аз-Зухри дал общее описание скандинавских набегов на Испанию:

"[...] Приходили из этого моря огромные корабли, которые жители Андалусии называли каракир, а это корабли большие, с четырехугольными парусами, которые могли обращаться и в переднюю сторону, и в заднюю. На них плавали ватаги людей под названием ал-маджус, народ сильный, доблестный и искусный в мореплавании. Когда бы ни появились они, пустело побережье из-за страха перед ними. Набеги их происходили каждые 6 или 7 лет, не меньше чем на 40 кораблях, а иногда и на 100. Они истребляли всех, кто встречался на море, грабили и брали в плен. Та башня, которая разрушилась, была им известна, при входе в Гибралтар (аз-Зукак). Они входили, ориентируясь по ней, в то малое море и проходили до окраин Сирии (аш-Шам). Со временем разрушился этот маяк, и не входили уже больше те каракиры, кроме двух, разбившихся, один – у пристани маджусов, а другой – у мыса ал-Агарр. Было это в году 545 (1150/51). Не приходили они после этого, не мешали движению на море, и не появлялись более ал-маджус по причине отсутствия маяка"[10, c. 192].

Это описание выявляет разбойничью сторону жизни викинга, но в данном случае меня интересует описание кораблей. В источнике присутствует название “каракир” а так как это был грабительский поход, то это название соответствует боевому кораблю викингов дракару. Также здесь дается описание этого судна: четырехугольный парус и возможность причаливать как передом так и задней частью корабля. И также говорится навигационном устройстве. Являлся им маяк, но после уничтожения его эти походы прекратились.

Соприкосновения со славянским населением также принесло свои плоды как  в кораблестроении так и в  других сферах жизнедеятельности.   Норманны в морских походах пользовались кораблями древнерусской постройки.

Арнор, прозванный «Скальдом Ярлов», упоминал о спущенном на воду в  Ладоге судне с «гардской» оснасткой, на котором Магнус Олавсон отправился весной 1035 года отвоевывать престол Норвегии. Боевые ладьи Древней Руси представляли собой весьма внушительные, по северным меркам, парусно-гребные корабли, способные, по свидетельству летописей и восточных источников, взять на борт от 40 до 100 воинов. «Повесть временных лет» именует ладьи флота Великого князя Игоря, явно заимствованными из скандинавского морского словаря, термином «скедии», что, очевидно, должно указывать на их соответствие среднему классу «длинных» судов — скайдам[13, c. 179].

 Хроники западноевропейских государств  также являются источником по эпохе викингов, но в них не уделялось большого  внимания корабельному мастерству викингов. Но они будут полезны так как они объемлюще  рассматривали отношения между народами.

«Англосаксонская хроника» является ценным источником, особенно полезным дополнением к ней являются анналы, составленные на континенте. Основную часть «Англосаксонской хроники» написали на юге Англии. В Ирландии в эпоху викингов велось несколько независимых друг от друга хроник, но ни одна из них не сохранилась в списках своего времени. Древнейшая ее рукопись примерно на два века моложе оригинальной части «Хроники Паркера», а некоторые известны только по версиям XVII века.

«Анналы Ольстера», полная и подробная  компиляция, относящаяся к концу XV века, представляют собой достойную доверия копию летописи, составленной в эпоху викингов. Те же анналы использовались и другими, более ранними писателями, включая составителей «Chronicon Scotorum» («Хроники скоттов») и «Войны ирландцев с чужеземцами», относящейся к XII веку, но самой полной является компиляция XV века, которая, несмотря на позднюю дату своего создания, представляет собой наиболее ценный из всех ирландских источников для эпохи викингов.

 «Анналы Инисфаллена». Они составлялись в эпоху викингов, возможно в монастыре Эмли, примерно в семи милях от Типперэри, и сохранились в списке, сделанном в конце XI века, вероятно в монастыре Лисмор.

Самый большой выбор разнообразных  письменных свидетельств об эпохе викингов предоставляет Каролингская империя и сменившие ее королевства. Как и в Ирландии, в этот период там шло составление нескольких летописных сводов, а в качестве дополнения к ним выступают хартии, протоколы соборов, жития святых, поэмы, письма и собрания рассказов о чудесах[20, c. 30-45].

Археологические источники по эпохе викингов и в частности именно они представляют всю информацию о кораблестроении викингов. Находки ладей позволяют очень детально исследовать корабельное мастерство этого народа. Это благодаря многочисленным находкам как практически полностью сохранившихся, так и оставшихся только в виде незначительных фрагментов.

Информация о работе Скандинавское кораблестроение в эпоху викингов