Зарождение и развитие идей народничества в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Народничество как идеология российского освободительного движения господствовало не только в 70-е, но и в 60-е и даже в 80-е годы XIX в. Однако временем исчерпывающего выражения и расцвета народничества была, несомненно, эпоха 70-х годов – точнее, с конца 60-х по начало 80-х. Эта «революционнейшая из эпох в жизни русской интеллигенции» давно обрела и сохраняет доныне самостоятельный научный интерес – по совокупности разных причин.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Формирование народничества как системы взглядов: аспекты, влияние на культуру общества того периода………………………………….10
а) Зарождение идей народничества и теория общинного социализма А.И.Герцена………………………………………………………………...……10
б) Воззрения Н.Г.Чернышевского………………………………………15
в) Влияние теорий А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского на взгляды народников………………………………………………………………………19
г) Общий вывод…………………………………………………...………22
Глава 2. Развитие идей народничества в 70-е годы XIX века………………..24
а) Учение П.Л.Лаврова……………………………………………….…..27
б) Учение М.А.Бакунина……………………………………………...….35
в) Учение П.Н.Ткачева…………………………………………..……….40
г) Общий вывод…………………………………………………………...44
Глава 3. Революционное народничество в последней трети XIX века………46
а) Общество «Земля и воля» в 1876—1879 гг……………………………46
б) «Черный передел»…………………………………………………..….50
в) «Народная воля»……………………………………………...…………54
г) Общий вывод…………………………………………………………....58
Заключение………………………………………………………………………60
Список литературы…………………………………..………………………….62

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

 

«Народная воля».

Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании  государства для осуществления  социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди  исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной  воли», хотя сами народовольцы отрицали непосредственное влияние на них  идей Ткачева.

В народовольческие организации, существовавшие более чем в 60 городах, входило  около 500 человек, активное содействие народовольцам оказывали еще  приблизительно 5 тыс. человек. Руководителями «Народной воли» стали А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и Н.А.Морозов.

Организация партии состояла из целой  сети тайных кружков, группирующихся на начале централизации групп младшего порядка вокруг группы порядка высшего. Каждая группа высшего порядка пополняется  лучшими силами групп порядка  младшего. Вся организация стягивается  к единому центру — Исполнительному  комитету. Название «Исполнительный  комитет» точно соответствовало  сути этого органа — его члены  не только задумывали, но и при помощи нескольких десятков агентов Исполнительного  Комитета проводили в жизнь важнейшие  народовольческие предприятия.  Все  группы связаны между собой единством  программы и плана практических действий, общностью сил и средств. Сношения между группами велись через  агента высшей группы, входящего в  состав младшей группы. Интересы центра для каждого члена стояли выше интересов его группы, поэтому Устав обязывал отрешиться от всех личных связей, и, если будет нужно, быть готовым переносить лишения, тюрьмы, каторги или даже жертвовать жизнью. Поэтому центр был вправе отзывать членов подгрупп на известные ему нужды, не мотивируя отозвания перед группой. Каждая группа была в ведении своих дел самостоятельна и имела свой бюджет. Все вопросы программные, а также вопросы партийной политики центр отдавал на обсуждение всей организации. Решение по этим вопросам постановлял съезд представителей местных центральных групп вместе с уполномоченными от Исполнительного комитета— так как Исполнительный комитет следил за точным исполнением предначертаний съезда и направлял сообразно ним все силы организации. Взаимные отношения местных центральных групп между собою и к Исполнительному комитету, их круг ведения определялись особыми договорами. В больших центрах организация дробилась по предметам ведения -  рабочая организация, военная, молодежи и т. д., на том же начале автономности кружков и централизации.

Организация очень быстро вступила в политическую жизнь, и уже 26 августа 1879 г., вскоре после разрыва с чернопередельцами, на Исполнительном Комитете постановили уничтожить Александра II. 1 октября они издали первый номер своего журнала с аналогичным названием, а уже 1 января 1880 г. опубликовали новую программу. «Война начата не на жизнь, а на смерть… из этой ожесточенной схватки нет другого исхода: либо правительство сломит движение, либо революционеры низвергнут правительство»45.

В программу, принятую организацией, входили следующие пункты:

- постоянное народное  представительство, имеющее полную  власть во всех общегосударственных  вопросах;

- широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех  должностей, самостоятельностью мира  и экономической независимостью  народа;

- самостоятельность мира, как экономической и административной  единицы;

- принадлежность земли  народу;

- система мер, имеющих  передать в руки рабочих все  заводы и фабрики;

- полная свобода совести,  слова, печати, сходок, ассоциаций  и избирательной агитации;

-всеобщее избирательное  право, без сословных и всяких  имущественных ограничений;

- замена постоянной армии  территориальной.

Практическая деятельность общества в программе делилась на  пропагандистско-агитаторскую и разрушительную, причем пропаганда стояла на первом месте  и включала в себя критику существующего  строя, изложение и уяснение способов переворота и общественной реформы. Террористическая, или разрушительная, деятельность должна была быть направлена на уничтожение «наиболее вредных  лиц». Кроме того, в программе  признавалось очень важным наличие  «прочного разложения в различных  слоях населения», особенно в администрации  и войске. В целом программа  соответствовала взглядам большей  части членов организации, хотя в  некоторых случаях выявлялись и  разногласия. В частности, не было единства во взгляде на политический переворот, так как ряд членом партии стояли за захват власти группой заговорщиков, тогда как программа требовала  после переворота провести демократические  выборы в Учредительное собрание.

При этом «Народная воля» не отказалась от идеи, что истинное освобождение находится в «Области экономической», и данное положение, принадлежавшее еще «Земле и воле», не было отвергнуто, просто отодвинуто на второй план в зависимость от успеха политического переворота.

Народовольцы, не видя в рабочем  классе самостоятельной силы, не стали  создавать отдельную партию пролетариата, однако именно они первыми приступили к организации революционных  кружков рабочих, начав еще в 1880 г. расширять свои связи с рабочими, пытаться договориться о совместной деятельности. Обычно этому способствовали создаваемые при каждом новом  местном отделении организации  студенческие кружки. Благодаря правильной постановке пропагандистской деятельности удалось не только привлечь на свою сторону большое количество рабочих, но и подготовить значительную группу новых пропагандистов из их среды.

На общественное мнение наибольшее впечатление произвел народовольческий террор. Так как еще в августе 1879 года Исполнительный Комитет «Народной  воли» объявил, что приговаривает  царя к смерти, началась настоящая  охота на Александра II, и было предпринято  несколько попыток убить его. Народовольцы, вынесшие смертный приговор, организовали в общей сложности  семь покушений на императора, в  том числе взрыв поезда под  Москвой 19 ноября 1879 года, взрыв в  Зимнем дворце 5 февраля 1880 года. Взрыв  в царской резиденции вызвал панику в верхах и по существу заставил власти пойти на уступки, такие, как  упразднение Третьего Отделения, приостановление  смертных казней, начало поисков опоры  в обществе. Стоит отметить, что  казнь в ноябре 1880 года народовольцев  Квятковского и Преснякова сделали цареубийство «делом чести» партии. 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала Н.И.Рысаков метнул бомбу в царскую карету, но император даже не был ранен. Другой террорист, И.И.Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Сам террорист был убит, а Александр II - тяжело ранен, и скончался через час в Зимнем дворце. В ходе следствия Рысаков выдал всех, кого знал. В апреле 1881 года публично было повешено пятеро народовольцев: А.И.Желябов, С.Л.Перовская, Н.И.Рысаков, А.Д.Михайлов, Н.И.Кибальчич, Г.М.Гельфман. Все они, кроме Гельфман, были повешены 3 апреля 1881года. Гельфман ввиду ее беременности смертную казнь отсрочили до рождения ребенка, заменив ее впоследствии вечной каторгой, однако из-за невыносимых условий в тюрьме она умерла уже 1 февраля 1882.

К маю 1881 г. кружки вновь ожили, но в  рядах членов появился новый агент, Прейм, который снова выдал рабочую группу, и последовали новые аресты. Организация сделала попытку расширить пропаганду, но на рубеже 1881-1882 гг. рабочая группа, в результате предательства нового провокатора Белова, была почти полностью ликвидирована46.

 

Общий вывод.

Несмотря на расхождения в вопросах тактики, всех народников объединяло признание  революции как единственного  средства освобождения народа. Заслугой народовольцев было преодоление  во многом аполитизма своих предшественников, недооценки значения политической борьбы.

После неудачных попыток хождения в народ с целью установления связи с крестьянством и возможности  его организации на восстание, возникла идея создания тайной революционной  организации, объединившей всех народников.  Не достигнув существенных результатов  и убедившись в необходимости  политической борьбы, среди народовольцев  начались споры по программным и  тактическим вопросам о методах  борьбы, которые привели к расколу. Программа народовольцев предусматривала  подготовку политического переворота, свержения самодержавия, установления в стране демократического строя, уничтожение  частной собственности. Важнейшим  средством политической борьбы считался террор, а главной целью - убийство царя. Предполагалось, что это разбудит народные низы и подтолкнет их к  восстанию.

Народничество как революционная  сила пытавшаяся поднять крестьян на социальную революцию, фактически исчерпало  себя актом 1 марта 1881 г. Это не означает, что движение тут же прекратилось – еще происходили попытки  вновь организовать кружки, но былого успеха это уже не приносило. В дальнейшем же главенствующую роль в последующем десятилетии занимает либеральное народничество, отличающееся неприятием насильственных методов борьбы.

Несмотря на то, что народничество  не могло разрешить поставленных перед собой проблем своего времени, его действие имеет высокую оценку в работах исследователей.  Для  примера можно привести слова  В.И.Ленина, который деятельность данного  течения оценивал очень высоко. «  Такое развитие народничества было совершенно естественно и неизбежно, так как в основе доктрины лежало чисто мифическое представление  об особом укладе (общинном) сельского  хозяйства: от прикосновения с реальностью  миф рассеялся, и из крестьянского  социализма получилось радикально-демократическое  представительство мелкобуржуазного крестьянства…»47.

 

 

 

Заключение.

В ходе данной работы было рассмотрено  развитие идей народничества в порядке ее развития сообразно времени, с установлением особо внимания на период  1870-х гг. и рассмотрением отдельных организаций требуемого периода и их характеристикой на основе полученных данных - следовательно, цель исследования можно считать осуществленной.

В ходе данной работы было выявлено, что  генезис народничества связан с  историей становления русской интеллигенции. Идея «печалования и сострадания о неправде и рабстве человека» придала особую окраску всей системе общественного сознания России второй половины XIX в. Снимая противостояние западничества и славянофильства, сторонники новой идейной доктрины попытались соединить элементы обоих течений русского протолиберализма. Их своеобразные взгляды - теория некапиталистического пути развития России, перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины - стали значимым и достаточно обособленным явлением русской философской мысли и культуры. Народники были убежденными атеистами, но в их сознании свободно уживались социализм и христианские ценности (высвобождение общественного сознания из-под церковного диктата, «христианство без Христа», но с сохранением общекультурных христианских традиций).

Многие из народников стремились на собственным примере показать возможность  создания нового типа культуры с особым отношением к труду, семье, науке, искусству, морали, религии. Они хотели личным участием изменить социальное развитие страны, облагородив его. Социокультурный идеал народничества оказал сильнейшее влияние на все российское общество, обнаружив себя к началу XX в. не только в русском либерализме, но даже и в консерватизме. Народнические идеи активно оспаривались многими общественными деятелями и философами, но при этом они заставляли их проникаться отдельными постулатами народничества.

Понятие народничества и идеология  народничества были заложены А.И. Герценым и Н.Г. Чернышевским, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись:

-отрицание исторического значения  капитализма и стремление не  допустить его развитие в России;

-стремление создать социалистическое  общество, как систему общественных  отношений, основанных на справедливости  и коллективизме;

-лишь в солидарном и справедливом  обществе существуют условия,  обеспечивающие всестороннее развитие  личности;

-идеализация крестьянской общины  и надежды через нее прийти  к социализму;

-представление о русском крестьянине  как о человеке будущего, «социалисте  по природе».

В народничестве складывались и  развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции  для достижения этой цели. Свои идейные  особенности имело каждое из них. По степени радикализма в народничестве  различаются такие направления  как: консервативное, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское направления. Данная работа затрагивает  последние два направления.

 

Список литературы:

Источники:

  1. М.Бакунин. Анархия и порядок. - М., 2000;
  2. М.Бакунин, Письма к А.Герцену и Н.Огарёву/ под ред. М.И.Драгомирова. - СПб, 1906;
  3. «М. Бакунин – речи и воззвания»/ статья А.Герцена о М.Бакунине. - М., 1906;
  4. М. Бакунин, Избранные труды - М., 2010;
  5. М.Бакунин, Философия, Социология, политика. - М., 1983;
  6. А.И.Герцен, Движение общественной мысли в России/ пер. с французского. - М., 1907;
  7. А.И.Герцен, О развитии революционных идей в России. - М., 1958;
  8. Г.В.Плеханов, История русской общественной мысли, Т.III. - М., 1918;
  9. А.И.Герцен, Собрание сочинений в тридцати томах, М., 1954;
  10. Н.Г.Чернышевский, Избранные экономические произведения. - М., 1948;
  11. Н.Г.Чернышевский, Полное собрание сочинений. - СПб, 1906;
  12. Ткачев П.Н. Избранные сочинения на социально-политические темы. Т. 4. — М., 1933;
  13. Ткачев П.Н. Собрание сочинений в 2-х томах.- М., 1975-76;
  14. «Архив «Земли и воли» и «Народной воли». - М., 1932;
  15. О.В.Аптекман, Общество «Земля и воля» 70-х гг;
  16. М.Фроленко, Начало «Народовольчества», «Каторга и ссылка». -  М., 1926;
  17. Лемке М. Очерки освободительного движения шестидесятых годов. -  СПб., 1908

 

Литература и периодика:

  1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. - Л., 1966;
  2. Революционное народничество 70-х гг. XIX в.: Сборник документов и материалов в 2-х томах. - М.,1961 – 1965;
  3. Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. - М., 1984;
  4.   Виленская Э.С. Революционное подполье в России (60-е годы XIX в.). – М., 1965;
  5. Седов Н.Г. Героический период революционного народничества. – М., 1966;
  6. Волк С.С. Народная воля. 1879-1882. -  М. Наука. 1966г.;
  7. Азнауров А.А. Этика великих русских революционных демократов. – М., 1960;
  8.   Володин А. В поисках революционной теории. - М., 1962;
  9. Иллерицкий В.Е. Революция исторической мысли в России. – М., 1972;
  10. Джангирян В.Г. Критика англо-американской буржуазной историографии М.А.Бакунина и бакунизма. - М.,1978;
  11. Антонов Р.Ф. Революционное народничество. – М., 1968;
  12. Хорос В.Г. Народническая идеология и марксизм. – М., 1972;
  13. Порох И.В. Герцен и Черныщевский. – Саратов, 1963;
  14. Базанов В. Русские революционные демократы и народознание. — Л., 1974;
  15. Водолазов Г. Г. От Чернышевского к Плеханову (об особенностях развития социалистической мысли в России). – М., 1969;
  16. Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. - М., 1985;
  17. Виленская Э. Н.К. Михайловский и его идейная роль в Народническом движении. - М., 1979.

Информация о работе Зарождение и развитие идей народничества в XIX веке