Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Слово «фольклор» (в переводе со староанглийского: folk – народ, lore – учение, народная мудрость)–народное художественное творчество. Народная музыка – музыкальный фольклор – это музыкально-поэтическое, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Музыкальный фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста………….4
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме…………………………………………………………4
Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников……………………………………………………6
Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи……………………………………13
Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей…………………………………..16
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.1 Определение уровня развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.2 Работа по развитию речи с помощью малых форм фольклора………………………………………………………….....20
2.3 Анализ влияния музыкального фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..26
Приложения……………………………………………………..........28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 111.12 Кб (Скачать файл)

А.М. Леушина совершенно справедливо считает пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи и логической мысли. «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон.

 

Пословицы имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму»[4,c.16]. Н.Гавриш в своем исследовании «Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку(1991г.)» показывает, что малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), рассматриваются как важнейшие источники развития выразительности детской речи[17.c,174].

В исследовании «Вопросы развития словесного творчества» Г.А.Куршевой было показано, что систематическое использование малых форм фольклора (загадки, считалки, песенки), в процессе развития речи детей, положительно влияет на развитие детского словесного творчества[17.c,182].

Высоко ценили значение пословиц выдающиеся представители русской педагогики – Л.Н.Толстой, Н.Ф.Бунаков, Д.И.Тихомиров. Н.А.Корф и другие. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе. В пословицах отражается «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления. По мере вхождения пословицы в быт дети начинают очень чутко чувствовать иронию, юмор в пословицах, сами начинают пользоваться ими в своём обиходе наряду с яркими, короткими рифмованными фразами из народного языка, как, например «бежать без оглядки», «ни слуху, ни духу», «дух захватывает» и т.д.».

Таким образом психологами  и педагогами было показано, что  малые фольклорные формы(пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) являются важнейшим источником развития детской речи, а также имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания об окружающей действительности, развивают умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка[17.c,186].

 

 

    1. Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников.

 

Малые формы фольклора  являются первыми художественными  произведениями, которые слышит ребенок. Особое внимание стоит обратить на народную музыку, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного музыкального фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения – мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, которые, по мнению народа, являются спутником детства.

 

 

Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Грамматическая простота и разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. И это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Колыбельная песни содержат в себе большие возможности для формирования фонематического слуха, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем используются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка:

    • напевное выделение голосом гласных звуков,
    • медленный темп.
    • наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний[12,c.42-43].       

  Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно- песенной художественной формы. Как самостоятельный пласт фольклора традиционное детское музыкальное творчество сложилось, с одной стороны, под непосредственным влиянием древнейших попевок, а с другой - явилось результатом своеобразного, глубоко, оригинального детского мировосприятия, миропонимания. Своеобразие восприятия у детей заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Характерная особенность дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей.

Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух.

Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки - потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание текстов песен с участием рук и пальцев способствует тому, что ребенок лучше запоминает, у него развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.

На первых порах дети, слушая песни, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем они начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей.  Они повышают голос в конце фразы «бай - бай», «догоняй - ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку – ка – ре – ку – у», «му – у».

Детские песни построены  преимущественно на традиционных, устоявшихся  попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе народного творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен.

Кроме того, традиционные детские  песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат - ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным голосом, как можно громче.

Ценным сокровищем художественной речи человека являются поговорки и  пословицы, которые употребляются в воспитании для того чтобы эмоционально окрасить значимость того или иного момента жизни ребёнка. Поговорки и пословицы — краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим, понятны более старшим детям. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.

 Как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо [11, С. 27]. С. С. Бухвостова считала незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы и поговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу сравнений, особой ритмической организации, способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста[1.c,70].

Художественная сила пословиц и поговорок заключается в  их смысловой, композиционной, интонационно-синтетической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический строй пословиц прост, выразителен, содержит синонимы, антонимы, гиперболу. В основе многих пословиц лежит метафора, которая служит средством  достижения наибольшей экспрессии. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет и дать ему яркую характеристику[8.c,34]. Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение. Усваивая пословицы, дети начинают понимать идеи и чувства народа, строй мысли, язык[11,c.10].

 Произнесение поговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы рече-двигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, “проглатывание” окончаний. Наблюдаются и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Нужно помнить, что никто от природы не обладает идеальным произношением.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Именно загадка «дает» первые знания про метафорические богатства родного языка.

По определению известного фольклориста В.И.Чичерова, «Загадка –  это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Другой советский  фольклорист, В.А.Аникин, определяет загадку  как «мудреный вопрос, поданный в  форме замысловатого, краткого, как  правило, ритмически организованного  описания какого-либо предмета или  явления»[7.c,5]. Аникин В.А. также подчеркивает, что каждая загадка может обеспечить развитие у детей эмоционально-образного восприятия, художественно-образного мышления, образности и выразительности речи[6.c,8].

 

К.Д.Ушинский называл загадки  «картинным описанием речи». Именно через загадку, воспитатель может познакомить детей с художественным сравнением, метафорой. Загадки знакомят детей с красотой художественного слова[6.c,8].

Изучением влияния загадок  на речь дошкольников занималась Ю.Г. Илларионова[5.c,16]. Ею было определено место загадки в системе развития речи дошкольников, а также выделены требования и принципы отбора загадок при работе с детьми. Особая роль отводилась придумыванию и отгадыванию загадок, что оказывало весьма сильное влияние на развитие речи ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.

 Загадки обогащают  детскую речь за счет многозначности  некоторых понятий, помогая замечать  вторичные значения слов, а также  формируют представление о том,  что такое переносное значение  слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогают усваивать грамматический и звуковой строй речи. Особенности содержания и структуры загадки позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.

Уметь доказывать – это  не только уметь правильно логически  мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную  форму. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки  обогащают их словарь, помогают увидеть  вторичные значения слов, а также  расширяют представления детей  о возможностях переносного использования  слов:

«Мы, когда идем, стоим,

  А стоять умеем  лежа.

  Даже если убежим,

  Мы не двигаемся  тоже»(Часы).

Значительная роль загадок  в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы фольклорных произведений. Загадка помогает детям осваивать синтаксис родной речи. Синтаксические особенности становятся детям привычными, доступными и  понятными. Дети усваивают различные способы передачи сопоставительных и противительных отношений, учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов.

Информация о работе Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников