Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа
Народничество как идеология российского освободительного движения господствовало не только в 70-е, но и в 60-е и даже в 80-е годы XIX в. Однако временем исчерпывающего выражения и расцвета народничества была, несомненно, эпоха 70-х годов – точнее, с конца 60-х по начало 80-х. Эта «революционнейшая из эпох в жизни русской интеллигенции» давно обрела и сохраняет доныне самостоятельный научный интерес – по совокупности разных причин.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Формирование народничества как системы взглядов: аспекты, влияние на культуру общества того периода………………………………….10
а) Зарождение идей народничества и теория общинного социализма А.И.Герцена………………………………………………………………...……10
б) Воззрения Н.Г.Чернышевского………………………………………15
в) Влияние теорий А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского на взгляды народников………………………………………………………………………19
г) Общий вывод…………………………………………………...………22
Глава 2. Развитие идей народничества в 70-е годы XIX века………………..24
а) Учение П.Л.Лаврова……………………………………………….…..27
б) Учение М.А.Бакунина……………………………………………...….35
в) Учение П.Н.Ткачева…………………………………………..……….40
г) Общий вывод…………………………………………………………...44
Глава 3. Революционное народничество в последней трети XIX века………46
а) Общество «Земля и воля» в 1876—1879 гг……………………………46
б) «Черный передел»…………………………………………………..….50
в) «Народная воля»……………………………………………...…………54
г) Общий вывод…………………………………………………………....58
Заключение………………………………………………………………………60
Список литературы…………………………………..………………………….62
В 30–40-х годах XIX века в
России начался промышленный переворот,
то есть стали происходить
1861 год открыл новую - буржуазную - страницу русской истории. С падением крепостного права начинается эпоха интенсивного развития капитализма в России, которое, однако, сдерживалось сохранением многочисленных феодальных (самодержавие, сословный строй, отработочная система) и даже дофеодальных (крестьянская община) пережитков. Анализ хозяйственной документации пореформенной эпохи (официальные экономические сводки, подворные описи и описи имений, учетные ведомости предприятий) свидетельствует о внедрении капиталистических методов в управление хозяйством.
Что касается развития философской
мысли в Западной Европе того периода,
то еще начиная с эпохи
Реальная история XVIII и XIX вв., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале XIX в. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения (разума); в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Все это не могло не отразиться на воззрениях представителей интеллигенции российского населения.
Долгое время, тем не менее, идея социализма оставалась на исключительно утопическом уровне, и выражала демократические требования крестьян, то есть исходила из недостаточного развития капитализма в стране и наличия крестьянской поземельной общины. В целом, утопический социализм является принятым в исторической и философской литературе обозначением предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, и о его справедливом устройстве. Основоположниками данного учения именно в России можно назвать А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского.
В.И. Ленин в собрании своих сочинений указывает, что именно «Герцен – основоположник русского социализма, «народничества»1.
С учением социализма А.И.Герцен познакомился еще в студенческие годы, в начале 30-х годов, когда объединился с друзьями в небольшой кружок, в котором они усердно занимались чтением, увлекаясь по преимуществу вопросами общественными, занимаясь изучением русской истории и усвоением идей Сен-Симона и других социалистов. Позже, в «Былом и думах», он сам описывал это: «Новый мир толкался в дверь, наши души, наши сердца растворялись ему. Сен-симонизм лег в основу наших убеждений и неизменно остался в существенном»2. Стоит отметить, что сен-симонизм являлся течением социального утопизма, основанного графом Анри де Сен-Симоном, догматизация которого привела к тому, что достаточно быстро сенсимонисты фактически создали узкую религиозную секту. Будучи, в сущности, демократичным по своим стремлениям, данное учение в то же время высказывалось против народовластия и абсолютного равенства, а его антииндивидуалистическое направление сказывалось, между прочим, в отрицании принципа свободы совести. Сенсимонисты винили современное им общество в целом ряде безнравственных явлений, и достигавшее прежде пика влияния общество к 1848-му году прекратило свое существование, вследствие непопулярности идей.
Однако проповедником социолизма А.И. Герцен стал намного позже. В 1834 году все члены кружка Герцена и он сам были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где и был определен на службу в канцелярию губернатора. За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику престола (будущему Александру II), он, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни. В 1840 году Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Здесь ему пришлось столкнуться со знаменитым кружком гегельянцев Станкевича и Белинского, защищавших тезис полной разумности всякой действительности.
Большая часть приятелей Станкевича сблизилась с Герценом, образуя лагерь западников; другие примкнули к лагерю славянофилов, с Хомяковым и Киреевским во главе (1844).
Несмотря на взаимное ожесточение и споры, обе стороны в своих взглядах имели много общего и прежде всего, по признанию самого Герцена, общим было «чувство безграничной обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому складу ума». Противники, «как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно»3.
В 1842 году Герцен, отслужив год в Новгороде, куда он попал не по своей воле, получил отставку и переехал на жительство в Москву. Оттуда он часто ездил в Петербург на собрания кружка Белинского; а вскоре после смерти своего отца в 1847 году, Убедившись в невозможности какой-либо полезной деятельности в самодержавной России, он решается покинуть родину.
В Европу Герцен приехал, настроенный скорее радикально-республикански, чем социалистически, хотя начатая им публикация в «Отечественных записках» серии статей под заглавием «Письма с Avenue Marigny» (впоследствии в переработанном виде опубликованы в «Письмах из Франции и Италии») шокировала его друзей — либералов-западников — своим антибуржуазным пафосом. Февральская революция 1848 года показалась Герцену осуществлением всех надежд. Однако последовавшее затем Июньское восстание рабочих, его кровавое подавление и наступившая реакция потрясли Герцена, который постепенно утрачивает веру в европейскую революцию, решительно обращается уже к социализму. Поражение разрушало его схему исторического процесса и провело к краху мечтаний о республике как политической форме, совершенствование которой в конечном счете должно было привести к осуществлению идеалом свободы, равенства, и счастья трудящихся.
Он сблизился с Прудоном
и другими выдающимися
В этот период Герцен вращался среди кругов радикальной европейской эмиграции, собравшейся в Швейцарии после поражения революции в Европе, и, в частности, познакомился с Джузеппе Гарибальди. Известность ему доставила книга эссе «С того берега», в которой он производил расчёт со своими прошлыми либеральными убеждениями. Под влиянием крушения старых идеалов и наступившей по всей Европе реакции, у Герцена сформировалась специфическая система взглядов об обреченности, «умирании» старой Европы и о перспективах России и славянского мира, которые призваны осуществить социалистический идеал. Единство революционных целей Запада и России являлось главным мотивом развиваемых им в дальнейшем идей.
Русская община представлялась
А.И.Герцену как идеальная
Воззрения Н.Г.Чернышевского.
Николай Гаврилович Чернышевский был продолжателем дела А.И.Герцена. Еще за годы учёбы в университете им были выработаны основы собственного мировоззрения, уже согласно которым Чернышевский сознательно готовит себя к революционной деятельности и делает первые попытки писать художественные произведения. В 1850 году окончив курс историко-филологического отделения философского факультета Петербургского университета кандидатом, он получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 г. приступает к работе. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей. Он также верил в возможность крестьянской революции, и, как и его учитель А.И.Герцен, видел утверждение феодализма в актах завоевания, насилия и власти, из чего Чернышевский делает вывод о том, что феодализм – «явление случайное и вредное для исторического процесса»7. В своих сочинения он разбирает причины возникновения феодализма, датирует конец этой эпохи и выделяет идею созидательной формы народных масс в истории. Конечно, Чернышевский не мог отрицать, что Европа продолжает развиваться, но ее успехи он ставил как противовес труда народа феодальной форме существования страны, либо стран.
Соответственно, вопрос о
крепостном праве он также связывал
именно с феодализмом, но отмечал
специфику условий его
Однако при этом он отмечал, что если на Западе «отдельная личность уже привыкла к безграничности частных прав», потому возвращение к наилучшей форме организации, общине, осуществить весьма сложно, так как Европа в ходе своего развития «сошла с естественного пути», ведь «нечего нам рассматривать общинное землевладение как особенную черту нашей национальности, а надобно смотреть на него как на общую человеческую принадлежность известного периода в жизни каждого народа»9, и попытки западных философов развить идеи социализма лишь являются «продолжением, расширением, дополнением прежнего стремления к обеспечению частных прав отдельной личности»10. Совершенной иной порядок дел, на его взгляд, был в России. В то время в стране как раз начиналось экономическое движение и промышленный подъем, т.е. капитализм начал развиваться усиленнее, и, по мнению Чернышевского, это должно было вызвать глубокие преобразования, но «..не дерзнем коснуться священного, спасительного обычая, <….>, не посягнем на общинное пользование земли, - на это благо, от приобретения которого теперь зависит благоденствие земледельческих классов Западной Европы»11.
Чернышевский считал, что революция откроет возможность для постепенного утверждения социалистических принципов в жизни общества, однако допускал долговременное параллельное развитие в стране двух укладов- капиталистического и общинного, следовательно, между победой последнего в ходе революции и собственно торжеством общинного, социалистического уклада может лежать весьма продолжительный период. Правительство не должно вмешиваться в частную жизнь общества, она охраняется общиной, поэтому каждое частное лицо имеет полнейшую независимость. Н.Г.Чернышевский свою теорию аргументировал еще и с экономической точки зрения, приводя статистические данные по обрабатываемой земле и получаемому урожаю. Позднее, в своей работе «Капитал и труд» он предлагал план создания товариществ, воплощающих в себе основные идеи конкретно социализма. Стремясь сделать схемы понятнее, Чернышевский сравнивал товарищество с фабрикантом: у них одинаковые виды расходов, и, соответственно, будет большой доход, но работник, в отличие от рабочих частных предприятий, будет участвовать в прибыли от своего труда, т.е. «потребитель продукта должен являться и его хозяином-производителем».
Преобразование городской
Информация о работе Зарождение и развитие идей народничества в XIX веке