Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 08:50, реферат
Истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности – эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных пространствах Центральной Азии.
Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили многочисленные племена от саков, уйсуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов, кереев и других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов в позднее время. В XIII веке добавился новый этнический компонент – монгольские роды и племена.
Воинские традиции Казахского ханства
Истоки этногенетических процессов,
определивших образование казахской народности,
восходят к глубокой древности – эпохе
разложения первобытного строя. В начальной
стадии они были связаны с автохтонным
населением, но в последующем здесь все
большую роль играли этнические процессы
на обширных пространствах Центральной
Азии.
Этническую основу казахской народности,
как и ряда других тюркских народов Центральной
Азии, составили многочисленные племена
от саков, уйсуней, канглов, гуннов, тюрков,
тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков,
найманов, аргынов, кереев и других, обитавших
в разное время на территории Казахстана.
Некоторые из них имели свои государства,
многие тюркские родовые и племенные названия
сохранились у казахов в позднее время.
В XIII веке добавился новый этнический
компонент – монгольские роды и племена.
В XV-XVI веках в основном завершился многовековой
процесс формирования казахской народности
и ее этнической территории.
Культура Казахского ханства в XVI-XVII веках
была культурой сложившейся казахской
народности, вобравшей в себя культурные
ценности предков.
Основной формой хозяйственной
деятельности казахов было скотоводство.
Скот давал казахам питание, одежду, жилище,
транспорт, был средством обмена с соседними
народами. Казахи разводили в основном
овец, лошадей, верблюдов –скот, приспособленный
к условиям круглогодичного выпаса и добыванию
корма зимой из-под снега. Меньшее значение
для казахов имело разведение крупного
рогатого скота и коз.
Скот был частно-семейной собственностью,
а пастбища находились в общинном пользовании.
Маршруты кочевок были выработаны многовековым
опытом. Территория выпасов делилась на
четыре типа сезонных пастбищ: зимние
– кыстау, весенние – коктеу, летние –
джайляу, осенние – кузеу. Расстояния
между зимовками и местами сезонных кочевок
измерялись сотнями километров и составляли
путь длиною в несколько месяцев.
Жилищем скотоводов была юрта
– удобное, простое сооружение, которое
быстро разбирается, перевозится на вьючных
животных, разобранная юрта помещается
на одном верблюде. Деревянный остов юрты
состоит из кереге – решетки из тальника,
звенья которых – канат (от 4 до 12) – составляют
окружность юрты. Свод юрты составляли
выгнутые прутья – уык, венчает юрту шанырак
– деревянный круг для прохода света и
дыма.
У казахов сохранила свое значение охота.
Существовало несколько ее видов: с ловчими
птицами ястребами, беркутами, соколами;
охота с борзыми собаками; охота загоном
и другие.
Казахи занимались также и земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыс, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки – жатаки. Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо.
Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыганак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV-XV веков, является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Он имеет в длину 65,5 м, ширина его 45,5 м, высота арочных порталов 37,5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей.
Важное значение играли города
Сауран, Сайрам, Сузак, Туркестан, Отырар
и другие, всего более 20. В городах Отырар,
Сыганак, Сузак в среднем проживало 5500
жителей, в Сайраме – 7560, Туркестане –
9180, Сауране – 11000. Всего городское население
достигало 70 тысяч человек. Города имели
поквартальную застройку. Размер кварталов
был от 6 до 15 домов. Часть города занимали
здания и места общественного пользования
– мечети, бани, площади, базары, которым
отводилась примерно одна четверть всей
площади. Существовали ремесленные кварталы.
Деньги в основном чеканились в Туркестане
и Ташкенте, это были медные динары, серебряные
тенге.
Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья.
Надо подчеркнуть, что в жизни
кочевников большое значение имели военные
традиции. Ношение оружия было не только
правом, но и обязанностью. Регулярного
войска не было, родоплеменное ополчение
собиралось по мере необходимости. Родоплеменной
отряд был самостоятельной единицей во
главе с предводителем рода, имел свое
знамя и боевой клич – уран. Эти отряды
составляли улусное войско. Численность
конных воинов составляла в среднем от
30 до 50 тысяч всадников. В случае необходимости
хан мог выставить 300-400 тысяч человек.
Основным оружием были сабля и лук. Из
других видов оружия применялись секира,
кистень, одноручная булава, двуручная
палица, длинные копья, украшенные кистью
из конских волос, снабженные крюком для
стаскивания противника с коня. Казахи
сами изготавливали предметы вооружения.
При мобилизации каждый воин должен был
выступить в поход минимум с двумя боевыми
конями и со своим снаряжением. Казахи
применяли различные приемы боя, могли
быстро спешиваться, при неожиданном нападении
на них они сражались, кружась, круг в круге;
при нападении на врага использовали прием
тулгама – оборот, нападение во фланг
или в тыл противника. За личную храбрость
воинам присваивался почетный титул –
батыр.
В силу особенностей кочевого образа жизни
было развито прикладное искусство в оформлении
убранства юрты, одежды, оружия, посуды,
в оформлении войлока, ковров – текемет,
тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры
сохранили преемственность от древних
скотоводческих племен. В основном это
были космогонические мотивы: айшик-гуль
– лунный цветок, жулдыз-гуль –звездный
цветок, шыккан кун – восход солнца; зооморфные
мотивы: кошкар муюз – рог барана, марал
муюз – рог оленя, контуры животных; растительные
мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические
фигуры. Орнамент обычно симметричен.
Цвета имели свой символ: синий – небо,
красный – солнце, огонь; белый – истина,
радость, счастье; желтый – разлука, печаль;
черный – символ земли; зеленый – молодость,
весна.
Согласно казахским обычаям,
праздновались такие события, как рождение
ребенка, свадьба, избрание хана, победа
над врагом, религиозные праздники. На
праздниках устраивали игры: скачки –
байге, борьба – курес, борьба двух всадников
– сайыс, борьба за тушу козла – кокпар.
Праздники сопровождались музыкой, айтысами
– состязанием акынов импровизаторов.
Важное место отводилось празднованию
нового года – Наурыз, который отмечался
в день весеннего равноденствия – 22 марта.
Люди в этот день поздравляли друг друга
с праздником, готовили специальное блюдо
– наурыз-коже, символ изобилия. На торжествах
за дастарханом строго соблюдался традиционный
порядок. Люди садились на строго определенные
места с учетом возраста и положения в
обществе, соответственно распределялось
угощение в виде определенных частей туши
животного (голова, грудина и т.п.)
Казахи пользовались традиционным
календарем. Годы объединялись в 12-летние
циклы, как у многих народов Азии, они имели
названия определенных животных. Казахи
имели знания о небесных светилах, звездах,
созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную
звезду, Созвездие Большой Медведицы,
Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный
путь и другие.
В XVI-XVII веках казахи официально исповедовали
ислам. Ислам сочетался с доисламскими
верованиями, основанными на культе неба
– Тенгри. Казахи почитали духов, им посвящали
горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры,
рощи, одинокие деревья, родники. Святым
местам приносили жертвы. Сохранялся культ
покровителей скота. Большую роль играл
культ огня.
В XVI-XVII веках в Казахском ханстве развивались устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами – акынами, сказителями – жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев. В XV веке жил и творил, по словам Ч.Валиханова, «кочевой философ» Асан-кайгы, Асан-печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».
Казахи использовали арабский
алфавит, образование носило в основном
религиозный характер. Письменная литература
была в виде религиозных и исторических
книг. Существовали исторические сочинения
и генеалогии – шежире. Наиболее важным
памятником является книга «Джамид ат-тауарих»
(сборник летописей), который посвящен
истории казахов XV-XVI веков. Автор книги
Жалаир Кадыргали. В XVI веке жил и творил
историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение
«Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты
из жизни Казахского ханства.
В жизни кочевников большую роль играло
музыкальное искусство: вокальное и инструментальное.
Распространенными музыкальными инструментами
были домбра, кобыз, сыбызгы, струнные,
смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты.
Музыканты создавали инструментальные
произведения –
кюи на разные темы.
В период позднего средневековья в XVI-XVII веках сложились и закрепились главные элементы духовной и материальной культуры казахов, которые прошли испытание временем и дошли до потомков современных казахов.
Сложение казахской народности.
Процесс формирования казахской народности был длительным и сложным. На территории Казахстана в эпоху бронзы (II тысячелетие до н.э. – начало I тысячелетия до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа. По мнению видного ученого-антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников – андроновцев. Особенно схожи черты лиц представителей последних двух племен – уйсунов и андроновцев. С вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монголоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневековье (VI – IX вв. н.э.). таким образом, с древних времен стала закладываться этническая и антропологическая основа предков казахского народа. Как местное население, так и пришельцы являлись тюркоязычными племенами. В тюркскую эпоху у родов и племен, живших на огромной территории Казахстана, простиравшейся от Алтая до Волги, от Южной Сибири до Сырдарьи, усилилось не только антропологическое сходство, но быстрее стали развиваться этнические (народные) процессы.
Однако монгольское нашествие в начале XIII в. нарушило процесс формирования казахской народности. Оно резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского населения, переняли его язык и обычаи, даже сами потомки Чингизхана стали говорить по-тюркски и постепенно лишались монгольских корней. Зато у местных тюркских родов и племен после монгольского нашествия усилилась монголоидность антропологического облика. Местные племена вовлекались в походы Чингизхана и уходили с территории Казахстана на запад. А на казахской земле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, которые впоследствии стали тюркоязычными. Сложение казахской народности, таким образом, было отброшено на 150 – 200 лет назад.
Этнополитической общностью называют население определенного исторического региона, которое еще не состояло из отдельных объединений родов и племен. Например, жители Белой Орды именовалось «узбеками», «узбек-казахами», а жители Ногайской Орды – «мангытами» или «ногаями». Это было связано еще и с тем, что границы их ханств не были постоянными, сложившимися. Такая политическая нестабильность не давала возможности для их этнического сближения и формирования как народности.
В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды. Это объясняется тем, что в составе ее населения преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные племена. Вместе с тем, на формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.
В письменных источниках население Могулистана называли могулами. В Жетысу в составе Могульского ханства наиболее многочисленными были племена уйсунов. В этнополитическую общность с уйсунами входили также племена дулатов и канлы. Поэтому часто вместо названия «уйсуны» в письменных источниках употребляли название «дулаты». А после прихода султанов Жаныбека и Керея в Жетысу и создания ими Казахского ханства в исторических источниках вновь появляется название «уйсуны». Это говорит о том, что Жетысу являлось одним из регионов этнополитической общности древнего казахского народа, основным ядром которого являлись уйсуны. Таким образом, существовавшие в XV веке на территории Казахстана по этническому составу, языку, хозяйству, обычаям и традициям были схожи друг с другом. Как свидетельствуют исторические источники, население этих ханств состояло из 92 племен. Среди них были кыпчаки, найманы, уйсуны, конраты, карлуки, кереи и другие племена.
Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека, правившего в течение 30 лет (1312 – 1342 гг.) в Деште-и-Кыпчаке. Поэтому знаменитый историк Ибн Рузбихан Исфахани (XVI в.) относил к узбекам «три народа», три группы племен, разделенных не только политически, но и этнически. К первому он относил племена, подвластные династии Шайбанидов, среди них восточнокыпчакские и тюркизированные монгольские племена. Ко второму относятся собственно казахи – кыпчаки и другие казахские племена, к третьему – мангыты (каракалпаки и ногаи).
К этому времени эти этнополитические общности еще не сформировались как народности. По свидетельству Рузбихана, казахи являлись самыми многочисленными и воинственными. Исходя из этого, можно утверждать, что в период правления хана Узбека казахи уже стали обособляться как самостоятельная народность. Судя по некоторым источникам, эмир Тимур, отправляясь в поход против Тохтамыша, по пути расправился с казахскими присырдарьинскими ханами Аменом и Саменом. Так что эти источники подтверждают существование в конце XIV – первой половине XV вв. этнополитической общности под названием «казахи».
Еще более усилился процесс формирования казахской народности в период внутренних распрей и междоусобиц в ханствах послемонгольского периода, когда племена стали стремиться к объединению, чтобы совместно воспрепятствовать политико-экономическому ослаблению государств. Подъем социально-экономического развития Казахстана в начале XV в. способствовал политическому размежеванию внутри ханств. Такой политический кризис привел к народному сплочению родов и племен. Недовольные ханской властью и социально-экономическим угнетением, роды и племена переселялись в другие ханства. При этом они преследовали одну главную цель – объединиться с родственными родами и племенами, что в конечном итоге привело к формированию единой народности.