Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:08, реферат
Описание работы
Земская реформа 1864 – одна из буржуазных реформ, последовавших после отмены крепостного права, создала органы местного самоуправления – земства. В России дворянам издавна было предоставлено право управлять своими местными делами в каждой губернии самостоятельно, через выборных людей. У них был свой опыт самоуправления и для них было ясно, что править местными делами всех губерний из Петербурга одинаково нельзя, что чиновники не в состоянии знать все местные условия, что эти условия могут хорошо знать только местные люди, из которых необходимо делать выбор «хороших хозяев» и только им можно поручить общественные дела.
Содержание работы
Введение 1. Предпосылки Земской реформы 2. Основные положения и особенности реформы 3. Историческое значение Земской реформы Заключение Список использованной литературы
Все же земствам удалось внести
значительный вклад в развитие местного
хозяйства, промышленности, средств связи,
здравоохранения и народного просвещения.
[6]
Без сомнения, земства сыграли
выдающуюся роль в поднятии культурного
уровня русской деревни в распространении
грамотности среди крестьян. К 1880 году
на селе было открыто 12 тыс. земских школ,
а за полвека своей деятельности земства
открыли 28 тыс. школ. За это время в земских
школах получили образование 2 млн. крестьянских
детей. Земства подготовили за свой счет
45 тыс. учителей и значительно подняли
материальный и общественный статус народного
учителя. Земские школы считались лучшими.
По образцу их стали действовать школы
Министерства народного просвещения.
Не менее велика и роль земства
в развитии здравоохранения в Европейской
России. Медицинские учреждения на селе,
хотя еще и малочисленные и несовершенные,
целиком были созданы земствами. Земские
больницы были открыты для всех слоев
крестьянства, до этого практически лишенного
какой бы то ни было медицинской помощи.
На средства земств были созданы фельдшерские
курсы специально для села. Самоотверженный
труд врачей, которые часто отказывались
от выгодной столичной практики, чтобы
лечить крестьян в провинциальном захолустье,
– тема особого исследования. Земские
врачи стали проводить на селе прививки
от оспы. Они предотвратили распространение
ряда эпидемических заболеваний. Благодаря
усилиям земских врачей показатель смертности
среди крестьян сократился с 3,7 до 2,8% (в
расчете на 100 чел.).
Широкое распространение в
земствах получила организация мелкого
поземельного кредита для содействия
сельским общинам в покупке и аренде земли.
Многие земства организовывали ссудосберегательные
товарищества, кустарные артели, выдавали
продовольственные и денежные пособия
голодающим крестьянам, ходатайствовали
о понижении платимых крестьянами выкупных
платежей, о замене подушной подати всесословным
подоходным налогом, о содействии переселению
крестьян. Но все эти меры не в состоянии
были коренным образом облегчить положение
деревни. Определенную роль здесь, конечно,
сыграла нехватка земских средств (источники
поступления которых, как указывалось
выше, были ограничены), но главное все
же заключалось не в этом. За редким исключением
даже самые либерально настроенные земские
деятели были помещиками, которым претила
сама мысль о переделе земель.
Особенно хотелось бы сказать
о земской статистике, благодаря которой
впервые было проведено детальное обследование
русской деревни, охватившее 4,5 млн. крестьянских
дворов. Земские статистики применяли
новейшие достижения статистической науки,
а их обследования имели большое значение
не только в прикладное. Но и научное значение.
Российская земская статистика считалась
лучшей в мире по богатству, точности и
ценности собранных ею сведений. [7]
Деятельность земских учреждений
в России не ограничивалась только культурно-хозяйственными
вопросами. Они стремились играть роль
и в политической жизни страны. По своей
природе новые органы местного всесословного
самоуправления неизбежно тяготели к
центральному самоуправлению, к парламентским
формам государственного устройства.
Поэтому в рамках земства в России возникло
в пореформенный период оппозиционное
самодержавию политическое течение, получившее
в исторической литературе название земского
либерального движения. Американский
журналист Джордж Кеннан, несколько раз
посетивший Россию, посвятил русским либералам
специальный очерк, в котором, в частности,
писал: «Единственный базис, на который
они могли опереться, был тот, который
давался самим учреждением земств, так
как они, будучи членами законом утвержденной
корпорации, были призваны правительством
в качестве уполномоченных от населения»[8].
И действительно, русские либералы верили,
что за упорядочением местного самоуправления
и весь государственный строй подвергнется
преобразованию и правительство призовет
земских представителей на более важные
посты в области правительственной деятельности.
История земского либерализма
– это составная часть истории российского
либерализма. Стоит сосредоточить внимание
на первом выступлении земства на политической
арене, которое относится к концу 1870-х
годов. Именно в этот период наметились
основные пункты политической программы
земского либерализма: расширение сферы
деятельности земства посредством передачи
ему административно-политических функций
на местах и распространения принципов
самоуправления на верхние этажи государственного
устройства России, а также обеспечение
элементарных гражданских свобод – личности,
слова, печати, собраний и т.д.
Таким образом, земства. Хотя
и ограниченные в правах, показали свою
жизнеспособность, приспособленность
к местным условиям и требованиям жизни.
Вопреки законодательным запретам земства
превратились в очаги общественной деятельности
либерального дворянства. Возникновение
в 70–80-х годах 19 века земского либерально
– оппозиционного движения, с которым
было вынуждено считаться правительство,
стало важным фактором общественно-политической
жизни страны. [9]
Заключение
В первой половине XIX века сформировались
социально-политические предпосылки для
буржуазных реформ в России. Крепостное
право сдерживало развитие рынка и крестьянского
предпринимательства.
Местное управление в дореформенный
период строилось в полном соответствии
с системой крепостнического хозяйствования.
Центральной фигурой в нем оставался помещик,
сосредоточивший в своих руках экономическую,
политическую и административно-судебную
власть над своими крестьянами.
Дореформенная система местного
самоуправления отражала преимущественно
интересы дворянско-помещичьего класса.
Преобладал принцип бюрократизма и централизма,
не учитывающий нужд местного населения.
Проведение крестьянской реформы
потребовало неотложной перестройки системы
местного управления. Главная цель правительства
была сосредоточить как можно больше полномочий
в руках дворян-помещиков.
Данная земская реформа не сформировала
стройной и централизованной системы.
В ходе ее реализации не было
создано органа, возглавляющего и координирующего
работу всех земств.
Реформа не создала также и
низшего звена, которое могло бы замкнуть
систему земских учреждений – волостного
земства. Попытки многих земских собраний
на своих первых сессиях поставить этот
вопрос были пресечены правительством.
Не решившись сделать земства исключительно
дворянским учреждением, правительство
законодательным путем все же внедрило
в руководство земств представителей
этого сословия: председателями земских
собраний стали предводители губернского
и уездного дворянства.
Отсутствие достаточных материальных
средств и собственного исполнительного
аппарата усиливало зависимость земств
от правительственных органов.
Все же земствам удалось внести
значительный вклад в развитие местного
хозяйства, промышленности, средств связи,
системы здравоохранения и народного
просвещения.
Земства стали своеобразной
политической школой, через которую прошли
многие представители либерального и
демократического общественных направлений.
В этом плане земскую реформу можно оценивать
как буржуазную по своему характеру.
Реформы, проведённые Александром
II, были серьёзным политическим шагом,
позволившим значительно ускорить темпы
экономического развития России и сделать
первые шаги по пути демократизации политической
жизни общества. Однако эти решения были
половинчатыми как по объективным причинам
(невозможность мгновенного внедрения
развитых капиталистических форм в экономику
и политику), так и по субъективным (боязнь
ослабления самодержавной власти).
Буржуазные реформы 60–70-х годов
не могли быть решительными и последовательными
потому, что господствующим классом было
феодальное дворянство, мало заинтересованное
в буржуазных преобразованиях и своей
замене.
Список использованной
литературы
История России 19-начала 20 века:
Учебник / Под ред. В.А. Федорова. – М., Академия, 2004.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе
цивилизаций: Учебник – М., Университет,
2005
Георгиев В.А. История России 19 – начала 20
века. – М., Академия, 2004.
Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: Жизнь и
деяния Александра 2. – М., Владос, 1994.
Постовой Н.В. Муниципальное право России.
– М., Новый Юрист, 1998.
Корнилов А.А. Курс истории России 19 века.
– М., Высшая школа, 1993.
Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика,
финансы, культура. – М., НИКА, 1996.
Быстренко В.И. История государственного управления
и самоуправления в России: Учебное пособие.
– М., Инфра-М, 1999.
Великие реформы в России 1856–1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой – М., МГУ, 1994.