Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, лекция
Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто — непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.
отличие от Юго-Западной. Княжеская власть была здесь с самого начала
значительно сильнее, чем в Приднепровье. В отношениях князя с его
дружинниками уже не было патриархального равенства, а нередко проглядывало
подданство. Не случайно именно здесь в XII в. возникло «Моление» Даниила
Заточника, подлинный гимн княжеской власти. «Яви мне зрак лица твоего», —
обращается к князю Даниил. Он сравнивает князя с отцом и даже с Богом: как
птицы небесные не сеют и не пашут, уповая на божью милость, «тако и мы,
господине, желаем милости твоея».
§ 3. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ В XII — XIII вв.
На крайнем юго-западе Древней Руси находились Галицкая и Волынская
земли: Галицкая — в Прикарпатье, а Волынская — по соседству с ней по
берегам Буга. И Галицкую, и Волынскую, а иногда только Галицкую землю
часто называли Червоной (т. е. Красной) Русью, по городу Червень на
Галичине.
Благодаря исключительно плодородной черноземной почве здесь
сравнительно рано возникло и достигло расцвета феодальное землевладение.
Именно для Юго-Западной Руси особенно характерно поэтому мощное, нередко
противопоставляющее себя князьям боярство. Здесь были развиты
многочисленные лесные и рыболовецкие промыслы, работали искусные
ремесленники. Шиферные пряслица из здешнего города Овруча расходились по
всей стране. Важное значение для края имели также соляные месторождения.
Раньше всех начала обособляться Волынская земля с центром во
Владимире Волынском. Здесь княжил один из сыновей Владимира Святославича —
Всеволод. Владимиро-Волынское княжество долго переходило из-под власти
одного князя к другому, пока в 1134 г. здесь не вокняжился внук Владимира
Мономаха Изяслав Мстиславич. Он стал основателем местной княжеской
династии.
Позднее обособилась Галицкая земля с центром в Галиче. Она составляла
первоначально только часть владений умершего при жизни отца сына Ярослава
Мудрого Владимира и сына последнего Ростислава. Только в XII в. при
Владимире Володаревиче (1141 — 1152) галицкие земли стали независимыми от
Киева, а особого могущества достигло это княжество при сыне Владимира
Ярославе Осмомысле (1152 — 1187). Однако именно при этом князе землю
начали раздирать феодальные усобицы. Бояре для борьбы против пытавшегося
установить крепкую власть Ярослава Осмомысла воспользовались его
запутанными семейными делами: женатый на дочери Юрия Долгорукого Ольге, он
держал при себе любовницу Настасью, а сына от нее Олега пытался сделать
законным наследником престола. Боярам удалось арестовать Ярослава, а
Настасью сожгли на костре. В конце концов Ярослав все же победил в этой
борьбе, а наследником назначил Олега «Настасьича». Однако после смерти
Ярослава бояре добились изгнания Олега и провозгласили князем законного
сына Ярослава Владимира. Но и с Владимиром они не ужились, так как князь,
по словам летописи, «думы не любяшеть с мужами своими». В междоусобную
борьбу вмешались и иноземные силы. Венгерский король посадил на галицкий
престол своего сына Андрея, а Владимира увез в заточение в Венгрию. Однако
Владимиру удалось бежать ко двору германского императора Фридриха
Барбароссы и, вернувшись, снова вокняжиться.
Уже во время этих междоусобий многие из бояр подумывали о новом
властителе: владимиро-волынском князе Романе Мстиславиче. Он один раз уже
захватывал власть в Галиче, пока Владимир Ярославич находился в Венгрии. А
после смерти Владимира (1199) Роман Мстиславич был провозглашен галицким
князем. Таким образом, произошло объединение Владимиро-Волынского и
Галицкого княжеств в единое Галицко-Волынское княжество, одно из самых
крупных княжеств Русской земли.
Роман Мстиславич был выдающимся полководцем и государственным
деятелем. Ему на время удалось прекратить боярские усобицы, он занял Киев
и принял титул великого князя, поддерживал мирные отношения с Византией и
установил мир с Венгрией. Однако, проводя активную внешнюю политику, он
вмешался в междоусобицу польских князей (родственником которых был) и в
1205 г. погиб в битве со своим двоюродным братом краковским князем Лешком
Белым. В Галицко-Волынском княжестве началась новая усобица: ведь
наследнику княжеского престола Даниилу было всего 4 года. Власть захватили
бояре.
Один из бояр, Володислав Кормиличич, даже на некоторое время стал
князем, что было полным нарушением всех обычаев, существовавших тогда в
Русской земле. Это единственный случай вокняжения боярина.
Усобицы привели к фактическому раздроблению Галицко-Волынского
княжества на ряд отдельных небольших уделов, постоянно воюющих друг с
другом. Половецкие, польские, венгерские войска помогали соперникам,
грабя, уводя в рабство, а то и убивая местное население. Вмешивались в
галицко-волынские дела и князья других земель Руси. И все же к 1238 г.
Даниилу удалось расправиться с боярской оппозицией (недаром один из
приближенных ему советовал: «Пчел не передавив, меду не едать»). Он стал
одним из самых сильных князей Руси. Воле его подчинялся и Киев. В 1245 г.
Даниил Романович разбил объединенные силы Венгрии, Польши, галицких бояр и
Черниговского княжества, тем самым завершив борьбу за восстановление
единства княжества. Боярство было ослаблено, многие бояре истреблены, а их
земли перешли к великому князю. Однако Батыево нашествие, а затем и
ордынское иго нарушили экономическое и политическое развитие этой земли.
§ 4. НОВГОРОДСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ
В XII — XIII вв.
Своеобразно
развивалась Северо-Западная
Новгородская и Псковская земли. Псков первоначально входил в состав
Новгородской земли и только потом добился независимости. Поэтому историю
их нужно рассматривать вместе.
Проникновение славян на территорию будущей Новгородской земли
началось, очевидно, значительно раньше, чем в южные районы, и шло иным
путем: из славянского прибалтийского Поморья. Это чрезвычайно важное
открытие, сделанное на основе находок археологов, свидетельствует, что
Древнерусское государство возникло благодаря объединению и взаимному
обогащению двух различных славянских традиций — киевской и новгородской, а
не исключительным расселением во все районы Восточной Европы днепровских
славян (этим отчасти можно объяснить ту напряженность, которая постоянно
присутствовала во взаимоотношениях Киева и Новгорода в ранней истории).
Сама же новгородская традиция не была «чисто славянской», на новых местах
славянское население встретилось с местным угро-финским и балтийским
населением и постепенно ассимилировало его. Как полагают В. Л. Янин и
М. Х. Алешковский, Новгород возник как объединение, или федерация, трех
племенных поселков: славянского, мерянского и чудского (меря и чудь —
угро-финские племена).
Постепенно
под властью Новгорода
оказалась обширнейшая
Северо-Западной Руси. Собственно Новгородская земля включала бассейны
озера Ильмень и рек Волхова, Мсты, Ловати, Шелони, Мологи. Вместе с тем
Новгороду принадлежали земли, населенные карелами и другими народами —
Вотская, Ижорская, Карельская, Кольский полуостров, Прионежье, Двина.
Территория эта простиралась от Финского залива до Урала, от Северного
Ледовитого океана до верховьев Волги.
Более суровый,
чем в Приднепровье и в Северо-
менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито
слабее, чем в остальных частях страны, хотя и оставалось основным занятием
населения. Урожаи были неустойчивыми. В обычные годы своего хлеба хватало,
а в неблагоприятные приходилось ввозить зерно из других княжеств Руси. Это
обстоятельство не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для
политического давления на Новгород. Вместе с тем здешние природные условия
благоприятствовали развитию животноводства. Скотоводством занимались не
только жители сельской местности, но и горожане. Распространены были
огородничество и садоводство.
Особенности
социально-политического строя
складываться еще в самые ранние времена. Князь в Новгороде всегда был
вторичен по отношению к городу. Княжеской династии здесь не было.
Резиденция князя не случайно находилась не в детинце (городской крепости),
как в остальных землях, а вне крепости. Первоначально она располагалась на
Торговой стороне Новгорода, в то время как центр города и его городские
укрепления находились на противоположной стороне Волхова — Софийской.
Впоследствии в связи с дальнейшим ростом Новгорода, когда территория так
называемого Ярославова дворища вошла уже в состав города, князь оказался
на новом месте — на Городище, за пределами города.
С самого начала для Новгорода было характерно призвание князя на
престол. Не говоря уже о полулегендарном варяге Рюрике, можно отметить
сообщение 970 г., когда новгородцы прислали к Святославу, «просяща князя
собе». Они угрожали, что, если Святослав не даст им одного из своих
сыновей, «налезем (т. е. найдем) князя собе». Подобные же сообщения можно
встретить и под другими датами.
Князья недолго задерживались на новгородском столе. За 200 с
небольшим лет, с 1095 по 1304 г., на новгородском престоле побывало около
40 человек из трех княжеских ветвей Рюриковичей — суздальской, смоленской
и черниговской. Некоторые князья занимали престол не по одному разу, и
всего смена княжеской власти произошла за это время 58 раз.
Функции князя
в Новгороде были
Прежде всего князь был главой боевой дружины, которую он приводил с собой.
Однако было бы неверно считать его в первую очередь военачальником. Не
говоря о том, что дружина была лишь меньшей частью новгородского войска, а
основную массу составляли ополченцы, на княжеском престоле нередко
оказывались и малолетние. Князь был владетелем домена, он был звеном,
связующим Новгород с Русью и порядками в остальных ее землях. Он также был
адресатом той дани, которая поступала Новгороду Великому; был высшей
судебной инстанцией.
Вместе с
тем отношения Новгорода с
князьями были далеки от
одной стороны, новгородцы в лице веча могли прогнать неугодного князя,
«указать путь» ему, но с другой стороны, князья нередко пытались нарушать
новгородские вольности. Отсюда постепенное ограничение роли князя в
Новгороде. С 1136 г., когда новгородцы прогнали князя Всеволода
Мстиславича, пытавшегося бороться за свои собственные интересы при помощи
новгородских войск, новгородцы сами приглашают к себе князя на
определенных условиях. Среди них — запрет подвергать новгородских «мужей»
репрессиям без вины, вмешиваться во внутренние дела городского управления,
сменять должностных лиц, приобретать собственность в новгородских
«волостях», т. е. на окраинах Новгородской земли. Все эти условия
содержались в специальном договоре — «ряде», который заключался с князем
при его вступлении на престол.
Высшим органом
власти в Новгороде было вече —
показали последние исследования, вече отнюдь не было собранием всего
новгородского мужского населения. На вече собирались владельцы городских
усадеб в количестве не более 400 — 500 человек. Они составляли верхушку
новгородского общества, были полновластными правителями Новгородской
земли.
Высшим новгородским сословием было боярство. Оно, в отличие от
боярства других земель, было кастовым и вело свое происхождение,
по-видимому, от родоплеменной знати. Ранние берестяные грамоты показали,
что государственные подати здесь взимали не князь с дружиной, как это было
в других землях, а на основании договора с приглашенным князем — верхушка
новгородского общества. Иными словами, новгородское боярство изначально не
упускало из своих рук государственные доходы, что обусловило его перевес в
антикняжеской борьбе.
Экономическое могущество бояр позднее возросло благодаря крупным
земельным владениям, которые складывались из пожалований и покупки земель.
Существенными были и неземледельческие доходы боярства, полученные от
эксплуатации проживавших в их городских усадьбах ремесленников.
Наряду с боярами («мужами», «большими людьми») существовал обширный