Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Слово «фольклор» (в переводе со староанглийского: folk – народ, lore – учение, народная мудрость)–народное художественное творчество. Народная музыка – музыкальный фольклор – это музыкально-поэтическое, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Музыкальный фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста………….4
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме…………………………………………………………4
Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников……………………………………………………6
Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи……………………………………13
Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей…………………………………..16
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.1 Определение уровня развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.2 Работа по развитию речи с помощью малых форм фольклора………………………………………………………….....20
2.3 Анализ влияния музыкального фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..26
Приложения……………………………………………………..........28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 111.12 Кб (Скачать файл)

- обучение на специально-организованных  занятиях;

- структура специальных  занятий (подготовка детей к  восприятию малых форм фольклора;  чтение малых форм фольклора,  обучение детей толкованию и  отгадыванию малых форм фольклора;  обобщение полученных знаний  и желания детей использовать  в своей речи малые формы  фольклора);

- требования к отбору  малых форм фольклора (семантическая  доступность выражений, выразительность  эмоционально-экспрессивной стороны,  изобразительность текста; и т.д.)

 

1.4 Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей

 

В большей степени активизирует речевые высказывания детей та деятельность, которая оказывает сильное эмоциональное  воздействие на ребенка, а именно восприятие музыкальных произведений. Одной из причин восприимчивости  ребенка к музыке является ее родство  с такой определяющей человеческую психику реальностью, как речь.  В процессе восприятия музыки дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов. Музыка побуждает детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо сюжет, используя универсальное средство – слово.  Музыкальные произведения необходимо использовать как средство развития у детей навыков связной речи. Особенно эффективными будут занятия по обучению детей составлению рассказов на основе эмоционального восприятия музыкальных произведений. Воспринимая музыкальное произведение, понимая его содержание и эмоциональный характер, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства выразительности. Опираясь на воображение, он придумывает события, развивает действия, строит сюжет, используя разнообразные языковые средства, которые делают его высказывание образным и выразительным. При восприятии музыкального произведения дети сталкиваются с образной характеристикой предмета или явления и соотносят это восприятие с созданием словесного образа. Но, не овладев связной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства, исходя из эмоционального содержания музыки. У старших дошкольников имеется достаточный запас активного словаря и сформированы навыки построения предложений, но рассказы детей часто построены на основе простого перечисления объектов, эмоционально не окрашены, не выразительны. Усилить эмоциональность и выразительность рассказов детей можно с помощью прослушивания музыки, соответствующей по настроению содержанию картины. В процессе обучения рассказыванию можно использовать такой метод как: игры-фантазии с эмоциональными открытками. Их цель – создать игровую музыкальную ситуацию, побуждающую ребенка прочувствовать, домыслить дальнейшее развитие художественного образа на основе распредмечивания  эмоционального содержания музыки.

Таким образом, использования  музыкальных произведений при обучении составлению рассказов учит детей  не просто объекты или какие-либо события, а передавать в рассказах  настроение, эмоции, чувства соответствующие  содержанию музыки или картины, что  способствует формированию навыков  выразительности речи. Слушая музыкальное  произведение, дети по-своему представляют художественный образ, передавая его  затем в словах. У дошкольников совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Разнообразная тематика музыкальных произведений, несомненно, способствует обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствованию четкого и внятного произношения детьми звуков и их сочетания в словах, формирует умение изменять силу голоса. Посредством музыки дети учатся сопоставлять простейшие свойства звуков. Кроме того, у детей совершенствуются навыки рассказывания, что в целом влияет на повышение уровня развития связной речи[Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования://Под. ред. Л.Н.Воронецкой, Т.В.Позднеевой.-Минск:БГПУ,2011.-с.187-188].  

Вывод по первой главе:

Анализируя предыдущий материал, можно сделать следующий вывод. Во-первых: если малые формы фольклора отобраны верно с учетом всех требований и структура методики соблюдена, и систематична, то детям дошкольного возраста доступно их понимание и осознание. Во-вторых: Произведения малых  фольклорных форм являются важнейшими источникам развития выразительности детской речи. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью произведений  фольклора возможно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста

 

2.1    Определение  уровня развития речи детей  дошкольного возраста.

После рассмотрения теоретических  основ использования малых форм фольклора в развитии речи детей  дошкольного возраста, возникла необходимость  изучить реальное положение использования  данных произведений в работе с детьми. Свою исследовательскую деятельность я проводила на базе ГУО «Ясли – сад д.Страдечь» Брестского района, в старшей группе «Фантазеры». В эксперименте приняли участие 16 детей (8 мальчиков и 8 девочек).

На первом этапе было поставлено несколько задач:

1) Узнать знают ли дети и используют ли в речи произведения малых форм фольклора.

2) Выяснить понимают ли они их смысл.

3) Узнать как взрослые используют произведения малых форм фольклора в работе с детьми.

Для решения первой и второй задачи я использовала методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной [15, с.71].  (Приложение 1). Цель данной методики узнать: знают ли дети жанры малых форм фольклора, владеют ими и используют ли их в своей речи. Кроме того, методика позволяет выяснить понимают ли старшие дошкольники смысл (значения) слов данных произведений. Изучение проходило в форме беседы индивидуально с каждым ребенком. В беседе приняли участие все шестнадцать детей. В результате проведенной работы были получены следующие результаты:

Анализ полученных данных, по первому заданию, показал, что на низком уровне находятся 31,25% (5детей из 16). Остальные 68,75% (11 детей) находятся на среднем уровне. Дети которые находятся на низком уровне вообще не смогли отгадать загадку и давали одинаковые ответы: «Я не знаю». Дети, которые показали средний уровень, отгадывали загадки, однако  испытывали трудности при объяснении художественного образа. Было замечено, что многие дети не умеют слушать загадку до конца. Из полученных данных видно, что дети не понимают художественного образа в загадке, не вычленяют сравнения и эпитетов, не осознают метафор. Ответы детей скудны, односложны, дети очень часто используют: "Не знаю", либо вообще не дают ответа.

В заданиях 2,3,4,5,7 детям предлагалось объяснить смысл пословицы, подобрать  по смыслу и закончить пословицы. Были получены следующие данные:

 

На низком уровне понимания  смысла пословиц находятся 81,25% детей (13 человек). Эти дети не понимают смысла пословиц, а также не могут подобрать пословицы по смыслу. На среднем уровне понимания смыла пословиц находятся 18,75% детей (3 человека, 3 девочки: Вика К., Ангелина К., Настя С..) Эти дети смогли передать смысл пословицы. Например пословицу: «Сделал дело – гуляй смело!» они объяснили так: Вика К.:«Это если я помогла маме, убрала игрушки в комнате, то можно идти погулять на улице», Ангелина К.: «Это когда мама убрала дом, она может отдохнуть», Настя С.: «Мне мама так говорит, когда я уберу игрушки, можно идти гулять». Однако в задании 7 «Закончи пословицу» никто из детей не смог правильно ответить. Дети говорили самые разнообразные слова.

В задании №6 детям предлагалось повторить скороговорку. Результаты были такие: все дети знают лишь одну скороговорку:

«Ехал Грека через реку,

  Видит Грека в реке  рак,

  Сунул Грека руку  в реку,

  Рак за руку Грека  цап».

На вопрос «Где вы её учили  или слышали?», все дети сказали: «В саду, Марина Михайловна нас научила».

В заданиях 8 и 9 были получены такие результаты: дети знают считалки и  предлагали свои варианты:

«Раз, два, три, четыре, пять

  Вышел зайчик погулять,

  Вдруг охотник выбегает,

  Прямо в зайчика  стреляет,

  Пиф, паф, ой-ой-ой умирает зайчик мой».

  *****

 «Плыл по морю чемодан,

   В чемодане, был  диван,

   На диване лежал  слон,

  Кто не верит выйди  Вон».

Однако, что касается 9 задания  дети практически не знают колыбельных песен. На мой вопрос, «Какие колыбельные песни ты знаешь?», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Баю баюшки, баю…».

Что касается последнего задания(10), анализ полученных данных показал, что на низком уровне понимания фразеологизмов находятся 100% детей (16 человек). Дети не понимают фразеологизмы. Высказывания детей сопровождались длительными паузами, скудной неясной речью, дети часто отказывались от ответа.

Для решения третьей задачи были составлены анкета для родителей. (Приложение 2). Целью анкеты было: выяснить используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома и какие. Было опрошено шестнадцать родителей.

В результате выяснилось, что  родители практически не используют в работе с детьми малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни

(«Раньше пели, а сейчас как-то нет»), кроме "Баю - баюшки-баю, не ложися на краю..." и то не до конца. Некоторые родители отрицательно отреагировали ответив: «Мой сын ходит в сад, пусть его там и учат, мне некогда с ним заниматься» В семьях все меньше и меньше знают фольклорные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и пословиц. О значении малых форм фольклора многие родители( 10 из 16) ответили: «Не знаю, наверно имеет какое-то значение». Остальные шесть родителей сказали: «Ну наверно да имеет значение, если дети их используют».

Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых  форм фольклора со старшими дошкольниками  организована недостаточно. Родители и воспитатели не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Полученные данные говорят о необходимости проведения формирующего эксперимента.

 

 

2.2 Работа по развитию речи с помощью малых форм фольклора.

  На основе полученных данных констатирующего этапа мною была поставлена цель: разработать систему занятий и игр, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

С целью обогащения речи детей наметила следующие задачи:

1). Подбор  пословиц, скороговорок, считалок, песенок для работы с детьми с целью приобщения к устному народному творчеству.

2) Разработка занятий  и упражнений по ознакомлению детей с пословицами, поговорками, загадками;

3) Организация и проведение праздника с использованием малых форм фольклора. Для решения данных задач были проведены следующие мероприятия.

Знакомство с народным творчеством я начала с пословиц. Использовала  пословицы в процессе режимных моментов, а также при игровой и трудовой деятельности.

При приеме пищи детьми мною использовались следующие пословицы:

       * И обед не в обед, коли хлеба нет.

       * Гречневая каша –

Матушка наша,

А хлебец ржаной –

Отец наш родной.

Трудовую деятельность я сопровождала такими пословицами:

* Кто любит трудиться,

Тому на месте не сидится.

* Ешь, пей, да дело  разумей.

* Судят не по словам, а по делам.

* Хочешь есть калачи  – не лежи на печи.

* Где хотенье да терпенье, там и уменье.

* Умелые руки не знают  скуки.

* Землю красит солнце,

  А человека – труд.

* Чем больше науки,  тем умнее руки.

* Где работают, там и  густо,

А в ленивом доме пусто[19.c,296].

Было проведено занятие  с целью знакомства детей с  пословицами и загадками о  грибах, занятие «Грибы» (приложение 3)

Для обогащения разговорной  речи детей проводились следующие упражнения (приложение 4): «Закончи пословицу», «Какой пословицей можно озаглавить ситуации?», «Пословицы о дружбе».

Параллельно была организована работа по развитию у детей навыков  речи - доказательства и речи - описания посредством загадки. С этой целью проводилась игра «Отгадай загадки о транспорте» (приложение 5). На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку:

«Бел да не сахар,

ног нет, а идёт» (снег),

         «Кричит крак,

всем червякам враг» (ворона),

«Стоят в лугах сестрички 

Информация о работе Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников