Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Слово «фольклор» (в переводе со староанглийского: folk – народ, lore – учение, народная мудрость)–народное художественное творчество. Народная музыка – музыкальный фольклор – это музыкально-поэтическое, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Музыкальный фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста………….4
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме…………………………………………………………4
Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников……………………………………………………6
Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми по развитию речи……………………………………13
Методика использования музыкальных произведений в развитии связной речи детей…………………………………..16
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме влияния малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.1 Определение уровня развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………….....18
2.2 Работа по развитию речи с помощью малых форм фольклора………………………………………………………….....20
2.3 Анализ влияния музыкального фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..26
Приложения……………………………………………………..........28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 111.12 Кб (Скачать файл)

 Как ты понимаешь  эту пословицу? Какие ты знаешь  пословицы и поговорки о труде?  О дружбе?

3) Подбери пословицу близкую по смыслу «Делано наспех, делано насмех»! Как сказать по другому?

4) О чем говорится в пословице «Май - холодный, год – хлеборобный». Как ты понимаешь слово  «холодный»?

5) О чем говорится в пословице «Что в воду упало, то пиши пропало»!

6)Повтори за мной «Пекарь пек калачи в печи». Что это за фольклорное произведение? Какие ты еще знаешь скороговорки?

7) Закончи пословицу:

        «Терпение  и труд …(всё перетрут)».

        «Дело мастера … (боится)».

       «С волками жить…(по волчьи выть)».

        «Яблоко от яблони … (недалеко падает)».

8) Какие ты знаешь колыбельные песни?

9) Какие ты знаешь считалки?

10) Фольклорные произведения.

Фразеологизмы:

- Ахнуть не успел;

- Бок о бок;

- Болтать языком;

- Бросать слова на ветер;

- Вверх тормашками;

- Вешать нос;

- Вешать голову;

- Водить за нос;

 

Приложение 2

Анкета для  родителей и воспитателей.

             1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

 2. Какие используете с детьми? С какой целью?

 3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие пословицы Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?

 Какие?

             6.Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?

 Приложение 3

Конспект занятия  по ознакомлению с природой, тема «Грибы»

Цели:

Познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.

 Учить детей различать  съедобные и ядовитые грибы.

 Словарь: масленок, опенок, белый гриб, серенький, кузовок.

 Познакомить детей  пословицами и загадками о  грибах.

 Развивать мышление  детей, мелкую моторику.

 Воспитывать у детей  бережное, не потребительское отношение  к природе. 

Познакомить с правилами  поведения в природе при сборе  грибов.

Оборудование:

Картинки и фотографии грибов, силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.

Ход занятия:

Загадка про гриб:

«Кто стоит на крепкой  ножке 

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!» 

Отгадали загадку? (Ответы детей). Это гриб. Какие слова загадки  подсказали вам отгадку? (Ответы детей). По грибы всякий ходит – и старый и малый. У нас немало всяких разных грибов. Вот сегодня мы с ними и познакомимся.

Грибные года к сожалению, не все. А потому, что климат бывает разный: недостаток влаги, засухи, редкие дожди по осени. Почему же не нравится грибам такой климат? (Ответы детей). Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб»,

 «Начнется  дождик редкий – готовь кузовок  крепкий». А в какое время года бывает больше всего грибов? (Ответы детей). И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».

Оказывается, деревья и  грибы с давних времен дружат. Попробуйте сами определить, под каким деревом  растут грибы подберезовики? А подосиновики? А дубовики? А буковики? (Ответы детей).

 Так какие же грибы  можно найти в наших лесах.  А вот такие. 

Это маслята. (Показ картинок). Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята  – сосновые детки. Это значит, что  расти они любят под какими деревьями? (Ответы детей). Под соснами. Но, почему же названии эти грибы  маслятами? Да потому, что шляпка у  них блестящая и липкая, как  бы маслом смазана. Взгляните, на этой картинке к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Очень вкусные  грибочки маслята.

А это опята. (Показ картинок). По картинке сразу можно догадаться где любят расти опята. Где? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно  насобирать.

А у этих грибов несколько  названий. (Показ картинок). В книжках  они называются – серые рядовки. А люди зовут их просто – мышата или серенькие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Ну а этот гриб, считается  начальником среди всех грибов. (Показ  картинок). Названий у него несколько: белый гриб, боровик, медвежатник. Очень  уж вкусен этот гриб, потому и считается  грибным начальником. Причем, не только люди оценили его вкус. Кто из лесных жителей не прочь полакомиться грибами? (Ответы детей).

Кроме птиц и зверей, есть еще насекомые – большие любители грибов: слизняки и грибные мушки. Мушки эти откладывают свои яички  в ножку гриба, яички превратятся  в личинок, а те начнут выедать  мякоть гриба и доберутся до шляпки. Тогда станет гриб трухлявым, никому не нужным.

А сейчас вставайте и выходите на коврик – мы отправляемся к медведю  в бор за грибами и ягодами.

Подвижная игра «У медведя во бору». Выбирается лов – «медведь», который садится на корточки с одной стороны игровой площадки. Остальные дети становятся в шеренгу на противоположном конце площадки и на слова

«у медведя во бору грибы  ягоды беру» идут в сторону  «медведя», наклоняясь, как бы собирая  грибы и ягоды. Когда заканчиваются  последние слова «а медведь сидит  и на нас рычит», лов-«медведь»  с рычанием встает и ловит убегающих  детей.

Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости –  уважайте хозяев леса: растительный и  животный лесной народ. Как правильно  вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем. На обычную  охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно  не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать  грибницу – корни грибов. Без  грибницы не бывать новым грибам.

Кто из вас ходил в лес  собирать грибы? (Ответы детей). Помните, что «не каждый гриб в кузовок  кладут», а почему? Есть грибы ядовитые? Почему же они ядовитые? (Ответы детей). Есть в них яд, который может  вызвать отравление. Собирать грибы  нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы  в кузовок кладет, говорят:

«Ходить в лесу – видеть смерть на носу».

Самый опасный гриб в крымских лесах – бледная поганка. Посмотрите на нее и хорошенько запомните. (Показ  картинок). Напомните мне, обитают  ли в Крыму ядовитые змеи? Как  называется эта ядовитая змея? (Ответы детей). Так вот, яд степной гадюки совсем слабенький по сравнению с  сильнейшим ядом бледной поганки.

А вот загадка про еще  один ядовитый гриб:

 «Похож этот гриб  на божью коровку, 

  Да пятнышки не  те» (Мухомор) 

Конечно, это мухомор. Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые  крапинки. «Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. Вы видели, как  после дождей взрослые работники  нашего сада, выкапывали и уничтожали ядовитые грибы на нашей территории. Для чего они это делали? Какие  меры предосторожности предпринимали? (Ответы детей). Но это в городе, в  детском саду, там, где хозяева  дети и взрослые. А в лесу мухомор  – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени  жадно ищут мухоморы и съедают  их. Улитки и слизняки прогрызают в  шляпках мухоморов дырки. Белки  даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились  использовать мухоморы как лекарство  от некоторых серьезных болезней. А теперь ответь мне на такие вопросы:

1. Только ли осенью  растут грибы? А когда еще? 

2. Почему так быстро  вырос белый гриб боровик? 

3. Почему белый гриб  зовут боровик-колосовик?

4. Какие еще съедобные  грибы повстречал в лесу Колобок? 

5. Какие ядовитые грибы  повстречались Колобку? 

6. Как используют грибы  в пищу?

7. Почему нельзя рвать  грибы с корнем?

8. Почему нельзя в лесу  уничтожать ядовитые грибы? 

Молодцы все вы знаете, а  загадки отгадаете?

Загадки о грибах:

Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидала грибы  на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут…

Надеты на ветки маслята, опята…

Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)

****

Стоит лепешка 

На одной ножке.

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает. (Гриб)

****

Весь Антошка – 

Шляпка да ножка.

Дождь пойдет – 

Он подрастет. (Гриб)

****

          Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три – и вышел  вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. (Боровик)

****

          Не спорю – не белый, 

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

****

          У кого одна нога,

Да и та без башмака? (У гриба)

****

          Я в красной шапочке расту 

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту – 

Зовусь я? (Подосиновик)

****

          Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

****

          Он в лесу стоял, 

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

1)Закончи пословицу или поговорку.

           «Терпение и труд …   всё перетрут».

           «Дело мастера…         боится».

           «С волками жить…     по волчьи выть».

           «Один в поле…           не воин».

           «Ученье - свет…          а неученье – тьма».

          «Что посеешь…           то и пожнёшь».

           «Шила в мешке…          не утаишь».

2) Какой пословицей можно озаглавить ситуации.

Ситуация №1.

    Лентяй: Не довольно  ли учиться?

                  Не пора ли порезвиться?

    Добросовестный  ученик:

                    Нет, дружочек, нет.

                    Теперь мне гулянье не впрок.

                    Дай прежде окончу урок.

           («Кончил дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час».)

Ситуация №2.

Несколько дней Люда не выполняла  домашних заданий, не готовила уроков, и, наконец, получила двойку.

  • Это случайно, - оправдывалась она.

           («Что посеешь, то и пожнёшь».)

Ситуация №3.

Поломались на детской  площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали на помощь и Валерия, который  больше всех качался на них.

  • Вот ещё, - возмутился Валерий, - буду я возиться!

            («Любишь кататься, люби и саночки возить».)

 

Ситуация №4.

Стала торопливая Настенька  шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп».

Весь шёлк искромсала –  изрезала в лоскутки. И не  то, что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка  велела ей запомнить шесть волшебных  слов.

              («Семь раз отмерь, один раз отрежь».)

3)Пословицы о дружбе!

«Без друга в жизни туго».

«Без друга на сердце вьюга».

«Друг познаётся в беде».

«Новых друзей наживай, а старых не теряй».

«Без друга жить – самому себе постылым быть».

«Верному другу цены нет».

«Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга».

«Друг научит, а недруг проучит».

«Друга ищи, а найдёшь -  береги».

«Человек без друзей, что дерево без корней».

«Ссора до добра не доводит».

«Поделись, да не подерись».

 

 

 

 

 

Приложение 5

Игра «Отгадай загадки о транспорте».

Подготовка к  игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.

Информация о работе Беларусский музыкальный фольклор в развитии речи дошкольников