Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:28, реферат
Цель – выявить тенденции развития женского образования в России в XVIII-XIX веке.
Задачи исследования:
1. Дать понятие женского образования. Выявить и описать три этапа в развитии образования женщин в России в XVIII-XIX веке.
2. Определить особенности этапов в развитии образования женщин в России в XVIII-XIX веке.
3. Выявить тенденции развития женского образования в России в XVIII-XIX веке.
Введение
Глава I. Характеристика женского образования в России в XVIII-XIX веке
1.1 Домашнее воспитание дворянок в первой половине XIX в.
1.2 Женское среднее образование в России в XVIII-XIX веке
1.3 Женское профессиональное образование в России в XVIII-XIX веке
Глава II. Тенденции развития женского образования в России в
XVIII-XIX веке
2.1 Демократизация женского образования как его тенденция
2.2 Повышение уровня образованности женщин
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, женщина является необходимым связующим звеном между наукой, искусством и поэзией с одной стороны, правами, привычками и характером народа – с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собою необходимость полного, всестороннего образования женщины не только для семейного очага, но и для высокой цели – провести в жизнь народа результаты науки, искусства, поэзии.
Эпоха Великих реформ настоятельно
диктовала необходимость
В противовес активной позиции
передовой части русской
Формирование системы женского образования проходило на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода. В качестве одного из доводов последних фигурировал тезис о том, что образование не должно быть многогранным, поскольку его задача – готовить женщину к роли жены и матери, а не к профессиональному труду. Распространенность подобных настроений в обществе побудила сторонников среднего и высшего образования рассмотреть вопрос о том, что именно необходимо знать женщине для успешного выполнения функции материнства и каким образом следует учитывать этот фактор при разработке программ обучения в женских учебных заведениях.
Пионером постановки вопроса о важности изменений в системе женского образования был выдающийся русский хирург и педагог Н.И. Пирогов. В 1856 г. в журнале “Морской сборник” им была опубликована статья, где подчеркивалась необходимость коренных изменений в системе женского образования, поскольку именно женщина является первым воспитателем человека, и она должна быть образованна, чтобы с успехом выполнить эту общественную функцию.
Среди факторов, определяющих суть женского образования, на первом месте всегда были три тесно увязанные друг с другом вещи: текущее представление о современной женщине, отношение социума к образованной женщине и прагматическая потребность в образовании для женщины как в способе обеспечить себя куском хлеба.
Жизнь требовала изменение привычного внутреннего и внешнего облика женщины. Всё больше женщин оставалось вне семьи и было вынуждено работать. Разрушалась традиционная семья, крушился прежний устойчивый дворянский быт, происходила промышленная революция – жизнь кардинально менялась на глазах. Растущая промышленность предоставляла женщинам гораздо больше возможностей для активного участия в жизни общества. С одной стороны, это нарушало прежний уклад, столь привычный для многих и создавало психологические и иные неудобства, с другой – нередко задевало интересы работавших мужчин или создавало для них известные неудобства.
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.
На рубеже 50-60-х гг. расширилась сеть начальных женских школ, возникли воскресные школы. К середине 60-х годов женские училища были объединены в систему женского образования. При этом многотипный характер женской средней школы сохранялся. С 1864 разрешалось совместное обучение в земских школах. В 1858 в С.-Петербурге по проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение – Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 – гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища МНП с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные заведения.
Таким образом, XIX век обнаружил множество проблем в женском образовании, основной из которых являлось его устройство по сословному принципу, оторванность от жизни, косность, иноязычность обучения, пренебрежение к русской культуре.
И все же не смотря на противоречия, в XIX веке были сделаны значительные успехи в области женского образования. Теряя все более облик сословный, женские учебные заведения отчетливо приобретали классовый характер.
2.2 Повышение уровня
Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом. Бытовало мнение, что серьезное преподавание несовместимо с присутствием в вузах женщин. Однако стремление женщин к высшему образованию невозможно было сдержать.
Получение высшего образования в России являлось особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей.
Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в Санкт-Петербурге в 1823 году. В 1859-1861 годах женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-1864 – Медико-хирургическую академию.
Но это еще не было полным равенством женщин в правах на высшее образование. В регулярные высшие учебные заведения женщины еще не принимались. По Уставу 1863 года доступ женщин в университеты не был разрешён, что вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу.
Только в одном Цюрихском университете обучалось в 1873 году 108 русских женщин. Кроме них из всех других государств обучалось в этом университете всего 20 иностранных женщин. В 1867-1868 годах две русские женщины (Н.П. Суслова и М.А. Бокова) окончили за границей медицинский факультет и стали одними из первых в мире и первыми в России женщинами-врачами. В 1874 г. окончила Геттингенский университет Софья Ковалевская и защитила докторскую диссертацию по математике ("теорема Ковалевской"). В 1884 г. она стала профессором Стокгольмского университета и затем членом-корреспондентом Российской Академии Наук. Профессорами стали Ефименко, Андрианова, Щеглова и другие русские женщины. Таковы результаты высшего женского образования, полученного, главным образом, за границей.
Однако
далеко не все русские женщины, даже
получившие докторскую степень в
престижных зарубежных университетах,
могли без помех продолжать свою
научно-преподавательскую
В 1870 году основаны Владимирские курсы в Санкт-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола; в 1872 году – общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (с 1876 года – Женские врачебные курсы), в 1878 году – высшие женские курсы в Санкт-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве. В 1886 году приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 году – возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее женское образование приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц.
Тем не менее
женщинам, стремящимся к высшему
образованию приходилось
В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу.
Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908), Вольный университет в С.-Петербурге (1910). Однако дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института, выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу.
В 1906 году
было разрешено принимать женщин
и в университеты, впрочем, через
некоторое время снова
После 1917 года женские высшие учебные заведения вошли в состав единой высшей школы. После революции несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но и оставалась неграмотной.
Важным
событием в истории женского образования
является первый Всероссийский съезд
по вопросам образования женщин, который
состоялся в 1912 году. На нем подвергалась
расширенной критике
Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.
За период 1905-1916 годов были созданы или возобновили свою работу женские курсы в Москве, Новочеркасске, Петербурге, Риге, Юрьеве, Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Казани, Вологде, Воронеже, Екатеринославле, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Оренбурге, Саратове, Екатеринбурге, Тифлисе, Томске. На некоторых курсах было весьма внушительным число слушательниц, штат профессоров и преподавателей. Это были образовательные учреждения по широкому кругу знаний: историко-литературные и историко-филологические, молочно-хозяйственные, богословско-педагогические и врачебно-педагогические, в том числе Фребелевские, медицинские, юридические, сельскохозяйственные, технико-строительные, политехнические, архитектурных знаний, естественнонаучные.
Таким образом, к концу XIX века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Благодаря усилиям демократической интеллигенции растет число женских гимназий и других типов средних женских учебных заведений. В 1897 году в Петербурге был открыт женский медицинский институт, в 1903 году – педагогический институт. В 1896 году в Петербурге открыты курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. После революции 1905-1907 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях.
Заключение
Таким образом, в конце XIX – начале XX вв. народное образование в стране развивалось быстрыми темпами, что и явилось толчком к развитию одного из его звеньев – системы женского образования.
Основными
факторами развития женского образования
были: потребность населения в
образовании и общественно-
Этот краткий экскурс в историю и тенденции женского образования показывает, что на протяжении всех периодов развития на основное – фундаментальное, глобальное – противоречие школьной системы (утончённое ограничение прав и свобод ребёнка) накладывалось и специфическое социокультурное противоречие – отношение к девочке, подростку-девушке прежде всего как к будущей хозяйке в семье и матери, для которой ценность профессиональной или общественной карьеры если не сомнительна, то явно второстепенна. Оно впервые было обосновано Яном Амосом Коменским в его «Материнской школе», где он развивал идею взаимосвязи образованности матери и воспитанности её детей. Для Коменского женщина – первая наставница детей. И это действительно великая и прекрасная роль женщины. Однако в представлении многих людей не одного поколения эта роль рисовалась единственной и основной. Такая позиция, существующая, видимо, на уровне архетипов, в подсознании, часто и самим женщинам мешает добиваться счастья и успехов в своей личной и общественной жизни. Эта позиция не преодолена в современном обществе. В нашем менталитете (особенно мужском) нередко превалирует узкопрагматическое, а подчас и неуважительное отношение к женщине. Оно до сих пор бытует даже среди известных политиков, являющихся и выразителями этих взглядов.
Информация о работе Женское образование в России в XVIII-XIX веке