Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа
Народничество как идеология российского освободительного движения господствовало не только в 70-е, но и в 60-е и даже в 80-е годы XIX в. Однако временем исчерпывающего выражения и расцвета народничества была, несомненно, эпоха 70-х годов – точнее, с конца 60-х по начало 80-х. Эта «революционнейшая из эпох в жизни русской интеллигенции» давно обрела и сохраняет доныне самостоятельный научный интерес – по совокупности разных причин.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Формирование народничества как системы взглядов: аспекты, влияние на культуру общества того периода………………………………….10
а) Зарождение идей народничества и теория общинного социализма А.И.Герцена………………………………………………………………...……10
б) Воззрения Н.Г.Чернышевского………………………………………15
в) Влияние теорий А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского на взгляды народников………………………………………………………………………19
г) Общий вывод…………………………………………………...………22
Глава 2. Развитие идей народничества в 70-е годы XIX века………………..24
а) Учение П.Л.Лаврова……………………………………………….…..27
б) Учение М.А.Бакунина……………………………………………...….35
в) Учение П.Н.Ткачева…………………………………………..……….40
г) Общий вывод…………………………………………………………...44
Глава 3. Революционное народничество в последней трети XIX века………46
а) Общество «Земля и воля» в 1876—1879 гг……………………………46
б) «Черный передел»…………………………………………………..….50
в) «Народная воля»……………………………………………...…………54
г) Общий вывод…………………………………………………………....58
Заключение………………………………………………………………………60
Список литературы…………………………………..………………………….62
Таким образом видно, что Чернышевский,
вслед за А.И.Герценом, проникся идеями
социализма, но даже его теория являлась
утопичной и практически
Влияние теорий А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского на взгляды народников.
Зарождение идеологии революционного народничества относится еще к 40-м годам XIХ века, когда А.И. Герцен выдвинул теорию «русского социализма». По словам Г.В. Плеханова, первую «философскую санкцию» народничеству дал именно А.И. Герцен, поставивший вопрос: должна ли Россия на пути к социализму повторить все фазы европейского развития или ее жизнь пойдет по иным законам, и в дальнейшем этот вопрос развивался, как уже упоминалось ранее, его последователем Н.Г.Чернышевским в сотрудничестве со своими сторонниками.
Разработка теории общинного социализма шла рука об руку с практикой революционной борьбы, так как кризис 1859-1861 гг. обострил классовые противоречия. Сторонники практической теории сгруппировались вокруг Н.Г.Чернышевского, который со своими сторонниками готовил план обращения к различным слоям общества, которых проводимые в стране реформы должны были особенно возмутить и ущемить, агитационные материалы, одним из которых является «Предисловие к нынешним австрийским делам», опубликованное в 1861 году в февральском номере «Современника». Кроме того, реализация задуманных планов выразилась и в издании прокламации «К молодому поколению», написанной Н.В.Шелгуновым и М.Л.Михайловым, выражавшая требования изменить существующее общество руками именно молодежи, призывая ее к борьбе за уничтожение государственного строя; и в прокламации «Молодая Россия», написанной студентом П.Г.Заичневским, увидевшей свет в 1862 г. Конкретно последняя из прокламаций получила широкий резонанс в народе, в среде военных и студентов, открыла дальнейшее развитие агитации с помощью типографического материала в широких массах. Примером тому может служить лозунг, выдвинутый 15 августа 1861 года А.И.Герценом в «Колоколе»: «Заводите типографии!». Как пишет В.Ф.Антонов в своей книге «Революционное народничество», цитируя В.И.Ленина - «Увидев в начале 60-х годов революционный народ, Герцен и Чернышевский безбоязненно встали на его сторону, подняли знамя революции».
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один - вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.Г.Герценом в Лондоне - он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй - возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г.Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И.Герцена - видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.
На основе идей Н.Г.Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок «Великорусе» (1861-1863) и «Земля и воля» (1861-1864). В них входили Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичи, Г.Е.Благосветлов, Н.И.Утин и др.
«Земля и воля» была
первая крупная революционно-
Во второй половине 60-х
годов вновь возникли тайные кружки.
Их члены сохранили идейное
Таким образом, главная причины
подъема общественного движения
и становления народничества - сохранение
старой социально-политической системы
и, в первую очередь, самодержавного
строя с его полицейским
Общий вывод.
Исторический процесс
развития русской социалистической
мысли от утопии к науке занимает
почти половину века. В поисках
научной теории общественного развития
особое место принадлежит
Народничество как движение
и как идеология крестьянской
демократии в России сложилась в
60-х годах XIX века. В это десятилетие
происходила глубокая ломка во всех
сферах общественной жизни страны.
Крестьянская реформа 1861 года положила
начало новой буржуазной России, выраставшей
из крепостничества. Но эта буржуазная
по содержанию реформа проводилась
руками крепостников и царских чиновников,
не желающих расстаться со своими привилегиями,
поэтому Россия надолго сохранила
пережитки феодализма как в экономике,
так и в политике и среди
них главные - помещичье землевладение
с полукрепостнической
Но, довольно заметные успехи капитализм делал в промышленности, сосредоточенной в городах, зато в сельское хозяйство он проникал крайне медленно и там по-прежнему господствующее положение принадлежало помещичьим латифундиям. Двадцатилетнее временнообязанное состояние, система отработок, погашение огромного выкупа за ничтожный надел, арендные платежи почти не изменили положение самой многочисленной социальной группой. Главным бичом крестьянства было безземелье. Другими словами, крестьянский вопрос не получил удовлетворительного разрешения, и деревня продолжала оставаться источником глубоких социальных противоречий, которые еще более обострились под действием процесса дифференциации крестьянства и начавшегося разложения общины.
Теория народничества разрабатывалась в условиях борьбы крестьян против крепостного права, и в те годы, когда капитализм на Западе уже вполне ясно проявил свои отрицательные черты. Иллюзии лозунга «свобода, равенство, братство», начертанного на знаменах Великой французской буржуазной революции, к середине XIX века полностью развеялись.
Но ростки капитализма в России стали заявлять о себе еще более интенсивно после отмены крепостного права. Лучшие люди России увидели свое призвание в защите крепостных, народных интересов, в борьбе одновременно и против крепостничества и против нарождающегося капитализма. Народничество явилось идейным обоснованием этой борьбы.
Глава 2. Развитие идей народничества в 70-е годы XIX века.
Информация о работе Зарождение и развитие идей народничества в XIX веке