Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа
В скандинавских государствах, территория которых изрезана сверху вниз, направо и налево фьордами, озерами и реками, суда приобретают огромное значение. Мореходная культура создала ряд кораблей, которые на протяжении многих веков были неотъемлемой частью сущности викинга. С уверенностью можно сказать, что олицетворением эпохи викингов являются их ладьи. Для викингов они являлись частью их культуры и жизни в целом. Это подтверждает их связь с кораблем при жизни и во время смерти хозяина корабля. Ладья уходила с викингами в вечность, о чем свидетельствуют великолепные захоронения в кораблях. В сагах ладьи называются «Весельными конями», «Скользящими по волнам драконами», «Лосями фьорда», «Оседлавшими океан зубрами» и «Большими змеями».
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Археологические и письменные источники о скандинавском кораблестроении. Историография………………………………………………...5
Глава 2. Типология скандинавского кораблестроения.
Типология и хронология судов………………………………………….………12
2.1. Ранний этап кораблестроения………………………………….……………13
2.1.1. Йортспрингская ладья……………………………………………………..14
2.1.2. Нюдамский корабль………………………………………………………..15
2.1.3. Квалсюннский корабль…………………………………………………….17
2.2. Корабли пика эпохи викингов……………………………………………….19
2.2.1. Усебергская ладья…………………………………………………………..20
2.2.2. Гокстадская ладья…………………………………………………………..25
2.3. Кораблестроение заката эпохи викингов…………………………………...29
2.4. Коммерческие суда викингов………………………………………………..33
Глава 3. Скандинавский корабль духовной и материальной культуры.............37
3.1.Погребения в ладье……………………………………………………………37
3.2.“Длинный дом” викингов…………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………..42
Литература……………………………………………………………
В 1863 г. в болоте Нидам у деревни Эстерсоттруп у Альсензунда велись раскопки под руководством С. Энгельгарда, в ходе которых были найдены остатки трех судов. Одно из них довольно хорошо сохранилось — это так называемое судно из Нидама. Оно выставлено в музее доисторической и ранней культуры Шлезвига в замке Готторп.
В процессе работ Энгельгард и его сотрудники вначале натолкнулись на дубовую лодку, полностью разрушенную при жертвоприношении. Расстояние между шпангоутами у нее составляло 1,05 м. Для весел имелись только петли, а не уключины. Из-за сильных разрушений пришлось отказаться от восстановления лодки, тем более что опыта реконструкции судов тогда еще не было.
18 августа 1863 г. сотрудники
Энгельгарда обнаружили судно
из Нидама. Параллельно ему лежала
еще одна лодка, выполненная
из сосны, которая к концу
октября была расчищена. После
снятия эскизов с обшивочных
досок, положенных внакрой и
скрепленных стальными
Характеристика Нюдамского корабля:
Как и Йортспрингская ладья, крупнейшее судно, обнаруженное в Нюдаме, являлось боевым кораблем, наполненным военным снаряжением и затопленным с сакральными целями примерно в 350-400 гг. новой эры. Корабль представляет собой довольно массивную, обшитую внакрой открытую гребную ладью длинной около 23,5 м, шириной 3,5 м и глубиной 1,2 м. Изготовленный целиком из дуба, остов его состоит из днищевой доски, к которой крепятся концевые узлы кормы и носа. Завершается корпус десятью досками обшивки - по пять с каждой стороны. Все десять крепятся к концевым узлам шпунтовыми соединениями. Каждая из них, изготовленная из единого куска древесины, тянется почти вдоль всего корпуса и достигает свыше 20 м в длину при 50-сантиметровой ширине. Несмотря на примитивность концепции, сам факт выработки таких громадных и гибких досок говорит о мастерстве корабелов железного века. В отличие от случая с Йортспрингской ладьей, «клинкерные» - нахлестом совмещенные между собой доски - не сшиваются одна с другой, а сколачиваются гвоздями, заклепанными внутри конструкции корпуса при помощи небольших квадратных шайб. Массивные шпангоуты вырублены из дерева и пришиваются к корпусу за счет шпеньков, оставленных выступающими из поверхности доски в процессе ее изготовления. Завершают «скелет» пятнадцать предназначенных для гребцов банок, удаленных друг от друга на 1 метр и поддерживаемых соответствующими подпорками. Судно приводилось в движение 30 лодочными веслами, а посему по планширю проходили ряды из сообразного количеству гребцов числа уключин в виде выступающих штырей. Изменение направления движения осуществлялось за счет большого и «разлапистого», как байдарочное весло, руля, находившегося ближе к корме. Никаких следов приспособлений для установки мачты не обнаружено, да и маловероятно, чтобы такое узкое судно со столь крутыми бортами могло бы уверенно чувствовать себя под парусом[7, c. 5].
Прогресс в конструкции Нюдамского корабля очевиден: фиксированный руль и лодочные весла вместо байдарочных представляют собой несомненный шаг вперед в том, что касается обеспечения ускорения судну и управления им, кроме того, закрепленные железными клепками доски корпуса делали его более прочным и надежным. Чего, однако, по-прежнему не хватало в том, что касается повышения устойчивости и стабильности лодки, так это киля.
Данную проблему по меньшей мере частично преодолели к началу VIII столетия, как можем мы судить по Квалсюннскому кораблю, откопанному под Сюнмёре в Западной Норвегии[28, c. 145- 147].
2.1.3 КВАЛЬСУННСКИЙ КОРАБЛЬ
Земледелец Иоганн Квальзунд
и его сын Яков в июне 1920 г. при
нарезке торфа нашли шпангоуты,
весла и другие детали судна. Они
сообщили об этом в Музей мореплавания
в Бергене. При последующих раскопках
в Квальзунде — на маленьком острове
с распространенным норвежским названием
Херо, находящемся в Херо-Ульфстенс-
Характеристика Квальсюннского корабля:
Построенный около 700 г. н. э., Квалсюннский корабль представляет собой крупную, открытую, пригодную для плаваний в открытом море ладью длиной 18 м, шириной 3 м и глубиной 80 см. Как в двух первых случаях, описанных выше, судно достали из болота, в котором его затопили как жертву богам. Это первая найденная в Скандинавии ладья, отличающаяся наличием киля[7, c. 5].
В основе конструкции корабля лежала днищевая доска, она изготавливалась с таким расчетом, чтобы по внешней поверхности ее проходил интегральный полоз, образовывавший рудиментарный киль. Несмотря на примитивность безнадежно далекого от совершенства приспособления, оно все же являлось значительным шагом вперед, поскольку заметно усиливало днище, повышало его устойчивость к воздействию волны и давало возможность сделать корпус более широким, удобным и просторным. Что важнее, возросшая стабильность предлагала шанс установить мачту, поскольку наличие киля обеспечивает кораблю способность не переворачиваться. Следов мачты или такелажа обнаружить не удалось, строение данного корабля превращает его в судно, пригодное для хождения в открытом море под парусом или на веслах[28, c. 147].
Внакрой обшитый корпус изготавливался полностью из дубовых досок, которые скреплялись между собой за счет железных клепок или гвоздей. Между тем пояса обшивки стали уже, что вело к увеличению их количества, теперь они составлялись из нескольких досок. Подобное нововведение сделало корпус более гибким, а также устранило трудоемкую и крайне сложную задачу производства необходимых прежде очень длинных досок. Шпангоуты вырубались из древесины сосны, но крепились в данном случае не к днищу или килю, что добавляло корпусу гибкости и позволяло ему «работать» независимо от киля при сильном волнении на море. На каждом из планширей располагалось по десять уключин, прикрепленных деревянными колышками, называемыми нагелями, одиннадцать равноудаленных в метре одна от другой банок, или поперечин, усиливали структуру и одновременно служили в качестве лавок для гребцов. Высокие концевые узлы носа и кормы имели богатые украшения и пристыковывались к килевому брусу[13, c. 168].
Квалсюннский корабль - первый пример ставшего потом классическим способом установки фиксированного руля на корме с правого борта. Конический бобыль прибит к корпусу, а проходящий через руль прут пришит через отверстия, просверленные в бобыле и в корпусе, соединен с внутренней стороны обшивки с треугольным рулевым шпангоутом, который усиливает правый борт в области руля. Шпангоут и соответствующая переборка прибиты к корпусу, причем прилегающая к поверхности обшивки часть вырезана ступенчато, чтобы соответствовать ее наложенным один на другой поясам, повторяя их рисунок. «Шейка» руля зафиксирована на планшире регулируемой крепительной планкой, а для облегчения процесса управления служит румпель. Подобная система позволяет весьма надежно закрепить руль, однако оставляет довольно простора для того, чтобы поворачивать его по его собственной продольной оси.
Почти по всем элементам
и узлам конструкции
На этой ладье происходит
тот процесс, который приводит к обширным
путешествиям викингов. Ладьи викингов
приобретут черты сложных устройств. Подробное
описание последующих судов я продолжу
в следующей главе. Я дал описания ладей,
которые были в основе кораблестроения
викингов.
2.2 КОРАБЛИ ПИКА ЭПОХИ ВИКИНГОВ
Я начну с того что изменилось в облике кораблей викингов. Особой чертой судов викингов является то что появляется парус, заклепки и другие приспособления. Это тот апгрейд, который предоставил возможность викингам выходить далеко в море и океан. Также я опишу сами ладьи, которые использовали викинги. Как и в предыдущей главе будет дана характеристика и хронология ладей.
Первое свидетельство появления паруса в Скандинавии обнаружено на резных каменных «полотнах» с изображениями кораблей начала VIII века, найденных на острове Готланд в Швеции. К тому времени в Средиземноморье парусом пользовались уже на протяжении столетий, а потому его, конечно же, видели во многих частях Западной Европы, где преобладало римское влияние[18, c.50].
К тому же в период до появления Квалсюннского корабля и ему подобных судов отсутствие киля и наличие днищевой доски сильно связывало корабелов, вынуждая их строить узкие ладьи с довольно резко поднимающимися бортами, а такие конструкции плохо подходили для того, чтобы выдерживать дополнительные нагрузки, оказываемые на корпус идущего под парусом судна[28, c. 149].
Переход к парусу у викингов
происходил постепенно. Вначале парус
на гребном судне не исключал применения
весла и не мешал гребле. Только
в конце эпохи викингов были построены
суда, вооруженные почти
На судах викингов были только одна мачта и один прямой парус. Суда с несколькими мачтами и передним парусом появились позднее[25, c. 78- 79].
Система крепления мачты начиналась непосредственно сразу над килем, где располагался массивный деревянный узел под названием «хьерринга», или кильсон. Лежа над килем, но не будучи скреплен с ним, кильсон мог тянуться в длину на четыре шпангоута и соединялся с ними нагелями. Снабженный гнездом для вставки мачты, кильсон имел основную функцию, заключавшуюся в том, чтобы выдерживать вес мачты и те нагрузки, которые воздействовали на корпус, когда судно шло под парусом. Непосредственно перед гнездом из кильсона «рос» вертикальный рычаг, достававший до палубы и предназначенный для поддержки столба мачты. На этом уровне она встречалась с еще одним массивным деревянным узлом в виде вилки, в которую проходила мачта. «Вилка» часто называлась «спутником» или «рыбой» мачты - из-за напоминавшей рыбий хвост формы. Такой «хвостовик» опирался на четыре, а то и на шесть поперечин, с которыми соединялся при помощи шпунтов и нагелей. Дополнительную поддержку давали подкосы, приколачивавшиеся с каждой стороны к столбу мачты и перекладинам. Мачта крепилась вантами и передними и задними подпорками. Большой и глубоко уходивший вниз руль находился на правом борту в кормовой части, как видно на изображении Квалсюннского корабля[28, c. 150., 7, c. 5].
Подобные инновации, которые внедрялись постепенно на протяжении свыше 150 лет и вылились в итоге в появление великолепных судов викингов, это обнаружены в Гокстаде и Усеберге, могли происходить лишь в результате постепенного накапливания опыта и роста мастерства скандинавских корабелов.
2.2.1. УСЕБЕРГСКАЯ ЛАДЬЯ
Усебергская ладья представляет собой самый потрясающий корабль, сохранившийся и дошедший до нас из далекой эры викингов. Раскопки шли летом 1904 г[Рис.1.]. неподалеку от фермы Усеберг на западном берегу Осло- Фьорда в округе Вестфолд[28, c. 162].
Характеристика
8 августа 1903 г. арендатор
одной из крестьянских усадеб
в Усеберге отправился к
Судно из Усеберга было куплено влиятельным владельцем соседнего имения и подарено музею. Найденные остатки судна после раскопок хранились в сарае, и руководство по сложной реставрации возглавил Ф. Йоханессен. В настоящее время реконструированное судно из Усеберга выставлено в музее в Осло-Бигдё[25, c. 39].
Характеристика ладьи:
Лесохимический анализ, которому подверглись дубовые бревна, пошедшие на сооружение усыпальницы, называют датой погребения 834 г. Сама же ладья появилась на свет гораздо раньше и датируется примерно 800 г. Будучи меньшим по размерам, чем обычный лангшип, судно относится к классу «карви»[20, c. 102].
Кроме отдельных узлов, корабль полностью изготовлен из древесины дуба, он имеет 21,58 м в длину, 5,1 м в ширину в наиболее широкой точке по бимсу у миделя корпуса. Судно очень неглубокое - высота его от основания киля в середине и до планширя всего 1,58 м. В сечении киль Т-образный, длина его 19,8 м, и изготовлен он из двух кусков дерева. Они скреплены примерно в 4 м от кормы соединением вполунахлёст и заклепаны гвоздями. У миделя глубина киля достигает 25 см, а ширина - 20 см, сужаясь до 13 см в направлении носа и кормы. Основание киля представляется длинной и немного изогнутой балкой, тянущейся от носа к корме, с максимальным заглублением или осадкой по центру корпуса, где он наиболее широк, что позволяет очень легко поворачивать ладью на воде. Великолепно украшенные нос и корма вырезаны из тщательно отобранных кусков дуба и закреплены нахлестным соединением в месте сочленения с килем[28, c. 163-165].
Информация о работе Скандинавское кораблестроение в эпоху викингов