Древнерусская литература

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 23:11, доклад

Описание работы

За то время, что существует на Руси литература, изменилась и она сама, и язык, на котором она создана. И хотя древнерусская литература (а период её становления и развития огромен и насчитывает почти шесть веков: с 11 по 17) - основа современного словесного искусства, понять её искушённому читателю непросто. Она может показаться странной и даже скучной: в ней нет занимательного сюжета, о героях сказано очень сухо, поступки и слова персонажей зачастую немотивированны, а в ряде произведений мы находим общие места

Содержание работы

Введение
Глава 1. История развития древнерусской литературы
Глава 2. Жанровое своеобразие древнерусской литературы
Глава 3. История русского летописания
Глава 4. Особенности летописного жанра
Глава 5. Упоминание Мурома и Муромских святых в древнерусских летописях
Заключение

Файлы: 1 файл

доклад по культурологии.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. История развития древнерусской литературы

Глава 2. Жанровое своеобразие древнерусской литературы

Глава 3. История русского летописания

Глава 4. Особенности летописного жанра

Глава 5. Упоминание Мурома и Муромских святых в древнерусских летописях

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За то время, что существует на Руси литература, изменилась и она сама, и язык, на котором она создана. И хотя древнерусская литература (а период её становления и развития огромен и насчитывает почти шесть веков: с 11 по 17) - основа современного словесного искусства, понять её искушённому читателю непросто. Она может показаться странной и даже скучной: в ней нет занимательного сюжета, о героях сказано очень сухо, поступки и слова персонажей зачастую немотивированны, а в ряде произведений мы находим общие места.

Да и автор текста тоже не всегда известен. Вполне возможно, что у одного произведения их было несколько. Ведь все книги были рукописными, и переписчик мог смело вмешаться в текст: убрать то, что ему не по вкусу, или дополнить значимыми, на его взгляд, подробностями. Однако при этом произведение древней литературы не становилось результатом коллективного творчества. Любой читатель знал и знает, что у такого литературного источника, в отличие от фольклорного, есть автор.

Особенности древнерусской литературы, конечно, нельзя объяснить неумением и неопытностью её авторов. Просто произведения этого периода созданы в русле традиции, для всех пока непривычной.

Литература, пришедшая на Русь вместе с принятием христианства, воспринималась, прежде всего, как нечто важное, серьёзное, предназначенное обслуживать высокие духовные потребности.

 Обстоятельства  возникновения древней литературы, её место и функции в жизни  общества определили систему  её жанров: хроники, хронографы, повести, жанр «хождения», жанр «слова».

Особое место среди жанров древнерусской литературы занимают летописи, в которых рассказывается об истории Руси.

До недавнего времени историки и литературоведы однобоко рассматривали летописи через описание жизни князей: об их военных столкновениях, о походах на соседние народы, о постройках городов ( крепостей ) и церквей, семейных делах князя. Мало того, представляя собою придворное изложение «событий» того или иного феодального центра, летописи повествуют об этих «событиях» в придворных тонах, так что за их изложением можно иногда уловить лишь борьбу между собою феодальных центров или придворных партий того или другого центра, и только самые первые летописные своды Киева 11 в. дают нам возможность глубже заглянуть чрез них в социальную жизнь, поскольку эти летописные своды отражали точку зрения управляемых, а не правителей.

Если в дворянской историографии 18 - половины 19 в. мы видим некоторые попытки изучения летописей, то попытки эти не представляют собою систематического и всестороннего изучения, поскольку данный источник, с одной стороны, предлагал этим историкам тот самый материал, который им нужен (государи как делатели истории ), а с другой стороны, казался, как «сочинённый современными писателями тех времён», «великой вероятности достойным». Историография второй половины 19 в., отводя летописям как источнику лишь второстепенное место, в существе продолжает ценить в них «великую вероятность», мало озабочиваясь войти в углублённое изучение этого сложного источника.

Новая разработка нашей древней истории, началась в начале 20 в. Учёные, опираясь, как известно, на тщательное и глубокое изучение источников и, желая избежать ошибок прежней историографии в отношении летописей, начали изучать их всесторонне.

Для того чтобы узнать о летописях больше, мною были поставлены следующие цели:

- обратить  внимание на особенности жанра  с выходом на решение проблемы; какие факты влияют на развитие  летописного жанра.

Для достижения цели и решения проблемы были поставлены следующие задачи:

1. изучить  историю развития древнерусской  литературы;

2. познакомиться  с жанрами древнерусской литературы;

3. узнать  об особенностях летописного  жанра;

4. проанализировать  тексты летописей;

5. познакомиться  с Муромскими летописями.

Тема, над которой я работаю, актуальна:

- во-первых: летопись является источником  необходимым и драгоценным для  некоторых периодов нашего прошлого  хотя бы потому, что только  в этом источнике мы черпаем  для этих периодов факты и  последовательность событий;

- во-вторых: изучая историю нашего государства, мы черпаем традиции нашего  народа, его мудрость;

- в-третьих: анализируя источники древнерусской  литературы, делаем выводы, сопоставляем  исторические процессы, обосновываем  их;

- в-четвёртых: воспитываем чувство патриотизма.

Глава 1. История развития древнерусской литературы

 

Древняя русская литература - это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу - от начала её по 17 в. и новую русскую литературу - начиная с 18в.

Древнерусская литература возникла в 11в. и завершила своё развитие в конце 17в. она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая её возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце 10 в. (988 г.).

Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в 10-11вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мифодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

 

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

Периодизация древнерусской литературы.

В развитие древнерусской литературы выделяются три основных периода:

1. Литература  периода Киевской Руси (11-12 вв.)

Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В 12 в. в ней было более 200 городов. К числу древнейших русских городов принадлежали Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск.

В Киеве и других русских городах с конца 11 в. в Киеве, сестрой князя Ярослава, Анной было учреждено женское училище, первое в Европе. Литература 11-12 вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово.

2. Литература  периода феодальной раздробленности  и объединения Северо-восточной  Руси (12-15 вв.)

Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро - монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода - «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», « Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».

3. Литература  периода централизованного русского  государства (16-17 вв.)

В этот период создаётся литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до 17 в. не было в литературе. Литература 17 в. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести , представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», « Повесть о бражнике»).

Выдающимся писателем 17 в. был Протопоп Аввакум, автор «Жития».

Помимо демократической литературы в 17 в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Жанровое своеобразие древнерусской литературы

 

Жанры древнерусской литературы.

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлечённый образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у неё систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры.

Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры:

Житие - жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространённый и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определённым канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Каноны жития:

- Благочестивое  происхождение героя жития, родители  которого обязательно должны  были быть праведниками. Святого  родители часто вымаливали у  Бога.

- Святой  рождался святым, а не становился  им.

- Святой  отличался аскетическим образом  жизни, проводил время в уединении  и молитве.

- Обязательным  атрибутом жития было описание  чудес, которые происходили при  жизни святого и после его  смерти.

- Святой  не боялся смерти.

- Заканчивалось  житие прославлением святого.

Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Древнерусское красноречие - этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трёх разновидностях:

- дидактическое (поучительное)

- политическое

- торжественное

Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своём поучении Владимир Мономах даёт советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться - Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях - и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, кК устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве».

Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии.

Информация о работе Древнерусская литература