Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:28, курсовая работа
Слово «фольклор» (в переводе со староанглийского: folk – народ, lore – учение, народная мудрость)–народное художественное творчество. Народная музыка – музыкальный фольклор – это музыкально-поэтическое, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Музыкальный фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Введение………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста………….4
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме…………………………………………………………4
Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников……………………………………………………6
Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи……………………………………13
Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей…………………………………..16
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.1 Определение уровня развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.2 Работа по развитию речи с помощью малых форм фольклора………………………………………………………….....20
2.3 Анализ влияния музыкального фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..26
Приложения……………………………………………………..........28
жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки).
«Летом в болоте вы её найдёте,
зелёная квакушка.
Кто это?» (Лягушка)[19,c.312]
Кроме того, проводилась работа по обогащению речи детей
фразеологизмами, где в качестве средств выступали пословицы и поговорки. Целью данных упражнений было научить детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний. Анализировали с детьми следующие выражения:
- Ворон считать;
- Держать язык за зубами;
- Дрожит как осиновый лист;
- Душа в пятки ушла;
- Держать слово;
- Задрать нос;
- Зарубить на носу;
- Как с гуся вода;
- Как с неба свалился;
С целью развития речи детей я в своей работе использовала скороговорки. Были разучены такие скороговорки:
«Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку,
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка».
****
«Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку».
****
«С мышами во ржи
Подружились ежи.
Ушли в камыши –
И во ржи ни души».
На данном этапе были проведены игры по использования песенок в речи детей (приложение 6)
Следующее занятие: «Веселье и труд рядом живут», проводилось в виде праздника-посиделки (приложение 7). На этом празднике было так же организовано знакомство детей с малыми фольклорными формами и их жанровыми особенностями. Цель - уточнить представления детей о пословицах, песнях, загадках учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.
Завершающими играми и упражнениями являются следующие: «Скажи по другому»; «Назови загадку, к заданному слову». Эти игры и игровые упражнения помогают закрепить полученные знания у детей.
2.3 Анализ
влияния музыкального
Целью контрольного эксперимента была проверка эффективности проведенной работы: выявить влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста. Для реализации этой цели была использована методика констатирующего эксперимента (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной [15, с.71] или (приложение 1).
В контрольном эксперименте
приняли участие все
Высокого уровня понимания
произведений малых фольклорных
форм достичь не удалось, но были замечены
положительные изменения в
Дети стали чаще использовать в своей речи пословицы, самостоятельно организовывать игры с помощью считалок, выбирая водящего. Во время свободной деятельности дети сами загадывали друг другу загадки. Стали использовать изученные фразеологизмы при обращении к сверстнику. Речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями, дети научились чётко излагать свои мысли, пользуясь законченными предложениями, улучшилась память у детей.
Воспитатели стала чаще употреблять малые формы фольклора в работе с детьми как на занятиях, так и во время досуговой деятельности. И хотя данные изменения проявились лишь в небольшой степени, но если воспитатели будут систематически организовывать работу с использованием малых форм фольклора, возможно достичь высокого уровня в развитии речи дошкольников.
Исходя из результатов экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза исследования подтвердилась т.к. использование произведений различных жанров детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.
Вывод:
Проделанная экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы: фольклорные произведения, положенные в основу различных видов деятельности детей, должны найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Данная работа показала, что предложенный фольклорный материал понятен и доступен детям. Им понятна мудрость пословиц, художественный образ загадок, красота и лиричность народных песен. Все это способствует повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы в свою речь, используют их в играх-драматизациях, загадывают друг другу загадки.
Заключение
В первом разделе данной курсовой работы «Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме», было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано взгляды выдающихся русских и советских педагогов К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина, на проблему использования малых форм фольклора в развитии речи детей. В результате мы пришли к выводу, что малые фольклорные формы(пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) являются важнейшим источником развития детской речи, а также имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания об окружающей действительности, развивают умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Во втором разделе «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников», были рассмотрены теоретические особенности использования произведений музыкального фольклора в работе с детьми по развитию речи. Было показано значение и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей. Таким образом, малые фольклорные тексты оказывают положительное влияние на речь ребенка: обогащают его словарь, формируют чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки). Малые фольклорные формы (песенки, потешки, поговорки) – прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. В следствии этого, возникает связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его. Фольклор играет большую роль в познавательном развитии. Использование в работе с детьми пословиц помогает педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям. Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности.
В третьем разделе «Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи», были рассмотрены известные методики работы по использованию малых форм фольклора, предложенные Ю.Г. Илларионовой, Ушаковой О.С. и Гавриш Н.В. В результате мы пришли к следующим выводам: во-первых, если малые формы фольклора отобраны верно с учетом всех требований и структура методики соблюдена, и систематична, то детям дошкольного возраста доступно их понимание и осознание. Во-вторых, произведения малых фольклорных форм эффективно использовать для развития выразительности детской речи. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов).
С помощью произведений фольклора возможно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В четвертом разделе «Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей» были рассмотрены особенности проведения занятии на основе эмоционального восприятия музыкальных произведений. Таким образом, разнообразная тематика музыкальных произведений, несомненно, способствует обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствованию четкого и внятного произношения детьми звуков и их сочетания в словах, формирует умение изменять силу голоса. Посредством музыки дети учатся сопоставлять простейшие свойства звуков. Кроме того, у детей совершенствуются навыки рассказывания, что в целом влияет на повышение уровня развития связной речи
Во второй главе курсовой работы было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня развития речи детей средствами малых форм фольклора. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: фольклорные произведения, положенные в основу различных видов деятельности детей, должны найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Данная работа показала, что предложенный фольклорный материал понятен и доступен детям. Им понятен смысл пословиц, художественный образ загадок, красота и лиричность народных песен. Все это способствует повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы в свою речь, используют их в играх-драматизациях, загадывают друг другу загадки.
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Пословицы учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Также в песенную лирику входят скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Таким образом, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Список использованной литературы
1)Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с
2)Большакова М. Фольклор
в познавательном развитии//
3)Бородич А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».М., «Просвещение»,1974г.,288с.
4)Гавриш Н.В. Использование малых форм фольклора в развитии детей//Дошкольное воспитание.-1991.-№9,с.16-22, с.17
5)Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей//Дошкольное воспитание, 1985г.,№9 с.21.
6) Дубініна Д.Н. Выкарыстанне сродкау народнай педагогікі у развіцці выразнага маулення дашкольнікау.-Мн.,1995
7)Илларионова Ю.Г. Учите
детей отгадывать загадки.-М:
8)Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми//Дошкольное воспитание.-1983.-№5,с.34
9)Криницына Н. «Дети любят потешки» // Дошкольное воспитание.-1991.-№ 11,с.16.,
10)Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей //Дошкольное воспитание.- 1995.-№9,с.9
11)Орлова Н. Использование
пословиц и поговорок в работе
с детьми//Дошкольное
12)Павлова Л. Фольклор
для маленьких//Дошкольное
13)Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык//Дошкольное воспитание.-1999.-№9,с.94-97; №11,с.77-80;№12,с.101-104
14)Тихеева Е.И. Развитие
речи детей.-М.:Просвещение.
15) Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
16) Ушакова О.С., Струнина
Е.М. Методика развития речи
детей дошкольного возраста: Учеб.-методическое
пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждении-М.:Владос,2004.-
17)Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников-М.: Изд-во Института Психотерапии,2001.-240с.
18)Шинкарь Г., Новикова И. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста» // Дошкольное воспитание.-1990.-№ 10,с.9.
19)Беларускі фальклор: Хрэстаматыя./Склад
К.П. Кабашнікау, А.С. Ліс, А.С. Фядосік, І.К.Цішанка.-3-е
выд.,перапрац.-Мн.:Выш.шк.,
Приложение 1
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О. Ушаковой, Е. Струниной)
«По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки» (Гусь)
Почему ты считаешь, что это гусь?
А ты знаешь какие-нибудь загадки?
Информация о работе Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников