Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа
В скандинавских государствах, территория которых изрезана сверху вниз, направо и налево фьордами, озерами и реками, суда приобретают огромное значение. Мореходная культура создала ряд кораблей, которые на протяжении многих веков были неотъемлемой частью сущности викинга. С уверенностью можно сказать, что олицетворением эпохи викингов являются их ладьи. Для викингов они являлись частью их культуры и жизни в целом. Это подтверждает их связь с кораблем при жизни и во время смерти хозяина корабля. Ладья уходила с викингами в вечность, о чем свидетельствуют великолепные захоронения в кораблях. В сагах ладьи называются «Весельными конями», «Скользящими по волнам драконами», «Лосями фьорда», «Оседлавшими океан зубрами» и «Большими змеями».
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Археологические и письменные источники о скандинавском кораблестроении. Историография………………………………………………...5
Глава 2. Типология скандинавского кораблестроения.
Типология и хронология судов………………………………………….………12
2.1. Ранний этап кораблестроения………………………………….……………13
2.1.1. Йортспрингская ладья……………………………………………………..14
2.1.2. Нюдамский корабль………………………………………………………..15
2.1.3. Квалсюннский корабль…………………………………………………….17
2.2. Корабли пика эпохи викингов……………………………………………….19
2.2.1. Усебергская ладья…………………………………………………………..20
2.2.2. Гокстадская ладья…………………………………………………………..25
2.3. Кораблестроение заката эпохи викингов…………………………………...29
2.4. Коммерческие суда викингов………………………………………………..33
Глава 3. Скандинавский корабль духовной и материальной культуры.............37
3.1.Погребения в ладье……………………………………………………………37
3.2.“Длинный дом” викингов…………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………..42
Литература……………………………………………………………
2.3. КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ ЗАКАТА ЭПОХИ ВИКИНГОВ
Я подошел к описанию судов, которые использовались викингами на закате своей эпохи. Это суда которые были обнаружены в Роскилль-фиорде, и немногочисленные останки ладьи в Ладбю. Ладьи из Скуллелеве относились как и к военным так и к торговым судам. Характеристика будет дана военным судам, а о торговых я дам описание в следующей главе.
Характеристика археологических работ:
В 1920 г. датские рыбаки в Роскилль-фиорде вблизи гавани Скуллелева нашли остатки нескольких судов, которые позднее были определены как суда викингов. Рыбаки сообщили также о старинном судне, затонувшем с камнями на глубине Педеренден и образующем преграда. Сотрудники Национального музея в Копенгагене летом 1957 г. начали исследование найденных под водой в иле остатков и решили, что они принадлежат шести судам времен викингов. Однако поднять обломки со дна без потерь оказалось невозможно. Благодаря пожертвованиям удалось собрать средства, на которые построили вокруг места находок стенку из стальных шпунтов. Стенка имела вид пятиугольника с длинной сходней для вывоза находок. Летом 1962 г. вода из ошпунтованного места была выкачана, после чего свыше трех месяцев велись сложные археологические работы. При этом были найдены остатки только пяти судов. Ранее пронумерованное судно №4 в действительности оказалось половиной судна №2, которое за время пребывания в воде разломилось в районе киля и движением воды и льда было отодвинуто на несколько метров[Рис.4.]. Тем самым принятая в 1957-58 гг. нумерация судов оставалась прежней, но без четвертого номера[25, c. 66].
При помощи радиоуглеродного метода, когда для определения времени находок служит период распада изотопа углерода C14, было определено время постройки судов — это были 1000-е годы.
Ольсен и Крумлин-Педерсен, сообщившие о спасательных работах и реконструкции судов из Скуллелева, считают, что наиболее вероятное время их постройки — 950–1050-е годы. Суда, груженные камнями и фашинами (связками хвороста), были затоплены на глубине Педеренден примерно в 1100 г. Это было сделано для защиты тогдашнего датского королевского города Роскилле от штормовых нагонов и от нападения вражеских судов, имеющих большую осадку. Для этой же цели были поставлены заграждения на проходах Виммельсхафтет, Йюдедибет и Вестерёнден.
Несмотря на то что суда почти 900 лет пролежали под водой в Роскилль-фиорде и под влиянием воды, льда и биологических изменений оказались сильно разрушенными, все же по ним можно составить полное представление о судостроении конца эпохи викингов. Реконструированные суда из Скуллелева сейчас установлены на берегу Роскилль-фиорда в выставочном зале[3, c. 10-14].
Найденные пять судов можно разделить в зависимости от их назначения: обломки боевого судна №2 и обломки судна №5 принадлежат традиционной группе военных судов викингов. В конце первого тысячелетия викинги стали использовать суда и для перевозки грузов. Они назывались кнорре, или кнарр. Обломки судов №1 и №3 можно считать принадлежавшими большому и малому кнорре[13, c. 175]. О этих судах поподробней я расскажу в следующей главе, которая посвящена именно кораблям викингов предназначенных для коммерческих нужд.
Характеристика боевых судов из Скуллелеве:
Боевое судно из Скуллелева имело от 37 до 40 шпангоутов со шпациями между ними 0,74 м. Судно было сильно разрушено, и удалось реконструировать только его нижнюю часть. К массивному килю примыкали плоские дубовые доски — шпунтовый пояс. Второй пояс в отличие от второго пояса обычных судов наложен изнутри на шпунтовый пояс. Шпангоуты ступенчатые и непосредственно прилегают к плоским доскам. На восьмом поясе установлен стрингер, на котором дубовые шпангоуты оканчиваются и через который проходят бортовые шпангоуты. На стрингере лежат и нижние бимсы, так называемые биты. Ha биты боевого судна накладывали доски, которые образовывали сквозную палубу, что позволяло гребцам располагаться вдоль всего судна. Полагают, что для гребцов было предусмотрено 60 мест. По длине бит, которая в середине судна равнялась 3,2 м, можно определить максимальную ширину судна — она составляла 4,5 м[25, c. 68].
На шпангоуты наложен
кильсон длиной 13 м, который поддерживал
шпор мачты, вероятно, ставившейся в
море. Необходимый для этого мачт-
В 1959 г. были найдены обломки военного судна №5. Его общая длина около 18 м. Ширина судна посредине 2,6 м и высота борта 1,1 м. Поперечное сечение этого судна около мидель-шпангоута. Нижние четыре пояса выполнены из дуба, а верхние — из ясеня. Мощный планширь имеет весельные порты двух типов. Одни расположены на расстоянии 0,78 м, другие на расстоянии 0,90 м, что совпадает с величиной шпации судна. Возможно, что этот планширь применялся дважды: вначале с расстояними 0,78 м между портами, а потом в соответствии с остальными размерами на судне. Плоские пояса, ступенчатые шпангоуты, стрингер, биты с установленными на них днищевыми досками, бимсы, лежащие выше них лишь на 200 мм, которые можно рассматривать как банки, и парусное вооружение-все это характеризует военное судно из Скуллелева, рассчитанное на 24 гребца. Вероятно, район его плаваний ограничивался Балтийским морем в пределах датских островов[18, c. 34-35].
Основные размерения: длина наибольшая 16,5 м, наибольшая ширина 4,6 м и высота посредине судна 2 м. Обшивку образуют плоские доски из сосны, положенные внакрой, с креплением стальными нагелями. На почти прямом киле поставлены ступенчатые шпангоуты, идущие вплоть до бит. Выше них находились боковые шпангоуты, придававшие обшивке дополнительную прочность. В носовой (от 10-го до 14-го шпангоута) и кормовой (от 1-го до 4-го шпангоута) частях судна выше бит поставлены бимсы. Над палубами имеются еще четыре бимса. В средней части судна между 4-м и 10-м шпангоутами — находилось помещение для груза объемом около 35 куб. м. Нижнюю часть этого помещения, вероятно, образовывали крепкие доски. Мощный кильсон и два бимса у 8-го шпангоута удерживали несъемную мачту, несшую широкий прямой парус. О применении прямого паруса говорят стойки для шпиртов между 11-м и 12-м шпангоутами; шпирты, как и на судне из Гокстада, служили для фиксации шкотовых углов паруса[28, c. 182].
Корабельные технологии:
При постройке судов из Скуллелева использовали тот же инструмент, что и при постройке ранних судов викингов: прежде всего топор и тесло. Пила еще не была известна. Прилегающие друг к другу края досок выскабливали пластинами. По отверстиям видно, что их сверлили ложечными сверлами. При строительстве судов большое значение имел выбор подходящих частей деревьев: кокор — для изготовления шпангоутов и книц, изогнутых стволов — для штевней или досок для поясов обшивки в носовой и кормовой оконечностях, стройных и достаточно крепких стволов без сучков — для прямых деталей. Все делалось так, чтобы заготовки по возможности соответствовали форме готового изделия. Доски получали путем раскалывания стволов и последующей их доводки до нужных размеров. Стволы дуба кололи в радиальном направлении. Так, из дубового ствола без сучков диаметром около 1 м можно было наколоть свыше 30 досок шириной около 0,4 м, которые были без клампов.
Как показывают находки в Скуллелеве, уже к 1000 г. в связи с необходимостью транспортировки товаров изменилась форма судов. Наряду с традиционными военными судами начинают строить суда, приспособленные для перевозки грузов с относительно небольшой командой[25, c. 78].
Ладья из Ладбю:
Судно, обнаруженное в 1935 г., извлекли из погребального кургана вождя на острове Фюн в Дании. По сути дела, сохранился только полупризрачный отпечаток - некие очертания корпуса, отмеченные ржавыми гвоздями и темными пятнами на земле. Длина корабля достигала 21,54 м при ширине всего лишь 2,92 м у миделя, что дает соотношение 7:1. Сравним его с Гокстадской ладьей и ее пропорцией 4,5:1 и получим похожего на рапиру хищника с чрезвычайно малой осадкой и высотой от киля до планширя всего 1,02 м. Вне всякого сомнения являвшееся боевым кораблем, судно украшалось драконьей головой, что видно из выполненного из металла и потому уцелевшего спирального гребня на носу.
Также археологи обнаружили четыре железных кольца, крепившихся к шпангоутам у миделя и служивших, по всей видимости, в качестве вантовых фиксаторов. Ученые выражали скептицизм в отношении мореходных характеристик подобного судна и сочли его предназначенным для действий в прибрежных водах, каковая теория была решительно опровергнута вследствие постройки датчанами репродукции ладьи, названной «Имме Грам», на которой команда пересекла Северное море[28, c. 179].
Корабли найденные в Роскиллеве
и Ладбю вышли на этап кораблестроения,
который заканчивает эпоху
2.4 КОМЕРЧЕСКИЕ СУДА ВИКИНГОВ
Ладьи которые викинги использовали для торговли но говорить что они выполняли только одну функцию будет неправильно. В зависимости от нужд он мог превращаться и в боевой корабль.
Торговые суда - имели совершенно иную конструкцию. Они были высокие и в ширину больше, чем в длину. У них имелся квартердек и посредине палубы высвобождалось место для груза. Мачта была крепко укреплена в гнезде и ее невозможно было с легкостью поднимать и опускать. Отверстий для весел было немного. Они находились над квартердеком. Весла обычно использовались лишь при плавании на небольшие расстояния и при необходимости в дополнительном маневрировании. Все торговые суда были парусными. Среди обнаруженных торговых судов эпохи викингов можно назвать корабль «Клостад», найденный близ торгового центра Каупанг в Вестфолле, и корабль «Эскечерр», найденный у истока реки Гетаэльв. Длина их достигала 16-20 метров, и исследования показали, что их возраст - около 900 лет[18, c. 53].
Лучше всего были изучены наиболее хорошо сохранившиеся суда из Скульделева. Позднее было построено очень большое судно, которое, так же, как и упоминавшиеся выше корабли, закончило свой путь на дне гавани Хедебю. Длина его достигала предположительно 22-25 метров. Для торговых судов самым важным было количество груза, которое они могли принять на борт. Для многих кораблей количество груза определялось по древнему правилу «большого пальца». Высота надводного борта должна была составлять две трети высоты средней части судна для того, чтобы корабль можно было полностью загрузить для плаванья в море под парусом. Эти показатели наиболее подходят для двух кораблей из Скульделева, поскольку они базируются на экспериментах, проведенных с копиями этих судов, исполненных в натуральную величину. Речь идет о кораблях «Сага Сиглар» и «Роар Эге», где точность соблюдена во всех деталях. Была возможность определить осадку судна, готового к выходу в море в загруженном состоянии, а также необходимое число членов команды[18, c. 54-55].
Что
касается судов из Скульделев, то здесь
грузоподъемность определяется с возможной
погрешностью в 10 процентов, таким образом,
судно № 1, предназначенное для
плавания в открытом море, имело
грузоподъемность 24 тонны, а судно
№ 3, приспособленное для
Подробная характеристика судна из Скуллелеве:
Остатки судна №3. Реконструкция показала, что это небольшой кнорр. Музей судов викингов в Роскилле вместе с датской судомодельной фирмой «Биллинг боатс» выпустил набор деталей для постройки модели судна в соответствии с его реконструкцией.
Основные размерения малого кнорре из Скуллелева: наибольшая длина 13,3 м, наибольшая ширина 3,3 м, высота посредине судна 1,4 м. Судно предназначалось для плаваний по Балтийскому морю[28, c. 184].
Малое кнорре — типичное судно викингов, строившееся в районе Роскилле. От большого кнорре, построенного в Южной Норвегии оно кроме размерений отличается штевнями с поясными наставками, изготовленными из одного куска, и отсутствием боковых шпангоутов. Оба кнорре посредине судна имели помещения для груза, повышенные палубы в носу и корме. Кроме того, способ крепления мачт на них был одинаковым, а число мест для гребцов небольшим. Даже размеры шпации малого кнорре (0,92 м) почти равны размерам шпации на большом (0,93 м). По бортам малого кнорре шло восемь дубовых поясов, из них три верхних усилены проходящими внутри стрингерами. Обшивку, поставленную в клинкер, подкрепляли 11 шпангоутов, стоящих на изогнутом киле. Как и на более старых судах викингов, массивный «переборочный» шпангоут укреплял район штевня. Шпангоуты, бимсы, кницы и стрингеры в районах носа и кормы изображены на рис. 96 и 97. Несъемная мачта стояла на кильсоне и поддерживалась бимсами, жестко связанными с корпусом. На кильсоне были проделаны вырезы для целых шпангоутов. Нижнюю часть судового набора дополнительно усиливали кницы, поставленные по бокам кильсона, связанные с килем и шпангоутом и доходящие до бит. Ту же функцию выполняла и деталь, изготовленная из одной штуки дерева и имевшая вырез для кильсона. Интересен массивный штевень с наставками поясов. На его боковых поверхностях вырезаны ступеньки, типичные для обшивки в клинкер. Отдельные пояса перекрывают друг друга на 30-40 мм. Хотя все стальные детали судов из Скуллелева под действием коррозии в морской воде распались, по следам, оставшимся на дереве, полагают, что диаметр стальных заклепок составлял от 7 до 9 мм, а размеры четырехугольных клинкшайб — около 20×25 мм. Нижние пояса малого кнорре из Скуллелева имели ширину от 250 до 300 мм, а два верхних — 420 мм. Плоские пояса без клампов, в поперечном сечении выпуклые, имели толщину посредине от 25 до 35 мм, а в оконечностях — от 10 до 15 мм. Руль, висевший на правом борту, на малом кнорре крепился через конический клоц на первом шпангоуте, а не на «переборочном». Его применяли и на ранних судах викингов, по образцу которых и изготовлен несохранившийся руль[25, c. 66-70].
Информация о работе Скандинавское кораблестроение в эпоху викингов