Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:02, лекция
Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто — непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.
Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии.
Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян,
с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил,
что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.
Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала
печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской
летописи под 915 г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и
Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли
Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной
знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии
время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую
сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по
наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно
возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в
Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались
ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по
численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава
получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а
Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.
По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии
предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав
погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из
черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи,
в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти
павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа
перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.
Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время
княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до
этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с
просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца
Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и
претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал
выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина
Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит.
Однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел
важное политическое значение. Всего за несколько лет до того германскому
императору Отгону II не удалось жениться на византийской принцессе
Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной
иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко
поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться
выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в
Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое
обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение
креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами
средневековой Европы.
Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских
князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа —
Индигерде. Дочь Ярослава — Анна была замужем за французским королем
Генрихом I, другая дочь — Елизавета стала женой норвежского короля
Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка
Ярослава Мудрого — Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского
императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава — Всеволод был женат на
византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток
Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.
С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения.
Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории
нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая
пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.
Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками.
Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их
набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве
Ярослава (уехал в Новгород), печенеги осадили Киев. Ярослав быстро
вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не
смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие
кочевники — половцы.
Половцы (иначе — кипчаки или куманы) — тоже тюркская народность — еще
в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана. В середине X в.
половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того
как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория,
которую называли Половецкой степью, или (в арабских источниках)
Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые
половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло
первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю
воевать». Вторая половина XI — XII в. — время борьбы Руси с половецкой
опасностью.
Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских
держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных
отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.
§ 6. КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И БЫТ
КИЕВСКОЙ РУСИ
Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам
уровень культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием
во второй половине IX в., уже в X в. проникает на Русь. Так, договор
911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и
славянском. К середине X в. относится и первая надпись кириллицей на
найденном во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка.
В начале XI в. грамотность уже проникает в среду феодалов. Так, Ярослав
Мудрый, по словам летописи, «книгам прилежа и почитая е (т. е. книги)
часто в нощи и в дне». Он создал княжеские мастерские по переписке книг и
переводу с греческого языка на русский. Еще раньше Владимир, по сообщению
летописца, «у нарочитой чади», т. е. у дружинников, собирал детей и «даяти
нача на учение книжное». Летописец говорит, что матери этих детей «плакаху
по них... акы по мртвеци», так как еще не утвердились в вере. Вероятно, из
этих детей должны были готовить кадры будущих церковных иерархов.
Поскольку православные епископы и архиепископы должны быть монахами, монах
же официально считался «живым мертвецом», матери оплакивали судьбу своих
детей, которым суждено было стать монахами.
«Почитание книжное» в Киевской Руси считалось престижным. Недаром
летописец отмечает любовь к чтению (естественно, «священных» книг) как
положительную черту Ярослава. Его дочь Анна, королева Франции, умела
читать и писать (сохранилась ее подпись), в отличие от своего мужа,
французского короля, ставившего вместо подписи крест. Подлинный гимн
знанию, культуре можно найти в «Поучении» Владимира Мономаха. Убеждая
своих детей не лениться, Владимир Мономах советует им не забывать того
«доброго», что они умеют, а чего не умеют, «тому ся учите», ставя в пример
своего отца, который «дома седя, изумеяше 5 язык, в том бо честь есть от
инех земель».
О широком распространении грамотности свидетельствуют владельческие
записи на шиферных пряслицах, кувшинчиках и других ремесленных изделиях
XI — XII вв., колодки с именами заказчиков, надписи на стенах церквей,
наконец, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти и
письма, начиная с XI в.
К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские книги. Книг,
естественно, сохранилось не очень много. Средневековая культура была
элитарной. Прежде всего исключительно дорог был материал для книг. Это был
пергамен, специально выделанная кожа, на Руси — обычно телячья.
Дороговизна материала побуждала писцов к особо тщательной, медленной
работе. В древнерусских рукописях каждая буква не столько выписана,
сколько даже нарисована, по строгим правилам — уставу. Отсюда и название
основного типа русского письма XI — XIII вв. — устав. Заказчиками книг
могли быть только самые богатые люди, поэтому не жалели средств на
украшения, великолепные иллюстрации, заставки разных цветов с
использованием золота, изысканные и затейливые инициалы. Среди древнейших
дошедших до нас русских рукописей — «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные
для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В «Изборниках» собрано много
разнообразных произведений — религиозных, философских, поучительных и
т. д.
К XI в. относится и зарождение русской литературы. В первой половине
XI в. (по мнению ряда ученых — в конце X в.) возникает русское
летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на
предшествующих текстах, — «Повесть временных лет» была создана около
1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, у которого было,
однако, немало предшественников. Основная идея «Повести временных лет»
глубоко патриотична — единство русской земли. Летописец безоговорочно
осуждает княжеские усобицы и кровавые распри. Разумеется, мировоззрение
его — феодальное. Князь для него — носитель высшей идеи законности,
дружинники — его боевые друзья.
Нестор был одним из крупнейших древнерусских писателей. Ему
принадлежит «Житие» основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия,
наполненное множеством реалистических бытовых деталей. В частности,
описывая мать Феодосия, которая негодовала на христианское смирение и
аскетизм сына, Нестор пишет, что она была «телом крепка и сильна, яко же и
муж», и замечает, что тот, кто только слышал ее голос, а не видел ее, мог
подумать, что это говорит мужчина.
Другое произведение Нестора — одно из первых житий Бориса и Глеба —
«Чтение о житии и о погублении» этих князей. Внимание древнерусских
авторов к житиям собственно русских, а не византийских «святых» было
связано со стремлением подчеркнуть самобытность, самостоятельность своей
страны, с ростом национального самосознания.
Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Илариона,
первого киевского митрополита — русского, а не византийца по
происхождению. В своем «Слове о Законе и Благодати» (ок. 1049),
написанном, видимо, тогда, когда Иларион еще был священником, он
восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русскую землю (это, как
будто, основная задача произведения), но и всю Русскую землю, которая
«ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли». Не только христианин
Владимир, но и язычники — «старый Игорь» и «славный Святослав»
прославляются им как мужественные воины, известные «в странах многах».
Новый жанр представляло собой «Хождение» игумена Даниила — описание
его путешествия в «святую землю» Палестину, совершенного в 1106 — 1108 гг.
«Игумен Данил Русския земля», как себя называет автор, подробно описывает
природу Палестины, христианские реликвии. В своих описаниях он неизменно
стремится к особой точности, приводя в саженях и даже пядях размеры тех
или иных сооружений. Даниил чувствовал себя в Палестине представителем
всей Руси, от имени Русской земли он поставил свое «кандило» у «гроба
Господня».
Высокого уровня достигла в Киевской Руси и архитектура. К сожалению,
памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не
сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная
их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Каменное строительство
началось на Руси в конце X в. после принятия христианства. На Руси не было
еще опыта возведения каменных построек, а потому первые сооружения из
камня были возведены приезжими византийскими мастерами. Уже в 989 г. князь
Владимир заложил в Киеве храм Успения Богородицы, так называемую
Десятинную церковь. Десятинной она называлась потому, что на ее содержание
была отпущена церковная десятина, т. е. десятая часть доходов князя.
Строительство было завершено в 996 г. Она была разрушена во время Батыева
нашествия в 1240 г. и долго стояла в руинах, пока на ее месте в XIX в. не
возвели новую церковь. Раскопки Десятинной церкви позволили выяснить, что