Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:28, курсовая работа
Слово «фольклор» (в переводе со староанглийского: folk – народ, lore – учение, народная мудрость)–народное художественное творчество. Народная музыка – музыкальный фольклор – это музыкально-поэтическое, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Музыкальный фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Введение………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста………….4
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме…………………………………………………………4
Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников……………………………………………………6
Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи……………………………………13
Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей…………………………………..16
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.1 Определение уровня развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.2 Работа по развитию речи с помощью малых форм фольклора………………………………………………………….....20
2.3 Анализ влияния музыкального фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..26
Приложения……………………………………………………..........28
Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.
Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта.
Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином?
(Автобус)
Приложение 6
Заиньки перебегают.
Цель: Развитие быстроты.
Ход игры:
Дети изображают «зайчиков», а взрослый - «волка». «Зайчики» делают то, о чём поётся в песенке, а на последних словах песенки: «Волк идёт!» - «волк> бежит за «зайчиками», которые убегают.
Заиньки перебегают То лужок, то лесок.
Землянику собирают, Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шёлка, Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поёт!
Убегайте без оглядки:
Волк идёт, волк идёт!
Котя-кошечка.
Цель: Упражнять в ходьбе, беге, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры:
Дети сидят на стульях. Воспитательница ставит игрушечную кошечку на окно и поёт:
Котя-кошечка, котя-кошечка, Не сиди ты на окошечке, Приходи ты, в гости к нам, я тебе сметанки дам.
Воспитательница снимает кошечку. Кормит из блюдца, затем показывает детям пустое блюдце и поёт:
Всё из блюдечка слизала, И от деток убежала.
Воспитательница убегает от детей, держа в руках кошечку. Затем поставив игрушку на пол, говорит:
Кто поймает, кто найдёт? Тебе миску принесёт?
Ребёнок, поднявший киску, приносит её воспитательнице и игра повторяется.
Хорошая и плохая погода.
Цель: Учить выполнять движения в соответствии со словами.
Ход игры:
Часть площадки - домик, часть - двор. Воспитательница и дети сидят в домике. Воспитательница приговаривает:
Смотрит солнышко в окошко. Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладошки. Очень рады солнышку.
При словах «хлоп» дети похлопывают в ладошки. Окончив песню, воспитатель приглашает детей «погулять». Дети с воспитателем выходят из домика, собирают цветы, ягоды.
Воспитательница, неожиданно для детей поёт:
Дождик, дождик, кап да кап
Мокрые дорожки,
Побежим скорей домой
Мы промочим ножки.
Кап, кап, кап, кап.
Мы промочим ножки.
Все бегут в домик и прячутся там. Воспитательница снова поёт песню про дождик, заменяя третью строчку: «Нам нельзя идти гулять», затем игра повторяется.
*************************
Дождик
Цель: Обучение выполнению движений в соответствии со словами песенки.
Ход игры:
Дети сидят на коврике, воспитатель говорит:
Дождик, дождик, ты не лей,
Наших деток пожалей:
Сидят дома деточки,
Словно птицы в клеточке.
Дети сидят, сложив ладошки под щёчку.
Солнышко, солнышко,
Посвяти немножко!
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть!
Дети встают на ножки, хлопают в ладошки, играют, бегают, прыгают
Приложение 7
Сценарий посиделки для детей и родителей.
«Веселье и труд рядом живут»
Зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканые дорожки, около окна стол, на котором, в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты, овощи. Стол покрыт скатертью. По обеим сторонам стола стоят лавки. Бокова стена оформлена предметами прикладного искусства: расшитыми рушниками, вышитыми салфетками. В горнице стоит кровать, заправленная подзором с красивым орнаментом. На лавках лежат полотенца, салфетки, иголки, нитки, ножницы.
Звучит спокойная, напевная мелодия. Родители входят и рассаживаются на лавки, за столики. Их заботливо встречает хозяйка горницы, одетая в русский сарафан (воспитатель), в руках у неё корзинка.
Хозяйка. Когда солнышко клонилось к закату, приходили в горницу добры молодцы да красны девицы. (Под мелодию любой русской песни спокойно входят дети, обходят зал и садятся – каждый около своих родителей.)
Хозяйка. Народ собирается – посиделки начинаются! (Шумно и весело в горницу заходят остальные дети, притопывают, приплясывают, веселятся. По окончании мелодии рассаживаются к родителям.)
Хозяйка. Позади трудовой день. Огороды вскопали да вспахали, люди говорили: «Закончил дело – гуляй смело! Делу время – потехе час!». А после собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, добрым словом обмолвиться. А горница – это просторная старинная изба, комната. Вот такая, как у нас с вами. Издавна ведется: веселье и труд рядом живут! Поэтому, гости дорогие, пришли вы к нам в горницу веселиться и отдыхать! А где песня поётся, там и трудиться веселее! Запевайте песню шуточную, шуточную – прибауточную! (Дети запевают народные прибаутки «Две тетери», «Чики-чикалочки», «Патока с имбирём». Взрослые подхватывают песню. Затем все поют русскую народную песню «На горе-то калина»).
Хозяйка. Вот так, позабавились! А как соберутся добры молодцы да красны девицы, тут и песне место найдется, и пляске, и игре. Давайте-ка встанем в пары да в «Ручеек» поиграем! (Проводиться народная игра «Ручеек». Звучит мелодия песни «Вышивала сарафанчик». Затем хозяйка предлагает всем сесть на свои места. В горницу с песней входят три молодицы в русских костюмах (воспитатели) и поют песню. Затем хозяйка предлагает гостям пройти к столу и принять участие в посиделках).
Хозяйка. Вижу я, мастера вы петь да играть! А умеете ли вы загадки отгадывать? Отгадывать да загадывать? (Игра «Отгадайка – загадайка», загадки берутся любые).
В пути не смолкает,
В даль увлекает.
Сам не шагает. Шагать помогает. (Барабан)
****
В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поёт и не играет –
Дом она обогревает. (Батарея)
****
Это что за очень странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный…
Кто же это? ...(Буратино)
****
Мы его чуть-чуть боимся:
Шею вытянул, шипит!
И за новые штанишки
Ущипнуть нас наровит.
Машет крыльями, гогоче
Ты иди вперёд, не трусь!
Ты узнай чего он хочет –
Этот серый, грозный … (Гусь)
****
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
****
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинны, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда круглые ребятки. (Горох)
****
Колосится в поле рожь...
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.(Хлеб)
****
Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)
****
Стоит Аленка,
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.(Береза)
Хозяйка. Красны девицы, выходите, хоровод заводите! (Выходят девочки-березки, исполняется хоровод «Земелюшка-чернозем». Все присутствующие поют эту русскую народную песню).
Хозяйка. Спасибо вам, красавицы! А вы, добры молодцы, покажите, как нужно силой меряться! (Проводиться состязание «Перетяни канат»)
Хозяйка. Ну что напелись, наплясались! А вы знаете дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать и бабушка». А лентяев в народе не любили, смеялись над ними и так говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», Спиши, спишь – и отдохнуть некогда!» Много пословиц сложил народ о труде и уменье. Например:
* Кто любит трудиться,
Тому на месте не сидится.
* Ешь, пей, да дело разумей.
* Судят не по словам, а по делам.
* Где хотенье да терпенье, там и уменье.
* Умелые руки не знают скуки.
* Землю красит солнце,
А человека – труд.
* Чем больше науки, тем умнее руки.
* Где работают, там и густо,
А в ленивом доме пусто. (Проводиться конкурс «Кто больше назовет пословиц о труде». За каждую пословицу ведущий дает ромашку. Кто больше ромашек наберет, тот победитель конкурса).
Хозяйка. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер золотые руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». И сейчас мы все полюбуемся нашими поделками. (Предлагает разложить вышитые полотенца, салфетки на стол. Все рассматривают их.) Все поделки хороши! Потрудились от души! А сейчас приглашаю всех за стол! (Исполняется русская народная песня «Блины»(ксерокопия 6)Все заходят в групповую комнату .На столах стоят самовары. На подносах, блюдах разложены баранки, бублики, блины!)
Хозяйка. ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА!
Информация о работе Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников