Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, лекция
Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто — непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.
дружиною налезу злата и сребра».
Вместе с тем и князь был нужен дружине, но не только как реальный
военный предводитель, а и как некий символ государственности. Формальная
независимость воли князя, пускай даже еще несовершеннолетнего, проявилась
во время битвы киевской дружины с древлянами. Битву должен был начать
князь. Малолетний Святослав действительно «суну копьем... на деревляны»,
но его детских сил хватило лишь на то, чтобы оно пролетело между ушей коня
и ударилось ему в ноги. Однако знак к началу битвы был подан, главные
дружинники Свенельд и Асмуд возгласили: «Князь уже почал; потягнете,
дружина, по князе».
Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составлявшие постоянный
совет, «думу», князя стали именоваться боярами. У некоторых из них могла
быть и своя дружина.
Для обозначения младшей
«отроки», «чадь», «гриди». Если бояре выступали в роли воевод, то младшие
дружинники исполняли обязанности административных агентов: мечников
(судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. д. Княжеская
дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собою дань, представляла
собой нарождавшийся класс феодалов.
Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути
изживания характерного для периода родоплеменного строя всеобщего
вооружения народа. Однако незрелость феодальных отношений проявлялась, в
частности, в том, что народные ополчения продолжали играть важную роль.
Наряду с дружинниками «вои» постоянно упоминаются на страницах летописи.
Больше того, они порой более активно участвовали в военных действиях, чем
дружинники, которых князь берег. Так, во время столкновения Мстислава и
Ярослава Владимировичей Мстислав поставил в центре своих войск воев
северян, а на флангах дружину. После битвы он радовался тому, что вои
северяне погибли, а «дружина своя цела».
Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося
народного самоуправления. Народное собрание — вече — действовало активно в
IX — XI вв. и позднее. Народные старейшины — «старцы градские» —
участвовали в княжеской думе, и без их согласия было, видимо, трудно
принять то или иное важное решение. Летописи отразили падение роли вече в
политической жизни: его упоминание обычно связано с экстраординарными
ситуациями, когда ослабевшая княжеская администрация или нуждалась в
дополнительной опоре или утрачивала власть. Однако были и исключения:
сильные позиции сохранило народное собрание в Новгороде и ряде других
городов.
Анализ социально-политических структур позволяет говорить о трех
центрах притяжения, влиявших на общественное развитие: это прежде всего
княжеская власть, набиравшая силу дружина (боярство), народное вече. В
дальнейшем именно соотношение этих властных элементов станет определять
тот или иной тип государственности, который возобладает на территориях,
некогда входивших в состав державы Рюриковичей.
§ 4. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА
До середины X в. господствующей религией оставалось язычество. Так, в
договоре Олега с Византией 911 г. говорится, что он заключен «межи
христианы и Русью». И далее «Русь» — язычники противопоставляются грекам —
«христианам». Но очень скоро ситуация изменилась. Договор Игоря уже не
случайно заключен «межю Греки и Русью», ибо в нем упоминаются не только
живущие в Византии «хрестеяне Руси, но и среди послов названы те, кто
«крещен или некрещен». Христианство приняла, по-видимому, и княгиня Ольга,
мать Святослава. Но это был хотя и симптоматичный, но все же личный выбор
княгини. Ее внуку Владимиру пришлось решать задачу масштабнее —
государственного религиозного выбора.
Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому пантеон богов
прямо или косвенно был связан с выполняемыми родом и племенем
хозяйственными функциями. С усложнением общественной жизни и социальной
структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства
язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически
обосновать происходящие перемены, объединить общество. Власть и общество
приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные
отношения выстраивались в соответствии с родоплеменными.
Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках
старой религии. Так называемая церковная реформа Владимира 980 г. имела
задачу реорганизации язычества с целью придания ей более широкого
общественно-политического звучания. Утверждение общерусского культа
«дружинного бога» Перуна, первого среди сохраненных по реформе «идолов»,
должно было упрочить идеи единодержавия, целостности государства, которые
противопоставлялись традициям племенного сепаратизма. Однако киевский
князь очень скоро отказался от реформы, признав несовместимость старой
религии с поставленными целями: простое выдвижение на первый план тех
языческих богов, которые выполняли «приоритетные» социальные функции, не
могло повлечь за собой пересмотр всей системы политеистических верований и
обрядов. Подобное реформирование не превращало язычество в социальный
интегратор и регулятор общественных отношений, в чем сильно нуждалось
общество. Язычество было лишено универсализма, который присущ
христианству.
«Повесть временных лет» содержит обширный рассказ, посвященный
истории принятия христианства. Сообщается о прибытии в Киев христианских,
мусульманских и иудейских миссионеров, о посылке Владимиром бояр для
выбора лучшей веры и о решении князя и его окружения принять христианство
византийского обряда. Вряд ли это повествование достоверно. Раннее
проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно
христианства достаточно жестко обусловило выбор новой религии. Другой
вопрос, что исследователи далеко не единодушны в том, насколько было
велико византийское влияние. Высказываются мнения о теснейших связях с
болгарской церковью, которой была свойственна широкая веротерпимость.
Разнообразные версии принятия христианства, по всей видимости, отражают
интересы различных
на Руси.
Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год. Однако новая
религия утвердилась далеко не сразу. Процесс христианизации затянулся.
Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими
верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны,
что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. Культ
богов сменился культом святых с прежними «языческими функциями». Сила
дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как
историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси.
Утверждение
христианства на Руси в
событие большого исторического значения. Древнерусское государство
упрочило свои экономические, политические, династические и культурные
связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный
вероисповедальными различиями.
интегрирующейся в семью христианских народов и государств.
Еще большее значение христианство имело для утверждения новой
общественной системы. Ускорилось изживание местных, племенных различий,
что способствовало этнической консолидации. Православные институты
оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией,
придав им характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась
приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться
принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь.
Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем
православном варианте, что впоследствии привело к возникновению и
противоположных тенденций — политическому и культурному отчуждению от
латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития.
С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная
иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Начальная
история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей всю
христианскую Русь, был митрополит Киевский и всея Руси, который, в свою
очередь, назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. Вскоре
его митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно
увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская,
Переяславская, Полоцкая и др. Митрополиты и епископы с древнейших времен
получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым
духовенством появляется и черное, монахи, обживающие пустыни и монастыри.
Число последних в XI — XIII вв., по летописным, достаточно спорным
известиям, достигает 70. Характерно, что расположены они главным образом в
городах или близ городов, — затянувшийся процесс христианизации побуждал
монашество жаться к городским «православным» центрам. Возникает и
монастырское землевладение, значительно уступающее еще земельным владениям
кафедр епископов. Последние до XIV в. включительно были главными
представителями несветских землевладельцев.
§ 5. ОТНОШЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ С ЕЕ СОСЕДЯМИ
Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского
государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран.
Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская
империя, ближайший южный сосед восточных славян. Русско-византийские
отношения IX — XI вв. — это и мирные экономические, политические,
культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия
была удобным источником военной добычи для славянских князей и их
дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать
распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась
превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации.
Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические
контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору
Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в
Константинополе. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом
количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После
христианизации усилились культурные связи с Византией.
Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги
на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу
Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход
Игоря.
Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское
сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята
императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские
императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими
соседями.
Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними
народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя
русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он
вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда
взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и
944 гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись
постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар
каганату нанес Святослав (964 — 965), разгромив главные города каганата и
захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к
образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского
княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар,
которые сформировали после этого свое государство — первое государственное
образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.
Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье
вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и
Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику,
византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить
поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город