Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:28, курсовая работа
Слово «фольклор» (в переводе со староанглийского: folk – народ, lore – учение, народная мудрость)–народное художественное творчество. Народная музыка – музыкальный фольклор – это музыкально-поэтическое, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Музыкальный фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Введение………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста………….4
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме…………………………………………………………4
Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников……………………………………………………6
Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи……………………………………13
Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей…………………………………..16
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.1 Определение уровня развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.2 Работа по развитию речи с помощью малых форм фольклора………………………………………………………….....20
2.3 Анализ влияния музыкального фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..26
Приложения……………………………………………………..........28
Грамматическое и лексическое разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать строй речи в ее многогранных проявлениях. Загадка не просто «скользит» в речевой сфере, – она приковывает к себе внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться на языковой форме, вдуматься в нее. Загадка «заставляет» ребенка анализировать ее языковую структуру, открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.
Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство.
Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные и образовательные возможности загадок многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстэтическое наслаждение. Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность исследовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Скороговорки – это игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений рече-образующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка[13.c,78].
Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего. Считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы предположить к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Адресованные детям считалки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора[10.c,9].
Сколько в этих, казалось
бы незамысловатых стишках нежности,
такта, рациональности. Они удовлетворяют
рано возникшую у ребенка
Таким образом малые фольклорные тексты оказывают положительное влияние на речь ребенка: обогащают его словарь, формируют чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки). Малые фольклорные формы (песенки, потешки, поговорки) – прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его. Фольклор играет большую роль в познавательном развитии. Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Это опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен. Использование в работе с детьми пословиц, поговорок помогает педагогу не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям. Некоторые пословицы помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе: «Красна ягода, да на вкус горька». Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к окружающему. Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности[2.c,46-49].
Ценность музыкального фольклора
заключается также в том, что
с его помощью взрослый легко
устанавливает эмоциональный
Так же большой интерес
вызывают народные произведения, в
которых имеются
«Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га, га, га.
Наши курочки в окно:
Ко – ко – ко, ко – ко – ко[18.c,8]».
Все выше сказанное подтверждает что, малые формы фольклора - незаменимый материал в работе с детьми, и не посредственно в работе по развитию речи. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики, обогащают свой словарь и т. д. По меткому определению К.Д. Ушинского, песни, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».
1.3 Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи.
Основным содержанием
работы на занятиях по развитию речи является
обучение способам наилучшего использования
языковых средств для образного
выражения задуманного
Такое обучение способствует
осознанному переносу сформированных
представлений в словесное
Этому способствует и параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждении о том, почему в загадке используются сравнения, во фразеологизме – различные словосочетания [17.c,150].
Для обследования уровня развития образности речи, с помощью малых форм фольклора можно использовать методику Гавриш Н.В., опубликованную в книге О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной «Методика развитие речи детей дошкольного возраста». За основу берутся три серии заданий на выявление уровня развития образной речи (16,с.252).
1 серия заданий: определение понимания детьми значения фразеологизмов. Каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, для выявления, того как оно понимается. Беседа с каждым ребенком проводится индивидуально.
Уровни, по которым оценивались ответы детей:
Высокий уровень – ребенок без затруднений дает правильные ответы, правильно понимает смысл фразеологизмов;
Средний уровень – ребенок испытывает небольшие затруднения, передает прямой смысл фразеологизмов;
Низкий уровень – не понимает фразеологизмов, дает отрицательные ответы.
2 серия заданий: выявления понимания детьми смысла пословиц. Ребенку предлагается объяснить, как он понимает пословицы. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально.
Уровни, по которым оценивались ответы детей:
Высокий уровень – правильно понимает смысл пословицы и ее предназначение;
Средний уровень – передает прямой смысл пословицы;
Низкий уровень – ребенок не понимает смысл пословицы.
3 серия заданий: направлена, на выявление умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, выделять средства художественной выразительности из текста загадок. Беседа с каждым ребенком проводится индивидуально.
Уровни, по которым оценивались ответы детей:
Высокий уровень – ребенок понимает художественный образ в загадке, вычленяет сравнения, эпитеты, осознает метафоры;
Средний уровень – ребенок затрудняется в понимании художественного образа в загадке, вычленение сравнений и эпитетов с ошибками;
Низкий уровень – ребенок не понимает художественный образ, не вычленяет сравнений, эпитетов, не осознает метафор.
Ушакова О.С. и Гавриш Н.В. также выделяют критерии отбора пословиц и поговорок:
1) семантическая доступность
выражений, т. е. возможность
осмысления детьми слов и
2) художественная емкость
пословиц и поговорок,
3) частотность употребления
выражений, т. е.
Илларионова Ю.Г. в своих работах раскрывает цель, значение загадок и методику работы с загадками [7.c,28].
Цель использования загадок – научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.
Требования к подбору загадок:
Младший дошкольный возраст – загадки о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются. Использовать загадки в которых используются яркие внешние признаки. Но не должны быть слишком подробные.
Средний дошкольный возраст – загадки с более широкой тематикой, характеристика предметов должна быть дана подробно, признаки предметов определены точно, четко. Загадки должны быть с прямым сравнением.
Старший дошкольный возраст
– загадки разнообразной
Требования к использованию загадок:
Структура занятий с детьми старшей группы по обучению их отгадыванию загадок:
I часть – вводная.
Цель – подготовить детей к восприятию загадок.
Приемы – рассмотрение
предмета; вычленение лишь тех признаков,
которые отражены в загадке; вопросы;
использование элементов
II часть – основная.
Цель – чтение загадок, обучение способам отгадывания, развитие объяснительной речи.
Приемы – чтение загадки два-три раза, постановка цели, объяснение способа отгадывания, образец отгадывания.
III часть – заключительная.
Цель – обобщить полученные знания, вызвать желание загадывать загадки друг другу и составлять их самостоятельно.
Приемы: обобщение, дидактической упражнение, загадывание загадок.
Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.
Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся пословицы, поговорки, фразеологизмы и т.д.
Проанализировав методику различных авторов, использования малых форм фольклора в работе по развитию образной речи детей пяти-шести лет, можно выделить общие положения при работе с малыми формами фольклора:
Информация о работе Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников