Воинские традиции Казахского ханства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 08:50, реферат

Описание работы

Истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности – эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных пространствах Центральной Азии.
Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили многочисленные племена от саков, уйсуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов, кереев и других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов в позднее время. В XIII веке добавился новый этнический компонент – монгольские роды и племена.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

Отрицательной стороной такого перемещения являлось ослабление этнополитического единства. Например, переселение родов и племен Жетысу в Среднюю Азию и Центральный Казахстан совершенно ослабило этнополитическую общность в Могульском ханстве. Междоусобная борьба вызвала перекочевку родов и племен из Ханства Абулхаира, что привело к распаде самого ханства. Отдельная часть его населения, оказавшись в Средней Азии, вошла в этническую основу узбекской народности. Этнополитическая общность в Казахстане группировалась вокруг султанов Жаныбека и Керея. Этим, во-первых, открывался путь к созданию Казахского ханства, во-вторых, создавались условия для укрепления этнического состава казахской народности. Еще одной причиной ускорения формирования казахской народности являлся тот фактор, что в ее состав вошли две этнические группы двух единых этнических территорий. Первую группу составлял союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана, во вторую входили племена уйсунов на юго-востоке Казахстана. Кыпчаки, канлы (канглы), аргыны, конраты, дулаты, мангыты, жалаиры и представители других казахских и узбекских племен и родов, входившие в эти две группы, с начала XV в. жили в Туркестане. Если одни из них были здесь коренным населением, то другие появились в период монгольского нашествия (конраты, жалаиры). Объединением этих двух групп племен и родов завершилось формирование казахской народности. И территория , занимаемая этими двумя этническими группами, стала родиной трех казахских жузов.

Историческим следствием создания Казахского ханства во второй половине XV в. стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI в. Расширилась и этническая территория расселения казахов. Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Жаныбеком и Кереем, называли «узбек-казахами». Постепенно термин «узбек» вышел из употребления и название «казахи» стало этническим названием казахского народа. А название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность.

На протяжении почти двухсот лет исследователи пытаются объяснить происхождение названия «казах». В ряде письменных источников на древнетюркском языке, например, в орхоно-енисейском письменном памятнике VIII в., обнаруженном В.В. Радловым, встречается выражение «казгакым оглум» (означающее: мои приемные сыновья). Позднее из него выпала буква «г» и укоренился термин «казах», однако такое утверждение не находит убедительного подтверждения согласно закономерностям исторической фонетики тюркского языка. А в древних языках алтайских и сибирских народностей слово «казах» означало «прочный», «крепкий» и «великан».

В Восточном Дешт-и-Кыпчаке слово «казах» в IX – X вв. употреблялось в социальном смысле и означало «группы людей, ведущих вольный образ жизни и живущих разбоем», а в XI – XII вв. оно относилось к этносоциальным группам кыпчаков. Видимо, в это время (в середине XIII в.) в период тесных отношений между Золотой Ордой и Египтом был создан «Арабо-тюркский словарь». В нем слову «казах» придается значение «вольный», «скиталец». Поэтому имеются основания считать, что само слово «казах» возникло в кыпчакской среде.

Термин «казах» в XIII в. встречался и среди хорасанских туркмен. По мнению видного ученого-историка Б.Е. Кумекова, слово «казах» среди них носило не социальный, а этнический смысл. Взаимосвязи между огузами (предками туркмен), жившими в среднем течении Сырдарьи, и кыпчаками начались с Х в. Вероятно, кыпчаки появились на туркменской земле под названием «казахи» в XI в. и это слово до XIII в. носило этнический смысл.

Таким образом, слово «казах» появилось в эпоху древних тюрков и употреблялось в различных тюркских землях до XIII в. Однако здесь оно употребляется в социальном смысле. Слову «казах» придавалось значение «свободный скиталец». Так называли людей, отделившихся от своего хана, рода, племени, добывавших средства к существованию участием в войнах, набегах. Только с XIV в. это слово начинает приобретать этническое значение.

Слово «Алаш» встречается во многих легендах казахского народа. Одна из таких легенд – «Алаша хан». Легенда повествует о формировании казахского народа и содержит сведения о жузах. Слово «алаш», вероятно, появилось в IX – X вв. Оно являлось боевым кличем казахского народа. В некоторых летописях это название употреблялось вместо термина «казах». В одной из казахских легенд рассказывается, что у одного хана родился сын, названный Алаша (от слова «ала» - «пестрый», «пегий»). По наговору старшей жены хан решил избавиться от ребенка, увез его за Сырдарью, где тот был усыновлен бедняком. В молодости юноша прославил свое имя богатырскими подвигами. Узнав об этом, хан решил вернуть его себе. Советник хана Котан послал за ним своего старшего сына Уйсына. Прибыв на место и подружившись с сыном хана, Уйсун со своими воинами решил не возвращаться домой. Через год с этой же целью был послан другой сын Котана, Болат, но и он не возвратился со своим отрядом, через год – младший сын Котана Алшын. Все эти братья со своими отрядами нападали на соседей и угоняли их скот, поэтому их называли казахами.братья провозгласили Алашу ханом, а он расселил их: Уйсуна с его воинами в верхнем течении Сырдарьи, Болата – в среднем, а Алшына – в нижнем течении реки. За Уйсуном закрепился Старший жуз, за Болатом – Средний, за Алшыном – Младший жуз. В легенде имена Уйсун и Алшын совпадают с названием крупных племен Старшего и Младшего жузов. По этой причине в народе сохранилась поговорка: «Предок – Алаша, имя – казах, все мы – поколения трех жузов». Эту легенду нельзя считать безосновательной. В районе города Жезказган, у реки Жангабыл, обнаружено место ставки Алаша-хана, а на правобережье реки Каракенгир – его мавзолей. По мнению ученых, мавзолейный комплекс построен в X – XI вв., позднее достроен в XIV – XV вв.

О причинах возникновения жузов почти нет никаких сведений. Одни историки считают, что появление термина «жуз» связан с числом 100 (жуз-орда, сотня-орда). Другие связывают его с военно-племенной системой управления (правое крыло, левое крыло, среднее крыло). А третья группа ученых разделение на жузы связывает с особенностями и различиями хозяйства и природно-климатическими условиями жизни в этих регионах. Вышеприведенная легенда охватывает все эти три точки зрения. По легенде трое братьев – Уйсун, Болат (Аргын), Алшын выступили в качестве вождей объединенных племен. Они поделили между собой регион Сырдарьи и Жетысу, вошедшие в состав Старшего жуза, Центральный Казахстан – Среднего жуза, Западный Казахстан – Младшего жуза. В народной легенде говорится, что разделившись на три жуза, участники большого курултая высекли на скале свои тамги (родовые знаки) в местности Нура в Жетысу. Считается, что разделение на три жуза произошло в X – XII вв.

Аналогичное мнение высказывал и Шокан Валиханов, подчеркивая, что поводом для создания казахских жузов были смутные времена, когда казахи «для обеспечения своих прав в местах своего кочевья составляли союзы…» Этими союзами и являлись жузы.

 

Образование Казахского ханства.

В XIV – XV вв. казахские племена населяли огромные просторы от Иртыша до Урала, от Алтая до Арала и Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Каратау. Основное население казахских степей составляли такие племена, как уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереи, мангыты и многие другие. Вышеназванные племена входили в состав населения государств Белая Орда, Ногайская орда, Могулистан и Ханство Абулхаира. Казахские племена накануне образования Казахского ханства (XVв.) жили в следующих географических регионах: найманы – от Улытау до реки Ишим, конраты – от Туркестана до Каратау, аргыны – от Иртыша до Центрального Казахстана, кереи кочевали в Жетысу, Тарбагатае, вдоль Иртыша, на берегах оз. Зайсан, между реками Обь и Тобол; дулаты жили на берегах рек Или, Чу и Талас, в районе Иссык-Куля, на юге Казахстана; канлы – у подножий гор Каратау, на берегах Сырдарьи и рек Жетысу, уйсуны – в Жетысу, жалаиры – у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и в Жетысу. Однако вхождение отдельных казахских племен в другие политические объединения – государства привело к межгосударственному раздроблению родственных этнических групп. Попытка преодоления раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа и объединения его в единое государство выпало на долю султанов Жаныбека и Керея. Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении существовавших тогда на территории Казахстана двух государств – Ханства Абулхаира (Государства кочевых узбеков) и Могулистана. В XV в. Ханство Абулхаира и Могулистан утратили былую мощь и пришли в упадок, почти перестав существовать как государства. К тому же в обоих ханствах шла непрерывная междоусобная борьба за власть. Наиболее влиятельные вожди племен Жетысу и на востоке Дешт-и-Кыпчака стремились к политической независимости и искали себе могущественных покровителей. Деятельность Жаныбека и Керея по созданию независимого единого государства полностью отвечала интересам казахского общества. Уже в 40-50-х гг. XV в. подавляющее большинство племен юга Казахстана, подножий Каратау, побережий Сырдарьи и северной части Туркестана сплотились вокруг этих султанов. Второй предпосылкой формирования Казахского ханства как самостоятельного ханства являлись беспрерывные кровопролитные войны и феодальные междоусобицы в ханстве Абулхаира в середине XV в. Немалую роль в этом сыграло и усиление феодального угнетения простого народа. Султаны Жаныбек и Керей сумели своевременно использовать этот исторический шанс в своих целях. В результате они превратились в вождей казахских племен, выступивших против господства хана Абулхаира. Во главе ряда казахских племен они откочевали в Западное Жетысу, чтобы впоследствии основать здесь Казахское ханство. Главное отличие Казахского ханства от Золотой Орды, Белой Орды и других государственных образований в том, что оно было создано не в результате завоеваний, а наоборот, на основе местных исторических, экономических, этнических предпосылок.

Поражение хана Абулхаира от ойратов явилось одной из причин откочевки многих казахских племен во главе с султанами Жаныбеком и Кереем за пределы ханства. В такой обстановке на юге Казахстана хан Абулхаир стал расправляться с теми, кто не хотел повиноваться его власти. Эти действия еще больше усиливали отчуждение султанов и народных масс от своего правителя. Султаны Жаныбек и Керей во главе с недовольными Абулхаиром племенами откочевали в Жетысу, которое входило в состав Могулистана. Это был своего рода массовый протест. Правивший в это время в Жетысу хан Могулистана Есен-Буга (1434 – 1462 гг.) благосклонно принял султанов Керея и Жаныбека и выделил земли им для поселения на берегах реки Чу. У хана Есен-Буги были свои планы: он хотел использовать султанов в борьбе против хана Абулхаира. Кроме того, он хотел создать прочный союз с султанами против своего брата Йунуса (Жунуса), которого поддерживали Абулхаир и Тимуриды. Есен-Буга также хотел использовать силы казахов для отпора ойратам, которые в начале XV в. не раз нападали на Жетысу и другие районы Могулистана.

Поселившись в Западном Жетысу, султаны Керей и Жаныбек создали здесь в 1465 – 1466 гг. Казахское ханство со ставкой в Козыбасы. На севере простиралась удобная для кочевья степь Сарыарка, на юге – камышовые равнины и богатые сочными травами жайляу, защищенные от холодных ветров предгорные зимовки.

Султаны Керей и Жаныбек являлись потомками Чингизхана, поэтому оба имели право занять ханский трон в создаваемом ими ханстве. По установившейся традиции, чтобы занять ханский трон, вместе с наследственным правом принималось во внимание и старшинство претендента по возрасту. Поэтому ханский трон занял старший из них – Керей. Его советником стал Жаныбек. Жаныбек был сыном Барака, а Керей – сын его старшего брата Болата. Откочевав из ханства Абулхаира в 50-70-х гг. XV в., около 200 тысяч человек собрались на единой территории под власть Керея и Жаныбека.

Вначале Казахское ханство занимало земли Западного Жетысу, поймы рек Чу и Талас. В 1462г. умер Есен-Буга. После этого в Могулистане возобновились племенные междоусобицы. Что привело к ослаблению государства. Воспользовавшись этим, ханство завоевали ойратские племена. В связи с этим казахские племена из Могулистана стали перекочевывать в Казахское ханство, в результате чего значительно увеличилось его население и укрепилось само ханство. К концу XVв. Казахское ханство относительно сильно укрепилось экономически, что привлекло к нему другие разрозненные казахские племена. Процесс образования и укрепления Казахского ханства описал в своем труде «Тарих-и-Рашиди» средневековый историк Мухаммед Хайдар Дулати. Согласно его сообщению, временем образования Казахского ханства считают 870 год хиджры (1465 – 1466 гг.)

Первые казахские ханы ставили перед собой следующие исторические задачи: 1) восстановить порядок использования пастбищных угодий, прежде существовавший в Дешт-и-Кыпчакской степи, что отвечало интересам кочевых скотоводов; 2) подчинить Казахскому ханству присырдарьинские города Сыгнак, Сузак, Отрар, Туркестан и другие, расположенные вдоль торгово-караванных путей; 3) объединить казахские племена с целью создания единой этнической территории казахов. Присырдарьинские города имели важное политико-экономическое и военно-стратегическое значение, основной предпосылкой для господства в Дешт-и-Кыпчаке. В торговых связях с ними было заинтересовано все население степи.

В конце XV - начале XVI вв. в политической жизни народов Средней Азии и Казахстана произошли значительные исторические события. Династия Тимуридов потерпела поражение от Шайбанидов, которые пришли к власти в Средней Азии. Могулистан распался на несколько мелких владений. В Восточном Дешт-и-Кыпчаке утратил свое господство хан Абулхаир. На территории Казахстана утратило власть государство Золотая Орда, а на исторической сцене появились новые государства, такие как Сибирское, Казанское и Астраханское ханства. В борьбе с наследниками хана Абулхаира Керей и Жаныбек умело использовали их внешние и внутренние противоречия. Своими союзниками в этой борьбе они сделали потомков Жоши, правителя Западной Сибири хана Ибака и властителей ногаев. Одержав победу над наследниками хана Абулхаира, казахские ханы стали присоединять к ханству Кыпчакскую степь с живущими на ней кочевыми племенами. В 70-х гг. XVв. они подчинили себе побережье Сырдарьи и прилегавшие к нему районы Каратау. Казахские ханы на протяжении 30 лет вели войну за обладание присырдарьинскими городами с внуком Абулхаира Мухаммедом Шайбани. За господство над присырдарьинскими городами также боролись династия Тимуридов и наследники хана Могулистана. В 1470 г. войска хана Керея вторглись в Туркестан, а хан Жаныбек – в Сузак. Вскоре и Сауран вошел в состав Казахского ханства. Спустя два года хан Шайбани, заключив союз с правителями Ногайской Орды, захватил Аркок и Сыгнак. Посланные казахскими ханами войска разбили войско Шайбани и вернули эти города. Хан Шайбани бежал в Мангыстау. В 80-е гг. XV в. При поддержке хана Могулистана хан Шайбани вновь захватил Аркок и Сыгнак. Казахские войска осадили Сыгнак. Жители города сами открыли им ворота крепости. Объединенные силы хана Шайбани сорок дней находились в осаде в Аркоке. Наконец обессиленный трехлетней войной с казахами Шайбани оставил ранее захваченный Туркестан и ушел в Хорезм.

Военные союзы Казахского ханства, заключенные во второй половине XV века с династией Шайбанидов, потомками эмира Тимура, ханом Могулистана, не были прочными, так как характер этих военных союзов часто менялся в зависимости от хода сражений и интересов хана. Например, в 1482 – 1485 гг. хан Могулистана при помощи хана Шайбани завоевал города Ташкент и Сайрам. В это время на сторону Казахского ханства встала династия Тимуридов и начала военные действия против Могулистана. Правитель Могулистана захватил Отрар и подарил его хану Шайбани с тем, чтобы привлечь его на свою сторону в борьбе против Тимуридов. Правивший в Отраре хан Мухаммед Шайбани подчинил себе Сауран и Туркестан.

Информация о работе Воинские традиции Казахского ханства