Скандинавское кораблестроение в эпоху викингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

В скандинавских государствах, территория которых изрезана сверху вниз, направо и налево фьордами, озерами и реками, суда приобретают огромное значение. Мореходная культура создала ряд кораблей, которые на протяжении многих веков были неотъемлемой частью сущности викинга. С уверенностью можно сказать, что олицетворением эпохи викингов являются их ладьи. Для викингов они являлись частью их культуры и жизни в целом. Это подтверждает их связь с кораблем при жизни и во время смерти хозяина корабля. Ладья уходила с викингами в вечность, о чем свидетельствуют великолепные захоронения в кораблях. В сагах ладьи называются «Весельными конями», «Скользящими по волнам драконами», «Лосями фьорда», «Оседлавшими океан зубрами» и «Большими змеями».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Археологические и письменные источники о скандинавском кораблестроении. Историография………………………………………………...5
Глава 2. Типология скандинавского кораблестроения.
Типология и хронология судов………………………………………….………12
2.1. Ранний этап кораблестроения………………………………….……………13
2.1.1. Йортспрингская ладья……………………………………………………..14
2.1.2. Нюдамский корабль………………………………………………………..15
2.1.3. Квалсюннский корабль…………………………………………………….17
2.2. Корабли пика эпохи викингов……………………………………………….19
2.2.1. Усебергская ладья…………………………………………………………..20
2.2.2. Гокстадская ладья…………………………………………………………..25
2.3. Кораблестроение заката эпохи викингов…………………………………...29
2.4. Коммерческие суда викингов………………………………………………..33
Глава 3. Скандинавский корабль духовной и материальной культуры.............37
3.1.Погребения в ладье……………………………………………………………37
3.2.“Длинный дом” викингов…………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………..42
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Скандинавское кораблестроение.docx

— 3.10 Мб (Скачать файл)

Я вкратце сделаю описание археологических  находок в основном это захоронения  кораблей, но так же это и рисунки  на камнях.

Только череда археологических открытий, начавшаяся с 1880 года, позволила, наконец, получить точные данные о конструкции и облике боевых кораблей норманнов, а также проследить их эволюцию[13, c. 166].

Существуют несколько изображений с кораблями на камне начала эпохи викингов из Спарлэсы в Вестерготланде. Ковер из Байе произведение декоративного искусства описывает нормандское завоевание Англии, а создано оно было не позже чем через несколько лет после этого события.

 На нем мы видим множество  кораблей в процессе их строительства,  во время плавания и вытащенных на берег, невзирая на сложность выбранного художником изобразительного средства, он с большой точностью передал многие детали, создав этот один из самых ценных источников информации о кораблестроении и мореплавании в середине XI века[20, c. 103-104].

Также хочу обратить внимание на еще  одни находки, они представляют собой  рисунки на камнях. Их общее описание дают исследователи.

Картины на камнях VIII-IX столетий, найденные  в Готланде (Швеция), являются щедрыми источниками информации об эволюции кораблей викингов. Данное судно, изображенное на резьбе по камню из Смисса (Стенчюрка), боевая ладья. Драконья голова на носу и украшенная корма, на перекрывающие друг друга щиты и затейливую вязь рифового шнура, прикрепленного к парусу. Видны ванты, и идущая к баку опора. Ромбовидная структура характерна для большинства таких изображений, резчик стремился показать веревки, кожаные или полотняные шнуры, применявшиеся для усиления паруса. Многие члены команды, включая рулевого, носят на головах конические шлемы, на корме связка собранных вместе копий[28, c. 149].

Еще более древняя находка свидетельствует  о зарождении кораблестроения, и  это в полной мере дает нам возможность  проследить эволюцию судов.

Обнаружено в Эвенхюсе, что около Тронхейма, и представляет собой выполненную уверенной рукой резьбу на камне, где в том числе видны весьма характерные лодки. Обладающие высокими бортами и напоминающее ванны для купания, они поразительно схожи с умиаками. Концы корпусов довольно резко поднимаются вверх, при этом один переходит в выступ, другой же - он обычно выше первого - заканчивается удлинением в виде двух параллельных прямых. Судя по всему, прямые эти представляли собой нос кораблика и служили, в качестве рукоятей, за которые лодки вытягивались на берег. На некоторых из них вырезаны вертикальные и горизонтальные линии, призванные изображать вышеназванные деревянные каркасы[28, c. 143].

Наскальные рисунки найденные  в Норвегии, Дании и Швеции, что позволяет составить уникальный архив судов Бронзового века. На «картинах» изображены широкие в бимсе открытые лодки с клювами, выдающимися далеко за пределы корпусов с юта и с бака. Некоторые из судов маленькие и совсем незатейливые по устройству, тогда как другие заметно крупнее, показаны в мельчайших деталях, с головами животных, украшающих форштевни, а также со стилизованными фигурками команд, которые либо налегают на весла, либо размахивают оружием[7, c. 15].

Изображения подобных судов сохранились  на скалах, особенно много их в Швеции у Бохуслена и в соседнем районе Норвегии у Осло-фиорда. Сохранившиеся  до настоящего времени наскальные рисунки, несмотря на выветривание, позволяют  понять, что на них изображено. В  основном это — суда-лодки. Одни в носу имеют сдвоенный штевень, а в корме — одиночный высоко поднятый штевень. Другие и в носу и в корме имеют двойные  штевни. Окончательная датировка  наскальных рисунков была выполнена  шведским археологом Монтелиусом в 1874 г. по изображениям секир[25, c. 5].

Объектом исследования археологов являются захоронения эпохи викингов. Подобных могил по всей Скандинавии, а также в других зонах скандинавской активности, известны десятки тысяч. В некоторых из них умершие были захоронены или кремированы в корабле или лодке. Эти погребения, являющиеся главным источником материала по кораблестроению викингов. Описание этих ладей я дам вкратце так как более подробно я расскажу в следующих главах.

В 1862 году при раскопках  в болотах под Шлезвигом впервые  нашли ладью викингов. Нос и  корма были одинаковыми, что позволяло  идти на веслах в любом направлении, не разворачиваясь. Обшивка была выполнена  внакрой.

Позднее обнаружили еще несколько  судов, из которых наиболее значительными  находками являются норвежские драккары из Туне (1867), Гокстада (1880) и Усеберга (1904)[22, c. 84].

 Так, в Снейп Коммоне  найдено судно длиной около  16 м, погребенное в VI в. В  Саттон-Ху в самом большом из 11 погребальных холмов, исследованных в 1939 году[25, c. 7].

Только после этих находок  удалось установить, что корабли, уносившие викингов, к берегам  Европы, Северной Америки и Африки, были настоящими произведениями искусств и являли собой чудесное сочетание  гармонии и техники.

Найденные ладьи удалось  реконструировать и точно воспроизвести  все детали. Эта кропотливая работа ученых заняла несколько лет, зато именно благодаря ей и в наши дни существуют современные корабли викингов[22, c. 86].

Историография:

При историографическом осмотре  в полной мере исследования и изучения проводились норвежскими, шведскими, английскими и датскими иследователями. Их труды переводились на многие языки мира. Это исследователи такие как Энгельгард именно он проводил раскопки Нюдамского корабля,  Шетелиг исследователь Квальсунндского судна, профессор Г. Густавсон возглавил раскопки Усебергской ладьи, Н. Николайсен — архивариус музея в Осло занимался раскопкой и изучением Гокстадского корабля и др.

В современном периоде  исследования нужно выделить работы Фон Фирс «Суда викингов», которая  в полной мере дает представление  о корабельном искусстве викингов, также работы А. Стриннгольм «Походы  викингов», Х. Арбман «Викинги», П. Сойер «Эпоха викингов» и др. Работа ряда исследователей Р. Шартран, И. Хит, К. Дюрам, М. Харрисон «Викинги мореплаватели пираты и воины» очень качественно раскрывает эпоху викинго и в частности корабельное мастерство древних скандинавов.

В отечественной историографии  в основном занимались изучением  в общем эпохой викингов и проблемой  нормандской теории. Достижениями советской школы скандинавистов, определившимися к началу 1980-х годов. Становление этой школы связано с именами В. А. Брима, Е. А. Рыдзевской, выдающейся исследователь и организатор науки М. И. Стеблина-Каменского. В его работах, а также в трудах таких ученых, как А. Я. Гуревич, Е. А. Мелетинский, О. А. Смирницкая, А. А. Сванидзе, И. П. Шаскольский, Е. А. Мельникова, С. Д. Ковалевский и других, сосредоточены принципиально важные результаты изучения скандинавского средневековья[15, c. 5]. В их трудах можно найти сведенья о судах викингов.

 Но следует выделить  таких ученых как А.А. Хлевов, Г.В. Ласкавый в их исследованиях есть информация на интересующую меня тему.

ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ СКАНДИНАВСКОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ. ТИПОЛОГИЯ И ХРОНОЛОГИЯ СУДОВ

 

 

В этой главе я рассмотрю разные типы судов и расположу их в  хронологическом порядке, также  мною будет описана система  развития корабельного мастерства скандинавов.

Эволюция форм корабля в специфических  географических условиях Скандинавии  пролегла от архаических двухштевневых  лодок, ведущих свое начало от неолита, до шедевра судостроения – серии  скандинавских специализированных типов военных и транспортных судов XI в. Судостроение Севера существенно превосходило по качеству все то, что могла предложить Европа того времени, а подготовка море ходов была просто несопоставима[26, c. 87].

Основная типология судов:

Малые суда сортировались по количеству весел: шестивесельные назывались «сес-эрингами» (sexaeringr), а корабли общего назначения с числом весел от 12 до 32, имели название «карви» (karvi), такая ладья найдена в Гокстаде. Ладьи как минимум с 20 местами гребцов определялись как «снехья» (snekkja) типы таких ладей найдены в Ладбю и Скюллелеве; более крупные боевые суда, как «Скюллелев-2» и «Роскилле-6», определялись термином «шей» (skei). Гигантские боевые корабли позднего этапа эры викингов называются дрекарами (drekar), или драконами, чем обязаны ладьи огромным и устрашающим драконам, вырезанным на их носах. Общий термин для всех боевых кораблей - «лангшип» (langskip), или «лонгшип». Грузовые и коммерческие суда назывались «кнаррами» (knarr), или «кауп шип» (kaupsktp). Мореходная культура создаст ряд кораблей, которые будут характерны для нее в Каменном, Бронзовом веках и во времена Великого переселения народов и которые примут формы высочайшего достижения корабелов в период с IX по XIII столетие[28, c. 138].

 

 

 

2.1 РАННИЙ ЭТАП КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

 

 

Рассматривая ранний этап кораблестроения викингов, я считаю нужным рассмотреть эволюцию корабельного искусства древних скандинавов, и начало моей работы состоит из описания лодок самого раннего этапа. Именно предшествующие суда были в основе тех ладей на которых бесстрашные викинги наводили ужас на своих врагов. Мною будет дана характеристика и прослежена эволюция от кожанок и долбленок неолитического времени до Квальзундской ладьи, стоящей на рубеже кораблестроения викингов.

Примерно между 8000 и 6000 гг. до н.э., отряды и сообщества кочевых охотников и рыболовов устремились в северном направлении по следам отступавшего льда и принялись обживать северо-западный берег Норвегии[28, c. 141]..

Охота на крупных животных арктических широт, а особенно рыболовство, успешно заниматься которым позволяло  наличие большого количества промысловой рыбы у берегов, требовало судов с хорошими мореходными характеристиками. Суда эти в основном идентичны по форме и устройству арктическим «умиакам». Конструкция умиака осталась неизменной и в наши дни: он представляет собой деревянную раму со шпангоутами и стрингерами, обтянутую сшитыми между собой внакладку водонепроницаемыми тюленьими шкурами. Значение таких лодок для их владельцев и общества в контексте всей культуры находит отражение во множестве доисторических наскальных рисунков. Такой рисунок был описан мной в главе источники[7, c. 3].

Тем временем в более умеренном  климате Южной Скандинавии люди тоже отваживались взять на себя риск и пуститься в плавание. Живущие в стороне от побережья племена располагали огромными лесными богатствами, что позволяло им создавать деревянные посудины, становившиеся со временем все более сложными конструктивно. Это направление в технологии способствовало зарождению традиций деревянного кораблестроения, что в начале Бронзового века привело к появлению в Скандинавии первых состоявших из досок судов[28, c. 142].

Дальше я продолжу описание эволюции корабельного искусства древних  жителей Скандинавии. Это будут Йортспрингская ладья, Нюдамский и Квальсюннский корабль. Именно они стали основой корабельного величия скандинавов.

 

 

2.1.1 ЙОРТСПРИНГСКАЯ ЛАДЬЯ

 

 

На севере датского о. Альс находилось поместье Йортспринг «Прыжок оленя». В 1921 г. там землечерпалкой рыли ров через небольшое торфяное болото (размером всего 45×50 м), находившееся в 3 км от Балтийского моря. В вычерпываемом грунте встречались многочисленные остатки предметов прошлого, о чем было сообщено в датский Национальный музей в Копенгагене. В 1921–1922 гг. его сотрудники исследовали найденный на болоте жертвенник. Болото у Йортспрингск оказалось самым древним жертвенником в Скандинавии, т. е. местом жертвоприношения военной добычи в IV и III вв. до н. э.

Особое значение эта находка  имеет благодаря обнаруженной лодке-ладье, которая была разрушена на месте  жертвоприношения: во время работы землечерпалки она сильно пострадала[Рис.2.]. Остатки ладьи в настоящее время находятся в Национальном музее в Копенгагене[25, c. 18].

Характеристика Йортспрингской ладьи:

Длиной чуть более 18 м  и 2 м в ширину у миделя корпус состоял всего из семи липовых  узлов, скрепленных или сшитых между  собой кишками животных и проконопаченных  смолой. Ладья представляла собой, по всей видимости, крупное боевое каноэ с правильными веслами с каждого конца, приводимое в движение силами 20 гребцов-байдарочников. Днище состояло из единственной слегка вогнутой доски, углубленной в середине и поднимающейся кверху спереди и сзади. По мере того как доска становилась уже, пазы делались более острыми, спереди и сзади специальные детали конструкции с пазами в них пришивались к днищу, образуя нос и корму. Днищевая доска и отдельно вырубленные передний и задний узлы создают любопытную клювообразную структуру, формируя двойной нос и двойную корму, характерные для такого рода судов. Завершают структуру корпуса две нахлестывающиеся одна на другую доски с каждого борта. Доски эти сходятся к носу и корме, но не встречаются между собой непосредственно, а крепятся к снабженным пазами концевым деталям[7, c. 4].

Внутренними ребрами, или  шпангоутами, служили гибкие ветви  орешника, тянувшиеся от планширя до планширя, на расстоянии в 1 м друг от друга  и связывавшиеся с досками посредством выдающихся шпунтов. Этот способ строительства, обеспечивавший примечательный уровень гибкости всей структуре судна, пережил века и сохранился даже в X столетии. Связующие ребра соединения выступали в качестве банок для гребцов и имели угол, позволяющий сделать направленное вниз движение байдарочника максимально сильным. Двойной ряд подпорок под банками обеспечивал дополнительное усиление корпусу из тонких досок.

С точки зрения процесса эволюции Йортспрингская ладья представляет собой случай почти превосходно ужившихся между собой двух принципиальных направлений судостроения - кожанок и долбленок. Свойственные этому симбиозу прочность, легкость и гибкость станут в будущем своего рода «фирменными знаками» скандинавских корабелов. Подобные достоинства будут развиваться и прогрессировать, чтобы на протяжении следующих 700 лет найти выражение в создании способных к плаванию в открытом море судов первых лет эпохи Великого переселения народов, что известно нам благодаря сделанной в 1863 г. находке в Нюдаме, расположенном на юге Ютланда[28, c. 144].

 

2.1.2 НЮДАМСКИЙ КОРАБЛЬ

Информация о работе Скандинавское кораблестроение в эпоху викингов