Зарождение и развитие идей народничества в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Народничество как идеология российского освободительного движения господствовало не только в 70-е, но и в 60-е и даже в 80-е годы XIX в. Однако временем исчерпывающего выражения и расцвета народничества была, несомненно, эпоха 70-х годов – точнее, с конца 60-х по начало 80-х. Эта «революционнейшая из эпох в жизни русской интеллигенции» давно обрела и сохраняет доныне самостоятельный научный интерес – по совокупности разных причин.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Формирование народничества как системы взглядов: аспекты, влияние на культуру общества того периода………………………………….10
а) Зарождение идей народничества и теория общинного социализма А.И.Герцена………………………………………………………………...……10
б) Воззрения Н.Г.Чернышевского………………………………………15
в) Влияние теорий А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского на взгляды народников………………………………………………………………………19
г) Общий вывод…………………………………………………...………22
Глава 2. Развитие идей народничества в 70-е годы XIX века………………..24
а) Учение П.Л.Лаврова……………………………………………….…..27
б) Учение М.А.Бакунина……………………………………………...….35
в) Учение П.Н.Ткачева…………………………………………..……….40
г) Общий вывод…………………………………………………………...44
Глава 3. Революционное народничество в последней трети XIX века………46
а) Общество «Земля и воля» в 1876—1879 гг……………………………46
б) «Черный передел»…………………………………………………..….50
в) «Народная воля»……………………………………………...…………54
г) Общий вывод…………………………………………………………....58
Заключение………………………………………………………………………60
Список литературы…………………………………..………………………….62

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Революционное народничество в  последней трети XIX века.

Общество «Земля и воля» в 1876—1879 гг.

Под воздействием идей Бакунина молодые народники в 1874 году организовали «хождение в народ», но потерпели неудачу. Крестьяне не верили антисамодержавным и антикрепостническим призывам молодых интеллигентов и бунтовать не спешили. Большинство участников «хождения в народ» были арестованы полицией, причем нередко - при помощи самих крестьян. Тогда народники попытались применить пропагандистскую тактику, обоснованную  П.Л.Лавровым в своих трудах, который считал пропаганду длительным этапом подготовки к крестьянской революции. Они образовали ряд поселений на юге страны, где, по их мнению, еще жили вольнолюбивые традиции казачества. Но и здесь их постигла неудача. Как отмечает в своем труде В.Ф.Антонов, несмотря на ненаучность теоретической стороны,  деятели глубоко верили в свою правоту и неизбежность революционного решения социальных проблем своего времени.

Опираясь на опыт, полученный в период «хождения в народ», они  принялись за создание организации  и выработку единой программы. Лица, представлявшие впоследствии ее ядро, начали обсуждение объединения разрозненных групп, по воспоминаниям свидетелей, уже осенью 1875 г. В следующем, 1876 г., по инициативе и под руководством М.А.Натансона была основана новая организация, учредители которой в память о своих предшественниках начала 60-х годов назвали ее аналогично «Земля и воля». Центральный петербургский кружок составили 26 человек: М.А.Натансон и О.А.Натансон, А.Д.Оболешев, А.Д.Михайлов, Д.А.Лизогуб, В.А.Осинский, А.Ф.Михайлов, А.А.Квятковский, А.С.Емельянов (Боголюбов), М.Р.Попов, Г.В.Плеханов,  Г.Н.Преображенский, В.Ф.Трощанский, А.И.Зунделевич, А.И.Баранников, Г.М,Тищенко, Л.П.Буланов, А.А.Хотинский, Н.П.Мощенко, О.В.Аптекман, В.Н.Игнатов, Н.И.Сергеев, М.К.Крылова, Мельгунов, С.А.Харизоменов и О.Николаев.  Впоследствии в основной состав вошли еще 35 человек35. В течение 1876 – 1879 гг. «Земля и воля» превратилась в широкую организацию, объединявшую революционные кружки  Поволжья, центральных и западных губерний, Белоруссии, Польши, Украины, Северного Кавказа и Грузии, так что общее количество периферийных членов превысило цифру 200 человек.

Первоначальная программа  общества намеревалась осуществить  три «важнейших» пункта:

- передачу всей земли  крестьянским общинам с равномерным  распределением;

- «разделение Российской  Империи на части соответственно  местным желаниям»;

- полное самоуправление  крестьянских общин (с оговоркой,  что в силу неподготовленности  к нему большинства общин, первоначально  часть общественных функций будут  передавать избранному им правителю).

Требования считались  осуществимы исключительно посредством  «насильственного переворота», а средствами подготовки и проведения переворота считались: «1) агитация как путем  слова, так и главным образом  путем дела, направленная на организацию  революционных сил и на развитие революционных чувств (бунты, стачки – вообще путь действия есть и в  то же время и наилучший путь для  организации революционных сил) и 2) дезорганизация государства, которая  дает нам надежду на победу при  той силе организации, которую создает  агитация в ближайшем будущем»36.

Организация состояла из основного кружка, который подразделялся на семь специальных групп по роду деятельности, и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи. Кроме того, «Земля и воля» имела собственный печатный орган с одноименным названием. 

В 1877 г. началось второе хождение в народ. На этот раз народники  решили заменить «летучую пропаганду»  планомерной, систематической работой  в деревне. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя  их к идее народной революции. Но и  на этот раз пропаганда не имела  успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено. В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Разгром  хождений в народ вызвал кризис в  движении. В этих условиях среди  народников все сильнее проявляла  себя склонность к заговорщической  тактике, предложенной П.Н.Ткачевым. Эта  тактика подразумевала отказ  от крестьянской революции в пользу захвата власти тайной организацией революционеров. «Не готовить революцию, а делать ее», - призывал П. Н. Ткачев. Неудача революционной пропаганды среди крестьян, репрессии властей  толкнули часть народников к террористической деятельности. «Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Среди  землевольцев начались разногласия по вопросу о методах борьбы.

Землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79. «Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения, и данной организацией  были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе Казанская демонстрация 1876, на которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своем существовании. Казанская демонстрация, 6 декабря 1876 на площади Казанского собора в Петербурге, являлась  первой политической демонстрацией в России с участием передовых рабочих, и была вызвана ростом стачечного движения в стране. Организация демонстрации полностью принадлежала народникам-землевольцам и связанным с ними членам рабочих кружков. На площади собралось около 400 человек, перед которыми со страстной революционной речью выступил Г. В. Плеханов. Демонстранты оказали сопротивление полиции при задержании. Был арестован 31 демонстрант, из которых 5 осуждены на 10-15 лет каторжных работ, 10 приговорены к ссылке в Сибирь и трое рабочих, в том числе Я. Потапов, молодой рабочий, развернувший на площади красный флаг, к заточению на 5 лет в монастырь.

«Непосредственная активная борьба с правительством, в той или иной форме,фактически становится стимулом революционных действий людей… Революционные силы все более стягиваются в город, борьба все более и более непосредственно направляется на правительство – она становится политической борьбой», - так характеризуется развитие новых тенденций в «Земле и воле»37. Уеличилось количество массовых обысков и арестов, которые не давали результата до 1878 года, когда 15 октября были арестованы Ольга Натансон, Андриан Михайлов, Оболешев, Леонид Буланов, Бердников и другие. Организация, несмотря на нехватку людей для расширения поселений и работы в центре, восстанавливается, но в 1879 г., вследствие вооруженного сопротивления Осинского и Лешерн, арестованных 29 января в Киеве, убийства харьковского губернатора князя Кропоткина Гольденбергом и неудачной попытки покушения Мирского на нового шефа жандармов Дрентельна – общество встало перед необходимостью определить дальнейшие пути развития. Члены общества раскололись на две группы – сторонников политической борьбы, назвавших себя Исполнительным Комитетом Северно-Революционной партии (А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов, Л.А.Тихомиров и др.)  и «деревенщиков», (Г.В.Плеханов, М.Р.Попов, О.В.Аптекман и др.), считающих главной задачей продолжение агитации населения. Для преодоления назревшего кризиса был назначен съезд летом 1879 г.в Воронеже, но убежденные сторонники террора во главе с А.Д.Михайловым предварительно решили тайно встретиться в Липецке немного раньше намеченного срока. Как свидетельствовали участники съезда (в частности, Морозов и Фроленко), существенных разгногласий между ними не было38. Была выработана линия поведения, в случае неприятия которой членами Воронежского съезда действовать предписывалось самостоятельно.

Воронежский съезд открылся 20 и продолжался до 24 июня, но на первом же его заседании собрание покинул  Плеханов, и его решено было исключить  из организации. В дальнейшем программа  Исполнительного Комитета не встретила  сопротивления, так как «деревенщики»  к возможности террора отнеслись  нейтрально, и сам Комитет добился  автономного положения в «Земле и воле» с правом вербовать  себе членов без согласия остальной  организации. Это послужило причиной дальнейших столкновений между фракциями, и, когда 15 августа в Петербурге собрался новый съезд, произошел раскол организации. «Деревенщики» стали называть свое общество «Черный передел», а сторонники террора – «Народной волей».

 

«Черный передел».

В заново организованную группу «Черный передел» вошли Г.Плеханов, М.Попов, Ю.Преображенский, В.Засулич, О.Аптекман и другие, общим числом 21 человек. Состав ее не был постоянным и однородным по убеждениям39. Идейная опора новой организации в целом не отличалась от землевольческой, и чернопередельцы даже специально подчеркивали связь с ней, что наглядно демонстрирует первый номер одноименной газеты, в которой Плеханов в заявлении «От редакции» писал, что «Земля и воля» по-прежнему остается нашим практическим, боевым девизом, так как эти два слова наиболее полно и широко выражают народные потребности, стремления и идеалы»40.

Идеал будущего Плеханов видел  в удовлетворении следующих требований: «Свободное общинное самоустройство и самоуправление; предоставление всем членам общины сначала права свободного занятия земли «куда топор, коса и соха ходит», потом, с увеличением наронаселения, равных земельных участков с единственной обязанностью участвовать в «общественных разметах и раструбах»; труд как единственный источник права собственности на недвижимость; равное для всех право на участие в обсуждении общественных вопросов и свободное, реальными потребностями народа определяемое соединение общин в более крупные единицы – «земли»…»41.

«Черный передел» пытался  быть идейным наследником и продолжателем  дела «Земли и воли», но постепенно бывшие члены организации все  больше втягивались в политическую борьбу, и уже спустя год сам  же Плеханов писал в  газете организации  о том, что «Мы приветствуем всякую борьбу за права человека, и чем  энергичнее ведется эта борьба, тем  больше мы ей сочувствуем..», но все  же деятельность в народе оставалась превыше всего, так как в ней  главным теоретиком организации  виделся источник силы и успехов  «перед лицом врагов». Со временем, спустя еще почти год, в марте 1881 г., в №3 «Черного передела» открыто  указывалось, что две фракции  могут вновь объединиться в одну, так как, по словам Плеханова, исчезли  основания, разделявшие социалистов, и разошедшиеся в 1879 г. пути основных групп русских революционеров, по признанию главного деятеля «Черного передела», вновь сошлись. Стоит  заметить, что вскоре Г.В.Плеханов, как  и некоторые его сторонники (Засулич, Дейч и Стефанович),  учтет опыт народовольцев и, испытывая на себе усиление влияния идей Маркса и Энгельса, после ареста части чернопередельцев в конце 1881 — начале 1882,  эмигрирует  в Швейцарию, где, ознакомившись с марксистскими идеями, создаст в 1883 в Женеве группу «Освобождение труда».

Бывшие землевольцы, вошедшие в состав «Черного передела», практически утратили связь с деревней, но еще удерживались в городе. Однако и здесь они были вынуждены отстаивать свои позиции из-за того, что в среде интеллигенции происходило остывание по отношению к программе землевольческой организации, целиком принятой их новым обществом.

По словам О.Аптекмана, «Черный передел» был обречен на бессилие, потому как по личным наблюдениям активистов молодежь «все больше отдалялась», и к организации присоединялись только небольшие группки поддерживающих единственное практическое начинание – здание печатного органа общества. « И в Петербурге, и в Москве, и в Харькове и проч., где пытались работать чернопередельцы, - везде одно и то же: безуспешность работы. На глазах чернопередельцев в провинции, образовавшиеся было ячейки данного направления оставляют вдруг свои позиции и переходят к народовольцам»42.

Развязка напряженной  ситуации произошла в период издания  первого номера «Черного передела», в редакцию которого входили Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, Я.В.Стефанович и Л.Г.Дейч. Сразу после выхода первого номера им и В.Засулич пришлось в самом начале 1880 г. выехать за границу, так как ходившие ранее слухи о подготовке властями сплошной проверки паспортов на предмет подлинности стали превращаться в реальных факт. Это и побудило деятелей организации, живших на нелегальном положении, покинуть, как они считали, временно, Россию. Кроме того, было обнаружено предательство рабочего-наборщика Жаркова, который был схвачен полицией во время своего отпуска, запуган угрозой смертной казни, вследствие чего выдал товарищей. 29 января 1880 г. власти нашли типографию «Черного передела» и арестовали работавших в ней Крылова, Тесленко-Приходько и Пьянкова; на другой день – Короткевича,  на третий – Аптекмана. Как уже было сказано ранее, уцелевшие чернопередельцы восстановили понесшую потери организацию, заодно сменив название – на «Северно-Русское Общество «Земля и воля», единственным филиалом которой стал связанный с ней московский кружок. Руководящая роль в организации теперь перешла к Аксельроду, а затем, после его отъезда за границу, Буланову и Решко. Новая программа была одобрена, по воспоминаниям участников, эмигрантами-чернопередельцами, а политические требования в ней признаются самым категорическим образом. Для примера можно привести выдержку из нее – «Ввмду того, что всякая форма государственной организации, основанной на различии классов, является воплощением и поддержкой интересов эксплуатирующего меньшинства… что современное Российское государство является самым беззастенчивым и самым грубым выразителем этой тенденции, общество «Земля и воля» признает необходимость непосредственной борьбы с его представителями, т. е. необходимость так называемого террора политического».

Новая «Земля и воля» оставалась народнической, но от своего предшественника, «Черного передела», как видно, отличалась большим признанием политической борьбы. Об этом свидетельствуют программные  статьи в № 3, 4, 5 ее печатного органа, так и не сменившего названия –  «Черного передела». Отстаивая в  них идею создания народной партии, которая в первую очередь должна учитывать интересы экономического и социального преобразования, редакция в то же время признавала значение политического участия. О.К.Буланова, одна из новых членов общества, так  и отмечала: «В своих взглядах мы в значительной степени сблизились с народовольцами»43.

Аресты, последовавшие вслед  за убийством народовольцами царя, ослабили новую организацию. «Уцелевшие от ареста лица стали охладевать, относиться индифферентно к взятым им на себя обязанностям; поэтому на Анатолия Петровича (Буланова) в конце концов свалилась вся работа: он выбивался  из сил и сознавал, что не может  всюду поспевать. Оставалось или  сложить руки, или пристать к еще  казавшейся сильной организации  народовольцев»44. Следовательно трудности, которые переживали чернопередельцы, называвшие себя теперь «Северно-Русским Обществом «Земля и воля», свидетельствовали об окончательном крахе программы и тактики землевольцев.

Информация о работе Зарождение и развитие идей народничества в XIX веке