Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:34, курс лекций

Описание работы

По размеру она занимала второе место в мире (после Британской империи). К 1913 г. численность населения возросла до 165 млн чел. Городское население составляло примерно 18 % от общего числа жителей России, что свидетельствует о том, что в стране по-прежнему преобладал аграрный сектор экономики. В начале XX в. стал очевидным процесс переселения крестьянства из центральных в восточные и южные районы России. Переселенцы в основном оседали в районах Западной Сибири и в регионах степной полосы. Однако основная часть населения проживала в европейской части России.

Файлы: 1 файл

тема 11. россия в начале 20века.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

ИМПЕРИАЛИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ  

 

 

 

Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX - начале XX века: социально-экономический кризис и обострение противоречий в российском обществе.

К началу XX в. территория Российской Империи увеличилась до 22,2 млн км2. По размеру она занимала второе место в мире (после Британской империи). К 1913 г. численность населения возросла до 165 млн чел. Городское население составляло примерно 18 % от общего числа жителей России, что свидетельствует о том, что в стране по-прежнему преобладал аграрный сектор экономики. В начале XX в. стал очевидным процесс переселения крестьянства из центральных в восточные и южные районы России. Переселенцы в основном оседали в районах Западной Сибири и в регионах степной полосы. Однако основная часть населения проживала в европейской части России.

Россия представляла собой многонациональное государство, в котором проживало более  ста различных народностей и  национальных групп. Преобладающее место в ее населении занимали русские (более 40 %), украинцы (18 %), белорусы (4 %). На западе страны в Прибалтике, Финляндии, Польше - население обладало различными (формами автономии. Наиболее полной автономия была у Финляндии, где сохранилось свое законодательство, парламент и денежная система.

В социально-политическом строе России переплетались старые и новые черты. Сохранялась сословная  градация общества и привилегированное  положение отдельных социальных групп. Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905 г.) деятельность политических партий и профессиональных союзов. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство. Новые черты в социальной структуре возникали вследствие изменений в экономике страны. Модернизация ускорила образование классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата. Она же вызвала размывание сословного деления, изменение социального лица помещиков и крестьян.

Дворяне владели  большим земельным фондом и играли заметную роль в сельском хозяйстве. Они во многом определяли политическую жизнь страны, занимали ключевые посты в центральных и местных органах управления. Под влиянием развития капитализма дворянство все более обуржуазивалось и было готово к политическому сотрудничеству с буржуазией.

Крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой (около 80 % населения). Они были основным податным и наиболее бесправным сословием. До реформы 1906 – 1910 гг. они не могли свободно распоряжаться своими наделами и платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям (до 1905 г.).

Под влиянием капиталистической эволюции сельского  хозяйства ускорилось социальное расслоение крестьян: 3 % превратилась в сельскую буржуазию (их называли кулаками), около 15 % стали зажиточными. Остальная  масса вела полупатриархальное натуральное хозяйство и служила источником наемной рабочей силы в деревне и городах. Несмотря на разницу в положении зажиточных и бедняков, все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. Аграрно-крестьянский вопрос оставался наиболее острым в политической жизни страны.

К 1913 г. численность  наемных рабочих составляла примерно 18 млн. чел., из них индустриальных рабочих - 4,2 млн. чел.

По утверждению В.И. Ленина, сила промышленного пролетариата заключалась в том, что он уже сложился как класс, господствовал «над центром и нервом всей хозяйственной системы капитализма», был наиболее политически сознателен и организован (имел свою политическую партию).

Не менее  примечательная была и промышленная российская буржуазия. Она начала складываться на базе торговой буржуазии и оформилась в класс во 2-й половине XIX века. Делилась на крупную, среднюю и мелкую. Крупная и средняя была тесно связана с помещиками, дворянами, нуждалась в них как экономически, так и политически, поэтому добивалась выгодных условий для бизнеса и союза с царизмом. По переписи 1897 года численность крупной буржуазии составляла примерно 1,5 млн чел.

Мелкая буржуазия  была численностью вдвое выше, более  активна политически. Источником ее пополнения были выходцы из кустарной, промысловой промышленности, кулачества, ларьковой и «мелочной» торговли. По своей политической роли была неустойчива, конъюнктурна. В удачные доходно-прибыльные времена поддерживала самодержавие; при ухудшении экономического состояния нередко становилась союзником пролетариата. Однако всегда недоброжелательно относилась к крупной буржуазии. Последняя была интернациональна, значительная часть в ней была выходцы из Германии, Франции, Англии; немало было армян, азербайджанцев, евреев.

Эта особенность объективно вызывала глубокие противоречия и острые проблемы в социально-экономической жизни общества. Главными из них были:

- существование  неограниченной монархии, объективно враждебной интересам народов России;

- наличие помещичьего  землевладения, обрекавшего крестьян  России на малоземелье и низкий  уровень жизни;

- рост национальных противоречий;

- социальная  война между рабочим классом,  беднейшим крестьянством против  капиталистической эксплуатации.

Социальные  противоречия и неспособность правительства  решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворадикальныхполитических партий и либеральных оппозиционных союзов, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса. Все эти социально-политические противоречия и проблемы обострились в условиях глубокого экономического кризиса 1900-1903 гг., который Россия, как и все европейские державы, переживала в начале столетия.

Он охватил  все развитые капиталистические  страны, но для России оказался особенно тяжелым и длительным. Объем производства сокращался на всех предприятиях. Около  трех тысяч средних и мелких предприятий закрылись. Усилилась концентрация производства, особенно в важнейших отраслях промышленности - металлургической, машиностроительной, топливной.   

 В отличие от капиталистических стран Европы, где с 1904 г. начался восходящий цикл экономического развития, сменившийся в 1907 г. новым промышленным кризисом, Россия пережила длительную полосу экономической депрессии. Выход из кризиса царское правительство видело в «маленькой победоносной войне». Но русско-японская война (27 января 1904 -23 августа 1905 гг.) еще более обострила политическую и экономическую обстановку в стране, стала мощным катализатором первой буржуазно-демократической революции в России, поскольку привела к застою в промышленном развитии и ухудшению финансового состояния страны в результате огромных затрат на ее ведение.

Другим фактором, отразившимся на экономическом состоянии страны, явилась революция 1905 - 1907 гг. Массовое забастовочное движение в значительной степени дезорганизовало производство. Русские и иностранные предприниматели, напуганные размахом революции, свертывали производство, прекратился прилив средств в промышленность.    

Экономический кризис 1900 - 1903 гг. дал новый толчок монополизации промышленности. Складываются устойчивые связи между предприятиями и банками. Монополизации промышленности способствовала и экономическая политика царского правительства, которое видело в ней средство спасения крупных предприятий от краха в годы кризиса.

Экономика России на рубеже XIX - XX вв. развивалась в  условиях нарастающих противоречий между сложившимся к тому времени промышленно - капиталистическим производством и сохранившими тою силу в сельском хозяйстве полукрепостническими формами собственности и эксплуатации. Развитие капитализма в России тормозила самодержавная политическая система, господство помещичьего землевладения и сословная структура общества. Вопреки этим факторам в экономике страны происходил интенсивный рост промышленного предпринимательства, совершенствование организации промышленного производства, дальнейшее его техническое перевооружение, значительное увеличение удельного веса наемных рабочих в народном хозяйстве, повышение их культурного и профессионального уровня.

Цит. по: История  России с древнейших времен до 1917 года. / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. Гос. Энерг. Ун-т. – Иваново, 2003. – C. 212-216. 

 

 

 

 

 

Из всеподданнейшего доклада министра финансов С.Ю. Витте императору Николаю II. 1899 г.

Мероприятия, предпринимаемые правительством в  целях воздействия на развитие отечественной  промышленности и торговли, имеют  в настоящее время для России гораздо более глубокое и широкое значение, нежели когда-либо ранее... Разделение труда, специализация промыслов, оживление обмена продуктов в среде населения, распределившегося между городами, селами, фабриками и горными промыслами, осложнение самих потребностей населения — все эти процессы, ускоренно развившиеся в нашем отечестве под влиянием отмены крепостного права, постройка сети железных дорог, развития кредита и необыкновенного роста заграничных торговых сношений, привели к тому, что ныне общая, единая экономическая жизнь овладела всеми органами и отправлениями нашего народного хозяйства и все его отдельные частицы стали гораздо более чувствительны и восприимчивы к явлениям общей экономической жизни всего государства. Изменение в условиях того или иного фабричного промысла, той или иной отрасли торговли, кредита, путей сообщения по сложной, до крайности перепутанной сети современных народнохозяйственных отношений, часто скрытыми путями, передаются и влияют на судьбы значительного большинства экономических единиц... Каждая правительственная мера в области торгово-промышленной политики воспринимается ныне почти всем экономическим организмом, и она влияет на ход его дальнейшего развития.

Ввиду этого  министр финансов не может не считать, что страна, которая так или  иначе воспитывается торгово-промышленной политикой своего правительства, нуждается прежде всего в том, чтобы эта политика проводилась по определенному плану, со строгой последовательностью и систематичностью; иначе те потрясения, которые испытает народнохозяйственный организм от изменения в направлении политики, по своим пагубным, болезненным последствиям никогда не могут быть уравновешены благоприятным значением отдельной меры, идущей вразрез с общим направлением. Многие даже самые благодетельные мероприятия правительства в области экономической политики в первые годы своего осуществления являются для населения жертвой, трудным делом, и требуются годы, иногда десятилетия для того, чтобы эти жертвы успели принести полезные плоды...

...Я, вступая  в управление Министерством финансов в 1892 г., считал своей обязанностью прежде всего выяснить себе основание торгово-промышленной политики моих предшественников и приложить все силы к тому, чтобы продолжить или закончить то, что было ими начато или, в свою очередь, унаследовано ими от их предшественников. Необходимость такой преемственности и последовательности казалась мне настолько первостепенной, что я пред нею преклонил свои личные взгляды. Мне, конечно, было известно, что существуют довольно веские возражения против системы протекционизма, против высокого таможенного тарифа, но я полагал, что даже сторонники свободной торговли должны признать, что было бы крайне вредно, с государственной точки зрения, отказаться от покровительственной системы ранее чем успеет развиться и окрепнуть в России та промышленность, ради создания которой целое поколение оплачивало высокий тариф...

Какие задачи преследует протекционная система?

Россия и  по настоящее время остается еще  страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед  иностранцами она расплачивается вывозом сырья, главным образом сельскохозяйственных произведений, преимущественно хлеба. Потребности свои в фабричных изделиях, горных продуктах она! в значительной степени покрывает привозом из-за границы. Экономические отношения России к Западной Европе вполне сходны с отношениями колониальных стран к своим метрополиям: последние смотрят на свои колонии как на выгодный рынок, куда они могут свободно сбывать произведения своего труда, своей промышленности и откуда могут властной рукой вычерпывать необходимое для них сырье. На этом зиждут свое экономическое могущество государства Западной Европы, и охрана или завоевание новых колоний служит его главным пособием. Россия являлась и поныне, в некоторой степени, такой гостеприимной колонией для всех промышленно развитых государств, щедро снабжая их дешевыми произведениями своей земли и дорого расплачиваясь за произведения их труда. Но есть одно коренное отличие от положения колоний: Россия - политически независимая могущественная держава; она имеет и право и силу не хотеть быть вечной данницей экономически более развитых государств; она должна знать цену своего сырья и естественных богатств, скрытых в недрах ее обильной земли, она чует великую, еще не вполне развернувшуюся, трудовую силу своего народа, она имеет твердую и гордую власть, которая ревниво охраняет не только политическую, но и экономическую самостоятельность империи, она сама хочет быть метрополией,- и на почве освободившегося от крепостных уз народного труда у нас стала вырастать своя собственная национальная промышленность, обещающая стать надежным противовесом иностранному промышленному владычеству - создание своей собственной промышленности - это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы

...Новая промышленность  не может вырасти в короткий  срок. Поэтому и покровительственные  пошлины должны продержаться  десятки лет для того, чтобы  успеть привести к положительному  результату. Между тем в течение всего этого подготовительного периода население нуждается в произведениях обрабатывающей промышленности, и так как последняя внутри империи еще не доросла до способности вполне удовлетворять внутреннему спросу, то ему приходится покупать иностранные изделия по ценам, повышенным вследствие пошлин, и почти столько же приплачивать и за изделия внутреннего производства. Так, например, за пуд чугуна англичанин платит 26 коп., американец — 32 коп., а русский — до 90 коп. ...

Информация о работе Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России