Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, лекция
Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто — непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.
это было мощное сооружение, воздвигнутое из тонкого кирпича — плинфы с
вкраплениями из дикого камня, украшенное резным мрамором, мозаикой,
глазурованными керамическими плитами, фресками. Полагают, что храм был
многокупольным. Рядом с Десятинной церковью были воздвигнуты здания
княжеского дворца, от которого до наших дней сохранились только
фундаменты.
Византийскими же архитекторами при Ярославе Мудром, вероятно, ок.
1037 г. был построен сохранившийся до наших дней (впрочем, значительно
перестроенный снаружи) Софийский собор в Киеве. Строительство собора в
честь святой Софии имело важное политическое значение: ведь собор св.
Софии был главным храмом Константинополя. Киев тем самым как бы
провозглашал свое равенство с Константинополем. Софийский собор —
замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного
искусства. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внутренних
помещениях собора. Мозаичным был и пол. Очень интересны и фрески, часть
которых, возможно, принадлежит уже русским мастерам или, во всяком случае,
написана на русские сюжеты. Так, здесь изображены семья Ярослава Мудрого,
бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т. д.).
Киев окружали деревянно-земляные укрепления, однако в деревянной
стене были построены в 30-х гг. XI в. каменные Золотые ворота с надвратной
церковью Благовещенья, которая была украшена и мозаикой и фресками.
Остатки ворот сохранились до наших дней. Также в XI в., уже после
киевского Софийского собора, были построены храмы в Полоцке, Чернигове,
Вышгороде, киевских монастырях — Выдубицком и Киево-Печерском.
Самым замечательным
из этих произведений
собор в Новгороде (1045 — 1050). Хотя существует явная преемственность
между двумя Софиями — Киевской и Новгородской, более того, высказывается
предположение, что оба храма построила одна и та же артель мастеров, между
ними есть существенные различия: в архитектурном облике Новгородской Софии
уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного
стиля. Этот храм значительно строже киевского. В отличие от живописно
раскинувшихся 13 глав киевского собора здесь всего пять куполов,
расположенных в четком симметричном порядке. Гораздо мощнее несколько
мрачноватые стены, сложенные не из кирпича, а из местного известняка. В
интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, опять-таки более суровые и
спокойные. София стала символом Великого Новгорода. Недаром говорили:
«Къде святая София, ту Новгород».
Большие успехи
были достигнуты в
железа, которое «варили» в небольших домницах, изготавливали всевозможные
сельскохозяйственные орудия,
свой собственный кузнечный
молоты, клещи и т. д., гвозди. Приступили и к изготовлению собственного
оружия. Хотя большая часть мечей дружинников была привозной из Западной
Европы, довольно рано появились рукояти из меди особого, специфически
русского типа. К середине XI в. относится и первый известный меч с русской
надписью: «Людота коваль» (т. е. кузнец Людота). Русские мечи в XI в.
встречаются в Прибалтике, Финляндии и Скандинавии. Следовательно, они уже
появились на мировых рынках. Изготовлялись и русские сабли.
Высокого развития достигло гончарное искусство. В X в. появляется
гончарный круг. Великолепные шиферные пряслица (грузики для веретен)
распространяются по всей стране.
Велики были
достижения древнерусских
изготовляли разнообразные украшения — серьги, подвески-колты, кольца,
ожерелья и т. д. Использовалась очень сложная техника. Многие украшения
выполнены в технике зерни, когда на изделие напаивался узор, состоящий из
множества, порой тысяч, мельчайших шариков. Применяли также скань:
орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой,
которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с
эмалью: промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной
эмалью; получалась так называемая перегородчатая эмаль. Более дешевой была
выемчатая эмаль: краской заполнялись выемки в литых изделиях. В
древнерусских кладах находят большое количество ценных ювелирных
украшений.
Характерной чертой русского быта периода Древнерусского государства
было возникновение существенной разницы между образом жизни феодальных
верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших домах. На
юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жилища, пол которых
был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли
крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были
срубные, наземные постройки, с деревянными полами. Печи бывали то
глинобитными, то каменными, но еще не кирпичными, топились они по-черному.
Окна были маленькими. Иными были жилища горожан. Даже на юге почти не
встречались полуземлянки. Стояли, как правило, срубы, нередко двухэтажные,
причем нижний этаж был часто хозяйственным, а верхний — жилым. На юге
первый этаж иногда был углублен в землю. Здания состояли подчас из
нескольких комнат.
Совсем иными были жилые помещения знати. На территориях обширных
боярских усадеб площадью от 250 до 1000 и более квадратных метров стояли
боярские хоромы, избы для слуг, холопов, ремесленников. Боярские и
княжеские хоромы представляли собою целый комплекс срубных построек,
соединенных сетью затейливых переходов, с галерейками, крыльцами и с почти
обязательным теремом — деревянной башней. Были и каменные княжеские
дворцы.
Основным видом одежды и мужчин, и женщин, и знати, и
непривилегированных слоев общества была рубаха: длиннее у женщин, короче у
мужчин, из дорогих тканей у знати, домотканая («власяница») у простых
людей, с вышивкой у женщин. Кроме рубахи, мужчины носили под рубахой узкие
длинные штаны — «порты», а женщины поверх рубахи — юбку. Верхней одеждой у
простых людей была свита — длинное, плотно облегающее одеяние. Носили
также разнообразные плащи. Плащи знати были из дорогих, часто восточных
материй, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи — «корзно» — длинные,
застегивающиеся на одном плече дорогими золотыми застежками, часто с
драгоценными камнями. Простые шубы — «кожухи», достаточно защищавшие от
холода, носили крестьяне и ремесленники. Знать носила дорогие кожухи,
шитые золотом, из дорогих мехов.
Лапти — лыченицы были крестьянской обувью, кожаная у них встречалась
редко. Горожане чаще носили кожаную обувь: сапоги или туфли — поршни. Но у
знати «черленые сапоги» (их упоминает Даниил Заточник) были из дорогой
кожи, покрытые инкрустацией, подчас даже с золотой вышивкой, как,
например, у галицкого князя Даниила.
Развлечением знати была охота («ловы») и богатые дружинные пиры, на
которых, кроме обильного местного угощения, встречались и «овощеве (т. е.
фрукты) разноличные» из южных краев. Столы были уставлены дорогой посудой,
не только кубки, но и ложки были серебряными, деревянными же есть было
непрестижно даже рядовым дружинникам. Значительно менее изысканными были
общинные пиры-братчины. Однако и на тех, и на других обязательными гостями
были скоморохи. Церковь тщетно выступала против «играния и бесовского
пения» на «мирских» пирах и вынуждена была лишь советовать священникам
уходить с пиров своих прихожан, если такое «играние» должно начаться.
Христианство еще не смогло глубоко проникнуть в мировоззрение
феодалов и народных масс. Языческие обряды по-прежнему существовали под
слоем новых, христианских. Даже церковный брак не всегда был обязательным.
Известны случаи многоженства среди князей-христиан. Так, князь Ярослав
Осмомысл даже завещал престол своему сыну от наложницы.
«Отцы духовные» редко были примером высокой нравственности для своих
прихожан. Речь идет не только о людях вроде ростовского епископа Федора
(летописец презрительно называет его «Феодорцем»), который прославился
тем, что ограбил множество людей, был мучителем, «головы порезывая и
бороды, иным же очи выжигая и язык урезая, а иныя распиная по стене и муча
немилостиве: именья бо бе несыт акы ад, хотя исхитити от всех именье».
Феодорец, конечно, был исключением. Но мздоимец в епископском облачении
встречался более или менее часто. Недаром в начале XIII в. летописец,
желая доказать особую святость епископа Пахомия, отметил как его особые
качества то, что он был не волк и не похищал «от чюжих домов богатства».
Ограниченное влияние христианства прослеживается и в живучести
старых, дохристианских имен. В языческую эпоху народными славянскими
именами были либо так называемые двуосновные имена (типа Всеволод,
Святослав, Ярослав, Ратибор, Остромир, Житомир и т. п.), которые носили в
основном князья и верхушка знати, либо имена, которыми могли становиться
любые существительные, прилагательные и их сочетания (Добрыня, Перенег,
Сновид, Волчий Хвост и т. д.), другой части населения. Крещение непременно
включает в себя наречение именем, причем употребляется обязательно имя
одного из христианских святых. Тем не менее многие люди как XI в., так и
более позднего времени, хотя получали при крещении христианские имена, в
быту именовались «мирскими», нехристианскими. Это касалось и князей,
большинство из которых были известны как Ярославы, Всеволоды, Рюрики,
Мстиславы и т. д. «Мирские» имена встречались даже в среде духовенства,
которое, казалось бы, должно было быть настроено непримиримо к
отступлениям от церковных порядков. Так, в 1047 г. в Новгороде Великом
переписал церковную книгу местный священник, который сам в записи писца
назвал себя мирским и весьма неблагозвучным именем — Упирь Лихой.
УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
§ 1. ПЕРЕХОД К УДЕЛЬНОМУ ПЕРИОДУ,
ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ
На рубеже XI — XII вв. единое Древнерусское государство распалось на
целый ряд отдельных полусамостоятельных княжеств и земель. Начинается
период феодальной раздробленности, или, по определению историков XIX века,
удельный период в отечественной истории. Ему предшествовали острые
междукняжеские усобицы. Для этого времени усобицы, как правило, кончались
победой одного, наиболее сильного из князей и поражением, а то и гибелью
остальных.
Иной характер
носили междукняжеские
Мудрого (1054). Его наследниками были пятеро оставшихся к тому времени в
живых сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь и Вячеслав.
Русскую землю Ярослав разделил между тремя старшими сыновьями (Игорь
и Вячеслав получили менее существенные, чем остальные, земли,
Владимир-на-Волыни и Смоленск, и оба вскоре умерли), создав своего рода
триумвират Ярославичей. Изяслав как старший получил Киев, Великий Новгород
и Туровское княжество, Святослав — Черниговскую землю, землю вятичей,
Рязань, Муром и Тмутаракань, а Всеволод — Переяславль Киевский,
Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье. Это распределение было на
первый взгляд странным: ни у одного из братьев не было какого-то одного,
большого княжества, земли были расположены чересполосно. Более того,
Святослав, которому достался находящийся севернее Киева Чернигов, получил
южные земли в северо-восточной части Руси. Всеволод же, в чьих руках был
Переяславль Киевский (южнее Киева), владел северной частью земель
Восточной Руси. Вероятно, таким образом Ярослав пытался преодолеть
возможность будущего раздробления, стремился создать условия, при которых
братья зависели бы друг от друга и не могли править самостоятельно.
На первых порах триумвират Ярославичей был действенным: они вместе
боролись против Ростислава Владимировича, захватившего Тмутаракань.
Впрочем, он был вскоре отравлен византийским агентом: Византия боялась
усиления русского влияния на Кавказе.
Единым фронтом
Ярославичи боролись против
в 1065 г. попытался захватить Псков, а затем и Новгород.
Ярославичи, выступив против Всеслава, в 1067 г. взяли Минск, «исекоша
(изрубили) муже, а жены и дети вдаша на щиты (увели в плен)», а затем
встретились с Всеславом в битве на реке Немиге. Всеслав был разгромлен и,
понадеявшись на скрепленное клятвой — целованием креста — обещание братьев